Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:07, курс лекций
История государства и права зарубежных стран неразрывно связана с целым рядом юридических дисциплин:
теорией государства и права, которая базируется на обобщении истории государства и права. В свою очередь, история государства и права оперирует постулатами и понятиями, выработанными теорией государства и права.
историей отечественного государства и права, которая изучает российское государство и право с древнейших времен до сегодняшнего дня, и является составной частью всеобщей истории государства и права.
историей правовых и политических учений, которая изучает правовые и политические учения, связанные с государством и правом.
Исполнительной власти удается обходить конституционное требование о том, что заключение международных договоров возможно только с одобрения сената, для этого используется форма международной договоренности, именуемая исполнительным соглашением. Оно заключается президентом или другими органами исполнительной власти с представителями иностранных правительств и не подлежит одобрению сенатом. Исполнительные соглашения или представляются конгрессу в порядке информации или подлежат одобрению обеими палатами простым большинством после их заключения.
В ХХ в. исполнительное соглашение как форма международной договоренности широко используется, и в настоящее время количество исполнительных соглашений в несколько раз превышает количество договоров, заключенных США. Исполнительные соглашения имеют такую же юридическую силу, как договоры.
Согласно закону от 1961 г. никакие обязательства от имени США, касающиеся разоружения, сокращения или ограничения вооруженных сил и вооружений не могут быть приняты иначе, как или в виде соглашения, одобренного простым большинством обеих палат, или в виде договора, утвержденного двумя третями голосов в сенате.
Прерогативой сената является контроль за назначениями должностных лиц правительства. Сенат утверждает назначение руководителей правительственных ведомств, дипломатических представителей, членов Верховного суда, федеральных судей, а также продвижения и передвижения высших чинов вооруженных сил и заграничной службы. Но сенат редко оспаривает назначения президента на высшие правительственные должности; отклонение кандидатур в члены Верховного суда случается чаще. Не подлежат утверждению сенатом назначения на посты в аппарате Белого дома.
Если ни один из кандидатов в вице-президенты не получит больше половины голосов выборщиков, сенат осуществляет выборы вице-президента.
Конституция предоставляет конгрессу право отстранять от должности при осуждении в порядке импичмента гражданских должностных лиц, включая президента и вице-президента, если они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других серьезных преступлениях или проступках. При этом полномочия палат также разделены: только палата представителей имеет право возбуждать преследование в порядке импичмента, и только сенат осуществляет в этом случае суд (для осуждения необходимо согласие 2/3 присутствующих сенаторов). В случае признания привлеченного к ответственности лица виновным сенат может применить в его отношении только одну меру наказания - отстранить от занимаемой должности, после чего лицо, признанное виновным, может подлежать уголовной ответственности на общих основаниях.
5 раз процедура импичмента
Конгресс вправе принимать законы о предоставлении американского гражданства, о банкротстве, а также в сфере патентного и авторского права; учреждать федеральные суды и почтовые службы. Имеет право эмиссии денег и установление наказания за их подделку и ряд других полномочий.
Важную роль в деятельности конгресса играют постоянные и специальные комитеты. Они создаются в обеих палатах, каждый комитет специализируется в конкретной области государственного управления. В сенате 16 постоянных и 4 специальных комитета:
а) Постоянные комитеты:
по сельскому хозяйству,
пищевым продуктам,
лесному хозяйству,
по ассигнованиям,
по делам вооруженных сил,
по банковскому делу,
жилищному строительству и проблемам городов,
бюджетный,
по торговле,
науке,
транспорту,
энергии и естественным ресурсам,
по вопросам окружающей среды и общественных работ,
финансовый,
по иностранным делам,
по правительственным вопросам,
юридический,
по труду и людским ресурсам,
по регламенту и административным вопросам сената,
по вопросам малого бизнеса,
по делам ветеранов.
б) Специальные:
по разведке,
по делам индейцев,
по делам престарелых,
этике.
В палате представителей 22 постоянных и 5 специальных комитетов. Председатели комитетов являются весьма влиятельными фигурами в конгрессе. Председатель руководит всей работой комитета - назначает заседания, определяет, какие законопроекты и когда будут рассматриваться, назначает проведение слушаний и формирует подкомитеты.
Почти все постоянные комитеты создают подкомитеты, которые занимаются более узким кругом проблем в рамках компетенции комитета. В сенате конгресса 100-го созыва, например, 60 подкомитетов, а в палате представителей - 82.
Подкомитеты являются теми органами конгресса, где теснее всего сотрудничают три стороны - законодатели, занимающиеся проблемой, соответствующие ведомства федеральной бюрократии и лоббисты заинтересованных групп капитала. В таком "железном" треугольнике (по американской терминологии) самым большим весом и независимостью обладают представители капитала, и это неизбежно сказывается на сущности тех законопроектов, которые выходят из подкомитета.
Партийные фракции конгресса (республиканской и демократической партий) в своих действиях не зависят от национального руководства партии, а сами члены конгресса не связаны фракционной дисциплиной, т.е. не обязаны голосовать в соответствии с указаниями лидера фракции. Это объясняется тем, что в борьбе за переизбрание член конгресса зависит, прежде всего, от местной партийной организации своего округа или штата и финансирующих его на выборах местных капиталистов, и, следовательно, его позиция определяется политическими, экономическими и иными интересами этих кругов.
Партийные фракции каждой из палат выбирают лидера и его заместителя. Лидер большинства в сенате является самой важной фигурой, влияющей на ход работы этой палаты. В партийной иерархии лидер большинства в палате представителей занимает второе место после спикера палаты.
А роль лидера меньшинства и в сенате и в палате представителей сводится к формулированию политики оппозиции и организации поддержки в ее пользу. Руководство партийных фракций обеих палат - связующее звено между исполнительной властью и конгрессом.
Президент часто консультируется с лидерами своей партии в конгрессе, иногда с лидерами обеих партий совместно и через это сотрудничество стремится получить от конгресса поддержку своим инициативам.
Каждая из палат имеет своих должностных лиц. Спикер палаты представителей - председательствует в палате и руководит фракцией большинства, определяет порядок рассмотрения законопроектов, направляет внесенные законопроекты в комитеты, выносит окончательное решение по всем процедурным вопросам. Особенно важна роль спикера в отношениях с администрацией тогда, когда президент принадлежит к одной партии, а палату представителей контролирует другая.
Председателем сената является вице-президент; не будучи членом сената, он получает право голоса только в том случае, если при голосовании голоса сенаторов разделились поровну. Свои обязанности председателя сената вице-президент исполняет лишь время от времени. Поэтому сенат избирает из числа своих старейших и уважаемых деятелей "временного председателя", он подписывает одобренные сенатом законопроекты.
Формы законодательных предложений. В конгрессе существуют четыре формы законодательных предложений:
законопроект,
совместная резолюция,
совпадающая резолюция
простая резолюция.
Законопроект приобретает силу закона после принятия в идентичной форме обеими палатами и подписания президентом.
Совместная резолюция
Совпадающая резолюция принимается обеими палатами в идентичной форме, но ее не подписывает президент, и она не приобретает силы закона. Путем принятия этой резолюции конгресс выражает свое мнение, провозглашает те или иные принципы и цели. Бюджетные резолюции конгресса по форме являются совпадающими.
Простую резолюцию принимает одна из палат. Силы закона не имеет и служит для принятия решения, действие которого распространяется только на данную палату или для выражения ее мнения.
Прохождение законодательных предложений в конгрессе. Право законодательной инициативы принадлежит каждому члену конгресса. Он вносится в каждой из палат, и в зависимости от его содержания палаты направляют его в один или несколько постоянных комитетов, а они передают предложение на рассмотрение своих подкомитетов. И ни одна из палат не будет рассматривать законопроект, пока не получит от комитета доклад с итогами его обсуждения. Только тогда назначается рассмотрение законопроекта.
В палате представителей он может быть предварительно рассмотрен комитетом всей палаты. Его образуют 100 или больше присутствующих членов палаты, и председательствует в нем не спикер, а назначенный председатель. Это позволяет упростить процедуру работы палаты.
В сенате комитет всего сената работает только при рассмотрении международных договоров. В ходе дебатов по законопроекту на заседании палат в его текст могут быть внесены поправки. В законодательном процессе обе палаты равноправны и если одни из них не принимают проект, он считается отвергнутым. Если проект принят обеими палатами, но в разных вариантах, для устранения различий создается согласительный комитет, в который каждая из палат назначает своих представителей.
Представители палат голосуют раздельно. Текст законопроекта, выработанный согласительным комитетом, снова ставится на голосование в каждой из палат. Он принимается или отвергается в целом, поправки не вносятся. Если на этом этапе законопроект отвергнут одной или двумя палатами, он может быть опять направлен в согласительный комитет прежнего или нового состава. Если проект одобрен обеими палатами, согласительный комитет прекращает свое существование. Одобренный идентичный текст законопроекта подписывается спикером палаты представителей и председателем сената.
Дальше законопроект поступает на подпись к президенту. Он имеет право в течение 10 дней, за вычетом воскресных и праздничных, подписать или отклонить законопроект. В случае несогласия президент возвращает его в ту палату, откуда проект исходил. Это называется правом президентского вето. Конгресс может преодолеть право президентского вето. Для этого нужно повторное голосование в обеих палатах, и если законопроект будет одобрен большинством в две трети голосов, он становится законом без согласия президента. Если 10 дней при продолжающейся сессии конгресса президент не предпримет в отношении законопроекта никаких действий, проект обретает силу закона, как если бы был подписан президентом. Но если представленный президенту 10-дневный срок прерывается окончанием работы конгресса, а законопроект президентом не подписан, он в силу не вступает.
Это называется "карманное вето" президента. Конгресс не может преодолеть "карманное вето", никакой процедуры на этот случай не предусмотрено.
Законопроект становится законом в тот день, когда его подписал президент или обе палаты преодолели вето, или дата вступления закона в силу предусмотрена в самом законе.
Многоступенчатость прохождения законопроекта в конгрессе предполагает необходимость одобрения его на каждой стадии. Чтобы он провалился, достаточно не принять решения на одной из стадий. Торможение принятия закона тоже часто равносильно провалу, т.к. действует принцип дисконтинуитета, т.е. законопроект, внесенный на данной сессии конгресса, должен быть одобрен в течение работы конгресса данного созыва и на следующую сессию не переносится. Исключение - международные договоры, переданные на рассмотрение сената, не снимаются до тех пор, пока сенат не примет по ним решения или президент не отзовет договор из сената.
Во время каждого созыва конгресса вносится большое количество законопроектов - около 20 тыс., но принимаются конгрессом только несколько сотен.
Как и на федеральном уровне, в штатах отмечается значительное усиление исполнительной власти губернатора за счет прерогатив законодательных органов.
По своей структуре и методам работы законодательные собрания штатов во многом копируют конгресс. Во всех штатах, кроме Небраски, они состоят из двух палат: палаты представителей и сената.
Президент США - избирается сроком на 4 года путем косвенных выборов: избиратели выбирают выборщиков, а они - президента. Конституция предусматривает, что избранным считается тот кандидат, который получит абсолютное большинство голосов выборщиков. Если ни один кандидат не получит требуемого большинства, палата представителей избирает президента из 3-х кандидатов, получивших наибольшее число голосов. Никто не может занимать президентский пост более двух раз.