Лекции по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:07, курс лекций

Описание работы

История государства и права зарубежных стран неразрывно связана с целым рядом юридических дисциплин:
теорией государства и права, которая базируется на обобщении истории государства и права. В свою очередь, история государства и права оперирует постулатами и понятиями, выработанными теорией государства и права.
историей отечественного государства и права, которая изучает российское государство и право с древнейших времен до сегодняшнего дня, и является составной частью всеобщей истории государства и права.
историей правовых и политических учений, которая изучает правовые и политические учения, связанные с государством и правом.

Файлы: 22 файла

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc

— 97.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc

— 157.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc

— 103.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc

— 130.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 5. Государство и право Франков.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc

— 102.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc

— 99.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9. Государство и право Византии.doc

— 80.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc

— 110.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc

— 222.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc

— 89.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 12. Государство США В Новое время.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc

— 109.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc

— 196.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc

— 84.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc

— 90.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Конституция 1958 г. отказалась от прежней политической практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли ничтожную часть. Позднее косвенные выборы президента были заменены прямыми.

Второе место  в государственном механизме Пятой республики было отведено правительству. В самом общем виде его компетенция закреплялась в ст. 20 Конституции: правительство должно определять и осуществлять “политику нации”, распоряжаться администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр, полномочия которого определены более подробно, должен руководить деятельностью правительства, нести ответственность за оборону страны, обеспечивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности.

Таким образом, высшая исполнительная власть, по конституции, была недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер, обладая определенной автономией, осуществляет повседневное руководство внутренней политикой. Конкретные формы взаимодействия президента и премьера зависели от согласованности их действий при стратегическом верховенстве президента и, главным образом, от расстановки партийно-политических сил.

На  последнее место среди высших государственных органов Конституция 1958 г. поместила парламент. Он состоял из двух палат — Национального собрания и Сената, которые были практически равноправными. Национальное собрание избиралось прямым голосованием. Сенат, избираемый путем косвенного голосования коллегиями выборщиков, должен был обеспечивать представительство территориальных единиц республики и французов, проживавших за пределами Франции. Особые “сдерживающие” полномочия Сената, обладающего правом вето в отношении проектов конституционных изменений, могли стать тормозом при прохождении важных законопроектов.

Специальный раздел Конституции был посвящен взаимоотношениям между парламентом и правительством, в котором отчетливо закреплялась доминирующая роль правительства. Тщательно оформленное функциональное разделение “властей”, подробная регламентация деятельности, структуры и процедуры заседаний парламента имели целью создание системы “рационализированного” парламентаризма вместо парламентарных моделей Третьей и Четвертой республик.

Акты  парламента могли регулировать строго определенный и сравнительно небольшой круг вопросов (структура и принципы организации государственного аппарата, права и свободы, гражданство, налоги, основные принципы гражданского, уголовного, трудового права и др.). По этим вопросам правительство также могло издавать нормативные акты, имеющие силу закона (ордонансы), но только с разрешения парламента. Возможность подобного рода делегирования парламентом своих полномочий была прямо предусмотрена в Конституции, а последующая практика закрепила такое положение. Все остальные вопросы должны были решаться в административном порядке, регламентарной властью кабинета, т. е. путем декретов.

Правительство обладало также значительными полномочиями по контролю над законодательным процессом. Прежде всего оно, по сути, определяло повестку дня работы парламента. Правительственные законопроекты должны были рассматриваться в первую очередь. Правительство могло также использовать целый ряд средств по отклонению внесенных парламентариями поправок в законопроект и проведению голосования без обсуждения (ст. 40, 41, 44, 45 и др.). Для принятия финансового законопроекта, например, парламенту устанавливался определенный срок. Если в этот срок бюджетный закон не принимался, он мог быть введен в действие правительственным декретом.

Конституция 1958 г. устанавливала ответственность  правительства перед парламентом. Однако принятие “резолюции порицания”, которая обязывала бы правительство  уйти в отставку, было обставлено многочисленными  условиями (ст. 49). Правительству могло быть отказано в доверии только абсолютным большинством голосов, а если инициаторы резолюции не собирали такого большинства, они утрачивали право вносить новую в течение той же парламентской сессии.

Таким образом, хотя система органов, по Конституции 1958 г., обладала атрибутами парламентарной республики (ответственность правительства перед парламентом, министерская скрепа актов президента и т. п.), наиболее существенные полномочия в определении и проведении государственной политики были переданы президенту. Обширные прерогативы президента Франции, предусмотренные конституцией, не имели аналога даже в президентских республиках. Режим Пятой республики стал в теории именоваться смешанным “президентско-парламентским” или “косвенным президентским” режимом, став образцом своеобразной гибридной, а на деле новой, самостоятельной формы правления, получившей в политической науке наименование “полупрезидентская республика”.

Судебная власть, по Конституции 1958 г., провозглашалась  “хранительницей личной свободы”. Особое положение среди судов занял Конституционный совет, который сосредоточил в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов и, несмотря на отсутствие прямого указания об этом, право толковать основной закон. Классическим примером системы специализированных судов является и существование во Франции органов административной юстиции во главе с Государственным советом.

В юрисдикцию административных судий входит решение  вопросов о соответствии закону актов  и действий исполнительных органов и должностных лиц, на практике — от решений муниципалитетов до актов президента. В остальном же традиционные формы судоустройства по прежнему сохраняются и действуют с незначительной модернизацией в 1970-х гг. (Кодекс судоустройства 1978 г.).

Конституция 1958 г. очень скупо регламентировала систему местного управления. Вместе с тем французская (континентальная) модель местного управления стала образцом для подражания в большинстве  стран мира. В ней определенным образом сочетаются прямое государственное управление на местах и местное самоуправление, причем агенты государственной администрации осуществляют надзор за деятельностью местных представительных органов. Одновременно нижестоящие звенья системы подчиняются вышестоящим. В этой сфере Конституция 1958 г. следовала распространенной теории, согласно которой существуют “естественные” административно-территориальные единицы (село, город и др.), которые могут и должны формировать свои органы самоуправления, и “искусственные” образования, т. е. созданные актами центральной власти (регион и т. п.), в которых управление осуществляется только представителями центральной власти. По конституции, местными коллективами республики являются коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными советами (ст. 72). Низовой единицей стала коммуна (село или город), жители которой избирают свой орган самоуправления — муниципальный совет. В департаментах избираются генеральные советы. “Искусственным образованием”, не имеющим представительных органов, стал регион. Функции местной администрации в департаментах и регионах были возложены на префектов и супрефектов, которые являются представителями центра на местах.

 


Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc

— 110.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Нов.doc

— 127.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Теории государства и права"