Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 23:19, курсовая работа
Целью исследования выступает исследование института личных прав и свобод человека и гражданина.
Задачами курсовой работы являются:
рассмотреть международно-правовое регулирование личных прав граждан;
раскрыть понятие и сущность правового положения личности в Республике Беларусь;
проанализировать основные права и свободы граждан Республики Беларусь;
рассмотреть конституционные гарантии основных прав и свобод граждан Республики Беларусь;
раскрыть роль ОВД в охране прав и свобод граждан.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Международно-правовое регулирование личных прав граждан………… 5
2 Национально-правовое регулирование личных прав граждан…………… 10
2.1 Понятие и сущность правового положения личности в Республике Беларусь…………………………………………………………………..
10
2.2 Основные права и свободы граждан Республики Беларусь………….. 13
3 Механизм обеспечения личных прав и свобод……………………………. 18
3.1 Конституционные гарантии основных прав и свобод граждан Республики Беларусь…………………………………………………….
18
3.2 Роль ОВД в охране прав и свобод граждан……………………………. 22
Заключение………………………………………………………………………. 28
Список использованных источников…………………………………………... 30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
“Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины”
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина
Курсовая работа
Исполнитель
студент группы П-11 ____________ Н.А. Чуйков
Научный руководитель ____________ Л.А. Краснобаева
Гомель 2013
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
|
5 |
|
10 |
2.1 Понятие и сущность
правового положения личности
в Республике Беларусь……………………… |
10 |
2.2 Основные права и
свободы граждан Республики |
13 |
|
18 |
|
18 |
|
22 |
Заключение…………………………………………………… |
28 |
Список использованных источников…………………………………………... |
30 |
Введение
Основной закон государства – Конституция декларирует положение о том, что «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя Республики Беларусь. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.
Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Высшая ценность прав человека, во-первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу государственных органов и должностных лиц, необоснованному вторжению государства в сферу личной свободы человека. В этой связи следует обратить внимание на проводимое разграничение универсальных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.
Правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.
Актуальность изучения данной темы определяется тем, что в современном демократическом государстве личные права и свободы человека и гражданина представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, выступающий мерилом достижений общества, его «визитной карточкой». Конституция Республики Беларусь признает права и свободы человека высшей ценностью, которой все остальные о6щественные ценности не могут противоречить.
Целью исследования выступает исследование института личных прав и свобод человека и гражданина.
Задачами курсовой работы являются:
Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие права и свободычеловека и гражданинаРеспублики Беларусь.
Предметом исследования являются конституционное законодательство Республики Беларусь, международной законодательство, а также белорусская и зарубежная учебная литература, научные статьи, монографии в данной области.
Методологической и теоретической основой написания курсовой работы являются учебные пособия, статьи, монографии отечественных и зарубежных ученых и специалистов, нормативно-правовые акты, периодические издания.
При написании работы использовались следующие методы исследования проблемы:сравнительный, анализа, синтеза, системный, диалектический и логический.
1 Международно-правовое регулирование личных прав граждан
Понятие «права человека» появилось в результате длительного развития общественной мысли. Впервые оно возникло в Древней Греции и обозначалось как «права гражданина». Однако граждане тогда составляли меньшинство населения, так как иностранцы и рабы в эту категорию не входили. Концепция «прав человека», сформированная в древних полисах, прошла трудный и долгий путь.
Оформившись как политическая платформа в ходе буржуазных революций, она получила новый импульс в наше время, когда перед человечеством во всей остроте встали вопросы выживания [1, с. 13].
C.И. Симановский считает, что «права человека – сложное, многоплановое явление мировой культуры и цивилизации. Они имеют негативное и позитивное значение. В первом случае – это права «от» принуждения, вмешательства в личную жизнь, порабощения, дискриминации, социальной несправедливости и т. д. Во втором случае это права «для» самовыражения, самоопределения, реализации своих творческих способностей, всестороннего развития, участия в общественной жизни, достойного существования и т. д. В конечном счете все человеческие права направлены на обеспечение свободы личности» [1, с.17].
Становление и развитие концепции прав и свобод человека на национальном уровне привело к созданию в середине ХХ века первых международно-правовых документов, направленных на защиту прав личности, а также комплексному воздействию норм международного права на национальную систему защиты прав человека в государствах-участниках ООН, включая и Республику Беларусь.
Развитие международных стандартов в области защиты прав личности, их взаимодействие с национальным правом Республики Беларусь определяется интернационализацией общественной жизни. Взаимозависимость и единство мира требуют, чтобы национальные политико-правовые системы в области защиты прав человека строились как части единого глобального механизма и были способны взаимодействовать друг с другом и системой международных отношений в целом.
Важнейшим этапом в становлении принципа уважения прав и свобод человека явилось принятие Устава ООН 26 июня 1945 года [2].
И.И. Басецкий отмечает:«испытав за историю своего развития многочисленные собственные проблемы, пережив внутренние конфликты, региональные и мировые войны с огромными лишениями, страданиями и человеческими жертвами, народы разных стран, их интеллектуальная элита, ученые и государственные деятели стали искать средства самосохранения, нравственные и правовые способы цивилизованного устройства человеческого общежития» [3, с. 33]. Эти обстоятельства и привели государства к созданию главной международной организации в области обеспечения международного мира и безопасности, защиты прав и свобод человека –Организации Объединенных Наций (далее – ООН).
Устав ООН стал первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого сотрудничества между государствами в деле поощрения и развития уважения к правам и свободам человека.
Как отмечал профессор В.А. Карташкин, уже в процессе разработки и принятия Устава ООН выявился разный подход государств к проблеме прав и свобод человека. Первоначально в предварительных предложениях относительно создания всеобщей международной организации по поддержанию международного мира и безопасности, принятых на конференции в Думбартон-Оксе в сентябре 1944 года, не содержалось указания на поощрение и развитие уважения к правам и свободам человека как на одну из главных целей создаваемой организации. В пункте 3 главы 1 предварительных соглашений, явившихся основой для принятия Устава ООН 1945 года, в качестве цели Организации указывалось «осуществление международного сотрудничества в разрешении международных экономических, социальных и других гуманитарных проблем» [4, с. 22].
СССР, руководствуясь нормами Конституции 1936 года, настаивал на включении в Устав ООН целого ряда прав и свобод, доминирующими из которых были социально-экономические права. Делегации ряда западных стран считали, что перечень основных прав человека должен быть разработан позднее и включен в Хартию прав человека. Ряд стран не могли согласиться на включение в Устав ООН социально-экономических прав, так как не считали нужным закреплять их в своем национальном законодательстве и признавали в качестве прав человека только гражданские и политические.
В результате достигнутого компромисса по инициативе советской делегации, поддержанной США, Великобританией и Китаем, была предложена поправка к пункту 3 статьи 1 Устава ООН, согласно которой одной из целей Организации является «осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Таким образом, Устав ООН впервые возложил на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом какой-либо дискриминации.
В 1946 году в рамках ООН была создана Комиссия по правам человека, мандатом которой являлась разработка международной декларации или конвенции по вопросам прав человека.
Для подготовки декларации была создана временная рабочая группа, в состав которой вошли Э.Рузвельт, французский профессор Р.Кассен, философ Ш.Малик. Уже на второй сессии Комиссии по правам человека, проходившей в декабре 1947 г., был представлен практически законченный проект декларации, подготовленный Р.Кассеном [5, с. 7].
10 декабря 1948 года на 183-м пленарном заседании сессии Генеральной Ассамблеи ООН Всеобщая декларация прав человека была принята абсолютным большинством голосов. Из 56 государств, принимавших участие в голосовании, 48 проголосовали «за», 0 – «против» и 8 воздержались. Среди них были: Белорусская ССР, Польша, Саудовская Аравия, СССР, Украинская ССР, Чехословакия, Югославия и Южно-Африканский Союз [5, с. 9].
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года была принята и провозглашена в резолюции 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». Она представляет собой хорошо структурированный правовой документ, состоящий из преамбулы и 30 статей, в которых впервые на международном уровне устанавливались основополагающие права и свободы личности[6].
В.А. Гайсенок отмечает, что «многие положения Всеобщей декларации прав человека все еще остаются декларативными. Тем не менее она послужила отправной точкой для разработки и принятия многих международных документов по правам человека» [7, с. 5].
После одобрения Всеобщей декларации прав человека государствам предстояло создать единый Международный пакт о правах человека, который содержал бы юридические обязательства государств – членов ООН по проведению в жизнь положений Всеобщей декларации прав человека. К созданию Международного пакта Комиссия по правам человека ООН приступила в 1947 году, и эта работа продолжалась почти 20 лет.
Генеральная Ассамблея ООН постоянно уделяла внимание разработке Международного пакта. В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН постановила, что Комиссия по правам человека ООН должна в «своей работе осуществлять приоритет составлению проекта Пакта о правах человека» [8, с. 55]. В дальнейшем, в 1950-1963 гг., Генеральная Ассамблея ООН неоднократно возвращалась к этому вопросу и принимала особые решения. Однако работа над Международным пактом все же затягивалась. Причиной этому явилось официальное заявление правительства США об отказе подписать и ратифицировать пакт.
Информация о работе Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина