Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 23:19, курсовая работа
Целью исследования выступает исследование института личных прав и свобод человека и гражданина.
Задачами курсовой работы являются:
рассмотреть международно-правовое регулирование личных прав граждан;
раскрыть понятие и сущность правового положения личности в Республике Беларусь;
проанализировать основные права и свободы граждан Республики Беларусь;
рассмотреть конституционные гарантии основных прав и свобод граждан Республики Беларусь;
раскрыть роль ОВД в охране прав и свобод граждан.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Международно-правовое регулирование личных прав граждан………… 5
2 Национально-правовое регулирование личных прав граждан…………… 10
2.1 Понятие и сущность правового положения личности в Республике Беларусь…………………………………………………………………..
10
2.2 Основные права и свободы граждан Республики Беларусь………….. 13
3 Механизм обеспечения личных прав и свобод……………………………. 18
3.1 Конституционные гарантии основных прав и свобод граждан Республики Беларусь…………………………………………………….
18
3.2 Роль ОВД в охране прав и свобод граждан……………………………. 22
Заключение………………………………………………………………………. 28
Список использованных источников…………………………………………... 30
Право на защиту международных организаций. В соответствии со статьей61 Конституции, каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Под исчерпанностью всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты следует понимать использование гражданином всех легальных (предусмотренных законом) возможностей для защиты своих прав и свобод внутри государства. К этим средствам следует относить рассмотрение споров в судах либо в административных органах[20, с. 47-49].
Из всего вышеизложенного следует вывод, что правовой статус личности складывается из правосубъектности и конституционных прав, свобод и обязанностей. Отсюда следует, что правовой статус личности не является одинаковым во всех государствах, т.к. он зависит от содержания конституционных норм конкретной страны. Следовательно, объем правового статуса личности в конкретном государстве зависит, прежде всего, от воли законодательных органов этого государства.
Основными принципами правового статуса личности в Республике Беларусь являются: равенство всех перед законом; гарантированность реализации прав и свобод личности; недопустимость ограничения прав и свобод личности; обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями.
В заключение можно добавить, что конституционные права и свободы закрепляются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу.
Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина – это неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.
В современных условиях защита прав человека все более очевидно становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.
Ни одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или иных решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет будущего, если оно не уважает права и свободы личности. Право на честь, достоинство, деловую репутацию является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества. Очень важно при этом создать подлинно правовое государство, ибо правовое государство и права человека неотделимы друг от друга: правовое государство - гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений, а права человека - своеобразное гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности.
В правовом положении личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга,но вместе с тем каждый из них имеет свое назначение, выполняет определенную функцию. Это в полной мере относится и к гарантиям. В рамках целого, системы назначения гарантий состоят в том, что они призваны обеспечить такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в конституции и законах юридический статус личности и особенно, ее права и свободы становились фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина. Без соответствующих гарантий провозглашенные в Конституции, в законах права и свободы –«пустой звук». Реализация этих прав и свобод требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности, как государства, его органов, общественных объединений, так и самих граждан. Вопрос о гарантиях возникает каждый раз, когда осуществляется переход от должного к сущему.
Гарантии – один из вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности. Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод. Назначение гарантий состоит как в обеспечении, так и в охране прав и свобод. Более полное претворение в жизнь прав и свобод граждан зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантий прав и свобод. В широком плане понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или не подлежащего осуществления и защиту прав от далеко не редких в наши дни нарушений. Хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного его осуществления. То есть под гарантиями понимается условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого.
Гарантии прав, свобод граждан – это условия и средства, которые обеспечивают их осуществление.
Имеется два уровня конституционных гарантий прав, свобод. Первый уровень – это гарантийный механизм, заложенный в тех статьях Конституции, которые провозглашают сами права и свободы граждан. Второй уровень – это специальные конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей граждан. В качестве таковых выступают положения, закрепленные в статьях 58-62 Конституции Республики Беларусь. В частности, подчеркивается, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, ее законами, либо к отказу от своих прав. Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного правопорядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан в Республике Беларусь.
Важной гарантией выступает норма, согласно которой государственные органы, должностные лица и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, которые нарушают права и свободы граждан (ст. 60 Конституции Республики Беларусь).
С целью обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает систему гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи:
4. Гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь.
Наряду с общими государственными гарантиями прав и свобод человека и гражданина следует выделить специфические юридические гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина:
Юридические гарантии прав и свобод граждан – это совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых реализуются, охраняются и защищаются права и свободы, пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.
К юридическим гарантиям реализации прав и свобод человека и гражданина относятся закрепленные правовыми нормами пределы их осуществления, способы конкретизации; юридические факты, связанные с их обеспечением; процессуальные формы осуществления прав и свобод; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной их реализации.
Некоторые авторы высказывают мысль, что в число юридических гарантий прав личности следует включить:
Система юридических гарантий будет эффективнее, если нормативные, институциональные, процессуальные, организационные элементы этой системы будут основываться и функционировать на принципе «гарантия гарантиям». Так, В.С. Нерсесянц утверждает, что юридические гарантии воплощают идею согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат одновременно защитным механизмом для других, и наоборот. Именно в контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий прав и свобод личности могут реально осуществить свою защитную роль. Словом, юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, в форме которых выступают правовое государство и правовые законы [23, с. 126].
В настоящее время принято различать два основных способа защиты прав и свобод – внутригосударственный и международно-правовой. Если чьи-либо права нарушены, то лицо сначала обращается к возможностям, предоставляемым самим государством, прежде чем обратиться за защитой в международные инстанции[18, с. 53].
Внутригосударственные делятся по объему наследующие:
Государственно-правовой механизм защиты прав и свобод личности в Республике Беларусь стал бы более эффективным, если бы в правовую систему государства был бы введен институт омбудсмена и принят Закон «Об уполномоченном по правам человека».
Данный институт был впервые основан в Швеции в 1809 году. Институт омбудсмена под различным названием (медиатор во Франции, уполномоченный по правам граждан в Польше) существует более чем в 100 странах мира. Омбудсмен призван осуществлять в государстве контроль практически за всеми органами государственного управления, а в некоторых странах – и за судебными органами в области защиты прав человека. Омбудсмен не имеет права изменять решений подзаконных органов, но может косвенно влиять на изменение решения путем направления своего мнения в орган, нарушивший права человека, с целью необходимости изменения его решения.
Дискуссии по вопросу необходимости введения института уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь были начаты в 1994 году, когда в ряде государств (Россия, Украина, Казахстан и др.) по опыту европейских государств стали приниматься Законы «Об уполномоченном по правам человека». Проект такого Закона разработан и в Республике Беларусь. Судья Конституционного Суда Республики Беларусь Р.И. Филипчик отмечает, что «в проекте предусмотрено, что по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав человека в Республике Беларусь уполномоченный по правам человека вправе:
Информация о работе Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина