Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 23:19, курсовая работа
Целью исследования выступает исследование института личных прав и свобод человека и гражданина.
Задачами курсовой работы являются:
рассмотреть международно-правовое регулирование личных прав граждан;
раскрыть понятие и сущность правового положения личности в Республике Беларусь;
проанализировать основные права и свободы граждан Республики Беларусь;
рассмотреть конституционные гарантии основных прав и свобод граждан Республики Беларусь;
раскрыть роль ОВД в охране прав и свобод граждан.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Международно-правовое регулирование личных прав граждан………… 5
2 Национально-правовое регулирование личных прав граждан…………… 10
2.1 Понятие и сущность правового положения личности в Республике Беларусь…………………………………………………………………..
10
2.2 Основные права и свободы граждан Республики Беларусь………….. 13
3 Механизм обеспечения личных прав и свобод……………………………. 18
3.1 Конституционные гарантии основных прав и свобод граждан Республики Беларусь…………………………………………………….
18
3.2 Роль ОВД в охране прав и свобод граждан……………………………. 22
Заключение………………………………………………………………………. 28
Список использованных источников…………………………………………... 30
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года в своих статьях детально конкретизирует гражданские и политические права и свободы личности[9]. В качестве механизма контроля за соблюдением положений Пакта на его базе функционирует Комитет по правам человека, состоящий из восемнадцати членов (ст. 28), который выполняет три функции:
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года конкретизирует по сравнению с положениями Всеобщей декларации прав человека экономические, социальные и культурные права личности[10]. Однако механизм контроля за соблюдением его положений существенным образом отличается от контрольного механизма, действующего на базе Международного пакта о гражданских и политических правах.
Профессор Г.А.Василевич отмечает, что Республика Беларусь в 1966 году подписала, а в 1973 году ратифицировала два важнейших Международных пакта – о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. По его мнению, давно назрела потребность в подготовке фундаментального труда в форме комментария к названным Пактам, который будет иметь не только теоретическое, но и практическое значение. Это будет реальным вкладом белорусских ученых-обществоведов и специалистов в становление правового государства, в утверждение прав и свобод каждого человека и гражданина с учетом международных стандартов [11, с. 61].
Образование 8 декабря 1991 года Содружества Независимых Государств (далее – СНГ), обострение межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР, резкое падение жизненного уровня населения бывших советских республик актуализировало необходимость более тесного сотрудничества государств – участников СНГ, в том числе и Республики Беларусь, в области защиты прав человека.
Одним из основных документов, призванных регламентировать и обеспечивать защиту прав личности в рамках СНГ, а также контролировать деятельность государств-участников Содружества в данной области, явилась Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года, принятая на саммите глав государств-участников СНГ, которая установила права человека, аналогичные тем, что закреплялись во Всеобщей декларации прав человека[12].
Однако еще до принятия вышеуказанной Конвенции решением Совета глав государств СНГ было утверждено Положение о Комиссии по правам человека от 24 сентября 1993 года [13].
В соответствии с частью 2 данного Положения каждое государство – участник СНГ имеет право направлять другому государству-участнику письменные запросы по вопросам, связанным с нарушением прав человека другим государством-участником СНГ. Если вопрос не решен государствами, он может быть передан в Комиссию, которая имеет право обратиться к заинтересованным сторонам с просьбой предоставить информацию по данному делу. Если вопрос, переданный в Комиссию, не решен к удовлетворению сторон, она может с их согласия образовать специальную подкомиссию из числа представителей любой из сторон. По завершении рассмотрения вопроса подкомиссия представляет Комиссии заключение для направления его заинтересованным государствам. Вместе с тем данное заключение не имеет для спорящих государств обязательной юридической силы.
Согласно части 3 Положения о Комиссии по правам человека она также имеет право рассматривать индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций по вопросам, связанным с нарушениями прав человека любым государством-участником СНГ. При изучении данных вопросов Комиссия может заслушивать на своих сессиях заявителей, обращения которых рассматриваются, или их представителей. На этом функции Комиссии исчерпываются. Комиссия не выносит какого-либо решения, юридически обязательного для государства-участника СНГ, чьи действия обжалуются. Таким образом, Комиссия по правам человека СНГ является лишь консультативным органом Содружества, призванным наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-участниками СНГ.
Эффективность деятельности механизма защиты прав человека на международном уровне, включая и СНГ, во многом зависит от его реализации в национальное законодательство, представляющий собой процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями.
Белорусский исследователь В.Ю.Калугин справедливо полагает, что «нередко требуются дополнительные правовые и организационные меры со стороны государств для всестороннего и полного осуществления норм международного права. Процесс реализации международного права включает непосредственную фактическую деятельность (соответствующую требованиям норм) по достижению социального значимого результата, правового и организационного обеспечения этой деятельности» [14, с. 216].
Важнейшей формой реализации норм международного права в области защиты прав человека является имплементация, то есть «осуществление, исполнение государствами международно-правовых стандартов» [15, с. 177].
Таким образом, Республика Беларусь как самостоятельный субъект международного права предпринимает все необходимые меры, направленные на то, чтобы ее нормативные правовые акты, регламентирующие защиту прав человека, соответствовали взятым ею международным обязательствам. Одним из ярких примеров этого может служить раздел II действующей Конституции «Личность, общество, государство», в статьях 24-51 которого закреплены права и свободы личности, аналогичные тем, которые были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года.
Создание и функционирование международных соглашений в области защиты прав человека оказывает существенное воздействие и на национальную правовую систему Республики Беларусь. Вместе с тем современное международное право со значительной полнотой определяет содержание важнейших положений конституционного права Республики Беларусь – норм о правах человека. Роль международного права в этом процессе находит все более основательное признание в конституционном праве государства.
С провозглашением Республики Беларусь суверенным государством в ней активно начался процесс формирования новой национальной правовой системы, основанной на принципах демократизма, приоритета общепризнанных положений международного права. Это свидетельствует о том, что в характере правовой системы нашей страны произошел коренной поворот в сторону признания и гарантирования прав и свобод личности, как высшей ценности государства. Данное новое положение об отношениях государства к человеку и гражданину нашло свое закрепление на конституционном уровне[16, с. 121].
Согласно статье 2 Конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией» [17]. Как вытекает из указанного конституционного положения, гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, он признается самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества.
Положение личности в обществе определятся не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса. В самом общем виде правовой статус личности определяется как совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми она наделяется как субъект правоотношений.
Каждая из отраслей права закрепляет совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т.д. Конституционное право выполняет особую роль в закреплении правового положения человека и гражданина. Оно закрепляет основы правового статуса личности, наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений[16, с. 122].
Т.С. Масловская считает, что конституционно-правовой статус личности – это конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражают наиболее существенные, основополагающие начала, которые определяют положение человека в обществе и в государстве, а также принципы взаимоотношений в сфере человек – общество – государство [18, с. 46].
В литературе приводится различная классификация видов правового статуса личности. Заслуживает внимания позиция по этому вопросу доктора юридических наук, профессора Д.М.Демичева, который выделяет:
1) общий или конституционный статус человека и гражданина;
2) специальный или родовой статус определенной категории граждан;
3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.;
4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным или тройным гражданством;
5) отраслевые правовые
статусы (уголовно-процессуальный, административно-
6) статус физического лица[19, с. 63].
Общий конституционный статус является единым и одинаковым для всех граждан государства, независящим от конкретных обстоятельств, т.е. базовым, исходным, делающим все иные статусы производными от него, дополняющими его.
Основой для обладания в полном объеме правами и обязанностями является гражданство, т.е. правовая связь лица с государством. В свою очередь отсутствие такой связи или ее потеря влечет изменение комплекса прав, свобод и обязанностей.
Институт, устанавливающий
основы правового статус личности, следует
за совокупностью норм, закрепляющих основы
конституционного строя Беларуси. Такая
последовательность закономерна, поскольку
именно основы конституционного строя
определяют те начала устройства общества,
от которых производно правовое положение
человека и гражданина. Основы правового
положения личности в Республике Беларусь
определяют три статьи Конституции, содержащиеся
во втором ее разделе.
Это – статьи 21, 22, 23.
В соответствии со статьей 21 Конституции Республики Беларусь, «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достойное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.
Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства». Эти конституционные положения подчеркивают гуманистическую сущность государственной политики.
Другим принципиальным положением в области прав человека Конституция признает равенство всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22). Принцип равенства граждан означает, что все граждане, независимо от пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий имеют одинаковые возможности для осуществления конституционных прав. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, которые противоречат закону. Вместе с тем, равенство перед законом не означает равенства всех в буквальном смысле. Так, имеются различия в правовом положении граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства. Существуют определенные различия и в правовом положении граждан: в зависимости от пола (время выхода на пенсию), возраста (избирательное право, гражданская дееспособность) и других обстоятельств, предусмотренных в законе.
Равноправие граждан обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Основной Закон не только провозглашает принцип равноправия, но и содержит специальные гарантии его выполнения. Принцип равенства граждан перед законом углубляется во многих отраслевых законодательных актах (например, только в Особенной части Уголовного Кодекса Республики Беларусь имеется 8 глав, содержащих составы преступлений, предусматривающих ответственность за нарушение прав граждан). Защита прав и свобод граждан предусматривается рядом других законодательных актов (в области образования, здравоохранения и т.д.). В случае нарушения интересов граждан они вправе обращаться в компетентные органы с жалобой.
Равенство перед законом означает наличие как равных прав, так и равных обязанностей. Неисполнение обязанностей влечет юридическую ответственность (уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную). При реализации конституционных прав и обязанностей возникает взаимная ответственность государства и граждан.
Еще одно положение в области прав человека – запрет на ограничение конституционных прав и свобод – содержится в статье 23 Конституции Республики Беларусь. В соответствии с ней, «ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону».
Информация о работе Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина