Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать механизм государства: понятие и структуру.
Задачи курсовой работы:
1.рассмотреть теоретические аспекты правовой сущности механизма государства;
2.исследовать качественное взаимодействие государственного механизма и общества;
3.определить основные принципы организации и деятельности государственного аппарата;
4. выявить проблемы эффективности государственного механизма.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты правовой сущности механизма государства 5
1.1.Понятие и структура механизма государства 5
1.2. Понятие, признаки и виды государственных органов 7
Глава 2. Качественное взаимодействие государственного механизма и общества 19
2.1.Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата 19
2.2. Проблема эффективности государственного механизма 21
Заключение 29
Список используемой литературы: 31

Файлы: 1 файл

Кур. раб. ТГП Механизм государства 29,03,2013.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Теория государства и права

на тему: «Механизм государства» 
Содержание:

 

 

Введение

 

Проблема эффективности  государственного механизма привлекает внимание многих ученых-юристов1. Очевидно, это вызвано не только и даже не столько стремлением найти теоретическое решение этой сложной проблемы, сколько необходимостью разрешить острые ситуации, возникшие в последние годы в российской правовой системе. Анализируя Конституцию Российской Федерации, можно прийти к выводу, что формально существует достаточно действенная система защиты прав и свобод человека и гражданина с множеством правотворческих, правоприменительных и контрольно-надзорных элементов различного уровня. Реально же имеющийся государственный механизм защиты прав личности достаточно фрагментарен и зачастую недоступен для рядового гражданина в силу множества причин, к которым можно отнести и противоречия федерального, регионального законодательства, и необеспеченность ряда норм материальными и организационными средствами, и невысокую эффективность правоприменительной деятельности государственных органов, и коррупцию чиновников, и, безусловно, низкий уровень жизни и правосознания общества в целом2.

На наш взгляд, интерес  к представленной тематике не случаен, так как эффективность государственного механизма может измеряться критериями, методами, подходами, технологиями не только политико-организационного характера, но и правового порядка. Так, если в обществе происходит нарушение естественных прав граждан, если в государстве отсутствует должный порядок гарантирования прав личности и не гарантируется возможность реализации законных интересов личности - разве можно говорить об эффективности государственного механизма? Безусловно, нет.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что государственное регулирование в широком смысле выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное "вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

Цель курсовой работы: исследовать механизм государства: понятие и структуру.

Задачи курсовой работы:

1.рассмотреть теоретические аспекты правовой сущности механизма государства;

2.исследовать качественное взаимодействие государственного механизма и общества;

3.определить основные принципы организации и деятельности государственного аппарата;

4. выявить проблемы эффективности государственного механизма.

Данная курсовая работа состоит  из содержания, двух глав,  каждая из глав содержит  несколько параграфов, заключение, список источников и литературы.

В ходе работы были использованы: Конституция РФ, федеральное законодательство, учебники и учебные пособия, СПС Консультант плюс.

 

Глава 1.Теоретические аспекты правовой сущности механизма государства

1.1.Понятие и структура механизма государства

Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства3.

Приведенное определение  позволяет выделить следующие характерные  признаки механизма государства.

1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства. 

Структура механизма  государства

 Единый и целостный  механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части  - органы, подсистемы. Между ними  существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

 Структура механизма государства  изменчива и разнообразна, но  при всех условиях в него  входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая - только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.

 Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел4.

 Механизм современного государства  отличается высокой степенью  сложности, многообразием органов  и учреждений, подразделяется на  крупные подсистемы. Так, одну  его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.5

 К органам государства примыкают  государственные учреждения, которые  властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции  в сфере экономики, образования,  здравоохранения, науки и др.

  

 

1.2. Понятие, признаки и виды государственных органов

 Первичным и важнейшим  структурным элементом механизма  государства является орган государства. 

 Государственный орган  - это звено (элемент) механизма  государства, участвующее в осуществлении  функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.6

 Раскрытие понятия,  признаков данного органа позволяет  глубже познать механизм государства  в целом. 

1. Хотя орган государства  и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства  состоит из государственных служащих, которые находятся в особых  правоотношениях между собой  и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

 Положение, права  и обязанности государственных  служащих определяются законом  и обеспечивают их правовой  статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

 К числу государственных  служащих относятся и должностные  лица, которые обладают властными  полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь7.

 Служащие государства  непосредственно материальных благ  не производят, поэтому содержание  их возлагается на общество. Они  получают заработную плату в  государственном органе согласно  занимаемой должности. 

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком  органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация орг ном государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции  орган государства обладает властными  полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления  своей компетенции орган государства  наделяется необходимой материальной  базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник  финансирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы8.  

Виды органов государства

 Органы государства  классифицируются по различным  основаниям По способу возникновения  они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.

 По объему властных  полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы9.

 По широте компетенции  выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции)10.

 Органы государства  бывают выборные и назначаемые,  коллегиальные и единоличные.  На механизм государства, классификацию  его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

 Законодательные органы. Право издания законов принадлежит  обычно высшим представительным  органам. Обозначаются они общим родовым термином "парламент". В Англии, Канаде, Индии и других странах термин "парламент" - собственное имя законодательного органа, в остальных странах он называется иначе.

 Парламенты в большинстве  стран мира состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.

 Глава государства.  Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник - народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях - монарх, в республиках - президент.

 В большинстве современных  государств главой государства  является президент, избираемый  либо населением, либо парламентом,  либо путем особой избирательной  процедуры. 

 Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента.

Информация о работе Механизм государства