Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать механизм государства: понятие и структуру.
Задачи курсовой работы:
1.рассмотреть теоретические аспекты правовой сущности механизма государства;
2.исследовать качественное взаимодействие государственного механизма и общества;
3.определить основные принципы организации и деятельности государственного аппарата;
4. выявить проблемы эффективности государственного механизма.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты правовой сущности механизма государства 5
1.1.Понятие и структура механизма государства 5
1.2. Понятие, признаки и виды государственных органов 7
Глава 2. Качественное взаимодействие государственного механизма и общества 19
2.1.Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата 19
2.2. Проблема эффективности государственного механизма 21
Заключение 29
Список используемой литературы: 31

Файлы: 1 файл

Кур. раб. ТГП Механизм государства 29,03,2013.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Между тем конституционная  категория "совместное ведение" есть показатель совершенных федеративных связей, когда механизм разделения государственной власти - это не только фактическое размежевание полномочий, но и отношения сотрудничества и взаимодействия различных уровней власти. В связи с этим приоритет в федеральных законах должен быть не за нормами, разграничивающими полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, а за нормами, регламентирующими процедуру совместной деятельности органов государственной власти по предметам совместного ведения (например, порядок использования согласительных процедур, в частности создания согласительных комиссий на паритетных началах).

Преобладание в федеральном  законе процессуальных норм реализации совместной компетенции органов  государственной власти представляется нам весьма действенным способом предотвращения споров между центром  и регионами в этой области. Именно это обеспечит реальные координационные взаимосвязи между различными уровнями исполнительной власти.

 

Глава 2. Качественное взаимодействие государственного механизма и общества

2.1.Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата

Принципы организации  и деятельности государственного аппарата

1. Принцип разделения  властей

Вся полнота власти не может принадлежать одному лицу или  органу. Это приводит к злоупотреблением властью. Следовательно, необходимо разделение властной компетенции между различными органами.

Разделение власти по горизонтали проводится на законодательную, исполнительную, судебную и контрольно-надзорную. Каждая из этих ветвей самостоятельная, независима в реализации своих функций  от других властей, организационно обособлена. Взаимоотношения отдельных ветвей власти между собой регулируются системой сдержек и противовесов и сотрудничеством.

Разделение власти по вертикали осуществляется в унитарных  государствах между центральной  и местной, а в федеративных —  между федеральной властью и властью субъектов федерации.

2. Принцип законности

Законность как режим осуществления государственной власти возникла лишь в период буржуазно-демократических революций в результате низвержения феодализма. Н.Г. Александров определял законность ("в узком смысле") как принцип деятельности государственного аппарата, заключающийся в том, что все органы государства осуществляют свои властные функций в строгих рамках закона, соблюдая неукоснительно права граждан и их общественных организаций17.

Природе гражданского общества соответствует принцип законности как строгого соответствия закону деятельности государства и его органов.

Во-первых, лишь при таком  понимании обозначается проблема законности самих законов, издаваемых высшими  органами государственной власти в смысле их соответствия общепризнанным и узаконенным правам и свободам граждан.

В сословно-кастовых обществах  государство порой существенно  меняло правовое положение различных  сословий (например, поэтапно узаконивалось  крепостное право в России, законами и указами учреждались, отменялись отдельные привилегии дворянства, духовенства, мещанства и т.п.), но законы, принятые по этому поводу, никак не нарушали "законность", ибо любой закон, данный высшей властью, считался и был общеобязательным в соответствии с началами законопослушности. В гражданском обществе закон - это не только правило, установленное верховной властью (хотя бы и всенародно избранной), но и норма, изданная в соответствии с конституционными границами общества и государства, учитывающая права и свободы членов общества, основанного на юридическом равенстве и автономии свободных людей.

Во-вторых, лишь такое  определение законности выводит  на первый план задачу защиты от чиновничьего вмешательства в жизнь и деятельность членов гражданского общества, проявляющих  инициативу в добывании средств  жизни, свободно определяющих свои отношения с другими людьми и их объединениями, живущих в обстановке стабильности и безопасности, создаваемой государством и равным для всех законом.

В-третьих, только при  таком подходе к понятию законности гражданин в случае нарушения  его прав ставится на один правовой уровень с государством и его должностными лицами при рассмотрении и решении спора о нарушенном праве. "Член гражданского общества имеет право искать суда и обязан предстать перед судом и получить только через суд оспариваемое им право, - писал Гегель. - В эпоху феодализма могущественные лица часто не являлись на судебное заседание, вели себя вызывающе по отношению к судебным инстанциям и рассматривали вызов в суд могущественного лица как неправое деяние. Это - состояние, противоречащее тому, чем должен быть суд. В Новейшее время правитель обязан по частным вопросам признавать над собой власть суда и в свободных государствах он обычно проигрывает свои процессы".

3. Принцип демократизма

Принцип демократизма позволяет  эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Референдум (всенародное голосование) - один из способов придания нормативному правовому акту высшей юридической силы. Но референдум - дорогая процедура, поэтому необходимо использовать способы проявления демократии, существующие в законотворчестве: гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его свободную критику, предложение альтернативных вариантов и т.д.

4. Принцип гласности- информирование населения о деятельности государственных органов.

5. Принцип централизма

6. Принцип гуманизма

7. Принцип национального  равноправия.

2.2. Проблема эффективности государственного механизма

 

Прежде чем приступить к рассмотрению теоретико-методологических аспектов проблемы эффективности государственного механизма, критериев и методов обеспечения, следует остановиться на понятиях и представлениях, характеризующих рассматриваемую область. Первое из этих понятий - эффективность. "Эффективный" означает "действенный, приводящий к нужному результату"18. Эффективность правового регулирования мы рассматриваем как степень результативности объективного права и выполнения целевых установок (правовых норм, положений текущего законодательства). Существенным качеством эффективности государственного механизма выступают качественные составляющие правотворческой деятельности, степень влияния законов, правовых норм и иных государственных установлений на укрепление основ правопорядка, на состояние гарантий и реальную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Анализ факторов, способствующих снижению уровня эффективности воздействия государственного механизма на общество, показывает, что они носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным факторам можно отнести переход общества от ранее сложившейся системы социально-экономических и политических установок к качественно новой модели отношений, содержащей такие категории, как региональная экономика, свобода предпринимательской деятельности, плюрализм мнений и многопартийность. К субъективным причинам следует отнести наличие определенного недоверия общества к существующей модели власти, рост волюнтаризма в деятельности государственного аппарата, равнодушное отношение государственных служащих к насущным проблемам граждан и т.д. Следует подчеркнуть, что в обществе происходят зачастую не просто функционально-организационные изменения, а именно радикальные, сопряженные с существенным изменением ряда социально-правовых организмов и институтов. Назревает необходимость в качественно новом категориальном аппарате института государственного механизма. Непродуманные эксперименты в этой области не могли не повлечь за собой снижение эффективности воздействия юридических средств, ослабление контроля за реализацией государственными и правоохранительными органами своих функций, обеспечением правопорядка и законности в обществе. Поэтому своеобразие сложившейся правовой ситуации, а также объективные процессы в сфере политико-правового развития вызывают необходимость нового осмысления проблематики эффективности механизма правового регулирования, и особенно критериев эффективности, методов ее достижения и анализа подходов19.

Процесс правового регулирования  в обществе начинается с постановки целей и определения критериев  ее достижения. В свое время справедливо  было отмечено, что эффективность  правовой нормы определяется тем, насколько ее реализация способствует достижению целей, поставленных перед правовым регулированием20. При этом цели служат исходным фактором, детерминирующим процесс правового воздействия.

Очевидно, что для эффективной  реализации конкретной цели необходимы соответствующие средства. Через средства цель объективируется, приобретает реальную форму реализации, а следовательно, обеспечивает требуемую меру эффективности государственного механизма.

Соотношение между целями и средствами носит диалектический характер. В ходе своего осуществления цель превращается в средство и продолжает свое действие, при этом чем полнее цель воплощается в средствах, тем эффективнее ее правовое воздействие. Сама же диалектика перехода составляет существенный момент в познании критериев эффективности государственного механизма21.

Обращаясь к эффективности  государственного механизма, принципиально  важно выявить критерии, позволяющие  определить реальную степень и качественные показатели исторического прогресса  российского общества. Выявление критериев эффективности дает возможность по-новому подойти и к объяснению системы правопонимания, ее места в формировании правопорядка и законности. В этом плане, например, критерием, определяющим эффективность правового воздействия, служит степень реализации нормы права.

Эффективность права  и ее критерии могут проявляться  в последовательной реализации системы  норм права. Вероятно, степень эффективности  механизма правового регулирования  будет более высокой, если: 1) осуществляется действие норм права, входящих как в законы, так и в подзаконные источники; 2) происходит реализация не только ключевых положений норм права, но и правовых обобщений и принципов.

На наш взгляд, категория "критерии" как нельзя лучше  отражает процессы правовой модернизации. В условиях интеграции мировых процессов следует выделять: 1) количественные и качественные критерии; 2) по степени динамичности: критерии, подлежащие изменению в правовых реалиях (преодолевание последствий мирового экономического кризиса), и статичные, т.е. сохраняющие важные жизненные установки и ценности (глава 1 Конституции РФ); 3) по сферам действия государственного механизма: организационно-управленческие, экономические, социальные, контрольно-надзорные и т.д. К субъективным факторам следует отнести субъективизм и волюнтаризм в государственном строительстве, формировании новой правовой системы современной России. Эти критерии показывают, что эффективность государственного механизма зависит от действия системы взаимосвязанных и взаимозависимых норм права.

Следует отметить, что  при данном подходе приведенные  характеристики критериев эффективности  государственного механизма, устанавливающие  жесткую связь между государственной  волей и правовыми нормами, практически  исключают учет потребностей и объективных  закономерностей общественного развития, правового закрепления естественных прав человека. На этой ступени понимания критерия эффективности отсутствуют и такие показатели данного критерия, как нравственная составляющая правовых явлений, социальная ценность целей и их связь с правом. В данном аспекте справедливо подчеркивается, что первоочередное внимание следует уделить такому направлению деятельности государственного механизма, как социально-ценностное регулирование. Весь процесс правотворчества начинается с формулирования законодателем представления о социальных ценностях и его целенаправленного стремления придать естественному праву форму закона. Ценностный критерий призван показать новый подход к оценке цели и правового средства22. По-новому раскрывается и критериальное значение этой ступени для правопонимания и правореализации, эффективности государственного механизма.

Критерии эффективности  государственного механизма проявляются  и в системности и целостности  элементов, составляющих содержательное право, как необходимых и достаточных условий действительной реализации целей, высокой степени эффективности правотворчества и правореализации23. Системный критерий (включающий в себя ценностные ориентиры) позволяет выделить такие качества государственного механизма, необходимые для обеспечения эффективности правового регулирования, как иерархическая структура, где приоритет принадлежит институтам, призванным осуществлять охрану и гарантирование естественного права прогрессивных ценностей. В то же время сохраняется автономность действия этих институтов: парламента, правительства и др. Итак, главным критерием, характеризующим динамические качества государственного аппарата, является его целостность. Можно привести немало примеров, когда нарушение критериев целостности, системности и иерархичности не только влечет за собой снижение эффективности правового регулирования, но и вытесняет закон из правового пространства, превращая его в политические и идеологические установки. Так, Д.А. Керимов обращает внимание на то, что "ныне многие законы и иные правовые акты не соблюдаются, не исполняются, игнорируются кем угодно и когда угодно", т.е. "царит правовой беспредел", и, что особенно тревожно, это сказывается на росте преступности и, в свою очередь, является следствием глобального кризиса в жизнедеятельности общества24. Можно говорить, что нормальное состояние правовой системы, и в том числе таких ее структурных компонентов, как гражданское общество, правовое государство, правотворчество, правореализация, возможно только в том случае, если она выступает как целостное многообразие, где приоритетное место предоставляется прогрессивным интересам общества, цивилизованной модели развития российской государственности.

Информация о работе Механизм государства