Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать механизм государства: понятие и структуру.
Задачи курсовой работы:
1.рассмотреть теоретические аспекты правовой сущности механизма государства;
2.исследовать качественное взаимодействие государственного механизма и общества;
3.определить основные принципы организации и деятельности государственного аппарата;
4. выявить проблемы эффективности государственного механизма.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты правовой сущности механизма государства 5
1.1.Понятие и структура механизма государства 5
1.2. Понятие, признаки и виды государственных органов 7
Глава 2. Качественное взаимодействие государственного механизма и общества 19
2.1.Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата 19
2.2. Проблема эффективности государственного механизма 21
Заключение 29
Список используемой литературы: 31

Файлы: 1 файл

Кур. раб. ТГП Механизм государства 29,03,2013.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Следующим критерием  эффективности государственного механизма  выступают организация и осуществление эффективной законодательной деятельности. Соблюдение этого условия принципиально важно, т.к. современная правовая ситуация характеризуется не всегда высоким уровнем эффективности принятых законов. Такое положение объясняется рядом причин: во-первых, парламент Российской Федерации зачастую ориентируется в своей деятельности на политические и организационные вопросы; во-вторых, не все законы при их практической реализации обеспечиваются с точки зрения умелого государственного менеджмента и информационно-идеологического сопровождения. Бесспорно, эти и ряд других причин в немалой степени способствуют снижению культуры законотворчества, качества принимаемых законодательных актов. Вместе с тем существуют и другие, не менее серьезные, причины и обстоятельства, отрицательно влияющие на нормотворческий процесс, развитие его демократических начал и социальную направленность принимаемых законов. На наш взгляд, граждане Российской Федерации не в состоянии отследить всю систему нормотворчества, понять и осмыслить принятые законы. При этом хаотичность и "прозрачный" характер законов не только влекут за собой поверхностное отношение к законотворчеству, но и значительно снижают его рациональные характеристики, а значит, и эффективность работы государственного механизма.

На наш взгляд, при  рассмотрении вопросов эффективности  государственного механизма пристальное  внимание следует обратить на приоритеты законотворческой деятельности. Существует довольно устойчивое мнение, которое  постоянно поддерживается средствами массовой информации, о том, что продуктивность законотворчества определяется количеством принятых законов25. Необходимо преодолеть "количественный синдром" и в этом плане перестроить законодательную деятельность. В качестве приоритетного критерия должны выступать не массив законов и даже не время, которое тратится законодателем на решение политических и организационных вопросов, а то, на что и как затрачивается данное время (на обсуждение и нормативное опосредование востребованных для человека законных интересов, защиты его неотчуждаемых прав и свобод). При этом одним из важных показателей является принятие "долговременных" законов, которые будут гражданам понятны и сознательно исполнены.

В нашем вопросе особое место следует отвести общественному контролю за деятельностью государственно-правотворческих органов, т.к. участие общества в управленческих делах государства позволит качественным образом усилить эффективность государственного механизма. Очень важно, чтобы в современном государственном аппарате в наибольшей степени были реализованы принципы гласности, открытости и доступности СМИ общественному контролю. Оценка результатов работы государственных органов непосредственно населением - это тот критерий, который характеризует Россию как демократическое государство, а учет мнения граждан является важнейшим показателем правовой защищенности самих граждан. Именно через восприятие населением деятельности органов государства, государственных служащих функционирование государственного механизма приобретает особую социальную ценность и значимость. Отношение граждан к деятельности государства можно определить посредством проведения различных опросов, анкетирования и т.д.

Кроме прочего, значимым представляется исследование такого критерия эффективности государственного механизма, как доверие к государственному аппарату со стороны российской общественности. Надо сказать, что доверие между государством и обществом допустимо, если обе стороны цивилизованно зрелы и развиты. Действительно, государственная власть, аппарат не может быть сильнее, не укрепляя гражданское общество, не помогая ему организоваться экономически и духовно. Так, например, в условиях серьезных внутренних испытаний, потрясений, появления в обществе агрессивной внутренней силы, пытающейся свергнуть существующий порядок, слабое общество оставляет власть один на один с выпавшими не нее испытаниями26. Как видится, таких факторов при эффективной государственной власти возникать не должно.

Таким образом, поэтапный  и критериальный анализ позволяет выявить ряд критериев эффективности государственного механизма. Данный анализ помогает по-новому подойти к классификации критериев, основу которой составляют следующие: 1) средства, ресурсы функционирования государственного механизма; 2) соотношение поставленных целей, задач и практического результата, соответствующего законным интересам граждан и прогрессивному развитию общества; 3) место исходных, базовых принципов (начал) права в системе формируемых решений и принимаемых актов; 4) устойчивый и системный характер действия ключевых правовых средств в механизме правового регулирования и в организационно-управленческих правоотношениях; 5) повышение роли общественности и институтов гражданского общества в осуществлении государственным механизмом действенного законотворчества и проводимой эффективной государственной политики. На наш взгляд, представленные критерии эффективности государственного механизма не являются исчерпывающими и, безусловно, найдут свое развитие в дальнейшем исследовании.

 

 

Заключение

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территорий, географическим положением и другими факторами. Сам государственный аппарат, принципы его организации и деятельности постоянно развивались по мере усложнения общества.

В традиционных государствах государственный аппарат относительно не сложный. Создаются различные  по названию, компетенции, срокам полномочий органы, однако вся полнота власти находится, как правило, у монарха, - именно этот государственный орган является основным. От монарха зависит окончательное решение практически любого вопроса, в том числе и входящего в компетенцию иных государственных органов, а также их создание или упразднение. В конституционных государствах государственный аппарат более сложный, он базируется на совершенно иных принципах организации и деятельности, причём один из основных - разделение властей.

Как мы видим, вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат  выступает основным организующим началом  политической системы общества.

Каким образом государственный  аппарат осуществляет управление обществом? Сначала происходит регуляция общественных отношений при помощи права: издаются нормативные акты, в которых содержатся нормы права. Все граждане, их организации, должностные лица и государственные органы должны подчиняться нормам права, реализовывать их в своём правовом поведении. Необходимо следить также за тем, чтобы эти правила не нарушались. Таким образом, выделяют три основных формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную - как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

Механизм государства  выступает основным субъектом осуществления  государственной власти. Через государственный  аппарат, его органы, государство  осуществляет возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определённых случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то уполномочены государством.

Таким образом, эффективный  государственный механизм реализует  свои ресурсы (средства, инструменты) в  первую очередь для укрепления правовых основ гражданского общества, развития в нем культурно-духовных, правовых основ, укрепления исторической самобытности и культуры.

 

Список используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ.2009. N 4.Ст. 445
  2. Алексеев С. С. Государство и право. М., 1997.
  3. Баранов В.М. Истинность норм советского права // Проблемы теории и практики. Саратов, 1989
  4. Варламова Н.В. Эффективность правового регулирования: переосмысление концепции // История государства и права. 2009. N 4.
  5. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., Изд-во "Новый Юрист". 2008.
  6. Затонский В.А. Эффективная государственность // Вестник Самарской государственной экономической академии. 2003. N 1.
  7. Зоць С.А. Эффективный механизм государства: взгляд М.М. Ковалевского \\ История государства и права. 2007. №2.
  8. Жинкин С.А. Некоторые проблемы исследования вопросов эффективности правовых норм // Философия права. 2010. N 1.
  9. Калинин А.Ю. Эффективность правового регулирования как оценочный фактор адекватности процессов правообразования // Право и государство: теория и практика. 2009. N 9
  10. Керимов Д.А. Методология права. М., 2000.
  11. Ковалева Н.В. Структура и функции государственных органов в сфере промышленного производства Российской империи во второй половине 19 - начале 20 века \\ История государства и права. 2007. №2.
  12. Кокотов А.Н. Доверие. Недоверие. Право. М.: Юрист, 2004.
  13. Корнеев А.П. и др. Проблемы развития правового статуса Счетной палаты Российской Федерации \\ Юрист. 2000. №7.
  14. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М., Изд-во "Спарк" 2000.
  15. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. М., 1998
  16. Малько А.В., Затонский В.А. Ответственность публичной власти как способ повышения эффективности российской государственности // Правоведение. 2008. N 1.
  17. Марченко. Теория государства и права. М., 2007.
  18. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права - Курс лекций. М., Изд-во "Юристъ". 2001.
  19. Овсепян Ж.И. О совершенствовании федерального законодательного регулирования общих принципов организации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (предложения о законопроектной деятельности) \\ Конституционное и муниципальное право. 2007. №1.
  20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Альфа, 2003.
  21. Нестеров А.В. О качестве государственного и муниципального управления \\ Государственная власть и местное самоуправление. 2007. №1.
  22. Никитский В.И. К изучению эффективности действующего законодательства // Правоведение. 1971. N 4.
  23. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? \\ Журнал российского права. 2004. №9.
  24. Третья Международная школа-практикум молодых ученых и специалистов по юриспруденции на тему "Эффективность законодательства и современные юридические технологии" // Журнал российского права. 2008. N 7.

1 Малько А.В., Затонский В.А. Ответственность публичной власти как способ повышения эффективности российской государственности // Правоведение. 2008. N 1. С. 32 - 39; Жинкин С.А. Некоторые проблемы исследования вопросов эффективности правовых норм // Философия права. 2010. N 1. С. 54; Калинин А.Ю. Эффективность правового регулирования как оценочный фактор адекватности процессов правообразования // Право и государство: теория и практика. 2009. N 9. С. 18; Третья Международная школа-практикум молодых ученых и специалистов по юриспруденции на тему "Эффективность законодательства и современные юридические технологии" // Журнал российского права. 2008. N 7. С. 16; Варламова Н.В. Эффективность правового регулирования: переосмысление концепции // История государства и права. 2009. N 4. С. 12 - 24; Затонский В.А. Эффективная государственность // Вестник Самарской государственной экономической академии. 2003. N 1. С. 36 - 45.

2 Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. М., 1998. С. 814.

3 Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., Изд-во "Новый Юрист". 2008.С.132.

4 Марченко. Теория государства и права. М., 2007.С.65.

5 Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., Изд-во "Новый Юрист". 2008.-С.54.

6 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права - Курс лекций. М., Изд-во "Юристъ". 2008.С.54.

7 Зоць С.А. Эффективный механизм государства: взгляд М.М. Ковалевского \\ История государства и права. 2007. №2.С.2.

8 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права - Курс лекций. М., Изд-во "Юристъ". 2008.С.55.

9 Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? \\ Журнал российского права. 2004. №9.С.3.

10 Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М., Изд-во "Спарк" 2008.С.63.

11 Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М., Изд-во "Спарк" 2008.С.125.

12 Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М., Изд-во "Спарк" 2008.С.129.

13 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ.2009. N 4.Ст. 445

14 Пикулькин А.Б. Система государственного управления. М., 2007.0С.102.

15 Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации.- М.: Юрлитинформ, 2007.С.87.

16 Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации.- М.: Юрлитинформ, 2007.С.88.

17 Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права (под редакцией В.А. Томсинова). - М.: "Зерцало", 2008.С.41.

18 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Альфа, 2003. С. 546.

19 Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Общество и право. 2011. N 4. С. 43 - 47.

20 Никитский В.И. К изучению эффективности действующего законодательства // Правоведение. 1971. N 4. С. 15; Баранов В.М. Истинность норм советского права // Проблемы теории и практики. Саратов, 1989. С. 34.

21 Калинин А.Ю. Эффективность правового регулирования как оценочный фактор адекватности процессов правообразования // Право и государство: теория и практика. 2009. N 9. С. 20.

22 Жинкин С.А. О плюрализме в исследовании проблем эффективности права // История государства и права. 2009. N 11. С. 39.

23 Третья Международная школа-практикум молодых ученых и специалистов по юриспруденции на тему "Эффективность законодательства и современные юридические технологии" // Журнал российского права. 2008. N 7. С. 16.

24 Керимов Д.А. Методология права. М., 2000. С. 302.

25 Калинин А.Ю. Эффективность правового регулирования как оценочный фактор адекватности процессов правообразования: Обзор материалов третьей Международной школы-практикума молодых ученых и специалистов по юриспруденции // Право и государство: теория и практика. 2009. N 9. С. 20.

26 Кокотов А.Н. Доверие. Недоверие. Право. М.: Юрист, 2004. С. 155.




Информация о работе Механизм государства