Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:01, реферат
Актуальность реферата обусловлена проводимыми в данное время Президентом РФ реформами, направленными на укрепление государства. Данные реформы предполагают решение следующих важнейших задач: оптимизацию федерального устройства страны, улучшение системы управления и др. Одной из таких реформ выступает реформа судебной власти. Данная реформа берет свое начало в 1991 году, когда была утверждена ее Концепция. Представленная Президентом РСФСР Б.Н.Ельциным и одобренная Верховным Советом осенью 1991года Концепция судебной реформы в Российской Федерации ознаменовала новый этап развития и демократизации законодательства о суде и правосудии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава I. Механизм государства
§1. Понятие механизма государства. Его соотношение с государственным
аппаратом………………………………………………………………………..4
§2. Понятие, виды и особенности государственных органов как
основного элемента механизма государства…………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25
Список использованной литературы
Уральский институт экономики управления и права |
Реферат |
Механизм государства |
Екатеринбург 2010г. |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. Механизм государства
§1. Понятие механизма государства. Его соотношение с государственным
аппаратом………………………………………………………
§2. Понятие, виды и особенности государственных органов как
основного элемента
механизма государства………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность реферата обусловлена проводимыми в данное время Президентом РФ реформами, направленными на укрепление государства. Данные реформы предполагают решение следующих важнейших задач: оптимизацию федерального устройства страны, улучшение системы управления и др. Одной из таких реформ выступает реформа судебной власти. Данная реформа берет свое начало в 1991 году, когда была утверждена ее Концепция. Представленная Президентом РСФСР Б.Н.Ельциным и одобренная Верховным Советом осенью 1991года Концепция судебной реформы в Российской Федерации ознаменовала новый этап развития и демократизации законодательства о суде и правосудии. Принципиальное значение для судебной реформы имеет провозглашение Конституцией РФ курса на формирование правового государства, признание и уважение неотъемлемых прав и свобод человека. Начатая в 90-х годах и в значительной степени свершившаяся правовая реформа тем не менее до настоящего времени все еще не завершена.
Целью данного реферата является рассмотрение организации и деятельности механизма Российского государства.
Глава I. Механизм государства.
§1. Понятие механизма государства и его соотношение с государственным аппаратом.
Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы.
Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит, его «плоть и кровь». Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.
Можно выделить несколько определений механизма государства, представленных в работах различных авторов.
В.В.Лазарев определяет механизм государства как « совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности».1
В.Н.Хропанюк называет механизмом государства систему специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.2
На наш взгляд, наиболее удачным определением механизма государства является определение, данное В.М.Корельским, В.Д.Переваловым, в соответствии с которым:
Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.3
Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Авторами выделяются следующие характерные признаки механизма государства:
1) это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляет их энергию в определенное позитивное русло;
2) первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его конституции;
3) для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, - вооруженные отряды людей тюрьмы. Без них не может обойтись ни одно государство.
4) механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения
5) при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.4
Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.
Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части – органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев – элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая – только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.
Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития
капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности. Многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, то есть такими средствами, ресурсами и возможностями которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема – это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей – войско, полиция.
К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки.
Государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.
Составляющей механизма государства являются также государственные служащие (чиновники), специально занимающиеся управлением.
В соответствии с Федеральным законом 2003 года «О системе государственной службы в Российской Федерации» федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
а) государственная гражданская служба;
б) военная служба;
в) правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
К механизму государства в качестве необходимых составляющих относятся также и организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами) факторы.
Важное значение при формировании механизма демократического правового государства имеет принцип разделения властей.
Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Дж. Локк (1632-1704) и французский просветитель, философ и правовед Ш. Монтескье (1689-1755).
Теория разделения властей возникает и начинает «материализовываться» лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессов страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства. Именно в такой период, в конце XVII века, в период так называемой «славной революции» в Англии, и в середине XVIII века, в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается каркас здания под названием «теория разделения властей».