Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:01, реферат

Описание работы

Актуальность реферата обусловлена проводимыми в данное время Президентом РФ реформами, направленными на укрепление государства. Данные реформы предполагают решение следующих важнейших задач: оптимизацию федерального устройства страны, улучшение системы управления и др. Одной из таких реформ выступает реформа судебной власти. Данная реформа берет свое начало в 1991 году, когда была утверждена ее Концепция. Представленная Президентом РСФСР Б.Н.Ельциным и одобренная Верховным Советом осенью 1991года Концепция судебной реформы в Российской Федерации ознаменовала новый этап развития и демократизации законодательства о суде и правосудии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава I. Механизм государства
§1. Понятие механизма государства. Его соотношение с государственным
аппаратом………………………………………………………………………..4
§2. Понятие, виды и особенности государственных органов как
основного элемента механизма государства…………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

механизм государство.docx

— 56.81 Кб (Скачать файл)

Уральский институт экономики управления и права

Реферат

Механизм государства

 
 
 

 

 

                                                    Екатеринбург 2010г.




 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

Глава I.   Механизм государства

      §1.    Понятие механизма государства. Его соотношение с государственным              

     аппаратом………………………………………………………………………..4

§2.    Понятие, виды и особенности  государственных  органов как

     основного элемента  механизма государства…………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  реферата обусловлена проводимыми в данное время Президентом РФ реформами, направленными на укрепление государства. Данные реформы предполагают решение следующих важнейших задач: оптимизацию федерального устройства страны, улучшение системы управления и др. Одной из таких реформ выступает реформа судебной власти. Данная реформа берет свое начало в 1991 году, когда была утверждена ее Концепция. Представленная Президентом РСФСР Б.Н.Ельциным и одобренная Верховным Советом осенью 1991года Концепция судебной реформы в Российской Федерации ознаменовала новый этап развития и демократизации законодательства о суде и правосудии. Принципиальное значение для судебной реформы имеет провозглашение Конституцией РФ курса на формирование правового государства, признание и уважение неотъемлемых прав и свобод человека. Начатая в 90-х годах и в значительной степени свершившаяся правовая реформа тем не менее до настоящего времени все еще не завершена.

Целью данного реферата является рассмотрение организации и деятельности механизма Российского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  I.   Механизм государства.

 

§1. Понятие механизма государства и его соотношение с государственным аппаратом.

Государство реально действует, проявляет себя только как система, как  упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и  в пределах предоставленных  полномочий. Такие  коллективы действуют  постоянно и, как  правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и  ставит над обществом. Граждане могут принимать  то или иное участие  в делах государства, но в конечном итоге  государственные  органы, должностные  лица несут персональную ответственность  за эффективность  своей работы.

Подобная  система государственных  органов, профессиональных коллективов и  называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства  есть та реальная организационная  материальная сила, располагая которой  государство осуществляет власть. Механизм является структурным и  предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит, его  «плоть и кровь». Можно сказать, что  механизм суть деятельное, постоянно функционирующее  выражение государства. Вне и без государственного механизма нет  и быть не может  государства.

Можно выделить несколько  определений механизма  государства, представленных в работах различных  авторов.

В.В.Лазарев  определяет механизм государства как  « совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих  основные направления  государственной  деятельности».1

В.Н.Хропанюк называет механизмом государства систему  специальных органов  и учреждений, посредством  которых осуществляется государственное  управление обществом  и защита его основных интересов.2

На наш  взгляд, наиболее удачным  определением механизма  государства является определение, данное В.М.Корельским, В.Д.Переваловым, в соответствии с  которым:

 

Механизм  государства –  это целостная  иерархическая система  государственных  органов и учреждений, практически осуществляющих государственную  власть, задачи и  функции государства.3

Понятие механизма государства  раскрывается через  характерные черты  или признаки, позволяющие  отграничить его  как от негосударственных  структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных  органов. Авторами выделяются следующие характерные  признаки механизма  государства:

1) это  целостная иерархическая  система государственных  органов и учреждений. Целостность ее  обеспечивается едиными  принципами организации  и деятельности  государственных  органов и учреждений, едиными задачами  и целями их  деятельности. Именно  цели и задачи  объединяют столь  разные государственные  подразделения в  единый организм, ориентируют их  на решение общих  проблем, направляет  их энергию в  определенное позитивное  русло;

2) первичными  структурными частями  (элементами) механизма  являются государственные  органы и учреждения, в которых работают  государственные  служащие. Государственные  органы связаны  между собой началами  субординации и  координации. При  этом необходимо  учитывать, какой  системообразующий  фактор структуры  государственного  механизма в соответствующих  исторических условиях  данного государства  закреплен в его  конституции;

3) для  обеспечения государственных  властных велений  он имеет непосредственные  орудия (учреждения) принуждения, соответствующие  техническому уровню  каждой эпохи, - вооруженные  отряды людей тюрьмы. Без них не может  обойтись ни одно  государство.

4)  механизм  государства для  обеспечения возложенных  на него задач  управления делами  общества, воздействия  на сложные социальные  процессы и сферы,  выполнения связанных  с этим государственных  функций располагает  необходимыми материальными  средствами, на которые  опираются в своей  деятельности отдельные  государственные  органы и без  которых не может  обходиться ни  одно государство.  К ним относятся  различные материальные  ценности, бюджетные  средства, имущество,  сооружения, подсобные  помещения

5) при  помощи механизма  практически осуществляется  власть и выполняются  функции государства.4

Между функциями государства  и его механизмом связь прямая и  нерасторжимая. В  силу того, что механизм как раз и создается  для выполнения функций  государства, последним  в этой связи принадлежит  определяющая роль. Органы государства  и учреждения вынуждены  подстраиваться к  изменяющимся его  функциям. Если, к  примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых  или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

Единый  и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части  – органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные  органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном  механизме, находятся  в сложных отношениях субординации и координации. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием  составляющих его  частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма  государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев –  элементов, их соподчиненность, соотношение и  взаимосвязь.

Структура механизма государства  изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть  государственного механизма  занимается только управлением, а другая – только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение  переплетаются между  собой.

Многие  века и тысячелетия  государственный  механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и  на ранних этапах развития

капиталистического  государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных  дел.

Механизм  современного государства  отличается высокой  степенью сложности. Многообразием органов  и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, то есть такими средствами, ресурсами и возможностями которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема – это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей – войско, полиция.

К органам  государства примыкают  государственные  учреждения, которые  властными полномочиями не обладают, а выполняют  общесоциальные функции  в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки.

  Государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.

Составляющей  механизма государства  являются также государственные  служащие (чиновники), специально занимающиеся управлением.

 

 

В соответствии с Федеральным  законом 2003 года «О системе  государственной  службы в Российской Федерации»  федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

     Система государственной  службы включает  в себя следующие  виды государственной  службы:

      а) государственная  гражданская служба;

      б) военная служба;

      в) правоохранительная  служба.

      Государственная  гражданская служба  подразделяется на  федеральную государственную  гражданскую службу  и государственную  гражданскую службу  субъекта Российской  Федерации.

 Военная  служба и правоохранительная  служба являются  видами федеральной  государственной  службы.

К механизму  государства в  качестве необходимых  составляющих относятся  также и организационные  и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимые  для обеспечения  деятельности государственного аппарата.

Механизм  государства и  его структура  не остаются неизменными. На них оказывают  свое влияние как  внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные  размеры страны, уровень  экономического развития, соотношение политических сил), так и внешние (международная  обстановка, характер взаимоотношений  с другими государствами) факторы.

Важное  значение при формировании механизма демократического правового государства  имеет принцип  разделения властей.

Теория  разделения властей, именуемая нередко  принципом разделения властей, в том  виде, как она воспринимается ныне применительно  к государственному режиму, появилась более трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Дж. Локк (1632-1704) и французский просветитель, философ и правовед Ш. Монтескье (1689-1755).

Теория  разделения властей  возникает и начинает «материализовываться»  лишь на той стадии развития общества и  государства, когда  созревают все  необходимые предпосылки  для активного  участия широких  слоев общества в  социально-политической жизни и политических процессов страны, торжествует хотя бы в формальном плане  политический и идеологический плюрализм; среди  интеллектуальных слоев  общества идет усиленный  поиск путей и  средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных  или граждан; предпринимаются  попытки ограждения их, а вместе с  ними всего общества и государства  от возможной узурпации  всей государственной  власти как со стороны  отдельных лиц, так  и со стороны отдельных  органов государства. Именно в такой  период, в конце  XVII века, в период так называемой «славной революции» в Англии, и в середине XVIII века, в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается каркас здания под названием «теория разделения властей».

Информация о работе Механизм государства