Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:01, реферат

Описание работы

Актуальность реферата обусловлена проводимыми в данное время Президентом РФ реформами, направленными на укрепление государства. Данные реформы предполагают решение следующих важнейших задач: оптимизацию федерального устройства страны, улучшение системы управления и др. Одной из таких реформ выступает реформа судебной власти. Данная реформа берет свое начало в 1991 году, когда была утверждена ее Концепция. Представленная Президентом РСФСР Б.Н.Ельциным и одобренная Верховным Советом осенью 1991года Концепция судебной реформы в Российской Федерации ознаменовала новый этап развития и демократизации законодательства о суде и правосудии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава I. Механизм государства
§1. Понятие механизма государства. Его соотношение с государственным
аппаратом………………………………………………………………………..4
§2. Понятие, виды и особенности государственных органов как
основного элемента механизма государства…………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

механизм государство.docx

— 56.81 Кб (Скачать файл)

Представляя государство как  совокупность людей, объединившихся в  одно целое под  эгидой ими же установленного общего закона и создавших  судебную инстанцию, правомочную улаживать  конфликты между  ними, Дж. Локк считал, что только такой  институт, как государство, а не какой бы то ни было иной – носитель публичной (политической) власти, способен защитить права и свободы  граждан, гарантировать  их участие в общественно-политической жизни, добиться «главной и великой цели» - сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество. Однако успешное выполнение этой сложной и  весьма многогранной миссии со стороны  государства непременно требует, согласно воззрениям знаменитого философа, четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части и соответственно наделения ими различных государственных органов, «сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний.

В соответствии с этим видением вопроса  полномочия принимать  законы (законодательная  власть) возлагаются  на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) – на монарха  и правительство (кабинет  министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие  их государственные  органы располагаются  в иерархическом  порядке. Верховной  властью является законодательная  власть. Все иные ветви власти подчиняются  ей, но вместе с тем  оказывают на нее  активное воздействие  Аналогичные идеи развивались и  дополнялись позднее  в работах Ш.Монтескье.

Неразрывно  связывая идею политической свободы с идеей  гражданской свободы  и выступая за строгое  соблюдение законов, регулирующих отношения  между гражданами и государством, Монтескье, так же как и  Локк, усматривал в  четком разделении и  взаимном сдерживании  властей не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола  и беззакония. Отсутствие такого разделения властей, равно как и  отсутствие механизма  их взаимного сдерживания  друг друга, с неизбежностью  ведет, по  мнению мыслителя, к сосредоточению власти в руках  одного лица, государственного органа или небольшой  группы людей, а также  к злоупотреблению  государственной  властью и произволу.

За прошедшие  столетия принцип  разделения властей  – разумеется, в  развитии и постоянном совершенствовании, с учетом условий  различных стран  – выдержал испытания  временем и ныне занимает ведущее место  в конституционном  конструировании  властных структур, распределении функций  и полномочий между  ними.

Конституция РФ 1993 года не только декларировала принцип  разделения  властей, но и довольно четко  закрепила за каждой из них круг относящихся  к их ведению вопросов, их компетенцию.

Принцип разделения властей, закрепленный в статье 10 Конституции РФ, гласит: «Государственная власть в  Российской Федерации  осуществляется  на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны».

Разделение  единой государственной  власти на законодательную, исполнительную и  судебную выражается, прежде всего, в осуществлении  каждой из них самостоятельными, независимыми  друг от друга структурами  государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение  гражданских прав свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей  одна ветвь государственной  власти ограничивается другой, различные  ее ветви взаимно  уравновешивают друг друга, действуя как  система сдержек и противовесов, предотвращая монополизации власти каким-либо одним институтом государства.

В научной  и учебной литературе зачастую решается вопрос о соотношении  государственного механизма  и государственного аппарата. Государственный  механизм рассматривается  как совокупность различных государственных  органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств  государственной  власти, а государственный  аппарат ограничивается лишь системой государственных  органов.

 Считается,  что термин «механизм»  лишь подчеркивает  целостность аппарата, его направленность  на результативную  деятельность.

Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства.

Аппарат любого государства  – это не механическое соединение его отдельных  органов, а их четко  организованная, строго упорядоченная целостная  система. В основе построения и функционирования государственного аппарата лежат объективные  и субъективные факторы, предопределяющие наиболее важные особенности  его внутреннего  строения, структуры, характера, форм и  методов деятельности, в значительной мере способствующие соединению его различных  составных звеньев  в единую систему.

Понятие государственного аппарата – весьма емкое  и многогранное.

Согласно  определению, данному  С.А. Комаровым - «государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделённых властными полномочиями для реализации государственной власти».

Наряду  с данной точкой зрения имеются и другие мнения:

Так, по мнению, высказанному авторами учебника «Теория  государства и  права»  Н.И.Матузовым  и А.В.Малько понятие  «механизм государства» тесно связано  с категорией «государственный аппарат». Последний  принято употреблять  в двух смыслах  – широком и  более узком. В  широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства и  права понятие  государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в  своем широком  значении, то есть как  адекватное категории  механизма государства.

Существует  научная позиция, авторами которой  выступают В.В.Лазарев  и С.В.Липень, в  соответствии с которой  под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства – непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства.

Независимо  от того, какой смысл  вкладывается в понятие  и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми  частями неизменно  выступают государственные  органы. Именно они  заполняют содержание, формируют структуру  государственного аппарата. От каждого из них, взятого в отдельности  или вместе с другими  государственными органами, - от уровня их развития, четкости определения  сферы деятельности и компетенции, упорядоченности  их взаимоотношений  между собой и  с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов  в политическую систему  общества, - в значительной степени зависят  уровень развития и эффективности  государственного аппарата.

 

 

 

 

 

§2. Понятие, виды и особенности государственных органов как основного элемента  механизма государства.

Задачи  и функции государства  реализуются посредством  деятельности его  механизма. Государство  как таковое существует, проявляет себя вовне, функционирует через  свой механизм, через  входящие в этот механизм государственные  органы и работающих в них служащих.

Анализ  государства с  позиций его механизма  позволяет выявить  место и роль каждого  элемента в системе  государственного властвования, определить его оптимальную  структуру, иерархические  связи с иными  элементами. В то же время каждый элемент, рассматриваемый  как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной  части целого, то есть явления обладающего  определенными интегративными и автономными  качествами и свойствами, что позволяет  полнее выявить его  природу и назначение.

Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего  «здания» механизма  государства выступает  государственный  орган.

Российская  Федерация осуществляет свою деятельность посредством  государственных  органов. Органы государства - это один из каналов, через который  народ, согласно Конституции  РФ (ст.3), осуществляет свою власть.

Орган государства –  это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические  признаки. Он является первичным и важнейшим  структурным элементом  государства.

К числу  наиболее существенных признаков государственного органа относятся  следующие:

1. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленными конституцией, законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможность произвольного нагромождения органов власти. Так, Конституция РФ указывает, что в РФ на федеральном уровне государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. Однако одного конституционного упоминания о том или другом таком органе государственной власти недостаточно, сама же Конституция РФ предусматривает, что порядок образования этого органа должен быть определен федеральным законом. Только федеральным законом или федеральным конституционным законом учреждаются органы судебной власти Аналогичным образом (через конституции, уставы и законы) устанавливается порядок образования органов государственной власти субъектов РФ.

Порядок создания органа может  предусматривать  участие его в  создании не одного, а нескольких органов  государственной  власти (например, аудиторы Счетной палаты назначаются  поровну Государственной  Думой и Советом  Федерации). Органы государственной  власти могут создаваться, преобразовываться  и ликвидироваться  не только законами, но и указами президента РФ. Это касается органов исполнительной власти.

2. Каждый орган государственной власти наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

Государственно-властные полномочия присущи  всем органам государства, которые потому и  названы Конституцией РФ органами государственной  власти. Другое дело, что эти полномочия у различных государственных органов могут иметь различные формы проявления в зависимости от тех различных задач и функций, которые они выполняют.5

Органы  власти издают правовые акты, которые устанавливают  порядок использования  гражданами тех или  иных своих прав, регулируют отношения  между гражданином  и государством в  определенной мере, на определенном уровне и в определенной области. Полномочия органа государственной  власти образуют его  компетенцию, под  которой следует  понимать совокупность предметов их ведения  и полномочий, которыми они наделены в  отношении этих предметов  ведения. Границы  компетенции очерчиваются предельно четко  для того, чтобы  орган государственной  власти не превышал власти и не вторгался  в сферу деятельности других органов государственной  власти. Компетенция  органов государства  определяется Конституцией РФ, конституциями  и уставами ее субъектов, законами РФ, постановлениями  Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах  и другими нормативно-правовыми  актами. Компетенция  свойственна органу государственной  власти как самостоятельному звену государства, она как раз  и подчеркивает эту  самостоятельность. Не имеют компетенции, как правило, внутренние подразделения органа государственной  власти, вследствие чего эти подразделения  не могут рассматриваться  как органы государственной  власти.

Властными полномочиями в РФ располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако властные полномочия последних не носят  государственного характера  и не осуществляются от имени РФ.

Информация о работе Механизм государства