Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:01, реферат

Описание работы

Актуальность реферата обусловлена проводимыми в данное время Президентом РФ реформами, направленными на укрепление государства. Данные реформы предполагают решение следующих важнейших задач: оптимизацию федерального устройства страны, улучшение системы управления и др. Одной из таких реформ выступает реформа судебной власти. Данная реформа берет свое начало в 1991 году, когда была утверждена ее Концепция. Представленная Президентом РСФСР Б.Н.Ельциным и одобренная Верховным Советом осенью 1991года Концепция судебной реформы в Российской Федерации ознаменовала новый этап развития и демократизации законодательства о суде и правосудии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава I. Механизм государства
§1. Понятие механизма государства. Его соотношение с государственным
аппаратом………………………………………………………………………..4
§2. Понятие, виды и особенности государственных органов как
основного элемента механизма государства…………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

механизм государство.docx

— 56.81 Кб (Скачать файл)

3. Деятельность органов государственно власти осуществляется в формах и методами, установленными правовыми актами. Речь идет только об основных формах и методах, поскольку в повседневных действиях органа власти много делового обыкновения и согласительных методов решений. Однако ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.

4. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти РФ. В Конституции РФ (ст.5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

Из названных  признаков органа государственной  власти видно, что  не каждое государственное  учреждение или организация  является органом  государственной  власти. Не является таковым, например, государственное  предприятие, государственное  учебное заведение  и т.д., хотя они  тоже влияют на использование  гражданином тех  или иных своих  прав и свобод. Но эти государственные  учреждения являются звеном соответственно какого-либо экономического министерства, государственного комитета по высшему  образованию и  т.д., которые сами выступают как  органы государственной, а точнее, исполнительной власти. Рассмотренные  признаки органа государства  в своей совокупности и органической взаимосвязи  раскрывают понятие  органа государства  и позволяют сформулировать его определение.

Полагаем  необходимым привести в данной работе взгляды  различных ученых на понятие государственного органа.

По мнению Е.И Козловой, О.Е.Кутафина, государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.6

Ряд авторов  придерживается такого определения государственного органа, как элемента (звена) механизма государства, участвующего в осуществлении определенных функций государства и наделенного в этой связи властными полномочиями.

Указанные выше определения, на наш взгляд, довольно расплывчаты, и требуют  определенной конкретизации  и уточнения.

По нашему мнению, наиболее полно  раскрывающим понятие  государственного органа является определение, данное Н.И.Матузовым, А.В. Малько в соответствии с которым:

Орган государства –  это юридически оформленная, организационно и  хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая  из государственных  служащих, наделенная государственно-властными  полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей  компетенции, задач  и функций государства.

Органы  государственной  власти состоят из выборных депутатов  или назначенных  государственных  служащих, облеченных определенными властными  полномочиями. Но орган  власти может быть и в лице одного человека. Эти должностные  лица действуют в  силу конституций  или законов и  несут ответственность  только перед теми, кто их избрал или  назначил.

Разносторонность  и многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению  задач и функций  государства обусловливает  множество его  органов. Более глубокому  представлению о  них способствует классификация государственных  органов по видам  на основе различных  научно обоснованных критериев. Наряду с  рассмотренным выше разделением государственных  органов в зависимости  от того, что они  представляют собой  – коллективное образование  или воплощаются  в одном лице, занимающем государственную должность, - имеются и другие основания их классификации.

По такому критерию, как  юридический источник их легитимности, органы государства подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые  Конституцией РФ, Федеральными законами, конституциями, уставами субъектов  РФ для непосредственного  выполнения задач  и функций государства: Президент РФ, Федеральное  Собрание РФ, Правительство  РФ, министерства и  иные федеральные  органы исполнительной власти РФ, суды, прокуратура, органы законодательной  и исполнительной власти субъектов  РФ;

б) органы, учреждаемые в  установленном законодательством  РФ порядке для  непосредственного  обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанных выше государственных  органов: Администрация  Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства  РФ, высших судебных органов законодательной  и исполнительной власти субъектов  РФ.

По  порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом: Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации; и органы, формируемые другими государственными органами: Правительство РФ, Конституционный Суд РФ.

По  уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Отдельно стоят на этой «лестнице» органы местного самоуправления.

Федеральные органы включают Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный  Суд РФ, Верховный  Суд РФ и Высший Арбитражный Суд  РФ, а также органы исполнительной власти: федеральные министерства и ведомства, и суды РФ. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами.

Не всегда органы субъектов  РФ образуют единую иерархическую структуру  с органами государственной  власти РФ. Такая  единая система предусмотрена  Конституцией РФ для  судебной и исполнительной власти в определенных пределах и совершенно исключена для  органов законодательной  власти. Некоторые  органы государственной  власти (например, прокуратура) не могут быть разбиты  на федеральный и  органы субъектов  РФ в смысле полной самостоятельности  последних, поскольку  эти органы строятся на основе строгой  централизации.

В основном система органов  государственной  власти субъектов  Федерации, несмотря на некоторые особенности  по своей структуре  и функциям равняется  на федеральную модель.

По  действию во времени государственные органы делятся на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия и временные, создаваемые для достижения краткосрочных целей.

Абсолютное  большинство государственных  органов РФ и ее субъектов, согласно Конституции и  законам РФ, конституциям и уставам субъектов  РФ действуют на постоянной основе (прокуратура, милиция, суд). Вместе с тем могут  существовать государственные  органы, создание и  деятельность которых  носят временный  характер. Они непосредственно  связаны с решением неотложных задач, вызванных  определенными обстоятельствами (временная  администрация создаваемая  в условиях режима чрезвычайного положения).

 

 

По  характеру подчиненности органы государственной власти подразделяются на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд) и органы «двойного», или «вертикально-горизонтального» подчинения (милиция, государственные банки).

По  характеру компетенции органы государственной власти делятся на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Правительство РФ), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

По  форме реализации государственной  власти выделяют законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

Законодательные органы призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества.

Здесь важно иметь в  виду, что понятие  «представительные  органы» и «законодательные органы» не совпадают  по объему. Соотношение  между ними такое  – всякий законодательный  орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать  в качестве законодательного (например, созванное конституционное  совещание может  быть признано представительным органом, но не законодательным).

Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.

Судебные  органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

Контрольно-надзорные  органы (прокуратура, органы промышленного надзора) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.

Важнейшим основанием для классификации  государственных  органов служит их конституционное деление.

В Российской Федерации, то есть на федеральном уровне и уровне субъектов  РФ, органы государственной  власти делятся на органы законодательной  власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Следовательно, каждый из органов  этих тех ветвей власти может называться органом государственной  власти. Такое деление  органов государственной  власти сформулировано самой Конституцией РФ в связи с  закреплением в ней  принципа разделения властей (ст.10).

Согласно  Конституции, законодательным  и представительным органом РФ является Федеральное Собрание – парламент. Он состоит  из двух палат –  Совета Федерации  и Государственной  Думы (ст.94,95).

Исполнительную  власть в стране осуществляет  Правительство Российской Федерации (ст.110).

Судебная  власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства (ст.118). В системе государственных  органов, осуществляющих судебную власть, в  конституционном  порядке выделяются следующие: Конституционный  Суд РФ, Верховный  Суд РФ, Высший Арбитражный  Суд РФ.

В системе  высших властных структур современного российского  государства особое место занимает институт президентства.

Существует  ошибочное мнение относительно института  Президента в системе  разделения властей. Нередко Президента пытаются отнести  к определенной ветви  власти (как правило, к исполнительной). В действительности же  Президент РФ не является органом какой-либо из трех властей.

Согласно  Конституции РФ, Президент  является главой государства. Он выступает как  гарант Конституции  РФ, а также «  прав и свобод человека и гражданина», принимает  меры по охране суверенитета РФ, ее независимости  и государственной  целостности и  обеспечивает согласованное  функционирование и  взаимодействие органов  государственной  власти. Ни одна из вышеперечисленных  функций Президента РФ не указывает на его принадлежность к какой-либо из ветвей власти. Президент  только создает базисные условия и обеспечивает гарантии деятельности органов государственной  власти различных  ветвей.

Таким образом, существует большое количество классификаций государственных  органов, каждая из которых  позволяет познать  определенную группу подобных органов. Своего рода обобщающим основанием квалификации государственных  органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре  механизма государства. Исследование различных  видов государственных  органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи  всех рассмотренных  выше и возможно, некоторых других оснований их классификации.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По итогам написания реферата можно придти к следующим выводам следующим выводам:

1) Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Понятие государственного аппарата – весьма емкое  и многогранное.

  Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделённых властными полномочиями для реализации государственной власти.

2) Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего «здания» механизма государства выступает государственный орган.

Орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.

Информация о работе Механизм государства