Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 03:20, курсовая работа

Описание работы

Основной целью является рассмотрение понятия механизма государства, принципов организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства. Для достижения цели исследования выделяются задачи: рассмотреть понятие, признаки и структуру механизма государства; проанализировать основные принципы организации и деятельности государства; дать характеристику государственного аппарата и проанализировать классификацию органов государства РФ; определить основные характеристики правового статуса организационных форм государственных учреждений РФ; рассмотреть понятие и функции материальных средств в контексте представлениях их элементом государственного механизма.

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 76.30 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Актуальность работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели - создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

Степень разработанности темы. Нельзя не согласиться с мнением российского государствоведа начала ХХ в.А. Паршина о том, что без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства, без представления о том, как оно функционирует и каков его механизм, практически невозможно грамотное и квалифицированное управление им, а значит - руководство обществом, так как именно современное правовое государство выступает как механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, выражает мировоззрение и представляет всех членов общества1.

В середине восьмидесятых годов двадцатого века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни  общества. Изменились многие принципы жизни общества, появились новые  идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался  новый тип государственного механизма. Появились или приобрели новое  значение такие органы государственной  власти, как Президент Российской Федерации (далее РФ), Федеральное  собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций  построения нового государства стала  теория разделения властей, которая  была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Объект и предмет  исследования. Объектом исследования является механизм государства и его структура. Предмет исследования являются теоретические разработки ученых - государствоведов, изучающих механизм государства, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие структуру государственного механизма РФ.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является рассмотрение понятия механизма государства, принципов организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.

Для достижения цели исследования выделяются следующие  задачи:

  • рассмотреть понятие, признаки и структуру механизма государства;
  • проанализировать основные принципы организации и деятельности государства;
  • дать характеристику государственного аппарата и проанализировать классификацию органов государства РФ;
  • определить основные характеристики правового статуса организационных форм государственных учреждений РФ;
  • рассмотреть понятие и функции материальных средств в контексте представлениях их элементом государственного механизма.

 

Структура работы. Работа состоит из ведения, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Понятие  и структура механизма государства

Прежде  чем рассмотреть понятие "механизм государства" и выявить основные подходы по его определению, следует  ещё раз остановиться на понятии "государство". Следует отметить, что в научной литературе существуют различные точки зрения по вопросу  определения государства, но эта  дискуссия не ставит под сомнение тот факт, что современное правовое государство призвано быть гарантом стабильности, безопасности для своих  граждан, обеспечивать упорядоченность  и организованность общественных отношений, признание и полное понятие в  качестве высшей ценности человеческой личности, ее прав и свобод, что должно реализовываться в деятельности всего механизма государства  в целом.

Государство представляет собой реально действующий  механизм, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его  имени и в пределах предоставленных  полномочий. Такие коллективы действуют  постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие  в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность  своей работы.

Подобная  система государственных органов, профессиональных коллективов и  называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства - это система  государственных органов, осуществляющих государственную власть, и обеспечивающих реализацию функций государства. 2

Механизм  является важнейшим неотъемлемым элементом  любого государства. Механизм - одно из проявлений государства. Слово "механизм" выбрано для того, чтобы показать, что государство проявляется  во множестве государственных органов, учреждений, связанных иерархической  подчиненностью, которые правомочны совершать действия от имени государства. Механизм - взаимосвязанное целое, это  та реальная организующая материальная сила, опираясь на которую, государство  действует, властвует, проявляет себя во вне. Механизм олицетворяет государство, в нем выражена сущность государства. Без механизма государство не существует. Государственная деятельность не должна носить стихийный характер. Только функционирование специальной  системы органов и учреждений, входящих в государственный механизм, позволяет организованно и эффективно реализовывать задачи и функции  государства, его предназначение в  обществе. Государственный механизм является важным и необходимым атрибутом любого государства, его "материальной субстанцией" и физическим воплощением государственной власти"3.

Следует отметить, что в юридической науке  понятие "механизм государства" обычно употребляется как синоним понятию "государственный аппарат", хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным  аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого  властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом  еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые  государственный аппарат действует.

Существует  научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства  понимаются все органы государства  в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи  между собой в процессе осуществления  тех или иных функций государства4.

В научной  литературе уже обращалось внимание на многообразие понимания механизма  государства, анализировались его  организация и функционирование, структура, принципы построения в России и зарубежных странах, однако проблема выработки единого определения  данного института в отечественной  юридической науке до настоящего времени остаётся актуальной. До настоящего времени одними из самых распространенных концепций понимания механизма  государства в юридической науке  являются узкий и широкий подход в аспекте соотношения терминов "механизм государства" и "государственный  аппарат". Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х  гг. ХХ в. о тождественности государственного механизма и аппарата.

В частности, по мнению Л.И. Спиридонова механизм государства - это система его  органов, "посредством которых  оно осуществляет государственную  власть и реализует свои функции"5. Данную точку зрения об идентичности понятий "механизм государства" и "государственный аппарат" разделяют Н.И. Матузов, В.И. Новоселов, В.Н. Хропонюк и ряд других. В частности, многие считают, что в теории государства и права понятие государственного аппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая - основывается на утверждении В.И. Ленина, что под государственным аппаратом "разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество". Таким образом, узкая трактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства6.

Сторонники  второго подхода - широкого - включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим  в этих взглядах является то, что  проводится различие между государственным  механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое  по объему понятие. Например, М.Н. Марченко отмечает, что в научной и учебной  литературе зачастую "государственный  механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов"7. Так, в частности, М.И. Абдулаев и С.А. Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия8.В. В. Лазарев и В.С. Афанасьев утверждают, что государственный механизм - это законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.) 9. Так как в Российской Федерации правоохранительные органы и вооруженные силы относятся к органам исполнительной власти, то по многочисленному мнению, они входят в структуру механизма современного Российского государства, но являются лишь отдельными его элементами. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо основными, базовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их в определении и структуре механизма современного государства РФ.

В последние  годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный  интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции  определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать  механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой  его составных частей. Такой подход получил название функционального. Одним из первых данную позицию выразил  Г.А. Мурашин, который еще в 1972 году писал: "Механизм государства употребляется наряду с термином "государственный аппарат", однако, лучше определяется суть этого явления. не в статике, а в движении"10. Наиболее последовательно эта позиция была аргументирована Э.П. Григонисом, который обращался к лексическому значению слов "аппарат" как совокупности учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления, и "механизм" как системы, где движение одного вызывает движение другого, и пришел к следующему выводу: понятия "государственный аппарат" и

"государственный  механизм" лежат в разных плоскостях  и соотносятся между собой  как вещь, находящаяся в покое,  статике (государственный аппарат), и та же вещь, находящаяся в  движении, в динамике (механизм государства). Само понятие механизма государства  Э.П. Григонис определяет как "функционирование, действие органов государства", что выражается в определенных способах, принципах функционирования системы государственных органов (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой его отдельных частей11.

Приведенный обзор различных подходов к решению  проблемы определения понятия механизма  государства РФ позволяет сделать  некоторые выводы. Во-первых, единое понимание механизма государства  в современной отечественной  юридической науке на сегодняшний  день до конца не выработано. Во-вторых, по данному вопросу существуют три  наиболее распространенные точки зрения: механизм государства - это система  государственных органов (понятия "механизм государства" и "государственный  аппарат" тождественны); механизм государства - это совокупность не только органов  государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), но и государственных  организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и иных), а также так называемых "материальных придатков" (армии, правоохранительных органов, исправительно-трудовых учреждений и др.); механизм государства - это функционирование, действие органов государства, их динамика.

Резюмируя вышеизложенное, можно дать следующее  определение: механизм государства - это  система властных государственных  органов, вооруженных сил и других силовых структур, государственных  учреждений и предприятий во взаимодействии, осуществляющих функции государства12. Как любая реально функционирующая система, механизм государства обладает рядом характерных признаков:

представляет  собой совокупность взаимосвязанных  между собой государственных  органов (законодательных, исполнительных, судебных, надзорных, силовых и др.);

его целостность  обеспечивается едиными целями и  задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения  в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;

его основным элементом выступают государственные  органы, обладающие властными полномочиями;

он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой  государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов13.

Информация о работе Механизм государства