Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 03:20, курсовая работа
Основной целью является рассмотрение понятия механизма государства, принципов организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства. Для достижения цели исследования выделяются задачи: рассмотреть понятие, признаки и структуру механизма государства; проанализировать основные принципы организации и деятельности государства; дать характеристику государственного аппарата и проанализировать классификацию органов государства РФ; определить основные характеристики правового статуса организационных форм государственных учреждений РФ; рассмотреть понятие и функции материальных средств в контексте представлениях их элементом государственного механизма.
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели - создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.
Степень разработанности темы. Нельзя не согласиться с мнением российского государствоведа начала ХХ в.А. Паршина о том, что без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства, без представления о том, как оно функционирует и каков его механизм, практически невозможно грамотное и квалифицированное управление им, а значит - руководство обществом, так как именно современное правовое государство выступает как механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, выражает мировоззрение и представляет всех членов общества1.
В середине восьмидесятых годов двадцатого века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. Изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма. Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент Российской Федерации (далее РФ), Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является механизм государства и его структура. Предмет исследования являются теоретические разработки ученых - государствоведов, изучающих механизм государства, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие структуру государственного механизма РФ.
Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является рассмотрение понятия механизма государства, принципов организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.
Для достижения цели исследования выделяются следующие задачи:
Структура работы. Работа состоит из ведения, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Прежде чем рассмотреть понятие "механизм государства" и выявить основные подходы по его определению, следует ещё раз остановиться на понятии "государство". Следует отметить, что в научной литературе существуют различные точки зрения по вопросу определения государства, но эта дискуссия не ставит под сомнение тот факт, что современное правовое государство призвано быть гарантом стабильности, безопасности для своих граждан, обеспечивать упорядоченность и организованность общественных отношений, признание и полное понятие в качестве высшей ценности человеческой личности, ее прав и свобод, что должно реализовываться в деятельности всего механизма государства в целом.
Государство представляет собой реально действующий механизм, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.
Подобная
система государственных
Механизм
является важнейшим неотъемлемым элементом
любого государства. Механизм - одно из
проявлений государства. Слово "механизм"
выбрано для того, чтобы показать,
что государство проявляется
во множестве государственных
Следует
отметить, что в юридической науке
понятие "механизм государства" обычно
употребляется как синоним
Существует
научная позиция, в соответствии
с которой под аппаратом
В научной
литературе уже обращалось внимание
на многообразие понимания механизма
государства, анализировались его
организация и
В частности, по мнению Л.И. Спиридонова механизм государства - это система его органов, "посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции"5. Данную точку зрения об идентичности понятий "механизм государства" и "государственный аппарат" разделяют Н.И. Матузов, В.И. Новоселов, В.Н. Хропонюк и ряд других. В частности, многие считают, что в теории государства и права понятие государственного аппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая - основывается на утверждении В.И. Ленина, что под государственным аппаратом "разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество". Таким образом, узкая трактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства6.
Сторонники
второго подхода - широкого - включают
в механизм государства помимо государственного
аппарата другие составляющие, диапазон
которых достаточно многообразен. Общим
в этих взглядах является то, что
проводится различие между государственным
механизмом и аппаратом, причем первый
предстает как более широкое
по объему понятие. Например, М.Н. Марченко
отмечает, что в научной и учебной
литературе зачастую "государственный
механизм рассматривается как
В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой его составных частей. Такой подход получил название функционального. Одним из первых данную позицию выразил Г.А. Мурашин, который еще в 1972 году писал: "Механизм государства употребляется наряду с термином "государственный аппарат", однако, лучше определяется суть этого явления. не в статике, а в движении"10. Наиболее последовательно эта позиция была аргументирована Э.П. Григонисом, который обращался к лексическому значению слов "аппарат" как совокупности учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления, и "механизм" как системы, где движение одного вызывает движение другого, и пришел к следующему выводу: понятия "государственный аппарат" и
"государственный
механизм" лежат в разных плоскостях
и соотносятся между собой
как вещь, находящаяся в покое,
статике (государственный
Приведенный
обзор различных подходов к решению
проблемы определения понятия механизма
государства РФ позволяет сделать
некоторые выводы. Во-первых, единое
понимание механизма
Резюмируя вышеизложенное, можно дать следующее определение: механизм государства - это система властных государственных органов, вооруженных сил и других силовых структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии, осуществляющих функции государства12. Как любая реально функционирующая система, механизм государства обладает рядом характерных признаков:
представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных, надзорных, силовых и др.);
его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;
его основным
элементом выступают
он является
той организационной и