Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 03:20, курсовая работа

Описание работы

Основной целью является рассмотрение понятия механизма государства, принципов организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства. Для достижения цели исследования выделяются задачи: рассмотреть понятие, признаки и структуру механизма государства; проанализировать основные принципы организации и деятельности государства; дать характеристику государственного аппарата и проанализировать классификацию органов государства РФ; определить основные характеристики правового статуса организационных форм государственных учреждений РФ; рассмотреть понятие и функции материальных средств в контексте представлениях их элементом государственного механизма.

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 76.30 Кб (Скачать файл)

Орган государства  имеет собственную структуру, устанавливаемую  законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства  должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими  частями государственного механизма.19

Каждый  орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а  так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.

Полномочия  государственного органа – это его  властные возможности.

Компетенции государственного органа – это совокупность прав и обязанностей, возложенных  на данный орган законом.

Свою  компетенцию государственные органы могут реализовывать в трех формах:

– путем  издания предписаний общего характера (издание нормативных актов);

– путем  принятия предписаний индивидуального  характера (акты применения);

– путем  осуществления организационной  деятельности.

Все государственные  органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции  и соответствующих законов.

Государственные органы, как и все структурные  элементы государства, обладают рядом  признаков:

– орган  государства, обладая определенной самостоятельностью, служит частью единого  механизма государства, занимает в  нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного  вида деятельности в порученной области;

– органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны  соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях  между собой и органом и  являются официальными. Права и обязанности  государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;

– орган  государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые  задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена  предметом ведения, т. е. конкретными  задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный  орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность, поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где – обязанность;

– орган  государства обладает властными  полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится  к полномочиям государственных  органов. Для обеспечения требований этих актов органы могут применять  меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией;

– для  осуществления своей компетенции  орган государства наделяется необходимой  материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета);

– орган  государства активно участвует  в реализации функций государства, используя для этого соответствующие  формы и методы;

– органы государства тесно взаимодействуют  между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей  которого является обеспечение нормального  функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной  целостности государства;

– орган государства имеет территориальный масштаб деятельности.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

В данном параграфе будут рассмотрены  принципы, то есть основополагающее начало, идеи, положения, находящиеся в основе организации и деятельности аппарата государства.

Они непосредственно  связаны с понятием государственного аппарата, так как раскрывают социально  классовую сущность органов государства, основные цели и задачи государственного аппарата - для этого и создаются  государственные органы, поэтому  принципы и включены в эту главу. Важность изучения принципиальных, основополагающих начал любой деятельности подтверждает высказывание Гельвеция - "знание принципов  возмещает незнание некоторых фактов".

Принципы  государственного аппарата на протяжении всего развития государства разрабатываются, уточняются, дополняются новыми. Но существует и обратный процесс, по мере изменений в государственном  аппарате некоторые принципы отпадают. "Например, совсем до недавнего времени, а именно–до разрушения СССР в  советской политико-юридической  теории и практике не без оснований  в качестве наиболее важных принципов  организации и деятельности государственного аппарата считались следующие: принцип  партийного руководства; подчинения аппарата политике; принцип широкого участия  масс в управлении делами государства  и общества, в деятельности государственного аппарата; принцип демократического централизма, гласности, социалистической законности, интернационализма и  социалистического федерализма (применительно  к социалистическим федеративным государствам); принцип равноправия национальностей, принцип научного планирования, координации, учета и контроля деятельности аппарата и др.

Однако  после распада СССР и кардинальных изменений, произошедших в государственном  механизме России за последние годы, многие из этих принципов полностью  себя исчерпали".21 Но также существуют и общие принципы, которые действуют и в той или иной мере реализуются, например, принцип оптимальности построения структуры государственного аппарата, принцип эффективности государственного аппарата, законности и конституционности и др.

"Деятельность  любых государственных органов  в настоящее время строится  на принципах гуманизма, научного  подхода к управленческой деятельности, профессионализма в подборе кадров, сочетания единоначалия и коллегиальности  в принятии решений, разделения  властей. Рассмотрим содержание  каждого принципа. Гуманизм. Данный  принцип означает признание ценности  человека как личности, утверждение  приоритета его интересов в  деятельности государства. Анализируя  содержание принципа гуманизма,  следует обратить внимание на  два момента. Во-первых, именно  интересы личности должны стоять на первом месте в деятельности государства, а не что-либо другое (например, построение коммунистического общества). И, во-вторых, должны быть учтены интересы каждого человека или, по крайней мере, большинства населения, а не одного человека или относительно немногочисленной социальной группы.

Гуманизм  предполагает, прежде всего, учет и  уважение элементарных прав человека в деятельности государственных  органов–права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на собственность и др. Гуманное государство применяет насилие  к человеку только в самых исключительных случаях, например в случае противоправного  поведения. Государственность существует уже около пяти тысячелетий, в  то время как принцип гуманизма  начал последовательно проводиться  в жизнь только после победы буржуазных революций. Сейчас это один из основных принципов организации и деятельности государственного аппарата; он закреплен  в конституциях многих современных  государств. В Конституции РФ сказано: "Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина– обязанность  государства".22 Демократизм. В переводе с греческого "демократия" означает "народовластие". Содержание принципа демократизма составляет признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга гражданских свобод.

Различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия предполагает участие каждого в  принятии политических решений. В конституциях большинства государств закреплены формы непосредственной демократии: голосование на выборах, на референдуме, участие в демонстрациях, собраниях  митингах, шествиях, пикетированиях, право  направлять личные или коллективные обращения в государственные  органы. Представительная демократия выражается в деятельности выборных представительных органов государства. Принцип демократизма закреплен  и в Конституции РФ: "Носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ  осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления".23

Гласность. Необходима достаточная информированность  общества о деятельности государственных  органов, поскольку только на основе гласности возможно реальное народовластие. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающие его права и  законные интересы, а в более широком  плане - формирование общественного  мнения о деятельности государственного аппарата. Так, согласно Конституции РФ: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом".24 Таким образом, речь не идет об абсолютной гласности: она ограничивается в случае возможности нанесения ущерба существенным интересам государства или граждан.

Государственный аппарат в СССР долгое время функционировал в полу секретных условиях. Служебные  документы, различные статистические данные были практически недоступны для населения, к тому же многое из известной информации сознательно  искажалось. В девяностых годах принцип  гласности начал в большей  или меньшей степени получать реальное воплощение в деятельности органов государства, в частности  сокращены перечни сведений, относимых  к государственной и служебной  тайнам, во многих органах образованы специальные структурные подразделения, отвечающие за связь со средствами массовой информации (пресс-центры, пресс-службы и т. д. ).

Законность. Вся деятельность государственных  органов урегулирована нормами  права, содержащимися в многочисленных и разнообразных нормативных  актах. Их строгая и неуклонная реализация и составляет содержание принципа законности. "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные  лица, граждане и их объединения  обязаны соблюдать Конституцию  Российской Федерации и законы".25 Национальное равноправие. Доступ к замещению должностей в государственном аппарате должен быть представлен всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. В тех или иных странах острота постановки национального вопроса различна, в прямой зависимости от этого находится и актуальность данного принципа. Здесь в более широком плане речь может идти о равноправии вообще - не только о расовом или национальном, но и о равенстве прав на замещение должностей в государственном аппарате. "Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе".26  Централизм. Государственный аппарат имеет иерархическую структуру, и нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываться перед ними. Органы государства могут иметь или только подчинение по вертикали, или так называемое "двойное подчинение" - по вертикали и по горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу.

Научный подход к управленческой деятельности, профессионализм в подборе кадров. Управленческая деятельность - это  деятельность достаточно специфическая  и сложная, что обусловлено современным  уровнем развития общества, многообразием  и сложностью общественных отношений. Практика показывает, что управление обществом наиболее качественно, наиболее эффективно осуществляется специалистами. В нашей стране настоящий принцип  долгое время недооценивался. Для  того чтобы быть назначенным на любую  должность в государственном  аппарате, требовалось наличие, прежде всего определенных морально-политических качеств, и только потом уже - сугубо профессиональных.

Сочетание единоначалия и коллегиальности. И  единоначальный и коллегиальный способ принятия решений имеют свои достоинства и свои недостатки. В первом случае решения принимаются быстро, оперативно, с наименьшими затратами, создаются предпосылки для эффективного осуществления управленческой деятельности. Однако принятие решений большинством голосов (а голосованию предшествует, как правило, обсуждение вопроса, выяснение различных точек зрения, уточнение спорных моментов, выработка коллективного мнения и т. п. ) - позволяет находить более взвешенные подходы к сложным проблемам. В то же время качественной работе коллегиальных органов государства часто препятствуют различные обстоятельства организационного характера: не всегда достаточная скорость работы и оперативность принятия решений; в некоторых случаях отсутствие четкой позиции, невозможность прийти к общему мнению, непоследовательность в проведении определенной политики; дороговизна коллегиальных процедур. Поэтому сочетание в тех или иных пропорциях коллегиальности и единоначалия характерно для деятельности практически всех государственных органов, функционирующих преимущественно на основе единоначалия или коллегиальности.

Разделение  властей. Это фундаментальный принцип  организации и деятельности государственного аппарата в современных государствах. Его теоретическое обоснование  связано, прежде всего, с учеными  Нового времени Дж. Локком и Ш. Л. Монтескье (хотя сама идея имеет очень  давнюю историю), а практическое осуществление - с периодом буржуазных революций".27

 

 

 

 

 

 

 

§ 4. Классификация государственных органов

 

Классификацию органов государства можно проводить  по различным основаниям, наглядно это видно на приведенной выше схеме.28

По способу  возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные  органы государства никакими другими  органами не создаются. Они могут  быть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в  установленном порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные  органы в свою очередь создаются  первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним  относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

Информация о работе Механизм государства