Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследования механизма государства. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- исследовать понятие и признаки механизма государства;
- исследовать принципы и организация деятельности механизма государства;
- исследовать структуру механизма государства;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие механизма государства и его признаки
1.1. Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства…………….5
1.2. Признаки механизма государства…………………………………………...7
2. Принципы организации и деятельности государственного механизма…...10
3. Структура механизма государства…………………………………………...13
3.1. Органы законодательной власти…………………………………………...18
3.2. Органы исполнительной власти…………………………………………....20
3.3. Судебная власть……………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………….……..31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского
Юридический институт
Кафедра «Теории и истории государства и права.»
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория государства и права»
На тему: «Механизм государства.»
Заочная сокращенная форма
обучения
специальности 030900
___________________________
______________________________
Ф. И. О.)
Москва
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие механизма государства и его признаки
1.1. Соотношение понятий
«механизм» и «аппарат»
1.2. Признаки механизма
государства…………………………………………...
2. Принципы организации и деятельности государственного механизма…...10
3. Структура механизма
государства…………………………………………...
3.1. Органы законодательной власти…………………………………………...18
3.2. Органы исполнительной власти…………………………………………....20
3.3. Судебная власть………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….……..
Введение
Проблема взаимоотношений государства и общества является одной из центральных, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства. Современная роль государства является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на общество постоянно менялись.
На определенном
этапе развития общества возникает потребность
в его специфической, отдельной организации.
Теряя социальную однородность, общество
делится на части, которые отличаются
местом и ролью в системе общественного
производства и разделения материальных
благ, способом жизни, духовной культурой.
В каждой из таких общественных групп
кроме общих, появляются и специфические
интересы. Возникает потребность в согласовании,
координации таких интересов, в регулировании
отношений между различными частями общества.
Именно эта потребность и стала причиной
возникновения организации, основным
предназначением которого является обеспечение
единства, целостности общества. Такой
организацией и является государство.
«Государство – это публичная организация,
обладающая верховной властью на определенной
территории». 1
Государство
реально действует, проявляет себя как
система, совокупность специальных органов,
учреждений, должностных лиц осуществляющих
управление делами общества от его имени
и в пределах предоставленных полномочий.
Такие органы, учреждения, должностные
лица действуют в большинстве своем постоянно
и, как правило, на профессиональной основе,
что выделяет их из общества и ставит над
ним. Граждане могут принимать то или иное
участие в делах государства, но в конечном
итоге оно, его органы, учреждения и должностные
лица несут персональную ответственность
за эффективность своей работы.
А для России это очень важно, так как еще не все успели забыть события, происходившие в конце ХХ века, последствия которых еще продолжают давать знать о себе и сейчас. Изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма. Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения государственной власти, которая была развита и закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.
Целью курсовой работы является исследования механизма государства. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- исследовать понятие
и признаки механизма
- исследовать принципы
и организация деятельности
- исследовать структуру механизма государства;
При подготовке курсовой работы использовались: Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты Российской Федерации, научно-учебные пособия и монографии по теории государства и права.
1. Понятие механизма государства и его признаки.
1.1. Соотношение
понятий «механизм» и «аппарат»
В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть - партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества.
В юридической литературе чаще всего понятие «механизм государства» отождествляется с понятием «государственный аппарат» в широком смысле, охватывающем все виды государственных органов. Такой подход был общепринятым в 50-80 гг., и он обнаруживается в научных трудах последних лет. Так, механизм современного Российского государства рассматривается как пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.2
Существует несколько точек зрения: сторонники первой определяют аппарат государства как составную часть механизма государства, включающую в себя органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные и другие), а также государственные организации (учебные, научные, лечебные и другие) и «вещественные придатки» (вооруженные силы, органы охраны правопорядка, пенитенциарные органы и другие). Сторонники другой точки зрения понимают механизм государства как все государственные органы, находящиеся в динамике, а аппарат государства, как те же органы, но в статике. Отдельные авторы считают эти понятия примерно равнозначными. Другие включают в понятие «аппарат государства» только те структурные подразделения, которые обеспечивают деятельность государственных органов.
В своей работе я придерживаюсь первой точки зрения в вопросе соотношения понятий «механизм» и «аппарат» государства, так как механизм государства – это совокупность структур государства, реализующих его функции. Через механизм государства осуществляется систематическое непрерывное управление обществом и властное воздействие на него, выполняются задачи, достигаются цели государства. Это целостная система органов и учреждений, она не сводится только к совокупности органов (аппарату государства). Механизм государства состоит из государственных органов (аппарата государства) и иных государственных организаций, главным образом государственных учреждений, которые не обладают признаками органов государства и предназначены для непосредственного осуществления практической деятельности по реализации функций государства. Государственные учреждения представляют собой разновидность государственных организаций, создающихся и подчиняющихся государственным органам. Эти учреждения осуществляют учебную, научную и иную государственную деятельность под руководством органов государства. В зависимости от сфер государственной деятельности принято выделять два вида государственных учреждений: осуществляющих охранительную деятельность государства (вооруженные силы, органы охраны правопорядка, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения и другие) и реализующих задачи государства в экономической и социально-культурной областях (государственные предприятия и учреждения).
Таким образом, понятие «механизм государства» включает в свой состав понятие «аппарат государства».
1.2. Признаки механизма государства.
Определение и уяснение понятия «механизм государства» связано с раскрытием его признаков, характерных черт, позволяющих отличить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов и учреждений. Такими признаками являются:
1). Все государственные органы, учреждения и должностные лица, которые образуют механизм государства, создаются и действуют на основе норм Конституции, Федеральных конституционных и федеральных законов, и других нормативно-правовых актов.
2). Это единая постоянно действующая иерархическая система органов, учреждений, должностных лиц, построенная на принципах координации и субординации (соподчиненности) своей деятельности.3
При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры и организации государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретный исторический период. Например, В Конституцию РСФСР, согласно требованиям времени, были внесены поправки, в соответствии с которыми сохранялось всевластие Советов, но в качестве одной из основ конституционного строя в России впервые был закреплен принцип разделения власти, который давно сложился и оправдал себя в цивилизованных демократических странах мира. Чего до этого не было в конституциях РСФСР 1918, 1925, 1937 годов. Однако, на практике, принцип разделения власти, который предполагал самостоятельность каждой из образованных ветвей, оказался несовместимым и противоречащим принципу всевластия Советов, основанному на соединении в их лице и законодательной, и исполнительной власти, подчинении исполнительной и судебной властей законодательной власти. Такие противоречия привели к обострению отношений и усилению борьбы между ветвями власти, а следствием из всего этого явился паралич государства, его механизма.
Так, в статьях 1 и 3 Конституции РСФСР 1978 года закреплялся принцип разделения государственной власти. Но ему противоречила статья 2 той же Конституции, которая и после внесенных в нее изменений провозглашала, что «народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Российской Федерации, и непосредственно». При этом, однако, не упоминалось, что народ осуществляет государственную власть и через другие ветви власти.
В таком же резком противоречии со статьей 1 и 3 находилась статья 104 этой же Конституции, которая устанавливала, что высшим органом государственной власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов, управомоченный принимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации. Но высшего органа государственной власти, подчиняющего себе все ветви власти, не должно быть в условиях реализации принципа разделения власти.
Эти противоречия были устранены Конституцией РФ, принятой в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года. В ней впервые в конституционной практике России последовательно проводится принцип разделения власти. «Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».(ст.10 Конституции РФ)
Данный принцип основан на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.
Конституции РФ содержит три пункта, конкретизирующих и закрепляющих разделение власти в качестве основополагающего системообразующего фактора (принципа) структуры механизма современного Российского государства:
«1. Государственную власть
в Российской Федерации осуществляют
Президент Российской Федерации, Федеральное
Собрание (Совет Федерации и
2. Государственную власть
в субъектах Российской
3. Разграничение предметов
ведения и полномочий между
органами государственной