Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследования механизма государства. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- исследовать понятие и признаки механизма государства;
- исследовать принципы и организация деятельности механизма государства;
- исследовать структуру механизма государства;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие механизма государства и его признаки
1.1. Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства…………….5
1.2. Признаки механизма государства…………………………………………...7
2. Принципы организации и деятельности государственного механизма…...10
3. Структура механизма государства…………………………………………...13
3.1. Органы законодательной власти…………………………………………...18
3.2. Органы исполнительной власти…………………………………………....20
3.3. Судебная власть……………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………….……..31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.07 Кб (Скачать файл)

         Согласно статье 12 Конституции РФ 1993 года органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

3). Первичными структурными  элементами механизма государства  являются государственные органы  и учреждения, в которых на  постоянной профессиональной основе  работают государственные служащие (чиновники различных уровней  и рангов), а в выборных органах  и учреждениях - депутаты, сенаторы, судьи и другие.

4). Для обеспечения государственно-властных  полномочий в состав государственного  механизма входят вещественные  придатки (вооруженные силы, органы  охраны  правопорядка, пенитенциарные органы и другие), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных элементов, каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних.

         Объединив, все признаки государственного механизма мы получим его определение. «Механизмом государства является специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, реализующих функции государства» .4

Глава 2. Принципы организации и деятельности государственного механизма.

       Выше уже был упомянут принцип разделения власти, основополагающий для современной организации государственного механизма. Однако, это только один из принципов. В этом разделе будет рассмотрен еще ряд принципов (руководящих идей, начал), лежащих в основе организации и деятельности механизма государства.

      В различных исторических условиях в основе организации государственного механизма лежат различные руководящие начала. В настоящее время деятельность государственных органов современных государств строится на принципах: гуманизма, демократизма, гласности, законности, централизма, разделения власти, национального равноправия. Теперь следует раскрыть каждый из этих принципов.

1).  Гуманизм. Этот принцип означает признание ценности человека как личности, и приоритет его интересов в государственной деятельности. Сейчас это один из главных принципов организации и деятельности государственного механизма, закрепленный в конституциях многих современных государств. Так, например, в России – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».(ст.2 Конституции РФ) «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти».

2). Демократизм. Содержание  этого принципа определяет народ  как источник 

государственной власти, признается его право на участие в принятии политических решений, а также провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод. Различают представительную и непосредственную демократию. Первая выражается в деятельности выборных представительных органов государства, а вторая заключается в прямом осуществлении власти народом в общегосударственном и местных масштабах (голосование на выборах, участие в референдумах, участие в демонстрациях, митингах, шествиях, реализации права направлять обращения (петиции) в различные государственные органы).

3). Гласность. Достаточная  информированность общества о  деятельности государственных органов  просто необходима для достижения  реального народовластия. В содержание  данного принципа входит право  каждого на получение информации, затрагивающей его права и  законные интересы, а в более  широком плане - формирование  общественного мнения о деятельности  государственного аппарата.5   

    Так, в российской Конституции закреплено: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». (п.4 ст.29 Конституции РФ)

     Таким образом, речь не идет об абсолютной гласности: она ограничивается в случаях, предусмотренных законодательством страны, при возможности нанесения ущерба существенным интересам государства или граждан.

4). Законность. Вся деятельность  государственных органов регулируется  правовыми нормами, содержащимися  в различных правовых источниках. Строгая и неуклонная их реализация  и составляет содержание этого  принципа. «Органы государственной  власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». (ч.2 ст.15 Конституции РФ)

5). Централизм. Государственный  механизм имеет иерархическую  структуру, где нижестоящие органы  выполняют решения вышестоящих  органов и регулярно отчитываются  перед ними. Государственные органы  могут иметь подчинения или  только по вертикали, или «двойное  подчинение» - по вертикали и  горизонтали. В последнем случае  орган, например, отраслевого территориального  управления подчиняется как вышестоящему, территориальному или центральному  органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному  органу.

6). Разделение власти. Это  фундаментальный принцип организации  и деятельности государственного  механизма в современных конституционных  государствах. Этот принцип связан, прежде всего, с именами ученых-философов  Нового времени Дж. Локком и  Ш. Л. Монтескье, а практическая  его реализация с периодом  буржуазных революций.

          Содержание этой теории (принципа) заключается в том, что вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или органа, так как , в таком случае, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и другие негативные явления. Поэтому необходимо разделение государственной власти на несколько составляющих, распределение ее по различным государственным органам, с тем чтобы ни один из них не обладал всей полнотой власти. Наличие «системы сдержек и противовесов» - это такое разделение компетенции между органами государственной власти, которое обеспечивает их взаимный контроль, а так же сотрудничество между властями в целях достижения эффективности в управлении обществом. Эти два положения  – суть теории разделения власти. В соответствии с классическим вариантом теории разделения власти выделяют три ее ветви: законодательную, исполнительную и судебную. «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». «Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия».

7). Национальное равноправие.  Доступ к замещению должностей  в системе государственного механизма  должен предоставляться всем  лицам вне зависимости от их  национальной принадлежности. Актуальность  данного принципа прямо зависит  от остроты вопроса национального  равноправия в том или ином  государстве. В более широком  смысле здесь может идти речь  не только о расовом или  национальном равенстве, но и  о равенстве прав на замещение  государственных должностей независимо  от пола, возраста, религии и других  признаков. «Граждане Российской  Федерации имеют равный доступ  к государственной службе». 

         «Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Никому не может быть причинен ущерб в силу наличия у него недостатков». «Все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного и социального положения».

Глава 3. Структура  механизма государства.

       Механизм государства имеет свою структуру, то есть строение. Он  состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

        Структурно – функциональный анализ механизма государства означает изучение роли и места в нём образующих элементов – государственных органов и их системных образований, как они закреплены в нормативно-правовых актах (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход).

        Орган государства – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.6

        Органы государственной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из следующих признаков.

1) Все органы государства  образуются в законодательном  порядке, на основе нормативно-правовых  актов, в которых чётко определены  назначение, порядок формирования, иные вопросы, связанные с организацией  и деятельностью того или иного  подразделения государственного  аппарата.

2) Орган государства является  самостоятельным элементом государственного  аппарата, действует специализировано  в системе других органов. Орган  государства может иметь сложную  структуру: управление, отделы, отделения,  комиссии, подкомиссии и т.д. Они  являются не самостоятельными  государственными органами, а только  структурными их подразделениями.

3) Органы государства  тесно взаимодействуют между  собой. Они образуют единый  социальный организм, главной задачей  которого является обеспечение  нормального функционирования общества, защита законных прав  и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

       Данные  принципы государственных органов  рассматривает автор учебника  «Теория государства и права» - Хропанюк В.Н. Авторы же 

Матузов Н.И. и Малько А.В. кроме этих трёх принципов рассматривают  следующие

1) Государственный орган  наделён определённой экономической  и организационной обособленностью.  Он состоит на содержании государства,  получает материальные и финансовые  средства (здания, средства связи  и прочее оборудование, деньги) от  государства, из бюджета государства,  доходы которого формируются  за счёт налогов.

2) Каждый государственный  орган сообразно своей компетенции,  выполняет свойственные ему функции.  Механизм государства действует  через отдельные государственные  органы: функции государства в  целом осуществляются посредством  функций отдельных государственных  органов. Государственный орган,  выполняя свои функции, тем  самым одновременно участвует  в реализации различных функций  государства.

3) Физическим воплощением  государственного органа являются  люди, из которых состоит данный  орган, - отдельное лицо или группа, коллектив. То есть государственный  орган представляет собой объединение  людей, каждый из которых называется  государственным служащим.

Кроме того, Черданцев А.Ф. выделяет ещё один признак.

         Государственный орган действует от имени государства. Он наделён властными полномочиями. Это выражается в том, что государственный орган принимает решения общего (нормативные акты) или индивидуального характера (например, решение, приговор суда), обязательные для тех, кому они адресованы. Властные полномочия могут быть выражены в контрольно-надзорной деятельности и в применении физических принудительных мер.

Органы государственной  власти, в зависимости от различных  критериев, можно классифицировать на виды. Разные авторы дают разную классификацию  государственным органам. Некоторые  выделяют меньшее число критериев, некоторые большее, но практически  у всех упоминаются следующие  виды и критерия деления.

1. По источнику (способу) формирования государственные органы подразделяются на первичные и вторичные. Первичный орган – это орган, формируемый непосредственно самим народом, путём выборов. Это выборные органы. Вторичные органы – органы, формируемые первичными, выборными органами.

2. По действию в пространстве государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. Но всё же некоторые органы государственной власти субъектов федерации не могут считаться полностью самостоятельными (например, прокуратура, вооружённые силы), поскольку они строятся на принципе строгой централизации, и всегда относятся к федеральным органам.

Информация о работе Механизм государства