Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследования механизма государства. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- исследовать понятие и признаки механизма государства;
- исследовать принципы и организация деятельности механизма государства;
- исследовать структуру механизма государства;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие механизма государства и его признаки
1.1. Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства…………….5
1.2. Признаки механизма государства…………………………………………...7
2. Принципы организации и деятельности государственного механизма…...10
3. Структура механизма государства…………………………………………...13
3.1. Органы законодательной власти…………………………………………...18
3.2. Органы исполнительной власти…………………………………………....20
3.3. Судебная власть……………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………….……..31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.07 Кб (Скачать файл)

В состав исполнительной власти входят вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а  так же правоохранительные и правозащитные  органы – прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, контрольные органы и др. В федеративных государствах исполнительная власть – двухуровневая, т.е. государственные органы и должностные  лица исполнительной власти имеются  и в субъектах федерации.     

В систему органов исполнительной власти, как правило, входят местные  органы исполнительной власти. Эти  органы и должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и другие) назначаются  обычно правительством для управления теми или иными регионами, территориями. Вместе с назначенными должностными лицами на региональном и местном  уровнях нередко функционируют  и избранные населением региона.      

Таким образом, исполнительная власть обладает самой разветвленной  сетью разнообразных государственных  органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих. Для того, чтобы все органы исполнительной власти эффективно функционировали, необходима исполнительная вертикаль. В отличие  от законодательных и  судебных органов с многочисленным кадровым составом, органы исполнительной власти скреплены более строгой иерархией, подчиненностью нижестоящих вышестоящим, а все – единому центру.

3.3. Судебная власть      

Органы правосудия образуют сложную систему, состоящую из судов  общей юрисдикции, арбитражных, административных, конституционных, военных и иных судов. Особое место в этой системе  занимают мировые судьи. Наверху  этой системы находятся верховные  и конституционные суды. Суды осуществляют правосудие посредством судопроизводства, регулируемого процессуальным законодательством  государства. А в странах, в которых  судебный прецедент является источником права, суд участвует в правотворчестве.    

   Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.  
Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. 
       Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

      Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.  
      Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.  
      Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

       Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:  
- конституционного;  
- гражданского;  
- административного; 
- уголовного.  
       Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил. 

        Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.  
        Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. 

        Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

      В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:   

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. 

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции  рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок  деятельности мирового судьи устанавливаются  федеральным законом и законом  субъекта РФ. 
3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Большое внимание в данной работе уделено соотнесению двух, как казалось бы, равных понятий «механизм» и «аппарат» государства, однако мы выяснили, что «аппарат государства» входит в «государственный механизм», однако, каждый волен выбрать и другую точку зрения по этому вопросу. 
            Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (государственный аппарат), учреждений и должностных лиц, которые в совокупности образуют государственный механизм. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы и учреждения. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках, определяемых его компетенцией.  
            Органы государства так же обладают характерными признаками, которые позволяют отличать их от других органов. Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа. На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство, а так же и процесс усложнения общественных отношений. 

       Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и других.              Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа «запрещено все, что не разрешено законом». Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

          Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение власти, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство.

           Так, разделение власти между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

        Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять права и законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной международной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

I. Нормативно правовые акты:

     1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном

          голосовании 12 декабря 1993 г.//Российская газета.- 15.12.1993.

II. Научная и учебная литература:

  1. Венегров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических

вузов. 3-е изд . –  М.: Юриспруденция, 2008.

  1. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. –    4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2006.

     3. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф.  

          В.В. Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003

      4. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для

         вузов – 2-е изд. – М:. Спарк, 2000.

     5. Мальцев Г.В. Теория государства и права.  Учебник. – М.: Закон,

         ЮНИТИ, 2000.

     6. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и

         А.В.  Малько. - М.: Юристъ, 1999.

     7. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н.,

          проф. В.Д. Перевалов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006

     8. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., «Юрайт». 2001

     9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2000

    10. Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и

         деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД

          России, 2001.

 

 

 

 

1 См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов – 2-е изд. – М:. Спарк, 2000. – С. 43

2 См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов – 2-е изд. – М:. Спарк, 2000.

3 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2006.

4 См.: Теория государства и права: Учебник для вузов/Отв.ред. В.Д. Перевалов. – 3-е изд. – М.: Норма, 2006. С.84

5 См.: Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006

6 См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2000

7 См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., «Юрайт». 2001.

8 См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов – 2-е изд. – М:. Спарк, 2000.

9 См.: Теория государства и права: Учебник для вузов/Отв.ред. В.Д.Перевалов.– 3-е изд. – М.: Норма, 2006.– С.88

10 См.: ст. 116  Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2004.

 

Информация о работе Механизм государства