Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследования механизма государства. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- исследовать понятие и признаки механизма государства;
- исследовать принципы и организация деятельности механизма государства;
- исследовать структуру механизма государства;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие механизма государства и его признаки
1.1. Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства…………….5
1.2. Признаки механизма государства…………………………………………...7
2. Принципы организации и деятельности государственного механизма…...10
3. Структура механизма государства…………………………………………...13
3.1. Органы законодательной власти…………………………………………...18
3.2. Органы исполнительной власти…………………………………………....20
3.3. Судебная власть……………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………….……..31
В состав исполнительной власти входят вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а так же правоохранительные и правозащитные органы – прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, контрольные органы и др. В федеративных государствах исполнительная власть – двухуровневая, т.е. государственные органы и должностные лица исполнительной власти имеются и в субъектах федерации.
В систему органов исполнительной власти, как правило, входят местные органы исполнительной власти. Эти органы и должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и другие) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами, территориями. Вместе с назначенными должностными лицами на региональном и местном уровнях нередко функционируют и избранные населением региона.
Таким образом, исполнительная
власть обладает самой разветвленной
сетью разнообразных
3.3. Судебная власть
Органы правосудия образуют
сложную систему, состоящую из судов
общей юрисдикции, арбитражных, административных,
конституционных, военных и иных
судов. Особое место в этой системе
занимают мировые судьи. Наверху
этой системы находятся верховные
и конституционные суды. Суды осуществляют
правосудие посредством судопроизводства,
регулируемого процессуальным законодательством
государства. А в странах, в которых
судебный прецедент является источником
права, суд участвует в
Место судебной власти в
системе органов государственной власти
Российской Федерации в решающей степени
определяется положением о разделении
властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции
РФ.
Судебная власть признается как разновидность
государственной власти наряду с законодательной
и исполнительной, ее органы пользуются
самостоятельностью. Эта самостоятельность
судебной власти проявляется в независимости
судей, которые подчиняются только Конституции
РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению
правосудия они никому не подотчетны.
Судебная власть принадлежит
не только высшим судебным инстанциям
(Верховному Суду и др.), но всем судам Российской
Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом
РФ, Федеральным Собранием, Правительством
РФ, осуществляющим государственную власть
в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции
РФ).
Принцип разделения
властей не только распределяет функции
государственной власти между тремя ветвями
власти, но и устанавливает их самостоятельность
и взаимную уравновешиваемость. В этой
системе суды связаны с законодательной
и исполнительной властью обязанностью
применять законы и другие нормативные
правовые акты, а также в отношении назначения
судей на их должности, но судебная власть
обладает возможностью фактической отмены
законов, указов Президента РФ и постановлений
Правительства РФ, если они будут ею признаны
неконституционными.
Судебная власть полностью
самостоятельна в вынесении судебных
решений и приговоров, но их исполнение
относится к обязанностям исполнительной
власти. Возможность судебного обжалования
гражданами действий (бездействия) должностных
лиц и органов исполнительной власти позволяет
судебной власти противостоять незаконным
действиям этой власти. Функции и полномочия
судебных органов, таким образом, служат
своеобразным противовесом в отношении
двух других ветвей власти, а в совокупности
с ними образуют единую государственную
власть.
Принцип разделения властей
важен также для того, чтобы взаимный контроль
и сбалансированность полномочий не привели
к присвоению полномочий судебной власти
какой-либо другой властью. Судить не вправе
ни органы законодательной, ни органы
исполнительной власти. Со своей стороны
судебная власть не должна заниматься
нормотворчеством, подменяя законодательные
органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной
власти. Вместе с тем судебная практика,
безусловно, влияет на направление законодательной
деятельности, а также исправляет многие
ошибки органов исполнительной власти;
более того, своим толкованием права в
процессе его применения, суды выявляют
подлинное содержание правовых норм, часто
отличное от первоначальных целей.
Согласно
Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть
в Российской Федерации осуществляется
посредством четырех видов судопроизводства:
- конституционного;
- гражданского;
- административного;
- уголовного.
Каждому из этих видов
соответствует свой комплекс установленных
законом процессуальных правил.
Конституция
РФ не содержит перечня конкретных судебных
инстанций, а ограничивается закреплением
общего правила о том, что судебная система
РФ устанавливается Конституцией РФ и
федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает,
что ни один суд, входящий в судебную систему
РФ, не может быть учрежден каким-либо
правовым актом, кроме федерального конституционного
закона. Следовательно, не могут создавать
особые судебные системы и субъекты РФ,
поскольку это привело бы к нарушению
единства судебной системы страны.
Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.
В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:
1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.
Судьями общей юрисдикции
субъектов РФ являются мировые судьи,
которые в пределах своей компетенции
рассматривают гражданские, административные
и уголовные дела в качестве суда
первой инстанции. Полномочия и порядок
деятельности мирового судьи устанавливаются
федеральным законом и законом
субъекта РФ.
3. Арбитражные
суды. В эту систему входят Высший
Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные
суды округов, арбитражные суды республик
и других субъектов РФ. Они осуществляют
правосудие путем разрешения экономических
споров и рассмотрения ряда иных дел.
Заключение
Большое
внимание в данной работе уделено соотнесению
двух, как казалось бы, равных понятий
«механизм» и «аппарат» государства, однако
мы выяснили, что «аппарат государства»
входит в «государственный механизм»,
однако, каждый волен выбрать и другую
точку зрения по этому вопросу.
Государство для выполнения своих функций
создает систему государственных органов
(государственный аппарат), учреждений
и должностных лиц, которые в совокупности
образуют государственный механизм. Он
представляет собой надлежаще организованный,
четко слаженный сложный политический
механизм, который включает в свой состав
многочисленные и разнообразные органы
и учреждения. Каждый из органов имеет
определенную структуру, полномочия, задачи
и цели, на достижение которых направлена
их деятельность, и действует в строго
определенных рамках, определяемых его
компетенцией.
Органы государства так же обладают характерными
признаками, которые позволяют отличать
их от других органов. Система органов
государства, так же как и их внутренняя
структура, не является застывшей, с изменением
функций государства изменяется и система
его органов, а с изменением задач, возложенных
на тот или иной орган, может подвергнуться
изменениям и структура органа. На систему
государственных органов значительное
влияние оказывают форма правления и государственное
устройство, а так же и процесс усложнения
общественных отношений.
Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и других. Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа «запрещено все, что не разрешено законом». Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение власти, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство.
Так, разделение власти между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять права и законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной международной политики.
Библиографический список
I. Нормативно правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.//Российская газета.- 15.12.1993.
II. Научная и учебная литература:
вузов. 3-е изд . – М.: Юриспруденция, 2008.
3. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф.
В.В. Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003
4. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для
вузов – 2-е изд. – М:. Спарк, 2000.
5. Мальцев Г.В. Теория государства и права. Учебник. – М.: Закон,
ЮНИТИ, 2000.
6. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и
А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999.
7. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н.,
проф. В.Д. Перевалов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006
8. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., «Юрайт». 2001
9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2000
10. Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и
деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД
России, 2001.
1 См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов – 2-е изд. – М:. Спарк, 2000. – С. 43
2 См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов – 2-е изд. – М:. Спарк, 2000.
3 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2006.
4 См.: Теория государства и права: Учебник для вузов/Отв.ред. В.Д. Перевалов. – 3-е изд. – М.: Норма, 2006. С.84
5 См.: Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006
6 См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2000
7 См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., «Юрайт». 2001.
8 См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов – 2-е изд. – М:. Спарк, 2000.
9 См.: Теория государства и права: Учебник для вузов/Отв.ред. В.Д.Перевалов.– 3-е изд. – М.: Норма, 2006.– С.88
10 См.: ст. 116 Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2004.