Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследования механизма государства. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- исследовать понятие и признаки механизма государства;
- исследовать принципы и организация деятельности механизма государства;
- исследовать структуру механизма государства;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие механизма государства и его признаки
1.1. Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства…………….5
1.2. Признаки механизма государства…………………………………………...7
2. Принципы организации и деятельности государственного механизма…...10
3. Структура механизма государства…………………………………………...13
3.1. Органы законодательной власти…………………………………………...18
3.2. Органы исполнительной власти…………………………………………....20
3.3. Судебная власть……………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………….……..31
3. В зависимости от характера компетенции государственных органов существуют органы общей и специальной компетенции. В первом случае круг вопросов, по которым принимаются властные решения, весьма широк, охватывает многие сферы общественной жизни: экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и другие. Во втором – соответствующий орган руководит какой-то одной, относительно узкой, сферой. К первым относятся, прежде всего, представительные органы, правительство, главы администраций и т.д. Ко вторым – министерства, ведомства, прокуратура, суды и другие органы.
4. По порядку реализации власти органы различаются между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. Вообще, по общему правилу, орган государства состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент РФ, президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.
5. По формам государственно-правовой деятельности органы государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. Однако Комаров С.А. и Черданцев А.Ф. выделяют, кроме этих основных, ещё три вида государственных органов: контрольные, правоохранительные, распорядительные.
Законодательные органы – органы, принимающие законы как нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу.
Исполнительные органы призваны исполнять, реализовывать законы.
Судебные органы призваны осуществлять юрисдикционную деятельность, то есть разрешать конкретные юридические дела: применять меры наказания за преступления, разрешать различного рода правовые споры, конфликты между различными субъектами.
Контрольные органы осуществляют надзор за исполнением законов и других нормативных актов.7
Распорядительные органы,
Правоохранительные органы
Кроме этого Лазарев В.В.
и Липень С.В. выделяют ещё несколько
критериев и видов
1. По положению в иерархической
структуре государственного аппарата выделяют
высшие и местные органы государства.
Полномочия высших органов распространяются
на всю территорию данного государства.
В унитарных государствах есть один уровень
высших органов, а в федеративных – два:
федеральные высшие органы и высшие органы
субъектов федерации. Местные органы осуществляют
свою деятельность в пределах территории
какой-либо административно-
2. По срокам полномочий есть органы государства, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок; и бессрочные органы, где пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком.
3. По времени функционирования, и длительности действия выделяют постоянные и временные органы государства. Постоянных органов абсолютное большинство, поскольку государственный аппарат рассчитан в основном на деятельность в нормальных условиях. Временные органы создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.8
3.1. Органы законодательной власти
Одним из важнейших достижений человечества является разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Это сделано для решения целого ряда важнейших проблем. Среди них:
-необходимость более
четкого определения
-необходимость предотвращения
злоупотребления властью,
-возможность на основе
разделения властей
Еще известный английский мыслитель Джон Локк в своем главном труде «Два трактата о государственном правлении» писал о недопустимости соединения в руках какого-либо одного органа государства законодательной и исполнительной власти, в противном случае возникает угроза деспотизма и ликвидации естественных прав и свобод. Он придавал теории разделения властей характер универсальной доктрины. Джоном Локком были развиты ее основные положения: об осуществлении законодательной власти через выборный представительный орган, о недопустимости этому органу заниматься исполнением законов, о создании в связи с этим новой постоянно действующей структуры и т. д.
По Джону Локку, законодательная и исполнительная власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа, обладающего правом привлекать к ответу любую власть. Законодательной власти принадлежит исключительное право издавать законы, обязательные для всех. Отличаясь друг от друга по своим функциям, эти власти должны быть разделены и переданы в различные сферы, так как правители в противном случае получают возможность освобождать себя от подчинения законам и приспособлять их к своим частным интересам.
Классический вид концепция разделения властей приобрела в работах Шарля Луи Монтескье. Он сделал вывод, что только разделение властных функций между разными государственными органами способно обеспечить согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства.
В настоящее время законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.
Законодательная власть ответственна за то, насколько она эффективно представляет общественные интересы и отражает их в законах страны. Закон обязателен для всех именно потому, что он является высшим актом парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп населения страны.
Важнейшими субъектами законодательной власти в современных обществах являются парламенты. Парламент - это высший представительный и законодательный орган государства. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательные органы создают объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед человеческим сообществом, для формирования общественных ценностей и идеалов.
3.2. Органы исполнительной власти
Самой крупной структурной частью любого государственного механизма являются органы, учреждения, должностные лица исполнительной власти. Численность ее служащих (чиновников) во много раз превышает численность служащих и должностных лиц других ветвей власти.
Она предназначена для исполнения законов, принятых законодательной ветвью власти, ей предоставлено право активных действий, а так же право принятия подзаконных нормативных актов. Исполнительную власть возглавляют и осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и центральные учреждения (комитеты, службы, ведомства, инспекции и т.д.). Также в структуру исполнительной власти входят региональные и местные государственные органы и должностные лица.
Собирательное название органов
исполнительной власти – правительство,
оно также в различных
Главой исполнительной власти
может быть монарх, президент, премьер-министр
– глава правительства, в зависимости
от типа и формы государственного
правления. С учетом этого же обстоятельства
происходит и формирование органов
исполнительной власти. Монарх получает
свою должность по наследству; президент
избирается непосредственно народом
или коллегией выборщиков, как
в США; или парламентом, или иными
органами. Члены правительства
Глава государства не только
возглавляет исполнительную власть,
но и обладает другими важными
властными полномочиями. Как уже
отмечалось, разделенная на ветви
государственная власть не перестает
быть единой и суверенной, самостоятельность
законодательной, исполнительной и
судебной власти относительна, а не
абсолютна. В силу своего статуса
глава государства как раз
и призван обеспечить согласованное
функционирование этих органов в
интересах решения
Монарх в силу конституционных
норм или традиций, сложившихся в
данном государстве имеет ряд
правомочий в отношении парламента:
созыв сессии; роспуск парламента
(как правило, нижней палаты); назначение
членов верхней палаты (там, где это
принято); утверждение и опубликование
законов. Формально он считается
верховным главнокомандующим
В большинстве современных
государств его главой является президент,
избираемый либо населением, либо парламентом,
либо путем особой избирательной
процедуры. Президент принимает
иностранных дипломатических
В парламентских и президентских республиках полномочия и роль президента не одинаковы. В парламентских президент – малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах осуществляется по инициативе парламента, хотя и оформляется указом президента. А для формирования правительства требуется согласие парламента.
В президентских же республиках президент – центральная фигура во всем государственном механизме. Он представляет государство внутри страны и за ее пределами, назначает дату выборов в парламент, в ряде стран распускает парламент, обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов. Президент по общему правилу, обладает правом законодательной инициативы, имеет широкие полномочия по формированию правительства и контролю за его работой, в некоторых странах является одновременно главой государства и правительства. Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами, он назначает высший командный состав армии, флота, внутренних войск, присваивает высшие воинские звания и т.д.
Так же существуют государства
со смешанным типом управления,
Правительство обычно имеет
название «совет» или «кабинет министров»,
иногда оно официально называется правительством
и редко – государственным
советом. Правительством традиционно
считается создаваемый
Правительство возглавляет председатель, как правило, это премьер-министр, в Германии – канцлер, в Норвегии – государственный министр, в мусульманских странах – визир и т.д. В состав правительства входят заместитель или заместители председателя правительства, министры,
руководители ведомств.
Формируется правительство
по-разному, чаще всего новое правительство
формируется после выборов