Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследования механизма государства. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- исследовать понятие и признаки механизма государства;
- исследовать принципы и организация деятельности механизма государства;
- исследовать структуру механизма государства;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие механизма государства и его признаки
1.1. Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства…………….5
1.2. Признаки механизма государства…………………………………………...7
2. Принципы организации и деятельности государственного механизма…...10
3. Структура механизма государства…………………………………………...13
3.1. Органы законодательной власти…………………………………………...18
3.2. Органы исполнительной власти…………………………………………....20
3.3. Судебная власть……………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………….……..31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.07 Кб (Скачать файл)

3. В зависимости от характера компетенции государственных органов существуют органы общей и специальной компетенции. В первом случае круг вопросов, по которым принимаются властные решения, весьма широк, охватывает многие сферы общественной жизни: экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и другие. Во втором – соответствующий орган руководит какой-то одной, относительно узкой, сферой. К первым относятся, прежде всего, представительные органы, правительство, главы администраций и т.д. Ко вторым – министерства, ведомства, прокуратура, суды и другие органы.

4. По порядку реализации власти органы различаются между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. Вообще, по общему правилу, орган государства состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент РФ, президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.

5. По формам государственно-правовой деятельности органы государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. Однако Комаров С.А. и Черданцев А.Ф. выделяют, кроме этих основных, ещё три вида государственных органов: контрольные, правоохранительные, распорядительные.

          Законодательные органы – органы, принимающие законы как нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу.

        Исполнительные органы призваны исполнять, реализовывать законы.

Судебные органы призваны осуществлять юрисдикционную деятельность, то есть разрешать конкретные юридические дела: применять меры наказания за преступления, разрешать различного рода правовые споры, конфликты между различными субъектами.

         Контрольные органы осуществляют надзор за исполнением законов и других нормативных актов.7

Распорядительные органы, исполняя законы, принимают решения (распоряжения) нормативного или индивидуального характера.

Правоохранительные органы охраняют нормативные акты от нарушения со стороны других лиц.

Кроме этого Лазарев В.В. и Липень С.В. выделяют ещё несколько  критериев и видов государственных  органов.

1. По положению в иерархической структуре государственного аппарата выделяют высшие и местные органы государства. Полномочия высших органов распространяются на всю территорию данного государства. В унитарных государствах есть один уровень высших органов, а в федеративных – два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов федерации. Местные органы осуществляют свою деятельность в пределах территории какой-либо административно-территориальной единицы. Может быть несколько уровней местных органов, в зависимости от административно-территориального деления государства.

2. По срокам полномочий есть органы государства, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок; и бессрочные органы, где пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком.

3. По времени функционирования, и длительности действия выделяют постоянные и временные органы государства. Постоянных органов абсолютное большинство, поскольку государственный аппарат рассчитан в основном на деятельность в нормальных условиях. Временные органы создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.8

3.1. Органы законодательной власти     

Одним из важнейших достижений человечества является разделение властей  на исполнительную, законодательную  и судебную. Это сделано для  решения целого ряда важнейших проблем. Среди них:

-необходимость более  четкого определения компетентности, основных функций, сфер деятельности, ответственности каждой ветви  власти, каждого государственного  органа;

-необходимость предотвращения  злоупотребления властью, установления  диктатуры, авторитаризма или  тоталитаризма;

-возможность на основе  разделения властей диалектического  объединения в единое целое  таких, казалось бы, не совместимых  важнейших сфер жизни, как закон  и свобода, власть и право,  государство и гражданское общество.

            Еще известный английский мыслитель Джон Локк в своем главном труде «Два трактата о государственном правлении» писал о недопустимости соединения в руках какого-либо одного органа государства законодательной и исполнительной власти, в противном случае возникает угроза деспотизма и ликвидации естественных прав и свобод. Он придавал теории разделения властей характер универсальной доктрины. Джоном Локком были развиты ее основные положения: об осуществлении законодательной власти через выборный представительный орган, о недопустимости этому органу заниматься исполнением законов, о создании в связи с этим новой постоянно действующей структуры и т. д.

             По Джону Локку, законодательная и исполнительная власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа, обладающего правом привлекать к ответу любую власть. Законодательной власти принадлежит исключительное право издавать законы, обязательные для всех. Отличаясь друг от друга по своим функциям, эти власти должны быть разделены и переданы в различные сферы, так как правители в противном случае получают возможность освобождать себя от подчинения законам и приспособлять их к своим частным интересам.

           Классический вид концепция разделения властей приобрела в работах Шарля Луи Монтескье. Он сделал вывод, что только разделение властных функций между разными государственными органами способно обеспечить согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства.

            В настоящее время законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

Законодательная власть ответственна за то, насколько она эффективно представляет общественные интересы и  отражает их в законах страны. Закон  обязателен для всех именно потому, что он является высшим актом парламента, представляющего интересы всех слоев  и социальных групп населения  страны.

             Важнейшими субъектами законодательной власти в современных обществах являются парламенты. Парламент - это высший представительный и законодательный орган государства. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательные органы создают объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед человеческим сообществом, для формирования общественных ценностей и идеалов.

3.2.  Органы исполнительной власти     

Самой крупной структурной  частью любого государственного механизма  являются органы, учреждения, должностные  лица исполнительной власти. Численность  ее служащих (чиновников) во много раз  превышает численность служащих и должностных лиц других ветвей власти.     

Она предназначена для  исполнения законов, принятых законодательной   ветвью власти, ей предоставлено право активных действий, а так же право принятия подзаконных нормативных актов. Исполнительную власть возглавляют и осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и центральные учреждения (комитеты, службы, ведомства, инспекции и т.д.). Также в структуру исполнительной власти входят региональные и местные государственные органы и должностные лица.                

Собирательное название органов  исполнительной власти – правительство, оно также в различных государствах имеет различное название (наиболее распространенные – кабинет министров  или совет министров). Например, в  Финляндии – Государственный  совет, а в Швейцарии – Федеральный  совет.         

Главой исполнительной власти может быть монарх, президент, премьер-министр  – глава правительства, в зависимости  от типа и формы государственного правления. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов  исполнительной власти. Монарх получает свою должность по наследству; президент  избирается непосредственно народом  или коллегией выборщиков, как  в США; или парламентом, или иными  органами. Члены правительства назначаются  монархом, президентом или избираются парламентом. Существуют также государства, где в формировании правительства участвуют и президент (монарх), и парламент.     

Глава государства не только возглавляет исполнительную власть, но и обладает другими важными  властными полномочиями. Как уже  отмечалось, разделенная на ветви  государственная власть не перестает  быть единой и суверенной, самостоятельность  законодательной, исполнительной и  судебной власти относительна, а не абсолютна. В силу своего статуса  глава государства как раз  и призван обеспечить согласованное  функционирование этих органов в  интересах решения общегосударственных  задач. Глава государства обеспечивает необходимую координацию деятельности органов различных ветвей власти.      

Монарх в силу конституционных  норм или традиций, сложившихся в  данном государстве имеет ряд  правомочий в отношении парламента: созыв сессии; роспуск парламента (как правило, нижней палаты); назначение членов верхней палаты (там, где это  принято); утверждение и опубликование  законов. Формально он считается  верховным главнокомандующим вооруженными силами государства, представляет страну в международных отношениях. Фактически эти  полномочия осуществляются правительством или соответствующим министром.     

В большинстве современных  государств его главой является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной  процедуры. Президент принимает  иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует международные  договоры и соглашения, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент  имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона (отлагательное  вето), представлять его на вторичное  рассмотрение парламента.     

В парламентских и президентских  республиках полномочия и роль президента не одинаковы. В парламентских президент  – малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах осуществляется по инициативе парламента, хотя и оформляется указом президента. А для формирования правительства требуется согласие парламента.      

В президентских же республиках  президент – центральная фигура во всем государственном механизме. Он представляет государство внутри страны и за ее пределами, назначает  дату выборов в парламент, в ряде стран распускает парламент, обладает правом отлагательного вето в отношении  принятых парламентом законов. Президент  по общему правилу, обладает правом законодательной  инициативы, имеет широкие полномочия по формированию правительства и  контролю за его работой, в некоторых  странах является одновременно главой государства и правительства. Президент  – верховный главнокомандующий  вооруженными силами, он назначает  высший командный состав армии, флота, внутренних войск, присваивает высшие воинские звания и т.д.     

Так же существуют государства  со смешанным типом управления, при котором элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Обычно в республиках смешанного типа президент избирается на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями; правительство формируется парламентским путем и политически ответственно перед президентом и перед парламентом.          

Правительство обычно имеет  название «совет» или «кабинет министров», иногда оно официально называется правительством и редко – государственным  советом. Правительством традиционно  считается создаваемый парламентом  и президентом (чаще только парламентом  или президентом) коллегиальный  орган исполнительной власти. Его  основное назначение – исполнение, реализация законов и правовых актов  главы государства, для этого  правительству необходимы распорядительные полномочия, предполагающие издание  правительством собственных подзаконных актов, как нормативно-правовых, так и правоприменительных. Итак, «правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий государственное управление обществом».9     

Правительство возглавляет  председатель, как правило, это премьер-министр, в Германии – канцлер, в Норвегии – государственный министр, в  мусульманских странах – визир  и т.д. В состав правительства  входят заместитель или заместители председателя правительства, министры,

руководители ведомств.     

Формируется правительство  по-разному, чаще всего новое правительство  формируется после выборов парламента и (или) президента. «Перед вновь избранным  Президентом Российской Федерации  Правительство Российской Федерации  слагает свои полномочия».10 Правительство на своих заседаниях принимает решения большинством голосов. По партийному составу различают: однопартийные, многопартийные, коалиционные, беспартийные правительства.      

Информация о работе Механизм государства