Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 10:57, курсовая работа
С момента появления системы знаний о государстве и праве, основное место в ней занял вопрос о понятии, структуре и особенностях механизма государства. Ученые не могут прийти к единому мнению по этому вопросу, и до сих пор в научной литературе и монографических исследованиях, проводимых по данному вопросу, существует огромное количество определений понятия “механизма государства” и характеристик его элементов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития российской государственности немаловажное значение приобретают вопросы организации и функционирования механизма государства и его совершенствования с целью максимального приближения его к механизму государства правового.
Введение 3
1.Понятие механизма государства. Аппарат государства 6
2. Структура механизма государства 13
3. Государственный орган: определение и виды 27
Заключение 31
Список литературы 33
Содержание
С момента появления системы знаний о государстве и праве, основное место в ней занял вопрос о понятии, структуре и особенностях механизма государства. Ученые не могут прийти к единому мнению по этому вопросу, и до сих пор в научной литературе и монографических исследованиях, проводимых по данному вопросу, существует огромное количество определений понятия “механизма государства” и характеристик его элементов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития российской государственности немаловажное значение приобретают вопросы организации и функционирования механизма государства и его совершенствования с целью максимального приближения его к механизму государства правового.
Решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих ныне перед Россией, напрямую связано с повышением роли государства, его усилением и развитием на основе демократии и права. В этих условиях особенно возрастает значение механизма государства, укрепления и слаженной работы всех его составных частей и структурных подразделений, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно-правовой основы, задачи и функции государства осуществляются посредством деятельности его механизма. В силу того, что основное назначение механизма государства это выполнение функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль, органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям.
Государственный механизм является важным и необходимым атрибутом любого государства, его «материальной субстанцией» и «физическим воплощением государственной власти». Государство существует как таковое, проявляет себя вовне, функционирует как объективная реальность не иначе, как через свой механизм, через те или иные входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них государственных служащих.
До сих пор остается множество проблем, связанных с эффективностью деятельности самого механизма государства, управление государством можно сравнить с космическим кораблем, спутником. Невозможно запустить, вывести на орбиту эти машины, не зная принципов их устройства и всестороннего понимания механизмов их работы. Так и с государством – грамотное управление им в принципе не возможно без понимания его сущности и природы. А управление государством, в свою очередь, подразумевает под собой руководство обществом, поскольку в настоящий момент именно государство (правовое государство) выступает как тот самый незаменимый механизм регулирования и согласования различный потребностей и интересов общества, граждан.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в системе организации и деятельности механизма государства, которые определяют роль, место и значение механизма государства в управлении государством.
Предметом исследования является правовое регулирование организации, деятельности и функционирования структурных элементов механизма государства, сущность и назначение и структурных элементов в современной России.
Цель работы заключается в исследовании особенностей, характеристике структурных элементов механизма государства, обозначении проблем правового регулирования механизма государства в современной России, определении тенденций развития и совершенствования механизма государства на современном этапе.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
При написании работы были использованы общенаучные и частнонаучные методы познания, такие как структурно-функциональный, метод сравнительного правоведения, исторический, диалектический, формально-логический методы и другие.
Анализ показал, что в науке теории государства и права до сего времени нет общепринятого, единого подхода к понятию механизма государства. Одни теоретики утверждают, что это есть собственно аппарат государства, т.е. система его органов, с помощью которых осуществляются государственные функции. Другие в механизм государства включают и аппарат государства, и государственные организации. При этом различают два вида государственных организаций: осуществляющие охранительные функции государства (вооруженные силы, полиция, спецслужбы, исправительные учреждения и др.); реализующие экономические и социально-культурные функции (спецбольницы, спецполиклиники, транспортные части, пошивочные и др.). Третьи утверждают, что механизм государства включает в себя, помимо государственных органов и организаций, еще и такие компоненты, как: публичные службы и корпорации; процедуры принятия государственных решений; ресурсное обеспечение
Отдельные ученые-юристы акцентируют свое внимание только на понятии «аппарат государства», а вместо термина «механизм государства» используют термины «государственный механизм» и «механизм государственной власти». При этом утверждается, что аппарат государства является вовсе не государственной властью, а лишь подсобной и полностью подчиненной структурой этой власти. Государственный аппарат, состоящий из служащих, призван обслуживать государственную власть, его конституционно установленные органы, анализировать информационные потоки и синтезировать их в соответствующих аналитических материалах, готовить проекты соответствующих документов (в том числе и правовые), выполнять те или иные поручения1 .
Проанализировав все эти точки зрения, приходим к мнению, что необходимо обратить внимание прежде всего на анализ соотношения понятий «механизм государства» и «аппарат государства» и поддержать точку зрения, что механизм государства состоит из аппарата, куда входят органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные), а также государственных организаций (лечебные, транспортные, обслуживающие и др.) и так называемых материальных придатков (армия, органы охраны правопорядка, тюрьмы и др.). Действительно, среди учреждений, относящихся к числу государственных, можно выделить неспецифическую часть – учреждения и структуры, которые выполняют хозяйственные, социально-культурные, технические и иные задачи, но которые не имеют властных полномочий. Особенно велик неспецифический набор учреждений в обществах, где государственные органы часто выполняют разнообразные хозяйственные и социально-культурные функции, обладают большим объемом государственного имущества. В связи с этим данная точка зрения представляется более приемлемой в плане детального и углубленного анализа различных звеньев механизма государства, а не только органов государственной власти и управления.
Именно с помощью законов и иных правовых актов регламентируются основы и принципы построения механизма государства, определяются права, обязанности, функции и методы деятельности органов государства по реализации стоящих перед ним целей и функций. Право в механизме государства следует рассматривать с двух сторон: с одной стороны, оно является средством, используемым государственными органами в процессе своей деятельности, а с другой – оно определяет, закрепляет и обеспечивает организацию и функционирование частей механизма государства.
Кроме того, следует учитывать, что механизм государства – это не механически собранное, разнородное явление, а взаимосвязанная, четкая, согласованная система органов власти и иных государственных структур. В противном случае государство не смогло бы успешно осуществлять стоящие перед ним функции, а его деятельность состояла бы из несогласованных действий различных органов, что порождало бы несогласованность и противоречивость как в самом механизме государства, так и в жизни всех его граждан2.
Стабильность, непротиворечивость и согласованность элементов механизма государства предопределяют следующие факторы: единство политической системы, на которой строится деятельность всех органов государства; наличие эффективной национальной идеи у государства; единство принципов, лежащих в основе построения и функционирования государственных органов, организаций и учреждений, входящих в состав механизма государства; общность политико-правовых идей и экономической основы (рыночной и плановой); общность конечных целей, непосредственных и конечных задач, стоящих перед государством.
Говоря о стабильности и устойчивости механизма государства в мире, можно выделить и другие его существенные признаки:
-механизм государства вызван к жизни необходимостью осуществлять конкретные функции, которые неизбежно требуют соответствующего государственно-правового воздействия, чем, собственно, и является механизм государства, т.е. объясняется появление у государства тех или иных органов, организаций, учреждений;
-механизм государства всегда базируется на единых принципах организации и деятельности, которые, как правило, устанавливаются и закрепляются в законах и иных актах или складываются исторически;
- механизм государства имеет сложную многоуровневую структуру, что объясняется необходимостью решения различных социальных, экономических и правовых задач, стоящих перед государством (защита собственной территории, обеспечение прав и свобод граждан, экономическое сотрудничество с другими государствами, борьба с преступностью, решение экологических проблем и т.п.). Кроме того, существуют объективные требования к легитимному и эффективному функционированию механизма государства, исходящие от источника власти – народа;
- механизм любого государства характеризует наличие необходимых финансовых ресурсов, материальных структур, без которых он не может нормально работать. Особенность состоит в том, что они не являются самостоятельными элементами властного, управленческого характера, а выступают в виде обеспечивающих факторов, позволяющих успешно осуществлять свои функции основным элементам механизма государства. Таковы, например, различные материальные объекты и структуры: здания, сооружения, денежные средства, некоторые учреждения (склады, базы, учреждения транспорта, связи и т.п.);
- механизм государства предполагает наличие в нем человеческого фактора; наличие людей, специально занимающихся реализацией управленческих функций, осуществляющих правотворчество, исполняющих правовые нормы, охраняющих их от нарушений и др.
Необходимо отметить, что обеспечение эффективного функционирования механизма государства непременно требует также, чтобы он строился и действовал на основе определенных принципов, которые имеют объективный характер. Среди таких принципов в теории государства выделяются следующие:
- обязательность реального представительства во всей системе государственных органов и учреждений интересов соответствующих граждан. Это возможно лишь в случае действенного функционирования демократической избирательной системы, строгого соблюдения экономических, политических и иных прав и свобод граждан;
- прозрачность и гласность деятельности всех государственных органов, доступ граждан к соответствующей информации (исключая ту, которая нормативно отнесена к засекреченной) всех заинтересованных лиц. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане – формирование общественного мнения о деятельности всего механизма государства;
- законность, означающая обязательность соблюдения законов в деятельности всех звеньев механизма государства как во взаимоотношениях между собой, так и с населением страны или организациями, выражающими его интересы;
- компетентность и профессионализм деятельности всех служащих государственных органов, гарантирующие высокий уровень решения важнейших вопросов общественной жизни. Соблюдение данного принципа возможно лишь в случае формирования государственного аппарата из знающих, образованных лиц в области управленческой деятельности и права;
- разделение властей предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти, их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры;
- соблюдение идей федерализма в формировании и деятельности механизма государства определяется тем, что, например, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа и т.д. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой3.
Согласно ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется Основным Законом, федеральными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в ст. 77 Конституции РФ, в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в стране.