Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

С момента появления системы знаний о государстве и праве, основное место в ней занял вопрос о понятии, структуре и особенностях механизма государства. Ученые не могут прийти к единому мнению по этому вопросу, и до сих пор в научной литературе и монографических исследованиях, проводимых по данному вопросу, существует огромное количество определений понятия “механизма государства” и характеристик его элементов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития российской государственности немаловажное значение приобретают вопросы организации и функционирования механизма государства и его совершенствования с целью максимального приближения его к механизму государства правового.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие механизма государства. Аппарат государства 6
2. Структура механизма государства 13
3. Государственный орган: определение и виды 27
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

механизм государства.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Аппарат государства – это система специально созданных органов профессиональных служащих, занимающих установленные в них штатные должности, обеспечивающих выполнение этими органами свойственных им властно-государственных функций (в том числе, принятие и исполнение ими общезначимых и общеобязательных решений), имеющих для этого соответствующие права и обязанности. Одна часть этого аппарата нередко представлена государственной (властно-административной, властно-управленческой, административно-государственной) бюрократией, а другая часть, как показывает мировая практика, – военными и военизированными государственными органами и учреждениями. Первые состоят из государственных служащих, или чиновников (в широком смысле этого слова), вторые же – из военнослужащих и военизированных государственных служащих. И те и другие обеспечивают выполнение органами государства свойственных им властно-государственных функций (в том числе, принятие и исполнение ими общезначимых и общеобязательных решений), имеют для этого соответствующие полномочия либо в отношении других государств, либо в отношении граждан или подданных собственного государства. Но если первые делают это без применения или угрозы применения насилия, с помощью иных средств, то вторые в случае необходимости имеют право и обязаны делать это посредством применения или угрозы применения физической силы и соответствующего вооружения. Если последние обеспечивают выполнение властно-государственных функций преимущественно в военной и военизированной (государственно-охранной, правоохранительной, государственно-принудительной) сфере, то впервые – во всех остальных областях государственной деятельности и правовых отношений.

С правовой позиции обе части аппарата государства представляют собой специфические общности. Они включают в себя две стороны: во-первых, формальную (официальную) и, во-вторых, неформальную (неофициальную). В первом случае они представляют собой специально созданные властно-управленческие государственные органы, служащие которых осуществляют официальную деятельность и вступают в официальные отношения. Во втором же случае они нередко выступают в качестве стихийно возникающих общностей (групп) субъектов аппарата государственной власти, члены которых осуществляют неофициальную (частную, личностно-групповую) деятельность и вступают в неофициальные (частные, личностно-групповые) отношения4.

 

 

2. Структура механизма государства

 

Анализ структуры механизма государства – одна из важнейших задач науки теории государства и права, поскольку она предполагает исследование с точки зрения структурно-функционального подхода организации, роли и места основных органов государства в обществе, их основных целей и задач, взаимодействия с другими государственными органами, зарубежного опыта в данной сфере и т.д.

Известно, что в качестве основных видов государственных органов сегодня выступают парламенты, главы государств, правительства, региональные государственные органы, судебные органы, органы прокуратуры, контрольные государственные органы, аппарат государственной власти и т.д. (составные элементы механизма государственной власти). Кратко проанализируем основные из них.

Современный парламент – это коллегиальный законодательно-представительный орган государственной власти, в состав которого входят депутаты как представители всех или определенной части членов (граждан или подданных) государства.

В зависимости от своей роли в системе органов государственной власти парламенты подразделяются на различные виды. Это могут быть парламенты абсолютно доминирующие, ограниченно доминирующие, автономные, ограниченно зависимые и абсолютно зависимые.

По объему своей компетенции различают парламенты с абсолютно определенной компетенцией, парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией и парламенты с относительно определенной компетенцией. Парламенты с абсолютно определенной компетенцией (например, парламенты Испании, США, Франции) характерны для федеративных децентрализованных государств. Их компетенция ограничена компетенцией субъектов федерации, административных территориальных образований. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией характерны для унитарных государств. В своей законодательной деятельности они не связаны какими-либо конституционными актами, юридически обладают неограниченными правами, компетенцией издавать, отменять и изменять законы по любому вопросу, никто (в том числе суд) не может поставить под сомнение конституционность его законодательного акта (например, парламент Великобритании с XIX в., парламент Японии). Парламенты с относительно определенной компетенцией (например, в Швейцарии) характеризуются тем, что их компетенция четко не отграничена от компетенции правительства.

Кроме того, различают однопалатные и двухпалатные парламенты. Во многих государствах парламент имеет двухпалатную структуру. Однопалатная структура установлена примерно в половине государств Европы и других континентов.

Считается, что двухпалатный парламент необходим преимущественно в федерациях. Здесь одна палата возникает как орган, представляющий всю нацию в целом, а другая состоит из депутатов, представляющих каждый субъект. Однако, как нам представляется, двухпалатный парламент необходим во всяком государстве (и федеративном, и унитарном). Дело в том, что одна палата всегда представляет общегосударственные, общенациональные интересы, а другая – специфические региональные и местные интересы. Две палаты парламента более точно, чем одна палата, передают картину существующих в государстве сложных и разнообразных интересов и мнений. Поэтому идея двухпалатного парламента ныне востребована и в унитарных государствах.

В Российской Федерации Федеральное Собрание (парламент) состоит из Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Совет Федерации формируется из представителей каждого субъекта Федерации (по одному от каждого законодательно-представительного и исполнительно-распорядительного органа) путем их назначения законодательно-представительным органов и руководителем исполнительно-распорядительного органа соответствующего субъекта Федерации. В отличие от Совета Федерации, Государственная Дума с 1993 г. избирается непосредственно всеми гражданами России, состоит из 450 депутатов, переизбирается в полном составе каждые четыре года.

Кроме палат элементами внутренней организации парламента являются: руководящие органы палат; парламентские комитеты и комиссии; партийные объединения (фракции) и депутатские группы5.

Руководящие органы палат в различных государствах устроены неодинаково, но повсюду важнейшим должностным лицом палаты является ее председатель, избираемый членами палаты.

В палатах парламентов многих государств, кроме председателя, избирается еще и заместитель (или заместители председателя), который руководят заседаниями палаты в отсутствие председателя. Например, в каждой палате Федерального Собрания РФ, кроме председателя, имеются и его заместители, избираемые членами палаты. Председатель Совета Федерации имеет трех заместителей, а председатель Государственной Думы – одного первого заместителя и несколько заместителей, число которых устанавливается Государственной Думой. Заместители председателя замещают председателя в его отсутствие, выполняют порученные им, другие распределенные между ними обязанности, прежде всего по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты.

В Государственной Думе руководящим органом является Совет Государственной Думы. Он включает в свой состав председателя Государственной Думы, руководителей фракций и депутатских групп. С правом совещательного голоса на его заседаниях могут присутствовать заместители председателя палаты и председатели ее комитетов. В его компетенцию входят вопросы: разработки проекта программы работы на очередную сессию; составления календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц; созыва внеочередных заседаний палат; направления на рассмотрение в комитеты палаты законопроектов; принятия решений о проведении парламентских слушаний и др.

Немалую роль в деятельности палат и парламента и парламента в целом играют парламентские комитеты и комиссии. В парламентах с двухпалатной структурой каждая палата образует свои собственные комитеты и комиссии. Кроме того, в нем могут формироваться объединенные комиссии (комитеты) обеих палат. В Норвегии и Исландии создаются только объединенные комитеты.

В Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума также образуют комитеты и комиссии. В Совете Федерации, например, создаются комитеты: по вопросам Федерации, федеративному договору и региональной политике; по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию; по вопросам экономической реформы, собственности и имущественных отношений; по делам СНГ; по международным делам; по вопросам безопасности и обороны и др. В Государственной Думе образуются, например, комитеты: по законодательству; по труду и социальной поддержке; по экологии; по образованию, культуре и науке; по делам женщин, семьи и молодежи; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по экономической политике; по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; по аграрным вопросам и др.

Комитет Совета Федерации не может состоять менее чем из десяти депутатов, а в Государственной Думе его численность может устанавливаться в пределах от 12 до 35 депутатов. Заседания комитетов Совета Федерации проводятся не реже одного раза в месяц, а заседания комитетов Государственной Думы – не реже двух раз в месяц.

Важное значение во всех парламентах имеют партийные объединения (фракции) и депутатские группы. Официально такие объединения именуются по-разному: в ФРГ – фракциями, во Франции, Италии и некоторых других государствах – парламентскими группами, в Австрии – клубами и т.д. Порядок образования и деятельность партийных объединений парламента, как правило, более или менее регулируется парламентами (уставами) палат или парламента.

В Государственной Думе РФ они именуются фракциями и депутатскими группами6.

Основной целью парламента является законотворчество (как особая форма правотворчества). Законодательные полномочия парламент осуществляет в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательством либо регламентами палат или парламента. Законотворческий процесс, как известно, состоит из четырех стадий: законодательной инициативы; обсуждения законопроекта; принятия закона; обнародования закона.

Институт главы государства существует во всех современных государствах. В публичном праве некоторых государств (например, Франции) его относят к руководителю государства, который может представлять как исполнительно-распорядительную, так и представительную власть. Но в обоих случаях власть руководителя (в том числе, главы) государства должна быть легитимной. Как правило, главой государства является лицо, занимающее высшую государственную должность, наследственный монарх или избираемый президент. В Ватикане главой государства является папа, а в Иране – руководитель Исламской Республики Иран. Вместе с тем в ряде государств функцию главы государства выполняют коллегиальные властно-государственные органы или их руководители.

Надо отметить, что порядок престолонаследия регулируется либо конституциями, либо другими нормативными актами. Например, в Великобритании закон о престолонаследии был принят еще в 1701 г., в Швеции – в 1810 г. Конституция Японии определяет, что императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с законом об императорской фамилии, принятым парламентом.

Наследовать престол в государствах Европы (за исключением Бельгии и Норвегии) могут как мужчины, так и женщины. В Японии, арабских и других монархиях трон наследуют только мужчины. Для вступления в брак монарху, как правило, необходимо согласие парламента. При несовершеннолетнем монархе функции главы государства до совершеннолетия провозглашенного монарха выполняет регент или регентский совет. Возведение на престол сопровождается торжественным ритуалом коронации, который, как правило, осуществляется высшими духовными лицами в присутствии представителей самых знатных родов и высших должностных лиц других государств. Особа монарха является неприкосновенной. Он обязан соблюдать конституцию и законы. Иногда он даже является гарантом конституции. Подписанные монархом решения принимают юридическую силу лишь после подписания их главой правительства или министром. В отличие от монарха президент как глава государства избирается гражданами по мажоритарной системе абсолютно большинства (например, в Польше, Франции, Российской Федерации, Беларуси) или путем косвенных выборов (например, в США), парламентом или избирательной коллегией с участием парламента (например, в Венгрии, Греции, Германии, Италии). Срок его полномочий, как правило, составляет от четырех до семи лет. Им может стать любой гражданин государства, достигший определенного возраста (чаще всего 35–40 лет, в Италии – 50 лет), проживающий определенное время на территории данного государства. К нему могут предъявляться и такие требования, как наличие высшего образования, ограничение предельного возраста и др. В одних государствах президент не может состоять в какой-либо политической партии, в других ему это разрешается. Во многих государствах вместе с президентом избирается и вице-президент – должностное лицо, помогающее президенту в осуществлении его полномочий, выполняющее отдельные его поручения, замещающее в случае необходимости президента. В случае досрочного прекращения полномочий последнего вице-президент становится президентом.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он представляет страну внутри государства и в международных отношениях. Президент РФ избирается на четыре года гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее десяти лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом. При вступлении в должность Президент приносит народу присягу. Он приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным президентом. Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Информация о работе Механизм государства