Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

С момента появления системы знаний о государстве и праве, основное место в ней занял вопрос о понятии, структуре и особенностях механизма государства. Ученые не могут прийти к единому мнению по этому вопросу, и до сих пор в научной литературе и монографических исследованиях, проводимых по данному вопросу, существует огромное количество определений понятия “механизма государства” и характеристик его элементов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития российской государственности немаловажное значение приобретают вопросы организации и функционирования механизма государства и его совершенствования с целью максимального приближения его к механизму государства правового.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие механизма государства. Аппарат государства 6
2. Структура механизма государства 13
3. Государственный орган: определение и виды 27
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

механизм государства.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

- деятельность каждого государственного органа регулируется действующими нормами права, а деятельность негосударственных органов определяется общественными формированиями, но в рамках, установленных действующими нормами права;

- государственные органы наделяются государственно-властными правами, а негосударственные органы такими права не обладают;

- осуществление функций государственными органами обеспечивается государством финансовыми, техническими и иными средствами, в то время как негосударственные органы осуществляют свои функции благодаря поддержке со стороны общественных формирований или частных лиц;

- государственные служащие, работающие в государственных органах, трудятся на профессиональной основе, а работники негосударственных органов могут трудиться и на общественных началах.

Государство осуществляет свою миссию, функционирует именно благодаря системе государственных органов. Одним из основных принципов этой системы является принцип народовластия, т.е. широкое участие народа в управлении государством и с его помощью всем обществом. Это всенародное участие особенно характерно для правового государства. Еще Цицерон по этому поводу писал: «…государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов. Первой причиной для такого соединения людей является не столько их слабость, сколько, так сказать, есть врожденная потребность жить вместе… всякая гражданская община, являющаяся народным установлением, всякое государство, которое, как я сказал, есть народное достояние, должны, чтобы быть долговечными, управляться, так сказать, советом, а совет этот должен исходить прежде всего из той причины, которая породила гражданскую общину»11.

Участие народа в управлении государством укрепляет их самих и доверие к государственным органам со стороны широких масс населения (чего, к сожалению, в России пока не происходит). Это участие осуществляется прежде всего в том, что сам народ избирает все органы своего государства. В правовом государстве выборы являются демократическими: избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим избирательного возраста; устанавливается свободный порядок выдвижения кандидатов; обеспечивается равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, а также честное и добросовестное определение результатов голосования и т.п.

В рамках механизма государства действует огромное количество видов государственных органов и их можно классифицировать по самым разным критериям. В числе самых основных, пожалуй, классификация данных органов по известному принципу разделения властей:

- законодательные органы – представительные органы, которые формируются на основе всеобщих выборов (кроме монархий). Они осуществляют функции законотворчества, в том числе принимают бюджет, формируют правительство и контролируют его деятельность и т.д.;

- исполнительные органы – правительство, министерства, государственные комитеты, главы региональных органов управления (губернаторы) и т.д., которые формируются различными путями (посредством назначения, в конкурсном порядке, через выборы), исполняют законы, а также издают собственные подзаконные акты;

- судебные органы, осуществляющие правосудие, и связанные с ними правоохранительные учреждения – органы предварительного следствия, исполнения судебных решений и приговоров, а также прокуратура. Суды формируются путем избрания (непосредственно населением либо представительным органом) либо назначения (президентом). Правосудие осуществляется судами через разрешение дел (споров) с соблюдением материального и процессуального права.

При этом необходимо сделать два уточнения:

- важное место в механизме занимает глава государства, в частности президент, который в современном государстве (например, в Российской Федерации) находится вне системы разделения властей, координируя и согласовывая деятельность всех ветвей власти;

- в рассматриваемом механизме большую роль играют также органы надзора и контроля. Их выделение в науке не считается бесспорным. Тем не менее в некоторых странах их существование не вызывает сомнений. К их числу относятся органы конституционного надзора, уполномоченные по правам человека (омбудсмены), прокуроры и т.д. Их деятельность состоит в проверке соответствия действий и актов государственных органов, должностных лиц законности, а иногда и обоснованности. О выявленных нарушениях они докладывают свои решения соответствующему органу (парламенту, правительственным органам и т.п.). В некоторых странах такие органы уполномочены давать указания (предписания) об устранении выявленных нарушений и даже привлекать, например, к материальной ответственности отдельных должностных лиц12.

Далее, государственные органы по способу формирования могут делиться на избираемые и назначаемые. Избираемые органы формируются путем избрания их гражданами или иными выборными лицами и органами на определенный срок. Важнейшие принципы этой процедуры – принцип свободных выборов и периодическая сменяемость состава выборных государственных органов. Гарантия прав выборных лиц – усложненная процедура привлечения их к ответственности, называемая в законодательстве иммунитетом. В отличие от выборных назначение в государственные органы тех или иных лиц зависит от воли назначающих, которые, как правило, лишены возможности свободного выбора кандидатов. Поэтому при назначении выдвигаются более жесткие, чем при выборах, профессиональные и другие требования, повышается ответственность претендентов, компенсируемая отсутствием ограничений на сроки пребывания в должности.

 

 

 

Заключение

 

Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в мировое сообщество. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества. Этот вопрос актуален для России и в настоящее время, когда продолжается интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Проводимая в настоящее время реформа бюджетной системы затронула структуру государственных учреждений, перераспределила и упорядочила их права и полномочия. Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Понятие механизма государства рассматривается в широком смысле этого слова или в узком смысле. В узком смысле механизм государства отождествляется с понятием государственного аппарата, в узком смысле механизм государства понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов, которые в совокупности образуют механизм государства. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках. В широком смысле механизм государства охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под механизмом государства понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.

Решающую роль в механизме государства играют государственные органы. Именно они специально образуются для осуществления государственной власти. Особенностью государственных органов является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая организация, а именно государственно-властными полномочиями. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находясь в сложных отношениях субординации и координации.

 

 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ) // Российская газета.  1993.  № 237.
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»// СЗ РФ, 1997, № 51, Ст. 5712.
  3. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 28 декабря 2010 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ 1999, № 42, ст. 5005.
  4. Абдулаев М.И. Проблемы теории государства и права. - СПб, 2003. - 312 с.
  5. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник. – М.: Норма, 2010. - 458 с.
  6. Бошно С.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Эксмо, 2011. - 400 с.
  7. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник . – М.: Юрайт, 2010. - 838 с.
  8. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. – М.: Новый Юрист, 2008. - 624 с.
  9. Иванов А.А. Теория государства и права: учебник / А.А. Иванов, В.П. Иванов. – М.: Юнити - Дана, 2007. - 303 с.
  10. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2011. - 512 с.
  11. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.М. Мысляева. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2007. - 360с.
  12. Марченко М.Н., Байтин М.И.Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т.1. Теория государства . – М.: Зерцало, 2008. - 460 с.
  13. Ершов В. В.Судебная система России .- М.: Дело, 2012. - 336 с.
  14. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права / Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2011. - 728 с.
  15. Перевалов, Г.В.Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред.В.Д. Игнатенко. - М.: Норма, 2010. - 496 с.
  16. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихомиров. – М.: Юрайт, 2011. - 576с.
  17. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: учебно-практическое пособие / И.А. Умнова. – М.: Дело, 2008. - 544 с.

 

1 Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2011. – С.12-13

2 Абдулаев М.И. Проблемы теории государства и права. - СПб, 2003. – С.100

3 Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник . – М.: Юрайт, 2010. – С.234

4 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. – М.: Новый Юрист, 2008. – С.133

5 Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: учебно-практическое пособие / И.А. Умнова. – М.: Дело, 2008. – С.13

6 Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник. – М.: Норма, 2010. – С.198

7 Бошно С.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Эксмо, 2011. – С.256-258

8 Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Учебник. – М.: Норма, 2011. – С.9-11

9 Ершов В. В.Судебная система России .- М.: Дело, 2012. – С.90

10 Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихомиров. – М.: Юрайт, 2011. – С.131

11 Перевалов, Г.В.Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред.В.Д. Игнатенко. - М.: Норма, 2010. – С.28

12 Иванов А.А. Теория государства и права: учебник / А.А. Иванов, В.П. Иванов. – М.: Юнити - Дана, 2007.-С.24-25


Информация о работе Механизм государства