Механизм государства(понятие и структура, государственный аппарат)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:45, реферат

Описание работы

В советский период эта тема рассматривалась не как теория разделения властей, а как разделение функций между государственными органами. В постсоветский период теории разделения властей уделялось большое внимание. Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные институты, процессы этого вопроса. В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов механизма государства. Затем мы остановимся на теории разделения властей и на самом разделении властей в нашей стране. В заключении мы поговорим о самих органах трех родов властей: законодательных, исполнительных и судебных. Исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки.

Содержание работы

1.Введение …………………………………………………………………3
2.Механизм государства: понятие и структура ……………………4

3.Теория разделения властей и иные принципы
организации и деятельности механизма
российского государства……………………………………..10
4.Орган государства: понятие,
признаки и классификация ………………………………………...17

5.Структура государственного аппарата современного
российского государства :………………………………………….23
Президент Российской Федерации………………………………………….24
Органы представительной и законодательной власти…………...............24
Органы исполнительной власти …………………………………………….26
Судебная власть ………………………………………………………………26
Прокуратура Российской Федерации ………………………………………29
Вооруженные силы в механизме государства………………………………30
6.Заключение …………………………………………………………….34

7.Список использованных источников………………................35

Файлы: 1 файл

Механизм государства понятие и структура государственный аппарат.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

CoolReferat.com

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский  имени В.Б. Бобкова филиал

Российской  таможенной академии

______________________________________________

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

                                       РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы теории государства и права»

на тему:«Механизм государства(понятие и структура, государственный аппарат)»

 

 

                                

 

 

Выполнил:

.

 

Проверил:

 «____» _________________ 2010 г.

 

 

 

 

 

                                                                            

 

                                         Санкт-Петербург

                                                     2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

1.Введение …………………………………………………………………3

2.Механизм государства: понятие и структура ……………………4

 

3.Теория разделения властей и иные принципы

организации и деятельности механизма 

российского государства……………………………………..10

4.Орган государства: понятие,

    признаки и  классификация ………………………………………...17

 

5.Структура государственного аппарата современного

российского государства :………………………………………….23

    • Президент Российской Федерации………………………………………….24
    • Органы представительной и законодательной власти…………...............24
    • Органы исполнительной власти …………………………………………….26
    • Судебная власть ………………………………………………………………26
    • Прокуратура Российской Федерации ………………………………………29
    • Вооруженные силы в механизме государства………………………………30

6.Заключение …………………………………………………………….34

 

7.Список использованных источников………………................35

 

                                    ВВЕДЕНИЕ

До недавнего времени  в общественном сознании традиционно  была сильна вера и надежда на государство  как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство с известной долей эффективности обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. В немалой степени это детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся десятилетиями система приносила определенные плоды: государственный аппарат, с точки зрения внутрисистемных связей, работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально. Стремительно меняющаяся российская действительность последних лет застала врасплох закостеневшую систему государственных органов Советской России.

В наше время, когда общеизвестно, что без управления, без надзора, без законов, и, конечно же, без  органов, которые выполняют все  эти функции невозможна жизнь в государстве. Поэтому о механизме государства или аппарате государства нужно говорить, писать и воплощать его в жизнь. В Конституции Российской Федерации написано: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Но в России нет пока правового государства, а как же его строить? Именно с помощью разделения властей, органов осуществляющих три рода властей: законодательно, исполнительной, судебной. Поэтому эта тема актуальна сегодня, и в наши дни, и во все времена.

В советский период эта  тема рассматривалась не как теория разделения властей, а как разделение функций между государственными органами. В постсоветский период теории разделения властей уделялось  большое внимание. Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные институты, процессы этого вопроса. В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов механизма государства. Затем мы остановимся на теории разделения властей и на самом разделении властей в нашей стране. В заключении мы поговорим о самих органах трех родов властей: законодательных, исполнительных и судебных. Исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки.                                             

 

 

 

                                                                                                                                                                                        

Механизм государства: понятие и структура

 

В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм  государства» стало применяться  в 20-30-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть – партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества.

В юридической литературе чаще всего понятие «механизм  государства» отождествляется с  понятием «государственный аппарат» в  широком смысле, охватывающем все  виды государственных органов. Такой подход был общепринятым в 50-80 гг., и он обнаруживается в научных трудах последних лет. Так, механизм современного Российского государства рассматривается как пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства1.

Основным орудием государственной  власти считается госаппарат и госорганы как его структурно оформленные звенья.

Вместе с тем государственный механизм трактовался и в другом смысле, а именно, как совокупность государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти2. Здесь налицо более широкий «набор элементов», но отсутствует системообразующий признак и неясно соотношение механизма государства и госаппарата. Более того, увлеченность функциональными характеристиками и доктриной разделения властей приводит отечественных и зарубежных авторов к игнорированию данного понятия в контексте «государства» и «государственных органов»3.

В современных условиях понятие  «механизм государства» находит свое место в понятийном ряду теории государства и права. Правда, оно используется преимущественно в отечественной юридической науке, а не зарубежной. Исследователи иностранного государства чаще всего выделяют такие понятия, как государственная власть, институты государства, форма государства, формы правления4. И, тем не менее, для обогащения понятийного аппарата и отражения специфики государственного развития нашей страны вполне оправдано использовать данное понятие

 

Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное "вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.  
 
 Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.  
 
 Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признак механизма государства.  
 1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.  
 
 2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.  
 
 3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.  
 
 4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.  

 

По мнению Бабаева  В.К., механизм государства есть структурно оформленная система средств  государственного воздействия на общественные процессы. В нем есть следующие элементы:

    • государственные органы;
    • публичные службы и корпорации;
    • процедуры принятия государственных решений;
    • ресурсное обеспечение.  

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

В таком подходе к  механизму государства полнее отражаются государственные явления и рычаги устойчивого функционирования государства.

В отечественных конституциях всегда закреплялись система органов государства, основы управления государственными организациями, государственные планы и бюджеты. В действующей Конституции Российской Федерации установлены основы организации государства, принципы осуществления государственной власти, компетенция федеральных государственных органов, порядок введения налогов, управления государственной собственностью, утверждения и исполнения бюджета, федеральных программ. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации регулируются вопросы организации власти, их финансов, бюджета и налогов.

В конституциях иностранных  государств чаще всего содержатся нормативные характеристики государства, власти и видов государственных органов. Это органы законодательной, исполнительной и судебной власти, это институты президента и монарха. Тем не менее применяются и другие конституционные понятия. Так, в Конституции Республики Молдова есть раздел III «Публичные власти», в нем глава VIII посвящена публичному управлению. В Конституции Польши в разделе VI регулируется статус Совета Министров и правительственной администрации, в разделе VII – территориальное самоуправление, в разделе IX – статус Верховной Палаты контроля. В Конституции Греции есть раздел VI «Администрация».

В то же время в Конституции  Австрии есть ст. 18 и 20 о государственном управлении, кроме государственных структур упоминаются учреждения публичного права (ст. 23). В третьем разделе выделены подразделы «З. Федеральные органы безопасности. 4. Федеральная армия (с ее традиционными и иными функциями). 5. Федеральные школьные органы». Раздел пятый посвящен Счетной Палате. В Конституции Бельгии часть VI посвящена государственным вооруженным силам. В Конституции ФРГ в ст. 12а2 регулируются вопросы призыва в вооруженные силы, федеральную пограничную службы, в статьях 87а3 и 87б1 – статус вооруженных сил5.

Возникновению и развитию механизма государства присущи  некоторые общие закономерности. Изменения в нем могут носить революционный характер, когда приход к власти новых политических сил приводит к слому старого и созданию нового механизма, причем всех его элементов. Так было во Франции в конце XVIII в., такие «сломы» происходили в нашей стране в 1917 г. и 1989-91 гг. Реформы чаще всего направлены на планомерные изменения отдельных элементов государственного механизма, как во Франции и Польше последних лет применительно к территориальному устройству и построению региональных структур. Эволюционный путь означает постепенные изменения тех или иных составных частей механизма государства. Так, например, медленно меняются государственные институты в Шотландии и Уэльсе (Великобритания) в сторону их автономизации и Палата лордов британского парламента. Причем зарубежный опыт в целом поучителен государственно-правовой преемственностью, что менее характерно для нашей страны.

Государственный механизм призван функционировать эффективно и бесперебойно, иначе решение политических, экономических и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Для этого необходимо соблюдение следующих важных условий:

    1. обеспечивать стабильность власти и устойчивость конституционных институтов;
    2. последовательно выполнять функции, возложенные на государственные органы;
    3. правильно использовать методы правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах;
    4. поддерживать баланс элементов механизма государства, не допуская преувеличенной роли одних и недооценки других;
    5. способствовать демократизации власти и широкому участию граждан в управлении государственными делами.

 

Многие века и тысячелетия  государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.  
 
 Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие     способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.  
 
 К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

Информация о работе Механизм государства(понятие и структура, государственный аппарат)