Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:45, реферат
В советский период эта тема рассматривалась не как теория разделения властей, а как разделение функций между государственными органами. В постсоветский период теории разделения властей уделялось большое внимание. Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные институты, процессы этого вопроса. В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов механизма государства. Затем мы остановимся на теории разделения властей и на самом разделении властей в нашей стране. В заключении мы поговорим о самих органах трех родов властей: законодательных, исполнительных и судебных. Исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки.
1.Введение …………………………………………………………………3
2.Механизм государства: понятие и структура ……………………4
3.Теория разделения властей и иные принципы
организации и деятельности механизма
российского государства……………………………………..10
4.Орган государства: понятие,
признаки и классификация ………………………………………...17
5.Структура государственного аппарата современного
российского государства :………………………………………….23
Президент Российской Федерации………………………………………….24
Органы представительной и законодательной власти…………...............24
Органы исполнительной власти …………………………………………….26
Судебная власть ………………………………………………………………26
Прокуратура Российской Федерации ………………………………………29
Вооруженные силы в механизме государства………………………………30
6.Заключение …………………………………………………………….34
7.Список использованных источников………………................35
CoolReferat.com
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________
Кафедра теории и истории государства и права
по дисциплине «Основы теории государства и права»
на тему:«Механизм государства(понятие и структура, государственный аппарат)»
Выполнил:
.
Проверил:
«____» _________________ 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение …………………………………………………………………3
2.Механизм государства: понятие и структура ……………………4
3.Теория разделения властей и иные принципы
организации и деятельности механизма
российского государства……………………………………..10
4.Орган государства: понятие,
признаки и классификация ………………………………………...17
5.Структура государственного аппарата современного
российского государства :………………………………………….23
6.Заключение …………………………………………………………….34
7.Список использованных источников………………..............
ВВЕДЕНИЕ
До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство с известной долей эффективности обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. В немалой степени это детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся десятилетиями система приносила определенные плоды: государственный аппарат, с точки зрения внутрисистемных связей, работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально. Стремительно меняющаяся российская действительность последних лет застала врасплох закостеневшую систему государственных органов Советской России.
В наше время, когда общеизвестно, что без управления, без надзора, без законов, и, конечно же, без органов, которые выполняют все эти функции невозможна жизнь в государстве. Поэтому о механизме государства или аппарате государства нужно говорить, писать и воплощать его в жизнь. В Конституции Российской Федерации написано: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Но в России нет пока правового государства, а как же его строить? Именно с помощью разделения властей, органов осуществляющих три рода властей: законодательно, исполнительной, судебной. Поэтому эта тема актуальна сегодня, и в наши дни, и во все времена.
В советский период эта
тема рассматривалась не как теория
разделения властей, а как разделение
функций между государственными
органами. В постсоветский период
теории разделения властей уделялось
большое внимание. Цель работы заключается в том, чтобы
уяснить все основные институты, процессы
этого вопроса. В работе будут рассмотрены
вопросы, касающиеся понятия и принципов
механизма государства. Затем мы остановимся
на теории разделения властей и на самом
разделении властей в нашей стране. В заключении
мы поговорим о самих органах трех родов
властей: законодательных, исполнительных
и судебных. Исследование теории и практики
функционирования государственного механизма
России является одной из актуальных задач
отечественной юридической науки.
Механизм государства: понятие и структура
В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть – партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества.
В юридической литературе чаще всего понятие «механизм государства» отождествляется с понятием «государственный аппарат» в широком смысле, охватывающем все виды государственных органов. Такой подход был общепринятым в 50-80 гг., и он обнаруживается в научных трудах последних лет. Так, механизм современного Российского государства рассматривается как пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства1.
Основным орудием
Вместе с тем государственный механизм трактовался и в другом смысле, а именно, как совокупность государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти2. Здесь налицо более широкий «набор элементов», но отсутствует системообразующий признак и неясно соотношение механизма государства и госаппарата. Более того, увлеченность функциональными характеристиками и доктриной разделения властей приводит отечественных и зарубежных авторов к игнорированию данного понятия в контексте «государства» и «государственных органов»3.
В современных условиях понятие «механизм государства» находит свое место в понятийном ряду теории государства и права. Правда, оно используется преимущественно в отечественной юридической науке, а не зарубежной. Исследователи иностранного государства чаще всего выделяют такие понятия, как государственная власть, институты государства, форма государства, формы правления4. И, тем не менее, для обогащения понятийного аппарата и отражения специфики государственного развития нашей страны вполне оправдано использовать данное понятие
Механизм государства есть та реальная организационная материальная
сила, располагая которой, государство
осуществляет власть. Механизм является
структурным и предметным олицетворением
государства, представляет собой материальное
"вещество", из которого оно состоит.
Можно сказать, что механизм суть деятельное,
постоянно функционирующее выражение
государства.
Механизм государства - это целостная
иерархическая система государственных
органов и учреждений, практически
осуществляющих государственную власть,
задачи и функции государства.
Приведенное определение позволяет выделить
следующие характерные признак механизма
государства.
1. Это целостная иерархическая
система государственных органов и учреждений.
Целостность ее обеспечивается едиными
принципами организации и деятельности
государственных органов и учреждений,
едиными задачами и целями их деятельности.
2. Первичными структурными
частями (элементами) механизма являются
государственные органы и
учреждения, в которых работают
государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами).
Государственные органы связаны между
собой началами субординации и координации.
3. Для обеспечения государственных
властных велений он имеет непосредственные
орудия (учреждения) принуждения, соответствующие
техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные
отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может
обойтись ни одно государство.
4. При помощи механизма практически осуществляется
власть и выполняются функции государства.
По мнению Бабаева В.К., механизм государства есть структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. В нем есть следующие элементы:
В таком подходе к
механизму государства полнее отражаются
государственные явления и
В отечественных конституциях всегда закреплялись система органов государства, основы управления государственными организациями, государственные планы и бюджеты. В действующей Конституции Российской Федерации установлены основы организации государства, принципы осуществления государственной власти, компетенция федеральных государственных органов, порядок введения налогов, управления государственной собственностью, утверждения и исполнения бюджета, федеральных программ. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации регулируются вопросы организации власти, их финансов, бюджета и налогов.
В конституциях иностранных государств чаще всего содержатся нормативные характеристики государства, власти и видов государственных органов. Это органы законодательной, исполнительной и судебной власти, это институты президента и монарха. Тем не менее применяются и другие конституционные понятия. Так, в Конституции Республики Молдова есть раздел III «Публичные власти», в нем глава VIII посвящена публичному управлению. В Конституции Польши в разделе VI регулируется статус Совета Министров и правительственной администрации, в разделе VII – территориальное самоуправление, в разделе IX – статус Верховной Палаты контроля. В Конституции Греции есть раздел VI «Администрация».
В то же время в Конституции Австрии есть ст. 18 и 20 о государственном управлении, кроме государственных структур упоминаются учреждения публичного права (ст. 23). В третьем разделе выделены подразделы «З. Федеральные органы безопасности. 4. Федеральная армия (с ее традиционными и иными функциями). 5. Федеральные школьные органы». Раздел пятый посвящен Счетной Палате. В Конституции Бельгии часть VI посвящена государственным вооруженным силам. В Конституции ФРГ в ст. 12а2 регулируются вопросы призыва в вооруженные силы, федеральную пограничную службы, в статьях 87а3 и 87б1 – статус вооруженных сил5.
Возникновению и развитию
механизма государства присущи
некоторые общие
Государственный механизм
призван функционировать
Многие века и тысячелетия
государственный механизм был неразвит,
его органы не были дифференцированы
по составу и компетенции. В рабовладельческом,
феодальном, да и на ранних этапах развития
капиталистического государства основу механизма составляли военное
ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
Механизм современного государства отличается
высокой степенью сложности, многообразием
органов и учреждений, подразделяется
на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему
(часть) образуют высшие органы государства:
представительные, глава государства,
правительство. Они обычно находятся в
поле зрения общественности, средств массовой
информации, вокруг них формируется общественное
мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд,
прокуратура, а также силовые структуры (армия,
полиция, разведка). Последние выполняют
решения высших органов государства, в
том числе методами государственного
принуждения (военное подавление, полицейские
меры). Наиболее жесткие способы
принуждения осуществляют вооруженные
отряды людей - войско, полиция.
К органам государства примыкают государственные учреждения,
которые властными полномочиями не обладают,
а выполняют общесоциальные функции в
сфере экономики, образования, здравоохранения,
науки и др.
Информация о работе Механизм государства(понятие и структура, государственный аппарат)