Механизм государства(понятие и структура, государственный аппарат)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:45, реферат

Описание работы

В советский период эта тема рассматривалась не как теория разделения властей, а как разделение функций между государственными органами. В постсоветский период теории разделения властей уделялось большое внимание. Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные институты, процессы этого вопроса. В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов механизма государства. Затем мы остановимся на теории разделения властей и на самом разделении властей в нашей стране. В заключении мы поговорим о самих органах трех родов властей: законодательных, исполнительных и судебных. Исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки.

Содержание работы

1.Введение …………………………………………………………………3
2.Механизм государства: понятие и структура ……………………4

3.Теория разделения властей и иные принципы
организации и деятельности механизма
российского государства……………………………………..10
4.Орган государства: понятие,
признаки и классификация ………………………………………...17

5.Структура государственного аппарата современного
российского государства :………………………………………….23
Президент Российской Федерации………………………………………….24
Органы представительной и законодательной власти…………...............24
Органы исполнительной власти …………………………………………….26
Судебная власть ………………………………………………………………26
Прокуратура Российской Федерации ………………………………………29
Вооруженные силы в механизме государства………………………………30
6.Заключение …………………………………………………………….34

7.Список использованных источников………………................35

Файлы: 1 файл

Механизм государства понятие и структура государственный аппарат.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. 
В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной деятельности не подотчетны и неподконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с последними. Вся система органов исполнительной власти действует под руководством Президента РФ, являющегося одновременно и главой исполнительной власти. 
Функции государственного управления в субъектах федерации принадлежит различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрации, которые возглавляются различными должностными лицами 
(губернаторами, главами администраций, председателями правительства). 
Государственное управление на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. 
Роль исполнительной власти особенно важна и заметна там, где проводятся реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. В этих условиях судьба реформ в основном оказывается в руках исполнительной власти, что предопределяет необходимость в ее усилении и гарантиях независимости. 
Конституционно-правовые институты закрепляют эту общественную необходимость. 
Кроме того, исполнительная власть повсеместно обнаруживает тенденцию к разрастанию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу, что создает необходимость общественного контроля за ее деятельностью.

 

      • Судебная власть

Судебная  власть – одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть имеет  следующие особенности: она осуществляется исключительно судом; объектом ее воздействия является система общественных отношений, обладающих повышенной ценностью для государства и общества; правосудие есть непосредственное соединение власти и права; применение судебной власти жестко предопределено необходимостью разрешения юридического конфликта или спора; равноправие сторон в судебном процессе.

Организационно-правовой механизм отбора кандидатов в судьи по морально-этическим параметрам, психофизиологическим критериям и тщательной их проверки на предмет наличия компрометирующих кандидата и его близких родственников фактов и обстоятельств далек от совершенства. Необходимо выработать критерии, которым должен соответствовать судья.

Так, очевидные дефекты (например, отсутствие глаза или  ноги) объективно препятствуют исполнению обязанностей судьи. Многие скрытые дефекты (тугоухость, болезнь гортани, ВИЧ-инфицированность, психические болезни хронического характера и др.) делают крайне нежелательным наделение данного кандидата судейскими полномочиями. Все это ставит на повестку дня вопрос о разработке и принятии федерального закона (а до того, может быть. Указа Президента РФ) о проверке кандидата в судьи на наличие компрометирующих его обстоятельств и фактов, по поводу его физической и психической пригодности к занятию должности судьи, а также о проверке отсутствия у него черт характера, при наличии которых данного индивида крайне нежелательно наделять судейскими полномочиями. При этом не потребуется изменения действующей Конституции РФ, так как в ее ст. 119 предусмотрена возможность установления федеральным законом дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации10.

Согласно Конституции  и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»11, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности  органов судебной власти: Конституционный  Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды обшей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Конституционный Суд  РФ является судебным органом конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции Российской Федерации, и дает ее толкование.

Верховный Суд  РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный  Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового государства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан.

 

 

 

 

 

    • Прокуратура Российской Федерации 

 

Прокуратура РФ, как определено в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Статья 129 Конституции  РФ посвящена прокуратуре Российской  Федерации. В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. То обстоятельство, что указанная статья находится в гл. 7 «Судебная власть», является скорее результатом неосуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.12 Вместе с тем общность конечных целей, таких как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопределяют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами.13

Принятая в соответствии с Конституцией новая редакция Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»14 подтвердила статус прокуратуры как важнейшего независимого органа правоохраны. Согласно этому документу, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет разносторонний надзор за исполнением действующих на территории России законов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Новая редакция закона, по сути, подвела черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры  в системе органов государственной  власти, поставила точку под попытками  ликвидировать прокуратуру как орган общего надзора за исполнением законов.

Рассматриваемым документом на прокуратуру возложена также  такая новая функция, как координация деятельности органов внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

 

    • Вооруженные силы в механизме государства

Существование государства  неразрывно связано с вооруженными силами 
(войском, армией). Они всегда играли заметную роль в решении внутренних и внешних задач государства и сейчас являются важным элементом его механизма. 
На ранних и более поздних этапах развития человеческого общества армия использовалась государством для завоевания новых территорий и подавления выступлений собственного народа, протестующего против проводимой государством политики. Вспомним военные походы Александра Македонского, завоевания Чингисхана, подавление восстания Спартака, крестьянских выступлений в Европе, войну Белой и Алой Розы, Крымские войны, 
Отечественную войну 1812 года, опустошительные первую и вторую мировые войны и многие другие конфликты, где вооруженные силы играли первостепенную роль в решении экономических, политических и других задач государства. 
С формированием правовых начал в государственной жизни мирового сообщества деятельность вооруженных сил цивилизованных стран стала постепенно переводиться в русло чисто оборонительных задач. Отмирают внутренние функции вооруженных сил, их основной задачей становится оборона страны от возможной внешней агрессии. В настоящее время структура и функции вооруженных сил большинства стран мира определяются конституцией государства и специальными законодательными актами (Законом об обороне, 
Законом о вооруженных силах, Законом о военной службе и др.). 
Верховное руководство вооруженными силами осуществляют высшие представительные органы государственной власти, глава государства или глава правительства. 
В конституционных монархиях номинально эти полномочия возлагаются на монарха — короля, королеву, императора. Верховным главнокомандующим вооруженными силами, как правило, является глава государства, при котором функционируют специальные органы: комитет обороны, совет национальной безопасности и другие. 
Непосредственное руководство вооруженными силами осуществляет министерство обороны, состоящее из различных органов военного управления, возглавляемых министром обороны. В состав министерства обороны ряда стран входят генеральный штаб, управления главнокомандующих видами вооруженных сил, управление тыла, главные и центральные управления. Министру обороны, генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимаются повседневным управлением воинскими соединениями и частями. 
В некоторых странах министерство обороны имеет несколько иную структуру. В 
Англии, например, основными органами министерства обороны являются Совет обороны, Комитет начальников штабов, Штаб обороны и департаменты видов вооруженных сил. Министр обороны — гражданское лицо, являющееся представителем правящей партии. Министерство обороны США осуществляет оперативное руководство вооруженными силами через Комитет начальников штабов и главнокомандующих объединенными и специальными командованиями. При министре обороны имеется консультативный орган — Совет по вопросам строительства вооруженных сил, в состав которого входят председатель 
Комитета начальников штабов, заместитель министра обороны, министры и начальники штабов видов вооруженных сил. 
В структурном отношении вооруженные силы состоят из армии морского флота. В свою очередь, армия делится на сухопутные войска, ракетные войска стратегического назначения, войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В США, Англии, ФРГ, Франции, Японии и в некоторых других странах вооруженные силы включают три вида: армию (сухопутные войска), военно-воздушные и военно-морские силы. В составе вооруженных сил США имеется также корпус морской пехоты, а ракетные войска стратегического назначения и войска ПВО страны входят в состав военно-воздушных сил. 
Виды вооруженных сил состоят из родов войск (сил), которые в организационном отношении объединяются в подразделения, части, соединения и объединения. Наиболее распространенными родами войск в сухопутных войсках являются мотострелковые, танковые, артиллерия и другие. В военно-воздушных силах обычно различают рода авиации: истребительную, бомбардировочную, разведывательную, военно-транспортную. Военно-морской флот состоит из надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации, морской пехоты. Кроме родов войск в вооруженные силы входят специальные войска: инженерные, связи, автомобильные и прочие. 
Комплектование вооруженных сил осуществляется на началах добровольности, на основе всеобщей воинской обязанности или по смешанному принципу, когда используются элементы добровольности и обязательности военной службы. 
Разновидностью воинской обязанности является альтернативная служба, которая позволяет дифференцировать граждан, призываемых на военную службу, в зависимости от состояния их здоровья, религиозных, национальных и других убеждений. Вооруженные сипы совращенных государств характеризуются высоким профессионализмом, оснащенностью высокоэффективными средствами вооруженной борьбы, в том числе ядерным оружием, высокой боевой готовностью и высокими боевыми возможностями. Вооруженные силы ряда государств в мирное время содержатся в сокращенном составе, развертываясь с началом войны путем мобилизации граждан призывного возраста. Применение национальных и вооруженных сил ООН для разрешения межгосударственных конфликтов осуществляется на основе международных договоров, решений ООН и ее специализированных органов. Другими словами, международный аспект вооруженной борьбы всегда должен решаться мировым сообществом на правовых началах, с учетом коренных интересов противоборствующих стран и их народов. 
Вооруженные силы большинства стран мира деполитизированы и департизированы. 
Их главная задача — защищать суверенитет и территориальную целостность государства независимо от интересов различных партий и политических течений. 
В современном мире четко проявляется тенденция разблокирования ранее противостоящих военных союзов. Распад Организации Варшавского Договора, последующая реформация НАТО, взаимные контакты и договоренности по военным вопросам различных государств свидетельствуют о возможности исключения мировых военных конфликтов из жизни человечества. В этой связи становятся более интенсивными внутренние и внешние мирные функции государств. Их деятельность концентрируется на решении экономических, социальных и правоохранительных задач своих стран, развитии духовности, обеспечении экологической безопасности человека. 
Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной арене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Заключение

Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в мировое сообщество и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества. 
Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков.

Исполнительная власть в России – это обособленная и  специфическая форма власти президентской. Президентская власть, поглощая частично функции собственно исполнительной власти, стоит над этой властью, подчиняет и контролирует ее. Тем не менее, президентская власть не тождественна исполнительной, не сливается с нею. В пределах компетенции, установленной Конституцией РФ и федеральными законами, Правительство РФ самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Таким образом, в России создается «полицентричная» система исполнительной власти.

Полномочия, которыми Конституция РФ наделила Президента, явно завышены. Обширные и весьма неопределенные по своему объему функции и полномочия президентской власти в России не только противоречат принципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешенность, сдерживание, согласованность и взаимный контроль, но могут привести к личной диктатуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Список литературы

  1. Конституция  Российской  Федерации. – М.:  Юристъ, 1999.
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г., №13, ст. 1447.
  3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" с изм. от 31 декабря 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., №51, ст. 5712.
  4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г., №1, ст. 1.
  5. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. №31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание  законодательства Российской Федерации от 15 февраля 1999 г., №7, ст. 878.
  6. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995 г., №31, ст. 2990.
  7. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 1999.
  8. Теория государства и права.  Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова  и  А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1999.
  9. Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2001.
  10. Хесин Б.Л. История формирования общетеоретического понятия «механизм государства» в отечественной юридической литературе // Проблемы юридической науки и практики в исследованиях адъюнктов и соискателей: Сб. научных трудов. – Н. Новгород, 2001. – Вып. 7. – С. 151-162.
  11. . Юридический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия,1998.
  12. .Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) – М.: Фонд "Правовая культура", 1996  С. 222.
  13. Скуратов Ю. Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой. // "Российская юстиция", 1999, №3.
  14. Теория государства и права. –М., 1997.
  15. 14 Общая теория государства и права. Т. 1. Теория государства. – М., 1998.
  16. Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. – М., 1998.
  17. Василгевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. – Минск, 1998.
  18. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

1 Теория государства и права. –М., 1997. С. 98-100.

2 Общая теория государства и права. Т. 1. Теория государства. – М., 1998. С. 158-160.

3 Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. – М., 1998. С. 8-19; Василгевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. – Минск, 1998.

4 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997.

                                         

            1 Теория государства и права. –М., 1997. С. 98-100.

2 Общая теория государства и права. Т. 1. Теория государства. – М., 1998. С. 158-160.

3 Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. – М., 1998. С. 8-19; Василгевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. – Минск, 1998.

4Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997.

 

5 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Страны Европы / Отв. ред. Б.А.Страшун. – М.. 1997. С. 732-733.

                                         4

6 Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 1999. С. 109.

7 Теория государства и права.  Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова  и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1999. С. 100.

8 Теория государства и права.  Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова  и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1999. С. 106.

9 Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция.   Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2001. С. 51.

 

10 Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2001. С. 52.

11 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г., №1, ст. 1.

12 Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) – М.: Фонд "Правовая культура", 1996  С. 222.

13 Скуратов Ю. Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой. // "Российская юстиция", 1999, №3.

14 Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. №31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание  законодательства Российской Федерации от 15 февраля 1999 г., №7, ст. 878.

 


Информация о работе Механизм государства(понятие и структура, государственный аппарат)