Механизм государства(понятие и структура, государственный аппарат)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:45, реферат

Описание работы

В советский период эта тема рассматривалась не как теория разделения властей, а как разделение функций между государственными органами. В постсоветский период теории разделения властей уделялось большое внимание. Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные институты, процессы этого вопроса. В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов механизма государства. Затем мы остановимся на теории разделения властей и на самом разделении властей в нашей стране. В заключении мы поговорим о самих органах трех родов властей: законодательных, исполнительных и судебных. Исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки.

Содержание работы

1.Введение …………………………………………………………………3
2.Механизм государства: понятие и структура ……………………4

3.Теория разделения властей и иные принципы
организации и деятельности механизма
российского государства……………………………………..10
4.Орган государства: понятие,
признаки и классификация ………………………………………...17

5.Структура государственного аппарата современного
российского государства :………………………………………….23
Президент Российской Федерации………………………………………….24
Органы представительной и законодательной власти…………...............24
Органы исполнительной власти …………………………………………….26
Судебная власть ………………………………………………………………26
Прокуратура Российской Федерации ………………………………………29
Вооруженные силы в механизме государства………………………………30
6.Заключение …………………………………………………………….34

7.Список использованных источников………………................35

Файлы: 1 файл

Механизм государства понятие и структура государственный аппарат.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

Общественная практика в России и в других государствах свидетельствует о немалых отклонениях  от конституционной модели механизма государства. Нередко возникают неформальные структуры, которые действуют параллельно с государственными институтами или даже присваивают их функции. Наблюдаются случаи воспрепятствования деятельности законных органов. Допускаются нарушения законодательства. Разрастаются лоббизм и коррумпированность, что пагубно влияет на процесс и уровни принятия государственных решений.

Поэтому стратегической задачей государственного механизма  является своевременное и эффективное  решение актуальных проблем развития общества и государства и предотвращение негативных явлений.

Государственный механизм действует и развивается не изолированно от институтов гражданского общества. Его взаимодействие с органами местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, имеет два правовых основания. Оно исходит из общности решаемых задач в сфере экономики и социального развития. И вместе с тем закон допускает возможное наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Причем последним должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства. Государство контролирует реализацию переданных полномочий.

Взаимодействие механизма  государства с местным самоуправлением способствует расширению демократической базы государственной власти. Реализации конституционного права граждан на участие в управлении государственными делами отвечает и курс на сотрудничество государственных органов с общественными объединениями граждан – партиями, профсоюзами, обществами и общественными движениями. Диалоги и умение достигать договоренности между госорганами и объединениями граждан приводят в итоге к общественному согласию. Оппозиционные действия и политическое давление нередко порождают конфликты. Для гражданского общества и механизма государства ключевой проблемой является доверие и поддержка населения. Отчуждение граждан от власти ведет к конфронтации и ослабляет государственный механизм. Подчас его жесткие действия и бюрократический стиль порождают отчуждение от власти и создают «плохие образы» ее институтов.

Все более важным становится партнерство государственных структур и профессиональных ассоциаций (банков, предприятий, малого предпринимательства, творческих союзов и др.). Это позволяет правильно сочетать публичные и корпоративные интересы. Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его, реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». ». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства6.

механизм современного Российского государства – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства7.

Таким образом, феномен  «механизм государства» включает четыре составляющих:

1) структурную – совокупность  определенных органов;

2) функциональную –  совокупность определенных функций,  для реализации которых, собственно говоря, и создана указанная выше группа органов;

3) инструментальную –  совокупность определенных полномочий, способов, методов, приемов и средств реализации указанных функций;

4) правовую – совокупность определенных  правовых норм, определяющих структурную организацию государственных органов, а также их полномочия, методы и формы реализации функций государства.

Все эти составляющие находятся  во взаимной связи и взаимной зависимости. Они-то в целом и составляют механизм государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Теория разделения  властей и иные принципы

    организации и деятельности механизма

              российского государства

Принципы, о которых  здесь идет речь, – это законодательные  отправные начала, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй – принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации» и др.).

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства:

    • разделение властей;
    • народовластие;
    • гуманизм;
    • федерализм;
    • разделение властей;
    • законность.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в  основах конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует новый магистральный путь развития России.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.

Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации  и деятельности механизма Российского  государства данный принцип содержит такие требования, как: верховенство закона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов; особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные общие  конституционные принципы организации и деятельности механизма государства получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

    • верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
    • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
    • равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
    • обязательность для государственных служащих решений. принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации;
    • профессионализм и компетентность госслужащих;
    • гласность в осуществлении государственной службы;
    • ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
    • внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;
    • и некоторые другие.

К числу этих принципов  следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

 

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно  независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных  принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции  РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо указанного в  Конституции Правительства РФ действуют  и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Государственные органы, не относимые к одной из основных ветвей власти

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

  • Администрация Президента РФ - обеспечивает деятельность Президента РФ;
  • Полномочные представители Президента Российской Федерации в регионах - представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;
  • Органы прокуратуры РФ(де юре является органом исполнительной власти, но не подчиняется Правительству РФ) - осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;
  • Центральный банк РФ - основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • Центральная избирательная комиссия РФ - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
  • Счётная палата РФ - осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
  • другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

Информация о работе Механизм государства(понятие и структура, государственный аппарат)