Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:26, курсовая работа
Цель работы заключается в комплексном исследовании особенностей механизма правового регулирования общественных отношений. Для достижения указанной цели потребовалось решение следующих задач:
Проанализировать правовые средства их понятие и виды.
Исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования.
Рассмотреть элементы и стадии механизма правого регулирования.
Раскрыть особенности эффективности правового регулирования.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1 Содержание механизма правового регулирования………5
1.1 Правовые средства: понятие и виды…………………………………5
1.2 Понятие и структура механизма правового регулирования……..10
Глава 2 Основные элементы и особенности правового регулирования в теории государства и права…………………………….19
2.1 Элементы и стадии механизма правого регулирования……..…..19
2.2 Особенности эффективности правового регулирования………….27
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиографический список………………………………………..………....33
В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть классифицированы на конституционные, гражданские, административные и т.д.
В зависимости от характера на материальные и процессуальные; в зависимости от функциональной роли на регулятивные и охранительные; в зависимости от информационно-психологической направленности на стимулирующие (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающие (наказания, запреты, обязанности).
Изучение
механизма правового
Алексеев С.С. определяет правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями6. Мы видим, что Алексеев С.С. определяет правовое регулирование через правовое воздействие. Однако не всякое правовое воздействие составляет механизм правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования уже понятия механизма правового воздействия. Наиболее интересные суждения на этот счет высказал С.С. Алексеев. Он, в частности, предложил понимать под этим механизмом «взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения»7.
Данное определение, включая в себя «всю совокупность юридических средств», несомненно, давало слишком широкое понимание механизма правового регулирования.
Понятие «воздействие» по объему более широкое, чем «регулирование», замечает М.Н. Марченко, ибо воздействие включает как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей8. Комаров С.А. включает в механизм правового воздействия наряду с механизмом правового регулирования правовое сознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс9. Отличие правового воздействия от правового регулирования состоит в том, что правовое воздействие является частью социального воздействия. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.
Имелись и другие подходы к проблеме механизма правового регулирования. Так, В.М. Горшенев рассматривал механизм правового регулирования с позиции правовых форм деятельности органов государства и общественных организаций, т.е. через правотворческую и правоприменительную деятельность соответствующих субъектов10.
В.Н. Хропанюк определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений11. А.В. Малько считает, что механизм правового регулирования – «это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права»12
Все отмечают такой важный признак механизма правового регулирования, как «система правовых средств», но в остальном подобное единство во взглядах не наблюдается.
Анализируя сказанное, по нашему мнению, под механизмом правового регулирования понимается совокупность правовых средств, взятая в единстве, с помощью которых государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения в желаемом для него направлении.
Все изложенное свидетельствует об уязвимости широкого определения механизма правового регулирования как воздействия права на общественные отношения. Сегодня, очевидно, нужно дать более узкое определение: механизм правового регулирования – это система правовых средств (элементов), с помощью которых осуществляется взаимосвязанное регулирование общественных отношений определенного качества. Как было сказано выше, регулирование общественных отношений – это действие права, но не всей его системы и не в любых формах и направлениях, а регламентация правовыми средствами определенного качества общественных отношений, осуществляемая в конкретной обстановке. Это расстановка участников регулируемых отношений по их юридическим местам с помощью соответствующих правовых средств (правовых актов, правомочий, юридических фактов, обязанностей). А действие прав в обществе в широком смысле (социальный механизм действия права) – это правовая ориентация, правовые установки, социальная среда, правовая информация, социальные последствия действия права и т.п.
Среди теоретиков права нет также единого взгляда на внутреннюю структуру механизма правового регулирования, т.е. на систему правовых средств.
Так, С.С. Алексеев считает, что механизм правового регулирования состоит из трех основных элементов или частей: юридических норм, правовых отношений и актов реализации субъективных юридических прав и обязанностей13. А.В. Малько вполне обоснованно добавляет к ним юридический факт и охранительный правоприменительный акт14. В.А. Шабалин называет в качестве самостоятельного элемента механизма правового регулирования законность15 и правосознание.
А стадии и элементы механизма
правового регулирования в
Алексеевым С.С. выделены следующие способы правового регулирования:
а) дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия;
б) запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;
в) позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.)17.
Однако Лазарев В.В. называет те же способы правового регулирования, но несколько в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение. Притом он уточняет, что метод – это совокупность юридических способов правового регулирования, а способы – это своего рода «строительный материал», «юридическое вещество» составляющее метод18.
Следовательно, процесс правового регулирования в каждом конкретном случае различен, в зависимости от выполнения правовых обязанностей - добровольно или под принуждением.
Существенное значение
для понимания правового
Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе, могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового регулирования входят различные группы общественных отношений: 1) отношения людей по обмену ценностями; 2) отношения по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах. Сфера правового регулирования не является неизменной и постоянной, она может расширяться за счет появления новых отношений (отношения в сфере экологии) или статься за счет отказа от использования права в тех или иных областях общественных отношений. От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а отсюда и особенности структуры права. Ими могут быть имущественные, земельные, управленческие, организационные и др. отношения.
Таким образом, проведенный анализ позволил нам сформулировать следующие выводы относительно понятия механизма правового регулирования, который позволяет:
Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования - правотворчестве, правореализации и применении юридической ответственности, характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами.
Таким образом, механизм
правового регулирования –
С точки зрения Александрова Н.Г., звеньями механизма правового регулирования являются:
1) установление правового статуса лица;
2) придание известным
видам жизненных фактов
3) установление моделей правоотношений;
4) установление мер правовой охраны и юридической ответственности.
В соответствии со стадиями
правового регулирования
1) юридические нормы;
2) правовые отношения;
3) акты реализации прав и
Такое представление о структуре механизма правового регулирования широко распространено, но не является единственным, существуют иные точки зрения. Так, Малько А.В. выделяет следующие основные стадии и элементы правового регулирования:
1) норма права;
2) юридический факт или
3) правоотношение;
4) акты реализации прав и
5) охранительный
На первой стадии формируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочивания. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а так же возможные правовые средства их преодоления.
На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют прейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».
Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Отсутствие подобного решающего юридического факта выступает в роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения, с содержательной (социальной, материальной) и с формальной (правовой). С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического факта. Причем преодолевается данное препятствие, только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права.
Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение субъективных персональных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.
Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают правомочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет посредующим звеном между нормой и результатом её действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п21.
Третья стадия – установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право призванное его удовлетворять, а какая – обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществлять известные активные действия в интересах именно управомоченного.