Механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в комплексном исследовании особенностей механизма правового регулирования общественных отношений. Для достижения указанной цели потребовалось решение следующих задач:
Проанализировать правовые средства их понятие и виды.
Исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования.
Рассмотреть элементы и стадии механизма правого регулирования.
Раскрыть особенности эффективности правового регулирования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1 Содержание механизма правового регулирования………5
1.1 Правовые средства: понятие и виды…………………………………5
1.2 Понятие и структура механизма правового регулирования……..10
Глава 2 Основные элементы и особенности правового регулирования в теории государства и права…………………………….19
2.1 Элементы и стадии механизма правого регулирования……..…..19
2.2 Особенности эффективности правового регулирования………….27
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиографический список………………………………………..………....33

Файлы: 1 файл

Курсовая. Механизм правового регулирования.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает  на основе норм права и при наличии  юридических фактов и где абстрактная  программа трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов. Оно конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами.

Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических  обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих  целей – позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей  - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении, использовании.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом  свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению22.

При исполнении обязанностей лицо должно активными  действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставит им препятствий в какой либо форме (не выполнение, частичное не выполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т.п.

При использовании  субъект получает благо, ценность удовлетворяет  личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов  других лиц, а так же общественных интересов в охране и защите.

Анализ перечисленных  форм реализации позволяет выделить общую закономерность: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов  контрсубъектов.

Пятая стадия – является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности, правонарушения либо прямого правонарушения23.

 

Глава 2 Основные элементы и особенности правового регулирования в теории государства и права.

2.1 Элементы и стадии механизма правого регулирования

Рассматривая элементы механизма правового регулирования, следует рассмотреть вопрос о его структуре, составе и соотношении входящих в него правовых явлений. Отграничивая элементы механизма правового регулирования от иных правовых явлений, нам необходимо выделить следующие его черты, а именно: институционность - как статическую сторону правовой системы. Поэтому правовые явления-процессы (правотворчество и применение права) при всей их важности в правовом регулировании входят в механизм правового регулирования не непосредственно, а в виде актов, технико-юридических средств и т.д; функциональность - как правовые явления, которые реально функционируют. Поэтому общие, глобальные правовые явления (законность, правосознание) при всем их определяющем значении в правовой системе, выступают не виде элементов механизма правового регулирования, а в виде его среды, общего фона – фактора, присоединяющегося к тому или иному элементу в процессе его функционирования.

Мы к элементам механизма правового регулирования относим юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом24.

Данные элементы чаще всего подразделяют на основные и вспомогательные. К основным элементам обычно относят нормы права, правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей и акты применения права, к вспомогательным – все остальные правовые средства (нормативные правовые акты, акты толкования права, правосознание, юридическую технику и др.).

Основные элементы считаются  таковыми потому, что в механизме  правового регулирования они  являются узловыми его звеньями и  образуют основу, каркас всей системы  правового регулирования. Причем каждый из названных основных элементов является главным, определяющим на соответствующей стадии процесса правового регулирования, когда осуществляется фактическое регулирующее воздействие на общественные отношения.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер25.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права представляют собой действия субъектов права, по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения26.

Акты применения права представляют собой индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному гражданскому делу.

Вспомогательные элементы механизма правового регулирования участвуют в правовом регулировании совместно с основными. Они примыкают к основным элементам, образуя с каждым из них целый блок правовых средств, обеспечивающий процесс правового регулирования на той или иной его стадии. Например, к нормам права примыкают такие элементы, как нормативные правовые акты, акты толкования права, правосознание, правовая культура и некоторые другие, к правоотношениям – юридические факты, к актам реализации субъективных прав и обязанностей – акты толкования права, правосознание, правовая культура, к актам применения права – акты толкования права, правосознание, правовая культура. Вспомогательные элементы механизма правового регулирования не всегда жестко привязаны к определенной стадии процесса правового регулирования. Некоторые из них могут включаться в процесс правового регулирования на разных его стадиях.

Нормативно-правовой акт, как документ содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений.

Акты официального толкования представляют собой документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами  и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты это факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

В качестве своеобразных элементов механизма правового  регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования27.

Деление правовых средств, составляющих механизм правового регулирования, на основные и вспомогательные является главным, но не единственным. В литературе можно встретить и другие классификации. В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, административными, уголовными, гражданскими и т.д.; в зависимости от характера – материальными и процессуальными; в зависимости от функциональной роли – регулятивными и охранительными; в зависимости от степени персонализации – нормативными (общими) и индивидуальными (персональными); в зависимости от информационно-психологической направленности – стимулирующими (поощрения, льготы, субъективные права) и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности). Возможны и другие классификации28.

Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически, но под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.

В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.

Процесс воздействия  права на поведение людей и  общественные отношения начинается  с момента осознания необходимости  и возможности регламентации  с помощью права каких-то жизненных ситуаций. В некоторых условиях люди действуют по праву даже при отсутствии или вопреки действующим юридическим предписаниям29.

Регулятивное воздействие  права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими  органами государства нормативных актов. Таким образом, возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права является первой стадией правового регулирования. На этой стадии, введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права очерчивается круг возможных прав и обязанностей.

Правовой статус гражданина определяется, прежде всего, конституционным  законодательством, а также другими  нормативно-правовыми актами. Правовое положение организаций опосредуется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, т.е. объем прав и обязанностей30.

Изначально идею  механизма воздействия права на  общественные отношения выдвинул Александров Н.Г., который выделил следующие    звенья   механизма   правового регулирования: 1) установление правового статуса лица; 2) придание известным видам жизненных фактов значения юридических фактов; 3) установление моделей правоотношений; 4) установление мер правовой охраны и юридической ответственности31.

На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное  воздействие права. Нормы права  ориентируют участников правовой жизни  на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности  наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.

На второй стадии происходит их индивидуализация и конкретизация. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности32.

Третья стадия правового  регулирования характеризуется  реализацией, воплощением в жизнь  тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются  в той или иной правовой ситуации. Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный временной период, так как на этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения, т.е. реализуется, правообеспечительная, правоохранительная функции права33.

Однако Алексеев С.С. рассматривает дополнительную, факультативную, четвертую стадию. Данная стадия либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию. Это стадия применения права.  Под применением права принято понимать деятельность государственных  органов и организаций, связанную с конкретизацией (индивидуализацией) предписаний правовых норм, которая оформляется официальным документом, именуемым актом применения права.

 Акт применения  права, конкретизируя предписания  правовых норм, определяет меру возможного или должного поведения участников конкретных правоотношений, т.е. их субъективные права и обязанности, а также обеспечивает реализацию этих прав и обязанностей34.

Необходимость в стадии применения права возникает в  двух случаях: во-первых, когда субъективные права и обязанности, а, следовательно, и конкретные правоотношения, не могут возникнуть без правоприменительной деятельности и, во-вторых, когда необходимо обеспечить реализацию субъективных прав и обязанностей при помощи мер государственного принуждения. В первом случае стадия применения права вклинивается между первой и второй основными стадиями процесса правового регулирования, во втором – между второй и третьей. Поскольку процесс правового регулирования конкретных общественных отношений проходит стадию применения права не всегда, эта стадия и считается дополнительной или факультативной35.

Информация о работе Механизм правового регулирования