Механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в комплексном исследовании особенностей механизма правового регулирования общественных отношений. Для достижения указанной цели потребовалось решение следующих задач:
Проанализировать правовые средства их понятие и виды.
Исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования.
Рассмотреть элементы и стадии механизма правого регулирования.
Раскрыть особенности эффективности правового регулирования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1 Содержание механизма правового регулирования………5
1.1 Правовые средства: понятие и виды…………………………………5
1.2 Понятие и структура механизма правового регулирования……..10
Глава 2 Основные элементы и особенности правового регулирования в теории государства и права…………………………….19
2.1 Элементы и стадии механизма правого регулирования……..…..19
2.2 Особенности эффективности правового регулирования………….27
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиографический список………………………………………..………....33

Файлы: 1 файл

Курсовая. Механизм правового регулирования.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Таким авторы как Матузов Н.И. и Малько А.В. выделяют пять основных стадий правового регулирования:

1. Формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения.  

2. Происходит определение  специальных условий, при наступлении  которых «включается» действие  общих программ и которые позволяют  перейти от общих правил к более детальным.

3. Установление конкретной юридической связи с весьма  определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных.  То есть, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, а какая – обязана либо не препятствовать этому удовлетворению, либо осуществить  активные действия в интересах управомоченного.

4. Реализация субъективных  прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование  достигает своих целей – позволяет  интересу субъекта удовлетвориться36.

5. Факультативная стадия. Она вступает в действие тогда,  когда беспрепятственная форма  реализации права не удается  и когда  на помощь неудовлетворенному  интересу должна прийти соответствующая  правоприменительная деятельность37.

Основные отличия, от предыдущей классификации, заключаются в том, что вторая и третья стадии объединяются в одну – вторую стадию, в общей классификации и выделяется как и у С.С. Алексеева факультативная стадия.

Однако Пьянов Н.А., рассматривает стадии правового регулирования в широкой и узкой трактовке. При широкой трактовке в процессе правового регулирования представляется возможным выделить две стадии: стадию правовой регламентации общественных отношений и стадию действия норм права. Первая связана с правотворчеством. На этой стадии осуществляется разработка и установление норм права. По своему характеру она является подготовительной, поскольку здесь правового регулирования как такового, т.е. реального, фактического воздействия права на общественные отношения, еще не существует. Вторая связана с функционированием правовых норм. На этой стадии осуществляется уже фактическое регулирование общественных отношений, реальное воздействие норм права и других правовых средств на общественные отношения. В процессе правового регулирования (при его широкой трактовке) данная стадия является основной.

При узкой трактовке  процесс правового регулирования представляет собой процесс функционирования, действия норм права. При таком подходе правотворчество из процесса правового регулирования исключается, а правовое регулирование рассматривается только как процесс фактического воздействия норм права и других правовых средств на общественные отношения. В процессе правового регулирования, при его узкой трактовке, можно выделить три основных и одну дополнительную (факультативную) стадии38. К основным стадиям относятся: стадия общего действия норм права, стадия возникновения субъективных прав и обязанностей и стадия реализации субъективных прав и обязанностей. К дополнительной стадии относится стадия применения права. Таким образом, данная трактовка совпадает с классификацией стадий, которую предлагают большинство авторов.

 

2.2 Особенности эффективности правового регулирования

Исследуя механизм правового регулирования мы пришли к выводу, что он нацелен на достижение определенного социального результата, получение того эффекта, к которому законодатель сознательно стремился при введении в действие соответствующей правовой нормы. Поэтому, рассматривая вопрос о механизме правового регулирования, нельзя не остановиться хотя бы в самых общих чертах и на особенностях его эффективности.

Эффективность правового  регулирования в юридической  науке условно можно рассматривать  как соотношение цели принятия нормативного акта и результата её действия39. Проблема эффективности механизма правого регулирования является частью более широкой проблемы - эффективности права. В целом под эффективностью права понимается результативность правового воздействия. Она характеризуется, прежде всего, отношением между фактическим результатом действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были изданы.

Результативность правового регулирования во многом зависит от эффективности правоприменительных актов. Включенные в механизм правового регулирования, эти акты призваны обеспечить его четкую и слаженную работу. Правоприменительные акты являются важным средством для достижения тех целей, которые стоят перед нормой права. Следовательно, у правоприменителя не может быть каких-либо иных, не предусмотренных правом целей.

Отсюда измерять эффективность правоприменительных актов следует так же, как и эффективность правовых норм, сопоставляя фактически достигнутый результат их действия с целями соответствующих правовых норм.

Вместе с тем не во всех случаях можно говорить о социальной эффективности актов применения права. Все зависит от применяемой нормы, ее содержания. При этом, многие нормы содержат императивные веления, требующие от правоприменителя принятия однозначного решения. Здесь роль правоприменителя сводится к пассивному проведению в жизнь воли законодателя. От него не требуется творческого подхода к реализации данной нормы, лишь качественное ее применение. Следовательно, качественное применение подобных норм способно обеспечить лишь их юридическую эффективность, но не повлиять на их социальную эффективность, на степень достижения социальных целей норм. Правоприменение здесь в основном сливается с такой формой реализации права, как исполнение, с той только разницей, что предполагает в данном случае издание правоприменительного акта.

Эффективность правоприменительных актов зависит от их юридической и фактической обоснованности, от качества применяемого нормативного акта, законности и действенности их содержания, полноты учета всех возможных последствий, целесообразности, а также от качества организации принятия решения и его реализации.

Эффективность правового  регулирования представляет собой  соотношение между результатом  правового регулирования и стоящей  перед ним целью40.

Таким образом, в современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования:

  • Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Необходимо усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования.
  • Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования.  Повышение уровня правовой культуры субъектов права непосредственно повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка41.
  • Интересы человека это главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности.  Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочнению ее правового статуса42.
  • Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на управление законности и правопорядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, проведенное  исследование позволило нам сформулировать следующие выводы:

Правовые средства, не образуют каких – то особых принципиально  отличных от традиционных, зафиксированных  в общепринятом понятийном аппарате явлений правовой действительности. Это весь диапазон правовых феноменов  различных уровней с той лишь особенностью, что они вычленяются и рассматриваются не с позиций нужд юридической практики, а с позиций их функционального предназначения, тех черт, которые характеризуют их как инструменты решения экономических и иных социальных задач.

Правовые средства довольно отчетливо, зримо отличаются от других компонентов правовой действительности: с одной стороны, от явлений правовой деятельности – действий в области правотворчества, актов  по реализации и применению юридических норм (толкования, вынесения правоприменительных решений, исполнения актов юрисдикционных органов и т.д.), а с другой стороны, от явлений сугубо субъективной сферы правовой действительности – правосознания, субъективных элементов правовой культуры, правовой науки. Все это, учитывается в правовом регулировании, включается в действие его механизма.

Отличие правового воздействия  от правового регулирования  состоит  в том, что правовое воздействие  является частью социального воздействия. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Таким образом, проведенный  анализ позволил нам сформулировать следующие выводы относительно понятия механизма правового регулирования, который позволяет:

  • не только собрать вместе явления правовой действительности – нормы, правоотношения, юридические акты и др., участвующие в правовом воздействии, но и обжаловать их как целостность, представить их в работающем, системно – воздействующем виде, что характеризует результативность правового регулирования;
  • высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.

Каждый механизм действует  на своей стадии правового регулирования  - правотворчестве, правореализации  и применении юридической ответственности, характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами, следовательно механизм правового регулирования – сложное явление, требующее дальнейшего углубленного изучения.

К элементам механизма  правового регулирования относятся  юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Данные элементы чаще всего подразделяют на основные и вспомогательные. К основным элементам обычно относят нормы права, правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей и акты применения права, к вспомогательным – все остальные правовые средства (нормативные правовые акты, акты толкования права, правосознание, юридическую технику и др.).

Эффективность правового  регулирования в юридической  науке условно можно рассматривать  как соотношение цели принятия нормативного акта и результата её действия. Проблема эффективности механизма правого регулирования является частью более широкой проблемы - эффективности права. Результативность правового регулирования во многом зависит от эффективности правоприменительных актов. Включенные в механизм правового регулирования, эти акты призваны обеспечить его четкую и слаженную работу. Правоприменительные акты являются важным средством для достижения тех целей, которые стоят перед нормой права. Следовательно, у правоприменителя не может быть каких-либо иных, не предусмотренных правом целей.

Отсюда измерять эффективность правоприменительных актов следует так же, как и эффективность правовых норм, сопоставляя фактически достигнутый результат их действия с целями соответствующих правовых норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Монографии,  научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:

  1. Александров Н.Г. Теория государства и права. – М.: Юридическая литература, 2012.
  2. Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. – М., 2002.
  3. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятия, классификация // Советское государство и право. 2009.  - № 6.
  4. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 2000.
  5. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 2011. С. 30.
  6. Алексеев С.С.  Право. Опыт комплексного исследования. – М.: 2008.
  7. Боков Ю.А. Принцип правотворчества как один из факторов влияния на эффективность правового регулирования / Эффективность механизма правового регулирования: Сборник научных трудов / Под ред. С.А. Боголюбова. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2001.
  8. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Москва, 2002 г. Т. 2.
  9. Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. М., 2012. С. 3.
  10. Дмитрук В.Н. Теория государства и права./ Учебное пособие. – Минск.: Амалфея, 2000.
  11. Комаров С.А. Общая  теория государства  и права в схемах и определениях. – М.: Юрайт, 2002.
  12. Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  13. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2.  – М.: Юристъ,  2000.
  14. Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2002. 136 с.
  15. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. О. Е. Кутафина – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Юрист, 2002 г.
  16. Основы государства и права: Учебное пособие/ Под ред. О.Е. Кутафина – М.: Юристъ, 2002.
  17. Пугинский Б.И. Гражданско - правовые средства в хозяйственных отношениях.  М., 2010.
  18. Пьянов Н.А. Правовое регулирование и его механизм// Сибирский юридический вестник. - №2.– 2003.
  19. Радько Т.Н. Теория государства и права. М.: Юнити: Закон и право, 2004. С. 355–371.
  20. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.: Былина, 2000.
  21. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, Закон и право, 2000.
  22. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 627.
  23. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие  Составители Бабаев В. К., Баранов В. М. Толстик В. А. – М.: Юрист, 1999. 
  24. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – Екатеринбург, 2002.
  25. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие/ Под ред. Бабаева В.Н., Баранова В.М., Толстик В.А. – М.: Юристъ, 1999.
  26. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 2009. С. 341.
  27. Шабалин В.А. Системный анализ механизма правового регулирования // Сов. государство и право. 2010. № 10. С. 124–125.

Информация о работе Механизм правового регулирования