Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:26, курсовая работа
Цель работы заключается в комплексном исследовании особенностей механизма правового регулирования общественных отношений. Для достижения указанной цели потребовалось решение следующих задач:
Проанализировать правовые средства их понятие и виды.
Исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования.
Рассмотреть элементы и стадии механизма правого регулирования.
Раскрыть особенности эффективности правового регулирования.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1 Содержание механизма правового регулирования………5
1.1 Правовые средства: понятие и виды…………………………………5
1.2 Понятие и структура механизма правового регулирования……..10
Глава 2 Основные элементы и особенности правового регулирования в теории государства и права…………………………….19
2.1 Элементы и стадии механизма правого регулирования……..…..19
2.2 Особенности эффективности правового регулирования………….27
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиографический список………………………………………..………....33
Таким авторы как Матузов Н.И. и Малько А.В. выделяют пять основных стадий правового регулирования:
1. Формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения.
2. Происходит определение
специальных условий, при
3. Установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. То есть, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, а какая – обязана либо не препятствовать этому удовлетворению, либо осуществить активные действия в интересах управомоченного.
4. Реализация субъективных
прав и юридических
5. Факультативная стадия.
Она вступает в действие тогда,
Основные отличия, от предыдущей классификации, заключаются в том, что вторая и третья стадии объединяются в одну – вторую стадию, в общей классификации и выделяется как и у С.С. Алексеева факультативная стадия.
Однако Пьянов Н.А., рассматривает стадии правового регулирования в широкой и узкой трактовке. При широкой трактовке в процессе правового регулирования представляется возможным выделить две стадии: стадию правовой регламентации общественных отношений и стадию действия норм права. Первая связана с правотворчеством. На этой стадии осуществляется разработка и установление норм права. По своему характеру она является подготовительной, поскольку здесь правового регулирования как такового, т.е. реального, фактического воздействия права на общественные отношения, еще не существует. Вторая связана с функционированием правовых норм. На этой стадии осуществляется уже фактическое регулирование общественных отношений, реальное воздействие норм права и других правовых средств на общественные отношения. В процессе правового регулирования (при его широкой трактовке) данная стадия является основной.
При узкой трактовке
процесс правового
2.2 Особенности эффективности правового регулирования
Исследуя механизм правового регулирования мы пришли к выводу, что он нацелен на достижение определенного социального результата, получение того эффекта, к которому законодатель сознательно стремился при введении в действие соответствующей правовой нормы. Поэтому, рассматривая вопрос о механизме правового регулирования, нельзя не остановиться хотя бы в самых общих чертах и на особенностях его эффективности.
Эффективность правового
регулирования в юридической
науке условно можно
Результативность правового рег
Отсюда измерять эффективность правоприменительных актов следует так же, как и эффективность правовых норм, сопоставляя фактически достигнутый результат их действия с целями соответствующих правовых норм.
Вместе с тем не во всех случаях можно говорить о социальной эффективности актов применения права. Все зависит от применяемой нормы, ее содержания. При этом, многие нормы содержат императивные веления, требующие от правоприменителя принятия однозначного решения. Здесь роль правоприменителя сводится к пассивному проведению в жизнь воли законодателя. От него не требуется творческого подхода к реализации данной нормы, лишь качественное ее применение. Следовательно, качественное применение подобных норм способно обеспечить лишь их юридическую эффективность, но не повлиять на их социальную эффективность, на степень достижения социальных целей норм. Правоприменение здесь в основном сливается с такой формой реализации права, как исполнение, с той только разницей, что предполагает в данном случае издание правоприменительного акта.
Эффективность правоприменительных актов зависит от их юридической и фактической обоснованности, от качества применяемого нормативного акта, законности и действенности их содержания, полноты учета всех возможных последствий, целесообразности, а также от качества организации принятия решения и его реализации.
Эффективность правового
регулирования представляет собой
соотношение между результатом
правового регулирования и
Таким образом, в современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования:
Заключение
Таким образом, проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы:
Правовые средства, не образуют каких – то особых принципиально отличных от традиционных, зафиксированных в общепринятом понятийном аппарате явлений правовой действительности. Это весь диапазон правовых феноменов различных уровней с той лишь особенностью, что они вычленяются и рассматриваются не с позиций нужд юридической практики, а с позиций их функционального предназначения, тех черт, которые характеризуют их как инструменты решения экономических и иных социальных задач.
Правовые средства довольно отчетливо, зримо отличаются от других компонентов правовой действительности: с одной стороны, от явлений правовой деятельности – действий в области правотворчества, актов по реализации и применению юридических норм (толкования, вынесения правоприменительных решений, исполнения актов юрисдикционных органов и т.д.), а с другой стороны, от явлений сугубо субъективной сферы правовой действительности – правосознания, субъективных элементов правовой культуры, правовой науки. Все это, учитывается в правовом регулировании, включается в действие его механизма.
Отличие правового воздействия от правового регулирования состоит в том, что правовое воздействие является частью социального воздействия. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.
Таким образом, проведенный анализ позволил нам сформулировать следующие выводы относительно понятия механизма правового регулирования, который позволяет:
Каждый механизм действует
на своей стадии правового регулирования
- правотворчестве, правореализации
и применении юридической ответственности,
характеризуется
К элементам механизма
правового регулирования
Данные элементы чаще всего подразделяют на основные и вспомогательные. К основным элементам обычно относят нормы права, правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей и акты применения права, к вспомогательным – все остальные правовые средства (нормативные правовые акты, акты толкования права, правосознание, юридическую технику и др.).
Эффективность правового
регулирования в юридической
науке условно можно
Отсюда измерять эффективность правоприменительных актов следует так же, как и эффективность правовых норм, сопоставляя фактически достигнутый результат их действия с целями соответствующих правовых норм.
Библиографический список
Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари: