Международные договора и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:16, реферат

Описание работы

Под международным договором, как следует из Венской конвенции 1969 года [1.5] и Венской конвенции 1986 года [1.6], понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования, которое может носить разные названия [2.1, 2.6 и др.].
Хотя в Конвенциях говорится лишь о договорах в письменной форме, это не означает, что государства не могут заключать договоры в устной форме и распространять на них действия.

Файлы: 1 файл

международка договор межд !.docx

— 56.75 Кб (Скачать файл)

1)Международные договора и их классификация

 

Под международным договором, как  следует из Венской конвенции 1969 года [1.5] и Венской конвенции 1986 года [1.6], понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования, которое может носить разные названия [2.1, 2.6 и др.].

Хотя в Конвенциях говорится  лишь о договорах в письменной форме, это не означает, что государства  не могут заключать договоры в  устной форме и распространять на них действия.

Договорами в международно-правовом смысле выступают только соглашения между субъектами международного права. К таким договорам не относятся  соглашения, заключаемые международными транснациональными компаниями с какими-либо государствами.

В свою очередь большинство юристов  определяют международный договор  как соглашение. «Термин «договор», - писал американец Д. Филд в своем проекте Кодекса международного права, - означает письменное соглашение между двумя или более нациями для установления или отмены акта, создающего, прекращающего или другим образом затрагивающего международное право или отношение».

Л. Камаровский определял международные договоры как «соглашения между народами, имеющими своим предметом установление, регулирование или прекращение какой-либо юридической связи или международного отношения». По мнению В. Уляницкого, «международный договор – это соглашение двух или нескольких государств относительно государственных верховных прав, с целью установления, определения, изменения или прекращения политического или юридического отношения между ними».

Ф. Лист писал, что «международно-правовой договор есть соглашение воль, состоявшееся между двумя или несколькими  государствами относительно государственных  верховных прав».

Представляет интерес определение  немецкого юриста Ф. Бербера, понимающего  международный договор как соглашение не только между государствами, но и  вообще субъектами международного права: «Международный договор есть сознательное и добровольное объединение согласующихся  волеизъявлений по меньшей мере двух субъектов международного права, которое направлено на возникновение, изменение и отмену правовых отношений».

Наиболее полным из всех вышеперечисленных  определений международного договора является определение, данное английским юристом Дж. Фицморисом в его первом докладе, представленном в Комиссию международного права на VIII сессии в 1956 году: «Договор есть международное соглашение, воплощенное в единый формальный акт (независимо от его названия, титула или обозначения), заключенное между сторонами, две или все из которых являются субъектами международного права, обладающими международной правосубъектностью и правоспособностью заключения международных договоров, имеющее целью создавать права и обязанности или устанавливать отношения, регулируемые международным правом».

В целом, приведенные определения  международного договора содержат положения  о том, что международный договор  есть соглашение или согласованное  волеизъявление государств и других субъектов международного права.

С учетом вышесказанного целесообразно  использовать определение международного договора, вытекающее из статьи 2 Венской  конвенции о праве международных  договоров от 23 мая 1969 года и Венской  конвенции о праве договоров  между государствами и международными организациями от 21 марта 1986 года: под  международным договором понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами  и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования. Этому соответствует предусматриваемое в ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» определение международного договора [1.3-1.4, 2.4].

В данном определении указывается  юридическая сущность международного договора, которую «составляет соглашение, являющееся результатом согласования государственных воль договаривающихся сторон».

Объектом международного договора является все то, по поводу чего государства  заключают договор, то есть вступают в договорные отношения. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные блага, действия и  воздержание от действий. Международное  право не содержит каких-либо ограничений  относительно выбора объекта для  международных договоров. Любой  объект международного права может  быть объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

Сами государства определяют, что  должно быть объектом международного договора. Как следует из международной  практики, любой вопрос, как относящийся  к международным делам, так и  входящий во внутренние дела государства, может стать объектом международного договора. Но государства воздерживаются от того, чтобы объектом международного договора становились вопросы, составляющие исключительно внутреннюю компетенцию  государства.

Целью договора является то, что субъекты международного права стремятся  осуществить или достигнуть путем  заключения договора. Объект определяется в названии либо в контексте договора, а цель - в преамбуле либо в  первых статьях договора.

Сторонами в договоре являются субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью.

"Каждое государство обладает  правоспособностью заключать договоры", - говорится в ст. 6 Венской конвенции  о праве международных договоров  [1.5 и др.].

Государства, в силу своего суверенитета, обладают полной (универсальной) правоспособностью. В соответствии с принципом суверенного  равенства, уважения прав, присущих суверенитету, они имеют право быть или не быть участниками двусторонних или  многосторонних договоров, включая  право быть или не быть участниками  союзных договоров (Заключительный акт СБСЕ).

Главным при решении вопроса  об участии государства в конкретном международном договоре является его  заинтересованность в отношении  объекта и цели договора. Договоры, которые касаются кодификации и  прогрессивного развития международного права, а также договоры, объект и  цели которых представляют интерес  для международного сообщества в  целом (общие договоры), должны быть открытыми для всеобщего участия. В этом положении Декларации о  всеобщем участии в Венской конвенции  о праве международных договоров  выражена сущность принципа универсальности  общих международных договоров.

Договорная практика последних  десятилетий подтверждает стремление государств следовать этому принципу.

Решение вопроса об участии в  договоре принимает само государство  в зависимости от его заинтересованности. Это его право. Вместе с тем  эффективность некоторых международных  договоров напрямую зависит от числа  их участников. Серьезную озабоченность  вызывает отказ ряда государств от присоединения к Договору о нераспространении  ядерного оружия.

В федеративных государствах возникает  вопрос о договорной правоспособности как самих федераций, так и их составных частей. Он актуален и для Российской Федерации и ее субъектов. Конституция Российской Федерации 1993 года [1.1-1.2] определяет место международных договоров в системе российского права, органы, имеющие право заключать подобные договоры, порядок ратификации международных договоров. Федеральный закон РФ от 16 июня 1995 г. “О международных договорах Российской Федерации” [1.3], положения которого в основном соответствуют Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, подробно регулирует такие вопросы как порядок заключения, выполнения, прекращения и приостановления действия международных договоров, а также порядок регистрации в международных органах, хранения подлинников международных договоров и официальной публикации. Данный закон имеет и международное значение.

Классификация международных договоров. Договоры могут классифицироваться по кругу участников. По этому основанию  они подразделяются на двусторонние и многосторонние. В свою очередь, многосторонние договоры подразделяются на договоры универсальные (общие) и договоры с ограниченным числом участников. К универсальным договорам относятся договоры, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты международного права. Иными словами, объект таких договоров представляет интерес для всех субъектов международного права. Договоры с ограниченным числом участников, которые называются региональными или партикулярными, это такие договоры, число участников которых ограничено.

Договоры могут классифицироваться и по объекту регулирования. С  этой точки зрения договоры подразделяются на договоры по политическим, экономическим, правовым вопросам, по вопросам транспорта, связи и т.д [2.1, 2.6-2.11].

Договоры могут быть закрытыми  либо открытыми. К закрытым договорам  относятся, как правило, уставы организаций, двусторонние договоры. Участие в  таких договорах для третьих  государств предполагает согласие их участников. В открытых договорах может участвовать любое государство, и такое участие не зависит от согласия сторон договора. Открытым договором является, например, Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями 1986 года [2.8-2.10].

Федеральный закон «О международных  договорах РФ» предусматривает  классификацию договоров на межгосударственные договоры, заключаемые от имени России, межправительственные, заключаемые  от имени Правительства РФ, и межведомственные, заключаемые ведомствами России в пределах своих полномочий. Несмотря на такую классификацию, все эти  договоры являются договорами России и, независимо от того, какой государственный  орган заключил договор, он создает  права и налагает обязанности  на Россию в целом.

 

 

2 СТОРОНЫ

Сторонами в договоре являются субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью.

"Каждое государство  обладает правоспособностью заключать договоры", — говорится в ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров.

Государства в силу своего суверенитета обладают полной (универсальной) правоспособностью. В соответствии с принципом суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету, они имеют право быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть. участниками союзных договоров (Заключительный акт СБСЕ).

Главным при решении вопроса  об участии государства в конкретном международном договоре является его  заинтересованность в отношении объекта и цели договора. Договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права, а также договоры, объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом (общие договоры), должны быть открытыми для всеобщего участия. В этом положении Декларации о всеобщем участии в Венской конвенции о праве международных договоров выражена сущность принципа универсальности общих международных  договоров.

Договорная практика последних  десятилетий подтверждает стремление государств следовать этому принципу.

Решение вопроса об участии  в договоре принимает само государство  в зависимости от его заинтересованности. Это его право. Вместе с тем  эффективность некоторых международных  договоров напрямую зависит от числа  их участников. Серьезную озабоченность вызывает отказ ряда государств от присоединения к Договору о нераспространении ядерного оружия*.

 
   




 

 

* Этот вопрос неоднократно  обсуждался в ООН, а также  на конференциях - по рассмотрению  действия Договора, где подтверждалась  необходимость обеспечения универсальности  Договора. Государства — участники  Договора призвали все государства, которые еще не сделали этого, как можно скорее присоединиться к Договору.

В федеративных государствах возникает вопрос о договорной правоспособности как самих федераций, так и их составных частей. Он актуален и для Российской Федерации, и ее субъектов.

Нации и народы, борющиеся  за свою независимость, также могут  быть сторонами в международном  договоре. Они заключают договоры с государствами чаще всего по вопросам образования самостоятельного независимого государства: о политической поддержке нации в ее борьбе за освобождение от колониальной зависимости, об экономической помощи, об урегулировании вопросов, связанных с предоставлением независимости.

Договорной правоспособностью  обладают международные межправительственные организации; она реализуется в  соответствии с нормами, которыми определяется правовой статус организации (ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями). Международные организации в отличие от государств обладают ограниченной договорной правоспособностью. Они вправе заключать договоры с государствами или с другими международными организациями в тех пределах и для достижения тех целей, которые определены учредительными или иными актами.

Примером международного договора, в котором в качестве участников предусмотрены государства, нации и международные организации, может служить Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии от 26 сентября 1986 г. Она была открыта для подписания всеми государствами, Намибией*, международными организациями, включая региональные (ст. 12).

 
   




 

 

* На специальной сессии  Генеральной конференции Международного  агентства по атомной энергии, на которой принята Конвенция, Намибия была представлена Советом ООН по Намибии. Независимость Намибии была провозглашена 31 марта 1990 г.

3 ФОРМЫ ДОГОВОРА

 

Форма международных договоров  бывает письменной и устной. Из определения  понятия международного договора следует, что под действие Венских конвенций 1969 и 1986 годов подпадают договоры в письменной форме. Однако, государства могут заключать договоры и в устной форме. Договоры в устной форме получили наименование “джентльменских соглашений”. Они имеют такую же юридическую силу, что и договоры в письменной форме [2.11 и др.]. Также следует отметить, что в современной договорной практике нет серьезных препятствий к тому, чтобы международный договор мог содержаться в телеграмме, телексе, факсе, электронном сообщении либо мог быть заключен с помощью обмена такими сообщениями. Приведем лишь один пример из относительно недавней практики межгосударственных отношений. Так, в сентябре 1998 года состоялось подписание совместного коммюнике об электронной коммерции президентом США и ирландским премьер-министром посредством электронной цифровой подписи. И хотя данное коммюнике не являлось международным договором, тем не менее, в будущем вполне можно предвидеть появление «электронных» международных договоров.

Информация о работе Международные договора и их классификация