Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:16, реферат
Под международным договором, как следует из Венской конвенции 1969 года [1.5] и Венской конвенции 1986 года [1.6], понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования, которое может носить разные названия [2.1, 2.6 и др.].
Хотя в Конвенциях говорится лишь о договорах в письменной форме, это не означает, что государства не могут заключать договоры в устной форме и распространять на них действия.
Под структурой договора понимаются составные части договора. К ним относятся название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.
Преамбула является важной частью договора, в ней обычно указываются стороны (участники) договора, лица, уполномоченные на заключение договора, полномочия этих лиц. Зачастую в преамбуле излагаются цели и причины, побудившие стороны к заключению договора.
Основная часть письменной формы договора делится на статьи, некоторые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.
В заключительной части письменной формы договора излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договора, язык, на котором составлен текст договора, и т.д. [2.12, 2.14-2.15].
К договору могут быть приложены различного рода приложения: протоколы, письма, ноты сторон, содержащие соответствующие уточнения, пояснения и т.д. По соглашению сторон, предусмотренному в самом тексте договора, приложения могут составлять нераздельную часть основного договора и иметь одинаковую юридическую силу.
Текст договора содержится, как правило, в одном документе. Однако в том случае, когда договор заключается путем обмена нотами или письмами, то его текст содержится в двух или более связанных между собой документах (в данном случае в нотах или письмах, которыми обменялись договаривающиеся стороны).
Договоры могут иметь самые различные наименования (например, конвенция, коммюнике, соглашение, собственно договор, хартия, устав, пакт, декларация, протокол, акт и т.д.) либо быть без названия [2.1 и др.].
Договаривающиеся стороны сами определяют, на каких языках составляется текст договора. Двусторонний договор составляется, как правило, на языках обеих договаривающихся сторон, но они могут выбрать какой-либо другой язык или другие языки. Так, Портсмутский мирный договор 1905 года между Россией и Японией был исполнен на английском и французском языках. Иногда помимо двух языков договаривающихся сторон текст договора составляется и на третьем (нейтральном) языке. Как правило, этот текст берется в качестве основы толкования договора. Обязательного “языка договора” современное международное право не знает [2.2 и др.].
Тексты многостороннего
В средние века все договоры обычно писались на латинском языке. С XVII века латинский язык был вытеснен французским; в начале XX века английский язык наравне с французским становится языком дипломатии. Впрочем, от обычая заключения международных договоров на каком-либо одном общепринятом языке в XX веке отказались.
После Великой Октябрьской
4ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ
Заключение, толкование и применение письменной формы международных договоров России
Заключение международного договора - это сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Его юридическая сущность в большинстве случаев состоит, как отмечает Г.И. Тункин, в согласовании «воли государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договора».
Венская конвенция о праве договоров 1969 года определила три стадии заключения договоров (ст. 9-11): принятие текста договора, установление аутентичности текста договора и выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.
Заключению договора предшествует договорная инициатива, то есть предложение какого-либо государства или же группы государств или международной организации заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора.
Согласно ст. 11 Федерального закона
«О международных договорах РФ»
решения о проведении переговоров
и о подписании международных
договоров России принимаются: в
отношении договоров, заключаемых
от имени Российской Федерации, - Президентом
РФ, а в отношении договоров, заключаемых
от имени Российской Федерации, по вопросам,
относящимся к ведению
Уполномоченные стороны и их полномочия в международных договорах. Согласно Венской конвенции 1969 года (ст. 7) следующие лица в силу их функций и без необходимости предъявления полномочий считаются представляющими свое государство: а) главы государств, главы правительств и министры иностранных дел - в целях совершения всех актов, относящихся к заключению договора; б) главы дипломатических представительств - в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы; в) представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации, или в одном из ее органов, - в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе. Этому соответствуют положения ст. 12 Федерального закона «О международных договорах РФ».
Полномочия на ведение переговоров
и на подписание международных договоров
РФ предоставляются: в отношении
договоров, заключаемых от имени
Российской Федерации, - Президентом
РФ; в отношении договоров, заключаемых
от имени Российской Федерации, по вопросам,
относящимся к ведению
Принятие текста договора. Подготовка
текста договора осуществляется путем
переговоров через обычные
Установление аутентичности
Выражение согласия договаривающихся
сторон на обязательность договора. Последней
стадией заключения международного
договора является выражение субъектами
международного права согласия на его
обязательность. Государство может
участвовать через своих
Из перечисленных в Законе способов наиболее распространенным является подписание. При этом следует различать подписание как способ выражения согласия на обязательность договора и подписание под условием последующей ратификации, принятия, утверждения или одобрения. В первом случае подписание договора его участниками влечет за собой его вступление в силу. Во втором случае вступления в силу не происходит; оно наступит только при выполнении условия ратификации, принятия, утверждения или одобрения. В случае, когда подписание влечет за собой вступление договора в силу, в его тексте, как правило, прямо указывается, что он вступает в силу со дня подписания.
Двусторонние договоры подписываются
обычно представителями обоих
Обмен документами также является
весьма широко используемым способом
выражения согласия на обязательность
договора. Его основные формы - обмен
нотами или письмами. Обмен нотами
осуществляется по линии Министерства
иностранных дел РФ. Другие ведомства
нотную переписку не ведут. Как правило,
используется форма вербальной ноты,
то есть нота составляется от третьего
лица. Вербальная нота не подписывается,
на ней ставятся печать Министерства
и дата отправления. Возможно и использование
личной ноты, составляемой от первого
лица. Однако такая нота адресуется
уже не министерству или посольству,
а конкретному должностному лицу.
Она подписывается лицом, от имени
которого направляется (обычно министром
иностранных дел или его
Обменное письмо по форме, по существу, совпадает с личной нотой. Разница лишь в том, что обмен письмами осуществляется не по линии Министерства иностранных дел, а другими ведомствами. Обычно обменное письмо составляется от имени руководителя ведомства или его заместителя.
Ратификация международного договора
- это окончательное его
Ратификация не является обязательной
стадией заключения договора. Критерии,
в соответствии с которыми определяется,
подлежит ли данный договор ратификации
Федеральным Собранием, изложены в
п. 1 ст. 15 Федерального закона «О международных
договорах РФ». Ратификации подлежат
международные договоры Российской
Федерации: а) исполнение которых требует
изменения действующих или
Порядок внесения международного договора в Государственную Думу на ратификацию предусматривает ст. 16 Федерального закона «О международных договорах РФ». Этот порядок зависит от того, кем было принято решение о подписании договора. Если решение о подписании договора было принято Президентом, то он вносится на ратификацию Президентом. Если решение о подписании договора было принято Правительством, то он вносится на ратификацию Правительством.
В п. 4 ст. 16 Федерального закона «О международных
договорах РФ» сформулированы требования,
предъявляемые к содержанию предложения
о ратификации международного договора.
Предложение должно содержать заверенную
копию официального текста международного
договора, обоснование целесообразности
его ратификации, определение соответствия
договора законодательству РФ, а также
оценку возможных финансово-
Рассмотрение Государственной
Думой предложений о
Информация о работе Международные договора и их классификация