Министерство экономического развития РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:33, доклад

Описание работы

Министерство экономического развития Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Файлы: 1 файл

управление денежными потоками.docx

— 93.09 Кб (Скачать файл)

Реализация инновационного сценария позволяет значительно  сократить разрыв с развитыми  странами по уровню благосостояния российских граждан и повысить статус России в мировой экономике. Россия укрепит  свои позиции как одного из лидеров  научно-технологического и образовательного развития в мире.

 Рост экономики будет  опираться на активные социальные  сдвиги. Доля среднего класса  повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 и 48% в 2030 году.1

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой частных накоплений и созданием мощного экспортного сектора продукции с высокой добавленной стоимостью.

Сценарий соответствует  ориентирам долгосрочной государственной  экономической политики и характеризуется  интенсификацией всех имеющихся  факторов экономического роста. Это  предполагает ускорение реформ для  улучшения бизнес-климата и интенсификацию притока иностранного капитала, а  также активизацию использования  национальных сбережений и рост государственных  расходов на развитие социальной и  транспортной инфраструктур.    

Сценарием предусматривается  реализация задач, поставленных в указах  Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606, по созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, увеличению объема инвестиций  не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% к 2018 году, увеличению относительно уровня 2011 года доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза, производительности труда в 2018 году в 1,5 раза, а также мероприятий в рамках реализации государственной социальной политики, включая увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,6-1,7 раза, в том числе увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 году до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Среднегодовые темпы роста  ВВП повышаются до 5,4%, что позволит увеличить долю России в мировой  экономике до 5,3% мирового ВВП к 2030 году.

Различие  сценариев вытекает из разной модели поведения бизнеса  и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.

Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее  время интересы в российской экономике  и характеризуется более высокой  вероятностью реализации, чем инновационный  и форсированный сценарии. Ресурсы  и уровень организации бизнеса  и занятых в инновационных  секторах экономики значительно  слабее, чем в энерго-сырьевых секторах (около трети занятых и 10% ВВП).

Инновационный и форсированный  сценарии предполагают значительно  более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Они связаны с инвестированием  в высокотехнологичные проекты  и развитие человека с параметрами, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы  окупаемости. Переход к инновационному социально-ориентированному развитию предполагает формирование новой элиты  в бизнесе, государственном аппарате и обществе, ориентированной на завоевание Россией лидирующих позиций в  мире.

Основные преимущества инновационного сценария в динамике экономического роста и доходов населения  по сравнению с консервативным сценарием  проявляются после 2015-2018 годов. В  то же время уже в среднесрочной  перспективе инновационный сценарий отличается от консервативного качественными параметрами экономического и социального развития, особенно в сфере развития человеческого потенциала.

Инновационный сценарий отличается повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на нефть  и сырьевые товары, а также к  общему ухудшению мировой динамики и усилению глобальных торговых и  финансовых дисбалансов. В то же время форсированный сценарий, который предполагает максимизацию использования всех факторов роста, характеризуется усилением макроэкономической несбалансированности. Вариант предполагает рост долгов корпоративного сектора до 119% ВВП в 2030 году против 78% ВВП по инновационному сценарию. Долги домашних хозяйств вырастут по форсированному сценарию до 65% ВВП, по инновационному сценарию – до 52% ВВП.  Сальдо счета текущих операций, начиная с 2015 года, будет устойчиво негативным, что приведет к повышению уязвимости национального хозяйства к внешним шокам.

2. Макроэкономические  параметры долгосрочного прогноза  

Факторы роста и этапы экономического развития

После кризиса 2008-2009 гг. и  завершения восстановительного периода  наступила новая фаза развития российской экономики, когда структура движущих сил роста кардинально меняется. Эффект внешнеэкономической конъюнктуры и развития нефтегазового комплекса значительно ослабевает и не может дать в долгосрочной перспективе более 1,5 п.п. роста ВВП. Демографические тренды определяют общий негативный эффект, связанный со снижением занятости. Вклад накопления капитала и занятости оценивается в 1,4-1,8 п. пункта. В то же время одним из главных факторов остается рост совокупной производительности, который по мере исчерпания эффекта догоняющего развития должен быть основан на кардинальном улучшении образования и разработки инноваций. Роль инновационного фактора значительно повышается и оценивается в инновационном сценарии как минимум в 1,5-1,8 п.п., или более трети прогнозируемого прироста экономики.

В  консервативном сценарии развития потенциальные темпы роста экономики России не превышают 3,2% в год. По мере исчерпания возможностей догоняющего роста вклад совокупной факторной производительности сокращается с 1,2 п.п. в 2015 году до 0,7 п.п. в 2030 году. На протяжении периода 2015-2030 гг. вклад капитала в рост ВВП будет составлять около 1,4 п.п. в год. Слабый вклад инновационного фактора не компенсирует снижение вклада совокупной эффективности факторов производства и негативного эффекта предложения труда.

Инновационный сценарий характеризуется ускорением экономического роста в среднем до 4,1% в год. По сравнению с консервативным сценарием существенно усиливается инновационная составляющая роста. В консервативном сценарии ее вес остается на уровне 2000-х годов (0,5-0,6 п.п.), тогда как в инновационном сценарии ее вклад повышается как минимум втрое. Увеличение инновационной компоненты развития обеспечивается за счет вклада науки и технологий (и частных, и государственных затрат), который дает около 0,3 п.п. роста ВВП, и повышения качества человеческого капитала (образования и здравоохранения) – 0,8 п.п. экономического роста.

В сценарии предполагается усиление действия фактора капитала, который в среднем будет обеспечивать 1,8 п.п. роста ВВП в год. Активизация  частных инвестиций будет основана также на быстром обновлении транспортной инфраструктуры. Так, на эффект от модернизации транспортной инфраструктуры (без трубопроводного  транспорта) приходится, по оценке, около 0,3-0,5 п.п. роста экономики.

Вклад фактора капитала в  экономический рост особенно высок  в форсированном сценарии и обеспечивает ускорение роста до 5,4%. Средние темпы роста инвестиций в 2015-2030 гг. предполагаются на 1 п.п. в год выше, чем в инновационном сценарии. При этом наиболее высокие темпы роста предполагаются в 2016-2020 гг., для модернизации производств и обновления технологий потребуется рост инвестиций в среднем на 11-12% в год, что не менее чем на 5 п.п. выше, чем в инновационном сценарии. За счет этого фактора обеспечивается дополнительный прирост ВВП на 1 п.п. в год. К 2026-2030 гг. темпы роста инвестиций в варианте 3 замедлятся до 3,7-4,2% в год, что уже не будет создавать дополнительных возможностей для повышения темпов экономического роста по отношению к инновационному варианту. В целом, форсированный рост инвестиций будет определять 2,6 п.п. роста ВВП в год. 

Кроме ускоренного роста  инвестиций в основной капитал дополнительный вклад в повышение темпов роста  ВВП в варианте форсированного развития создается также за счет более  высоких вложений в развитие науки  и технологий и в человеческий капитал. Дополнительный вклад за счет этого фактора оценивается в 0,2 п.п. темпа прироста ВВП. 

Факторы, обеспечивающие развитие по инновационному и форсированному сценариям, характеризуются различной  ролью и масштабами своего вклада в ускорение экономического роста  по этапам долгосрочной перспективы.

Первый период (2013-2020 годы) можно рассматривать как период внутренней перестройки, направленной на преодоление «узких мест» в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры и формирование очагов собственно инновационного развития и «новой экономики».  Ускорение темпов роста в этот период обеспечивается преимущественно за счет развития высоко- и среднетехнологичных отраслей (оборонных и гражданских), дающих быструю отдачу в росте ВВП, а также за счет повышения эффективности использования ресурсов и расшивки инфраструктурных ограничений, сдерживающих привлечение инвестиций и развитие отдельных регионов. Одновременно в этот период создаются условия для долгосрочного инновационного развития путем последовательного смещения структуры расходов бюджета в пользу финансирования инновационных секторов экономики.

Второй период (2021-2025 годы) характеризуется максимальным эффектом  от ускорения роста высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики. Завершается реализация масштабных инфраструктурных проектов, что создает качественно новый тип мобильности населения и транспортных потоков в экономике. Одновременно возрастает роль и вклад человеческого капитала в экономический рост.

Третий период (2026-2030 годы) можно рассматривать в полной мере как период развития на основе нового качества человеческого капитала и создания нового экспортного потенциала, опирающегося на товары и услуги с высокой долей добавленной стоимости. По мере роста нормы накопления и создания необходимой инфраструктурной базы замедляется вклад инвестиций в основной капитал и вложений в инфраструктурные сектора, относительно замедляются и общие темпы экономического роста, особенно в форсированном сценарии развития, но продолжает наращиваться отдача от осуществленного финансирования человеческого капитала и особенно научных разработок.

Наиболее сильно неравномерность  вклада факторов проявляется в форсированном  сценарии развития, поскольку по мере выхода на максимально допустимые уровни нормы накопления заметно замедляется  предельная отдача от дополнительных инвестиций и финансовых вложений.

Структурные особенности сценариев развития

В сценарии консервативного развития изменения структуры экономики в прогнозный период будут незначительными. Доля нефтегазового сектора снизится с 20% в 2012 году до 16% в 2030 году. Во многом за счет этого несколько увеличит свой вес в объеме экономики производство инновационного сектора – с 11% в 2012 году до 14% в 2030 году, прежде всего за счет увеличения доли машиностроения (с 2,6% в 2011 году до  3,6% в 2030 году) в результате среднегодового роста сектора в прогнозный период на 5,2 процента.

Сценарий инновационного развития предполагает существенные структурные сдвиги, поддерживаемые повышением эффективности использования ресурсов. Доля инновационного сектора в ВВП повысится до 17% в 2030 году при снижении доли нефтегазового сектора до 10% к 2030 году.

Такой структурный маневр будет обеспечиваться ростом инновационной  активности и поддерживаться повышением расходов на НИОКР и образование. При этих параметрах развития «экономики знаний» Россия становится достаточно конкурентоспособной по сравнению  с европейскими и азиатскими партнерами, обеспечивается комплексное развитие национальной инновационной системы. Существенный вклад в рост инновационного сектора будет вносить производство машиностроительной продукции, которое  будет увеличиваться в среднем  на 6,4% в год, в том числе за счет улучшения конкурентных позиций  на внешних рынках.

В сценарии форсированного развития структурная диверсификация экономики будет выражена в еще большей степени, чем в инновационном сценарии. Доля инновационного сектора в ВВП повысится до 20% в 2030 году. Это развитие предполагает более высокую долю расходов бюджетной системы, направленных на развитие науки, образования и здравоохранения и усиление экспортной направленности машиностроительного сектора. При этом доля нефтегазового сектора снижается быстрее, чем в инновационном сценарии – до 8% к 2030 году, несмотря на рост эффективности добычи и расширение экспорта.

Структура инвестиций в основной капитал

В инновационном сценарии развития инвестиции в основной капитал  в период 2013-2030 гг. будут расти  со среднегодовым темпом 5,9%. При  этом к концу периода темпы  роста замедлятся до 4-4,5% в год. Опережающими темпами будут расти инвестиции в высокотехнологичные отрасли  обрабатывающей промышленности (машиностроение – в среднем 10-11% в год), сферу  услуг (недвижимость – 8-9% в год), в  развитие человеческого капитала (6-7% в год). Инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры будут расти темпами, обеспечивающими расшивку «узких мест»  и снятие инфраструктурных ограничений.

В консервативном сценарии ограниченность финансовых средств, в  том числе долгосрочных кредитных  ресурсов, приведет к замедлению роста  инвестиций в экономике до 4,7% в  год в среднем за 2013-2030 годы. При  этом доля инвестиций в топливно-энергетический и сырьевой комплексы, а также  инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры и АПК, поддерживаемых расходами бюджета, будет выше, чем  в инновационном сценарии.

Форсированный сценарий отличается от инновационного более высокими темпами  роста инвестиций в основной капитал  до 2025 года (за 2013-2025 гг. среднегодовой  прирост инвестиций составит 9,7%, по варианту 2 – 6,3%) и замедлением ежегодного роста до 4% к 2030 году (по варианту 2 – 4,8%). Высокие темпы роста на первом этапе будут достигнуты за счет интенсивного обновления производственной базы высокотехнологичных  отраслей, отраслей, направленных на развитие человеческого капитала, и ускоренной и масштабной реализации проектов развития транспортной инфраструктуры.

Информация о работе Министерство экономического развития РФ