Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:33, доклад
Министерство экономического развития Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния российских граждан и повысить статус России в мировой экономике. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире.
Рост экономики будет
опираться на активные
Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой частных накоплений и созданием мощного экспортного сектора продукции с высокой добавленной стоимостью.
Сценарий соответствует
ориентирам долгосрочной государственной
экономической политики и характеризуется
интенсификацией всех имеющихся
факторов экономического роста. Это
предполагает ускорение реформ для
улучшения бизнес-климата и
Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606, по созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, увеличению объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% к 2018 году, увеличению относительно уровня 2011 года доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза, производительности труда в 2018 году в 1,5 раза, а также мероприятий в рамках реализации государственной социальной политики, включая увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,6-1,7 раза, в том числе увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 году до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,4%, что позволит увеличить долю России в мировой экономике до 5,3% мирового ВВП к 2030 году.
Различие сценариев вытекает из разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.
Консервативный сценарий
отражает доминирующие в настоящее
время интересы в российской экономике
и характеризуется более
Инновационный и форсированный сценарии предполагают значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Они связаны с инвестированием в высокотехнологичные проекты и развитие человека с параметрами, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы окупаемости. Переход к инновационному социально-ориентированному развитию предполагает формирование новой элиты в бизнесе, государственном аппарате и обществе, ориентированной на завоевание Россией лидирующих позиций в мире.
Основные преимущества инновационного
сценария в динамике экономического
роста и доходов населения
по сравнению с консервативным сценарием
проявляются после 2015-2018 годов. В
то же время уже в среднесрочной
перспективе инновационный
Инновационный сценарий отличается повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на нефть и сырьевые товары, а также к общему ухудшению мировой динамики и усилению глобальных торговых и финансовых дисбалансов. В то же время форсированный сценарий, который предполагает максимизацию использования всех факторов роста, характеризуется усилением макроэкономической несбалансированности. Вариант предполагает рост долгов корпоративного сектора до 119% ВВП в 2030 году против 78% ВВП по инновационному сценарию. Долги домашних хозяйств вырастут по форсированному сценарию до 65% ВВП, по инновационному сценарию – до 52% ВВП. Сальдо счета текущих операций, начиная с 2015 года, будет устойчиво негативным, что приведет к повышению уязвимости национального хозяйства к внешним шокам.
2. Макроэкономические
параметры долгосрочного
Факторы роста и этапы экономического развития
После кризиса 2008-2009 гг. и завершения восстановительного периода наступила новая фаза развития российской экономики, когда структура движущих сил роста кардинально меняется. Эффект внешнеэкономической конъюнктуры и развития нефтегазового комплекса значительно ослабевает и не может дать в долгосрочной перспективе более 1,5 п.п. роста ВВП. Демографические тренды определяют общий негативный эффект, связанный со снижением занятости. Вклад накопления капитала и занятости оценивается в 1,4-1,8 п. пункта. В то же время одним из главных факторов остается рост совокупной производительности, который по мере исчерпания эффекта догоняющего развития должен быть основан на кардинальном улучшении образования и разработки инноваций. Роль инновационного фактора значительно повышается и оценивается в инновационном сценарии как минимум в 1,5-1,8 п.п., или более трети прогнозируемого прироста экономики.
В консервативном сценарии развития потенциальные темпы роста экономики России не превышают 3,2% в год. По мере исчерпания возможностей догоняющего роста вклад совокупной факторной производительности сокращается с 1,2 п.п. в 2015 году до 0,7 п.п. в 2030 году. На протяжении периода 2015-2030 гг. вклад капитала в рост ВВП будет составлять около 1,4 п.п. в год. Слабый вклад инновационного фактора не компенсирует снижение вклада совокупной эффективности факторов производства и негативного эффекта предложения труда.
Инновационный сценарий характеризуется ускорением экономического роста в среднем до 4,1% в год. По сравнению с консервативным сценарием существенно усиливается инновационная составляющая роста. В консервативном сценарии ее вес остается на уровне 2000-х годов (0,5-0,6 п.п.), тогда как в инновационном сценарии ее вклад повышается как минимум втрое. Увеличение инновационной компоненты развития обеспечивается за счет вклада науки и технологий (и частных, и государственных затрат), который дает около 0,3 п.п. роста ВВП, и повышения качества человеческого капитала (образования и здравоохранения) – 0,8 п.п. экономического роста.
В сценарии предполагается
усиление действия фактора капитала,
который в среднем будет
Вклад фактора капитала в экономический рост особенно высок в форсированном сценарии и обеспечивает ускорение роста до 5,4%. Средние темпы роста инвестиций в 2015-2030 гг. предполагаются на 1 п.п. в год выше, чем в инновационном сценарии. При этом наиболее высокие темпы роста предполагаются в 2016-2020 гг., для модернизации производств и обновления технологий потребуется рост инвестиций в среднем на 11-12% в год, что не менее чем на 5 п.п. выше, чем в инновационном сценарии. За счет этого фактора обеспечивается дополнительный прирост ВВП на 1 п.п. в год. К 2026-2030 гг. темпы роста инвестиций в варианте 3 замедлятся до 3,7-4,2% в год, что уже не будет создавать дополнительных возможностей для повышения темпов экономического роста по отношению к инновационному варианту. В целом, форсированный рост инвестиций будет определять 2,6 п.п. роста ВВП в год.
Кроме ускоренного роста инвестиций в основной капитал дополнительный вклад в повышение темпов роста ВВП в варианте форсированного развития создается также за счет более высоких вложений в развитие науки и технологий и в человеческий капитал. Дополнительный вклад за счет этого фактора оценивается в 0,2 п.п. темпа прироста ВВП.
Факторы, обеспечивающие развитие по инновационному и форсированному сценариям, характеризуются различной ролью и масштабами своего вклада в ускорение экономического роста по этапам долгосрочной перспективы.
Первый период (2013-2020 годы) можно рассматривать как период внутренней перестройки, направленной на преодоление «узких мест» в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры и формирование очагов собственно инновационного развития и «новой экономики». Ускорение темпов роста в этот период обеспечивается преимущественно за счет развития высоко- и среднетехнологичных отраслей (оборонных и гражданских), дающих быструю отдачу в росте ВВП, а также за счет повышения эффективности использования ресурсов и расшивки инфраструктурных ограничений, сдерживающих привлечение инвестиций и развитие отдельных регионов. Одновременно в этот период создаются условия для долгосрочного инновационного развития путем последовательного смещения структуры расходов бюджета в пользу финансирования инновационных секторов экономики.
Второй период (2021-2025 годы) характеризуется максимальным эффектом от ускорения роста высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики. Завершается реализация масштабных инфраструктурных проектов, что создает качественно новый тип мобильности населения и транспортных потоков в экономике. Одновременно возрастает роль и вклад человеческого капитала в экономический рост.
Третий период (2026-2030 годы) можно рассматривать в полной мере как период развития на основе нового качества человеческого капитала и создания нового экспортного потенциала, опирающегося на товары и услуги с высокой долей добавленной стоимости. По мере роста нормы накопления и создания необходимой инфраструктурной базы замедляется вклад инвестиций в основной капитал и вложений в инфраструктурные сектора, относительно замедляются и общие темпы экономического роста, особенно в форсированном сценарии развития, но продолжает наращиваться отдача от осуществленного финансирования человеческого капитала и особенно научных разработок.
Наиболее сильно неравномерность вклада факторов проявляется в форсированном сценарии развития, поскольку по мере выхода на максимально допустимые уровни нормы накопления заметно замедляется предельная отдача от дополнительных инвестиций и финансовых вложений.
Структурные особенности сценариев развития
В сценарии консервативного развития изменения структуры экономики в прогнозный период будут незначительными. Доля нефтегазового сектора снизится с 20% в 2012 году до 16% в 2030 году. Во многом за счет этого несколько увеличит свой вес в объеме экономики производство инновационного сектора – с 11% в 2012 году до 14% в 2030 году, прежде всего за счет увеличения доли машиностроения (с 2,6% в 2011 году до 3,6% в 2030 году) в результате среднегодового роста сектора в прогнозный период на 5,2 процента.
Сценарий инновационного развития предполагает существенные структурные сдвиги, поддерживаемые повышением эффективности использования ресурсов. Доля инновационного сектора в ВВП повысится до 17% в 2030 году при снижении доли нефтегазового сектора до 10% к 2030 году.
Такой структурный маневр
будет обеспечиваться ростом инновационной
активности и поддерживаться повышением
расходов на НИОКР и образование.
При этих параметрах развития «экономики
знаний» Россия становится достаточно
конкурентоспособной по сравнению
с европейскими и азиатскими партнерами,
обеспечивается комплексное развитие
национальной инновационной системы.
Существенный вклад в рост инновационного
сектора будет вносить
В сценарии форсированного развития структурная диверсификация экономики будет выражена в еще большей степени, чем в инновационном сценарии. Доля инновационного сектора в ВВП повысится до 20% в 2030 году. Это развитие предполагает более высокую долю расходов бюджетной системы, направленных на развитие науки, образования и здравоохранения и усиление экспортной направленности машиностроительного сектора. При этом доля нефтегазового сектора снижается быстрее, чем в инновационном сценарии – до 8% к 2030 году, несмотря на рост эффективности добычи и расширение экспорта.
Структура инвестиций в основной капитал
В инновационном сценарии развития инвестиции в основной капитал в период 2013-2030 гг. будут расти со среднегодовым темпом 5,9%. При этом к концу периода темпы роста замедлятся до 4-4,5% в год. Опережающими темпами будут расти инвестиции в высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности (машиностроение – в среднем 10-11% в год), сферу услуг (недвижимость – 8-9% в год), в развитие человеческого капитала (6-7% в год). Инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры будут расти темпами, обеспечивающими расшивку «узких мест» и снятие инфраструктурных ограничений.
В консервативном сценарии ограниченность финансовых средств, в том числе долгосрочных кредитных ресурсов, приведет к замедлению роста инвестиций в экономике до 4,7% в год в среднем за 2013-2030 годы. При этом доля инвестиций в топливно-энергетический и сырьевой комплексы, а также инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры и АПК, поддерживаемых расходами бюджета, будет выше, чем в инновационном сценарии.
Форсированный сценарий отличается от инновационного более высокими темпами роста инвестиций в основной капитал до 2025 года (за 2013-2025 гг. среднегодовой прирост инвестиций составит 9,7%, по варианту 2 – 6,3%) и замедлением ежегодного роста до 4% к 2030 году (по варианту 2 – 4,8%). Высокие темпы роста на первом этапе будут достигнуты за счет интенсивного обновления производственной базы высокотехнологичных отраслей, отраслей, направленных на развитие человеческого капитала, и ускоренной и масштабной реализации проектов развития транспортной инфраструктуры.