Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:33, доклад
Министерство экономического развития Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Рынок
труда и уровень жизни
Сокращение численности
населения в трудоспособном возрасте
и, как следствие, снижение численности
экономически активного населения
приведет к сокращению предложения
трудовых ресурсов и обострит ситуацию
на рынке труда. Смягчить негативные
эффекты могут меры по увеличению
продолжительности активного
Таким образом, численность
экономически активного населения
сократится несколько меньше, чем
численность населения
В долгосрочном периоде ожидается
снижение уровня безработицы с 5,9% в
2012 году до 4,4-4,7% экономически активного
населения к 2030 году (по инновационному
и консервативному сценарию соответственно).
По форсированному сценарию уровень
безработицы может сократиться
до 4,1%. Это снижение будет достигаться
за счет повышения мобильности трудовых
ресурсов, внедрения новых форм занятости
и ослабления дисбаланса профессионально-
Во всех вариантах прогноза
в части оплаты труда работников
бюджетного сектора к 2018 году предполагается
доведение до эффективного уровня заработной
платы медицинских и
В отношении динамики заработной
платы в частном секторе
Платежный баланс
В прогнозный период существенно изменится структура платежного баланса.
Консервативный сценарий предполагает нейтральную политику Банка России на валютном рынке. Чистый приток капитала в сценарии невысокий – 0-0,5% ВВП. Прирост прямых иностранных инвестиций не будет превышать 3% ВВП, при этом их чистый приток будет сбалансированным. Низкий уровень притока капитала приведет к ослаблению обменного курса, который в реальном выражении к 2030 году будет на 4% ниже уровня 2010 года. На протяжении всего прогнозного периода дефицит текущего счета будет сохраняться на уровне 0,1-0,5% ВВП.
Инновационный сценарий предполагает, что в случае устойчивого притока капитала на российский рынок Центральный Банк предотвращает образование негативных значений текущего счета. В этом варианте прогноза предполагается сохранение бездефицитного сальдо счета текущих операций при значительном профиците торгового баланса (около 4,5% ВВП).
Сбалансированность текущего
счета достигается в том числе
и за счет более слабого, чем в
консервативном сценарии, курса рубля.
К 2024 году реальный эффективный курс
рубля будет на 8% ниже уровня 2010 года,
в последующие годы его динамика
стабилизируется и может
Форсированный сценарий предполагает финансирование инвестиционного спроса, в том числе за счет существенного притока иностранного капитала. Чистый приток капитала увеличивается в прогнозный период до 3,5-7,5% ВВП. Приток прямых иностранных инвестиций на протяжении большей части прогнозного периода превышает 4% ВВП. В данном сценарии возможно укрепление реального курса рубля. Курс рубля в реальном эффективном выражении к 2030 году укрепится на 14% по отношению к 2010 году при условии, что Центральный Банк будет проводить интервенции для сдерживания этого укрепления. Ускорение роста внутреннего спроса, несмотря на его большую ориентацию, чем в других сценариях, на отечественную продукцию, приводит к дефициту счета текущих операций. Дефицит сохраняется на протяжении всего прогнозного периода, достигая в определенные периоды 5% ВВП и постепенно снижаясь к 2030 году.
Развитие денежно-кредитной сферы
Поступательное развитие
экономики будет обеспечивать опережающий
рост спроса на российский рубль. В
рассмотренных сценариях
Среди источников пассивов
банковской системы возрастает роль
депозитов населения. В консервативном
сценарии другим существенным источником
пассивов являются операции по рефинансированию
банков, а в инновационном сценарии
– возможность осуществления
займов за рубежом. В форсированном
сценарии необходимость наращивания
кредитов для обеспечения
Во всех сценариях прогнозируется
опережающий рост кредитования населения,
имеющего в настоящее время очень
низкий относительный уровень долговой
нагрузки. Среднегодовой рост кредитов
населению в 2013-2030 гг. составит 16%, 18%
и 20% по консервативному, инновационному
и форсированному сценариям соответственно.
В зависимости от сценария уровень
задолженности населения
Прирост российских банковских
кредитов нефинансовым организациям составит
в 2013-2030 гг. в среднем 10-14% в год
в зависимости от сценария. При
этом в форсированном и
3. Достижение целевых параметров долгосрочной экономической политики
Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на период до 2020 года будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». В ближайшие годы будет реализован задел для достижения долгосрочных интересов России, которые состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство.
Сценарии консервативного и инновационного развития экономики не позволят достичь параметров, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации. Так, слабая инвестиционная активность определит повышение доли валового накопления основного капитала в ВВП с 21% в 2011 году максимально до 25% в 2018-2020 годах. Рост производительности труда к 2018 году составит чуть более 30% относительно уровня 2011 года.
Сценарий инновационного развития способствует более выраженному улучшению качественных характеристик. В 2018-2020 гг. доля инвестиций в основной капитал в ВВП будет находиться в пределах 26-27%, рост производительности труда к 2018 году относительно 2011 года увеличится в 1,4 раза.
В форсированном сценарии инновационный импульс, реализуемый стратегиями развития высокотехнологичных отраслей, позволит увеличить долю высокотехнологичного наукоемкого сектора в ВВП с 0,9% в 2011 году до 1,7% ВВП в 2015 году и до 2% к 2020 году. Это позволит достичь параметра Указа Президента Российской Федерации о повышении доли этого сектора в ВВП в 1,3 раза к 2018 году. Экономическая политика, направленная на улучшение бизнес-климата и увеличение притока иностранного капитала, предполагает существенный рост доли валового накопления основного капитала в ВВП – до 25% к 2015 году, до 28% к 2018 году и до 30% к 2020 году. Форсированный сценарий развития характеризуется интенсификацией всех факторов экономического роста для достижения целевого параметра роста производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года в условиях относительно стабильных мировых цен.
Повышение стоимости труда
будет стимулировать
Достижение целевых параметров развития
|
вариант |
2011 |
2015 |
2018 |
2020 |
Высокопроизводительные рабочие места*, млн. рабочих мест
|
1 |
17,9 |
19,2 |
20,5 |
21,3 |
2 |
17,9 |
19,6 |
20,8 |
22,3 | |
3 |
17,9 |
20,8 |
23,8 |
26,3 | |
Валовое накопление основного капитала, % ВВП
|
1 |
21,4 |
24 |
25 |
25 |
2 |
21,4 |
24 |
26 |
27 | |
3 |
21,4 |
25 |
28 |
31 | |
Высокотехнологичный наукоемкий сектор, % ВВП |
3 |
1,2-1,3 |
1,7-1,8 |
2,0-2,3 |
1,2-1,3 |
по отношению к уровню 2011 года |
3 |
1,4 |
1,9-2,0 |
2,3-2,6 | |
Производительность труда, (2011 г. = 100)
|
1 |
100 |
116 |
132 |
142 |
2 |
100 |
117 |
136 |
149 | |
3 |
100 |
121 |
150 |
169 |
4. Цены и тарифы на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора
Модели цено- и тарифообразования
в сфере инфраструктурных компаний
на долгосрочную перспективу должны
обеспечивать условия для воспроизводства
в данной сфере с учетом потребностей
экономики, а также стимулировать
ресурсосбережение у
Для ограничения роста цен и тарифов на услуги инфраструктурных компаний для потребителей, кроме населения, в прогнозный период следует прежде всего ликвидировать перекрестное субсидирование отдельных категорий потребителей, создать стимулы для оптимизации издержек компаний и обеспечить привлечение заемных средств инвесторов.
Ключевым параметром ценовой (тарифной) политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу является динамика внутренних цен на газ, учитывая ее существенное влияние на цены на электроэнергию, инфляцию и перераспределение доходности в реальном секторе.
Правительством Российской
Федерации одобрены подходы к
установлению оптовых цен на газ,
направленные на постепенное приближение
внутренних цен к равнодоходным
ценам поставок газа на экспорт. Вместе
с тем это правило может
значительно подорвать
В инновационном и форсированном сценариях внутренняя оптовая цена на газ составляет 70% от «цены равнодоходности», что обеспечивает не ухудшение конкурентных преимуществ отечественных потребителей газа с 2016 года. При этих условиях внутренняя оптовая цена на газ в 2020 году будет соответствовать 119 долларам США, в 2030 году – 142 долларам США (в постоянных долларах 2010 года). Эти условия обеспечат среднегодовой рост цен на газ для потребителей (кроме населения) за период 2016-2030 гг. в инновационном сценарии на 4,2% в год, что будет превышать среднегодовую инфляцию в среднем на 0,4 п.п., в форсированном сценарии – на 3,3% в год (ниже за счет динамики курса), что на 0,3 п.п. ниже среднего уровня инфляции. По консервативному сценарию внутренняя оптовая цена на газ определена с меньшим дисконтом – 80% от «цены равнодоходности», который будет достигнут примерно к 2019 году. В 2020 году цены на газ выйдут на уровень 136 долларов США, в 2030 году – 162 долларов США (в постоянных долларах 2010 года). За период 2016-2030 гг. среднегодовой рост цен на газ составит 5,8%, что будет выше инфляции на 1,9 п.п. в год.