Министерство экономического развития РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:33, доклад

Описание работы

Министерство экономического развития Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Файлы: 1 файл

управление денежными потоками.docx

— 93.09 Кб (Скачать файл)

Рынок труда и уровень жизни населения

Сокращение численности  населения в трудоспособном возрасте и, как следствие, снижение численности  экономически активного населения  приведет к сокращению предложения  трудовых ресурсов и обострит ситуацию на рынке труда. Смягчить негативные эффекты могут меры по увеличению продолжительности активного возраста, вовлечению в трудовую деятельность лиц старшего возраста, многодетных  родителей, родителей детей-инвалидов  и по созданию условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с  ограниченными физическими возможностями.

Таким образом, численность  экономически активного населения  сократится несколько меньше, чем  численность населения трудоспособного  возраста – менее чем на 7 млн. человек к 2030 году. По форсированному сценарию в условиях более благоприятной демографической ситуации численность экономически активного населения снизится на 4,4 млн. человек.

В долгосрочном периоде ожидается  снижение уровня безработицы с 5,9% в 2012 году до 4,4-4,7% экономически активного  населения к 2030 году (по инновационному и консервативному сценарию соответственно). По форсированному сценарию уровень  безработицы может сократиться  до 4,1%. Это снижение будет достигаться  за счет повышения мобильности трудовых ресурсов, внедрения новых форм занятости  и ослабления дисбаланса профессионально-квалификационной структуры занятости, а также  в результате опережающего роста  регионов с высокой безработицей.

Во всех вариантах прогноза в части оплаты труда работников бюджетного сектора к 2018 году предполагается доведение до эффективного уровня заработной платы медицинских и педагогических работников, работников культуры и  научно-исследовательского персонала (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597). На период до 2030 года в консервативном и инновационном сценариях сохраняется достигнутый паритет по заработной плате. В форсированном сценарии предполагается доведение заработной платы указанных категорий работников до уровня, соотносимого с уровнем в высокоразвитых странах.

В отношении динамики заработной платы в частном секторе экономики  предполагается, что в целом она  будет соответствовать темпам роста  производительности труда.

Платежный баланс

В прогнозный период существенно  изменится структура платежного баланса.

Консервативный  сценарий предполагает нейтральную политику Банка России на валютном рынке. Чистый приток капитала в сценарии невысокий – 0-0,5% ВВП. Прирост прямых иностранных инвестиций не будет превышать 3% ВВП, при этом их чистый приток будет сбалансированным. Низкий уровень притока капитала приведет к ослаблению обменного курса, который в реальном выражении к 2030 году будет на 4% ниже уровня 2010 года. На протяжении всего прогнозного периода дефицит текущего счета будет сохраняться на уровне 0,1-0,5% ВВП.

Инновационный сценарий предполагает, что в случае устойчивого притока капитала на российский рынок Центральный Банк предотвращает образование негативных значений текущего счета. В этом варианте прогноза предполагается сохранение бездефицитного сальдо счета текущих операций при значительном профиците торгового баланса (около 4,5% ВВП).

Сбалансированность текущего счета достигается в том числе  и за счет более слабого, чем в  консервативном сценарии, курса рубля. К 2024 году реальный эффективный курс рубля будет на 8% ниже уровня 2010 года, в последующие годы его динамика стабилизируется и может повышаться. Сценарий предусматривает устойчивый спрос на иностранный капитал  для осуществления инвестиционных проектов. Приток прямых иностранных  инвестиций стабильно составляет 3-3,5% ВВП. Чистый приток капитала на протяжении всего прогнозного периода  составляет 1,5-2,5% ВВП. Это требует от Центрального Банка соответствующего уровня накопления валютных резервов.

Форсированный сценарий предполагает финансирование инвестиционного спроса, в том числе за счет существенного притока иностранного капитала. Чистый приток капитала увеличивается в прогнозный период до 3,5-7,5% ВВП. Приток прямых иностранных инвестиций на протяжении большей части прогнозного периода превышает 4% ВВП. В данном сценарии возможно укрепление реального курса рубля. Курс рубля в реальном эффективном выражении к 2030 году укрепится на 14% по отношению к 2010 году при условии, что Центральный Банк будет проводить интервенции для сдерживания этого укрепления. Ускорение роста внутреннего спроса, несмотря на его большую ориентацию, чем в других сценариях, на отечественную продукцию, приводит к дефициту счета текущих операций. Дефицит сохраняется на протяжении всего прогнозного периода, достигая в определенные периоды 5% ВВП и постепенно снижаясь к 2030 году.

Развитие  денежно-кредитной сферы

Поступательное развитие экономики будет обеспечивать опережающий  рост спроса на российский рубль. В  рассмотренных сценариях монетизация  экономики по денежному агрегату М2 повысится до 77-93%, что соответствует  уровню монетизации развитых стран. Основным источником роста денежной массы будет рост депозитов населения, который будет обеспечиваться ростом денежных доходов населения. Доля депозитов  населения в денежном агрегате М2 вырастает с 43% в 2012 году до 62-66% в 2030 году. Другим важным источником денежного  предложения в консервативном и  форсированном сценариях является рефинансирование банковской системы  со стороны денежных властей, а в  инновационном сценарии – покупка  иностранной валюты со стороны Банка  России.

Среди источников пассивов банковской системы возрастает роль депозитов  населения. В консервативном сценарии другим существенным источником пассивов являются операции по рефинансированию банков, а в инновационном сценарии – возможность осуществления  займов за рубежом. В форсированном  сценарии необходимость наращивания  кредитов для обеспечения инвестиционного  роста требует использования  как фондирования со стороны Центрального Банка, так и притока иностранного капитала в банковский сектор. Предполагается, что сроки фондирования банков будут  постепенно удлиняться. Это позволяет  поступательно наращивать кредиты  экономики при удлинении сроков кредитования. 

Во всех сценариях прогнозируется опережающий рост кредитования населения, имеющего в настоящее время очень  низкий относительный уровень долговой нагрузки. Среднегодовой рост кредитов населению в 2013-2030 гг. составит 16%, 18% и 20% по консервативному, инновационному и форсированному сценариям соответственно. В зависимости от сценария уровень  задолженности населения возрастет  с конца 2011 г. по конец 2030 г. с 11% ВВП до 48-63% ВВП, что несколько приблизит относительные значения к наименьшим уровням развитых стран. При этом рост задолженности населения в основном будет связан с ростом ипотечного кредитования, которое увеличит свой вес в кредитах населения с 27% в 2012 году до 74% в 2030 году.

Прирост российских банковских кредитов нефинансовым организациям составит в 2013-2030 гг. в среднем 10-14% в год  в зависимости от сценария. При  этом в форсированном и инновационном  сценариях сектор нефинансовых организаций  в значительной степени будет  финансировать свои потребности  из внешних источников. По форсированному сценарию внешний долг нефинансовых организаций возрастает с 18% ВВП  до 52% ВВП, а в целом совокупный корпоративный долг вырастет до 119% ВВП. Это гораздо выше текущего уровня Бразилии, Германии, США, но ниже уровня Японии, Франции, Испании.

 

3. Достижение целевых параметров долгосрочной экономической политики

Социально-экономическая  политика Правительства Российской Федерации на период до 2020 года будет  определяться на основе приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации  от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». В ближайшие годы будет реализован задел для достижения долгосрочных интересов России, которые состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство.

Сценарии консервативного  и инновационного развития экономики  не позволят достичь параметров, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации. Так, слабая инвестиционная активность определит повышение доли валового накопления основного капитала в  ВВП с 21% в 2011 году максимально до 25% в 2018-2020 годах. Рост производительности труда к 2018 году составит чуть более 30% относительно уровня 2011 года.

Сценарий инновационного развития способствует более выраженному  улучшению качественных характеристик. В 2018-2020 гг. доля инвестиций в основной капитал в ВВП будет находиться в пределах 26-27%, рост производительности труда к 2018 году относительно 2011 года увеличится в 1,4 раза.

В форсированном сценарии инновационный  импульс, реализуемый стратегиями  развития высокотехнологичных отраслей, позволит увеличить долю высокотехнологичного наукоемкого сектора в ВВП  с 0,9% в 2011 году до 1,7% ВВП в 2015 году и  до 2% к 2020 году. Это позволит достичь  параметра Указа Президента Российской Федерации о повышении доли этого  сектора в ВВП в 1,3 раза к 2018 году. Экономическая политика, направленная на улучшение бизнес-климата и  увеличение притока иностранного капитала, предполагает существенный рост доли валового накопления основного капитала в ВВП – до 25% к 2015 году, до 28% к 2018 году и до 30% к 2020 году. Форсированный  сценарий развития характеризуется  интенсификацией всех факторов экономического роста для достижения целевого параметра  роста производительности труда  к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года в условиях относительно стабильных мировых цен.

 Повышение стоимости труда  будет стимулировать модернизацию  рабочих мест с целью увеличения  производительности труда, а принимаемые  меры по повышению профессиональной  подготовки и переподготовке  кадров, стимулированию трудовой  мобильности населения приведут  к качественному улучшению рабочей  силы. Эти тенденции позволят  создать в форсированном сценарии  почти 24 млн. высокопроизводительных  рабочих мест к 2018 году и  более 26 млн. мест к 2020 году.

 

Достижение целевых параметров развития

    

 

вариант

2011

2015

2018

2020

Высокопроизводительные  рабочие  места*,        млн. рабочих мест

 

1

17,9

19,2

20,5

21,3

2

17,9

19,6

20,8

22,3

3

17,9

20,8

23,8

26,3

Валовое накопление основного  капитала,       % ВВП

 

1

21,4

24

25

25

2

21,4

24

26

27

3

21,4

25

28

31

Высокотехнологичный наукоемкий сектор,

% ВВП

3

1,2-1,3

1,7-1,8

2,0-2,3

1,2-1,3

по отношению к уровню 2011 года

3

 

1,4

1,9-2,0

2,3-2,6

Производительность труда, (2011 г. = 100)

 

1

100

116

132

142

2

100

117

136

149

3

100

121

150

169


 

4. Цены и тарифы  на продукцию (услуги) компаний  инфраструктурного сектора

Модели цено- и тарифообразования  в сфере инфраструктурных компаний на долгосрочную перспективу должны обеспечивать условия для  воспроизводства  в данной сфере с учетом потребностей экономики, а также стимулировать  ресурсосбережение у потребителей. При этом одним из основных ограничений  на рост цен и тарифов на газ  и электроэнергию является обеспечение  конкурентоспособности отечественной  продукции и недопущение значительного  усиления инфляционного давления.

Для ограничения роста  цен и тарифов на услуги инфраструктурных компаний для потребителей, кроме населения, в прогнозный период следует прежде всего ликвидировать перекрестное субсидирование отдельных категорий потребителей, создать стимулы для оптимизации издержек компаний и обеспечить привлечение заемных средств инвесторов.

Ключевым параметром ценовой (тарифной) политики на среднесрочную  и долгосрочную перспективу является динамика внутренних цен на газ, учитывая ее существенное влияние на цены на электроэнергию, инфляцию и перераспределение доходности в реальном секторе.

Правительством Российской Федерации одобрены подходы к  установлению оптовых цен на газ, направленные на постепенное приближение  внутренних цен к равнодоходным  ценам поставок газа на экспорт. Вместе с тем это правило может  значительно подорвать конкурентоспособность  российской экономики, так как на части мировых рынков цены на газ  в 1,3-2 раза ниже экспортных цен ОAО  Газпром, а также принимая во внимание то, что цены на электроэнергию могут превысить уровень европейских. К 2016 году газовая составляющая в конечной цене на электроэнергию будет составлять не менее трети и будет расти, учитывая увеличение объемов  мощностей  газовых ТЭС в прогнозный период. Исходя из этого в прогнозный период целесообразно перейти к модифицированному «правилу равнодоходности», которое обеспечивает сохранение конкурентных преимуществ на энергоносители для отечественных потребителей в прогнозный период. 

В инновационном и форсированном сценариях внутренняя оптовая цена на газ составляет 70% от «цены равнодоходности», что обеспечивает не ухудшение конкурентных преимуществ отечественных потребителей газа с 2016 года.  При этих условиях внутренняя оптовая цена на газ в 2020 году будет соответствовать 119 долларам США, в 2030 году – 142 долларам США (в постоянных долларах 2010 года). Эти условия обеспечат среднегодовой рост цен на газ для потребителей (кроме населения) за период 2016-2030 гг. в инновационном сценарии на 4,2% в год, что будет превышать среднегодовую инфляцию в среднем на 0,4 п.п., в форсированном сценарии – на 3,3% в год (ниже за счет динамики курса), что на 0,3 п.п. ниже среднего уровня инфляции. По консервативному сценарию внутренняя оптовая цена на газ определена с меньшим дисконтом – 80% от «цены равнодоходности», который будет достигнут примерно к 2019 году. В 2020 году цены на газ выйдут на уровень 136 долларов США, в 2030 году –  162 долларов США (в постоянных долларах 2010 года). За период 2016-2030 гг. среднегодовой рост цен на газ составит 5,8%, что будет выше инфляции на 1,9 п.п. в год.

Информация о работе Министерство экономического развития РФ