Министерство экономического развития РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:33, доклад

Описание работы

Министерство экономического развития Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Файлы: 1 файл

управление денежными потоками.docx

— 93.09 Кб (Скачать файл)

Цены на электроэнергию в консервативном сценарии будут ограничиваться европейским уровнем с небольшим отставанием (примерно 13-16%). При таких параметрах динамика будет ориентирована на европейскую с 2016-2017 года и будет существенно ниже, чем в предшествующие годы, что потребует от энергетиков жесткой экономии топлива и повышения эффективности отрасли. За период 2016-2030 гг. для потребителей (кроме населения) среднегодовой рост цен составит 4%, что будет  превышать инфляцию на 0,2 п.п. в год. В том числе в период 2016-2020 гг. прирост цен  будет оставаться высоким – 6,8% с заметным превышением инфляции на 1,8 п.п., что является серьезным вызовом для энергоемких потребителей, прежде всего ориентированных на  экспорт. В 2021-2030 гг. рост цен замедлится до 2,6% и будет ниже инфляции на 0,6-0,7 п.пункта.

 В инновационном и форсированном сценариях более низкие цены на газ обеспечивают возможность более низкого уровня цен в электроэнергетике для потребителей, кроме населения, (примерно на 16-19% ниже европейских), что обеспечит стране лучшие конкурентные ценовые преимущества по сравнению с консервативным сценарием. При этом среднегодовой рост цен в 2016-2030 гг. в инновационном сценарии составит 3,1%, что будет ниже среднегодовой инфляции на 0,6 п.п., в том числе в 2016-2020 гг. на 1 п.п. ниже, чем в консервативном сценарии. В форсированном сценарии цены будут расти на 2,3% в год, ниже инфляции на 1,3 п.п., примерно равными темпами за весь период.

В  долгосрочной перспективе  тарифы на электроэнергию для населения  будут расти с опережением  относительно других категорий потребителей с целью ликвидации перекрестного  субсидирования и выйдут на соотношения  между ценами для населения и  для промышленных потребителей в  европейских странах в инновационном  и  форсированного сценариях к 2021 году, в  консервативном сценарии – к 2023 году. Во всех вариантах тарифы для населения будут дифференцированы в рамках социальной нормы потребления и сверх такой нормы.

Рост регулируемых тарифов  на тепловую энергию на долгосрочный период определяется с учетом роста производства тепловой энергии мощностями, работающими в режиме комбинированной выработки, и сокращения производства самостоятельными котельными, повышения эффективности и оптимизации издержек. Рост тарифов на тепловую энергию будет превышать инфляцию во всех сценариях в среднем на 0,8-1,2 п.п. в год на фоне роста цен на энергоносители и оплаты труда (из-за необходимости ее подтягивания к другим  видам деятельности), потребностями в инвестициях, а также в связи с сокращением полезного отпуска по мере расширения оплаты за услуги по показаниям приборов учета.  

Рост регулируемых тарифов грузового железнодорожного транспорта в долгосрочной перспективе по рассматриваемым вариантам будет приближен к инфляции в связи с высокой долей транспортной составляющей в конечных ценах и недопущением сокращения конкурентоспособности отечественных товаров. При этом необходимо повысить эффективность ОAО РЖД, сократить непроизводственные расходы.

5.  Диверсификация промышленности и повышение конкурентоспособности отраслей

Развитие промышленности и ее диверсификации будут определяться эффективностью решения следующих  задач:

обеспечения поступательного  развития энергетического комплекса, перехода к новым технологиям  добычи и переработки топлива, развития альтернативной энергетики, в том  числе на основе возобновляемых источников, увеличения спроса со стороны нефтегазового  комплекса на отечественные машины и оборудование;

ускорения роста  высоко- и среднетехнологичных производств, выхода на внешние и внутренние рынки  с новой конкурентоспособной  продукцией, прежде всего в ведущих  машиностроительных производствах (в  том числе аппаратные и программные  комплексы для систем искусственного интеллекта), производстве новых материалов и изотопов, а также в секторе  нано- и биотехнологий, что будет  способствовать становлению нового технологического уклада в промышленности, участию российских компаний в глобальных производственных цепочках и формированию мощного экспорта товаров и услуг  с высокой добавленной стоимостью;

модернизации  сырьевых производств, увеличения глубины  переработки сырья, снижения энергоемкости  производства, повышения экологичности  производства, увеличения объемов экспорта  при опережающих поставках на внутренний рынок.

В перспективе  изменения в структуре промышленного  производства произойдут за счет сокращения доли топливно-энергетического комплекса  и увеличения доли производства товаров  инвестиционного назначения и химического  производства.

Структура промышленного  производства в текущих ценах

(инновационный  сценарий) , %

 

2011

отчет

2012

отчет

Прогноз

2015

2020

2025

2030

Добыча полезных ископаемых

22,9

23,6

20,5

18,7

17,3

15,5

Обрабатывающие производства

65,1

65,6

67,6

69,7

71,3

73,8

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

12,0

10,8

11,8

11,6

11,4

10,7


 

Среднегодовой прирост  промышленного производства за 2013-2030 гг. составит от 2,6% при консервативном сценарии развития до 4,2% при форсированном  сценарии, прирост обрабатывающей промышленности оценивается в 3,4-5,2 процента.

Доля обрабатывающих производств в общей структуре  промышленного производства возрастет  при инновационном сценарии развития с 65,1% в 2011 году до 73-74% в 2030 году.

Для достижения поставленных задач в целях реализации активной промышленной политики и политики увеличения конкурентных преимуществ  российской продукции в 2012 году разработаны  и утверждены приоритетные государственные  программы Российской Федерации, в  том числе государственная программа  «Развитие промышленности и повышение  ее конкурентоспособности», а также  ряд программ развития высокотехнологичных  секторов экономики (авиастроения, судостроения, электронной и радиоэлектронной промышленности, космического комплекса, медицинской и фармацевтической промышленности). Продолжается реализация технологических платформ, а также  программ инновационного развития акционерных  обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных  государственных унитарных предприятий.

6.  Политика  развития и бюджетная сбалансированность

Во всех предлагаемых вариантах  долгосрочного прогноза используется бюджетное правило при определении  предельного объема расходов федерального бюджета. Однако степень жесткости  бюджетного правила отличается по вариантам.

Согласно заложенным гипотезам, доходы бюджетной системы на период             2013-2030 гг. по всем вариантам долгосрочного прогноза снизятся с 37,4% ВВП в          2011 году до 34,5-36,2% ВВП в 2030 году. Это сокращение будет связано со снижением нефтегазовых доходов, которые сократятся с 10,1% ВВП в 2011 году до 4,1-6,3% ВВП в 2030 году в зависимости от варианта прогноза.

В части прогноза страховых  взносов во внебюджетные фонды ставка страховых взносов зафиксирована  на уровне 2013 года, то есть на уровне 30% с дополнительным тарифом 10% для  доходов, превышающих порог. Кроме  того, учтен перечень мер, направленных на сокращение дефицита пенсионной системы, а именно: поступление дополнительных страховых взносов с рабочих  мест, дающих право на досрочное  назначение трудовой пенсии, и увеличение размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование для самозанятого населения.

С учетом прогнозируемой макроэкономической динамики и вариантов бюджетного правила расходы бюджетной системы  на период 2013-2030 гг. по всем сценариям  долгосрочного прогноза снизятся с 39% ВВП в 2013 году до 35,2%, 36,3% и 37,2% ВВП  в 2030 году.

Во втором и третьем  вариантах применяется модифицированное бюджетное правило, включающее в  себя  учет эффекта американской инфляции на цену нефти и ограничение  Резервного фонда уровнем в 5% ВВП, при инвестировании добавочных нефтегазовых доходов в российскую и зарубежные экономики.

Во всех вариантах прогноза заложен рост расходов на человеческий капитал (образование, здравоохранение, культура), что во многом обусловлено  необходимостью выполнения Указа Президента Российской Федерации в части  роста заработной платы работникам бюджетной сферы.

Расходы бюджетной системы  на науку в вариантах 2 и 3 растут на 0,6-0,7% ВВП к 2030 году относительно уровня 2012 года. Это обусловлено  развитием инновационной составляющей экономического роста по данным вариантам. В варианте 1 происходит стагнация  инноваций и, как следствие, сокращение расходов на науку в процентах  к ВВП.

Расходы на развитие экономики  и инфраструктуры в варианте 1 к 2030 году достигнут уровня 5,4% ВВП по сравнению с 4,8% ВВП в 2012 году. В  вариантах 2 и 3 показатель достигает 5,4-5,5% ВВП уже к 2018 году, а далее продолжается устойчивый рост расходов на развитие инфраструктуры до уровня 6,7-7,3% ВВП  к 2030 году.

Расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность в реальном выражении  будут расти значительными темпами  до 2020 года, что в основном связано  с переносом части расходов на Государственную программу вооружения с 2013-2015 гг. на 2016-2018 гг., затем темпы снизятся. Снижение темпов роста после 2020 года обусловлено выполнением Государственной программы вооружения и достижением целевого показателя соотношения современных видов вооружения.

Во всех вариантах наблюдается  снижение расходов на социальную политику в процентах к ВВП, что в  первую очередь связано с введением  в прогнозный период реформы индексации размера пенсии по сценарию Минэкономразвития  России. Расходы по разделу социальная политика будут расти невысокими темпами в реальном выражении. Рост расходов в реальном выражении обусловлен ухудшением демографической ситуации.

Остальные  разделы по расходам бюджетной системы растут в долгосрочной перспективе, не превышая темп инфляции.

В данных условиях дефицит  бюджетной системы по вариантам 1 и 2 будет находиться приблизительно на одном уровне и не превысит 1% ВВП. В форсированном сценарии, учитывая более значительный рост расходов, чем по вариантам 1 и 2, дефицит бюджетной  системы составит к 2020 году -1,4% ВВП.

7. Пространственная составляющая долгосрочного прогноза

Инновационный и форсированный  сценарии будут способствовать ускорению  темпов экономического развития в первую очередь крупных городов и  городов в составе агломераций, особенно в Европейской части  России, поскольку территориальной  основой роста являются места  концентрации человеческого капитала. На востоке такой сценарий даст толчок развитию городов с самым высоким  уровнем жизни – Томска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Хабаровска, Владивостока.

Сценарии предполагают опережающий рост ВРП в Сибирском  и Дальневосточном федеральных  округах, а также на юге России. Рост ниже среднероссийского уровня будет наблюдаться в Уральском  и Приволжском федеральных округах. Распределение производства по регионам будет определяться реализацией  энергетических и транспортных проектов в южных, восточных и северных районах страны, а также созданием  новых центров экономического роста, реализующих инновационный потенциал, имеющийся и создаваемый в  отдельных регионах. Повышение темпов роста ВРП в восточных районах  страны предполагается именно за счет реализации инновационного потенциала, который позволит смягчить путем  опережающего роста производительности труда, в том числе и на Дальнем  Востоке, жесткие ограничения по трудовым ресурсам. 

Реализация инновационного и форсированного сценариев требует  проведения активной инвестиционной политики. Предполагается, что наибольшая инвестиционная активность будет достигнута в Дальневосточном  и Уральском федеральных округах, для развития которых необходима реализация высокозатратных проектов в добывающих и инфраструктурных отраслях.

Региональное  развитие промышленного производства будет сильно зависеть от структуры  промышленности, представленной в округе. Основными центрами промышленного  роста будут Центральный и  Приволжский федеральные округа, высокие темпы роста промышленного  производства в которых будут  определяться ростом обрабатывающих производств, прежде всего инновационных. При  этом рост промышленности в Уральском и Дальневосточном федеральных округах будет ниже среднестранового вследствие концентрации в регионах добывающих производств, которые обладают меньшим потенциалом для увеличения выпуска.

Инновационный рост экономики, базирующийся на активном использовании  конкурентных преимуществ отдельных  регионов, не приведет к заметному  изменению относительных уровней  среднедушевого производства ВРП и  конечного потребления. Отрыв от средних по России среднедушевых  показателей в наиболее отстающих  округах  (Северо-Кавказском и Южном) немного сократится, однако уровень  дифференциации существенно не изменится, что явится естественным следствием селективной поддержки наиболее конкурентоспособных производств  и регионов. Наиболее интенсивный  рост производительности труда предполагается в Северо-Кавказском и Южном федеральных  округах вследствие низкого базового уровня. Энергоемкость производства снизится к 2030 году в среднем по регионам примерно на 40%, максимальное снижение предполагается в Северо-Кавказском и Центральном федеральных округах.

Информация о работе Министерство экономического развития РФ