Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:43, курсовая работа
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем и качество транспортных услуг во многом связаны с социально-экономическими процессами, происходящими во всех сферах общественной жизни страны. Однако и сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он мобилизует возможности отдаленных и слаборазвитых регионов, позволяет расширить масштабы производства, наладить связь между производством и потребителями. От эффективности перевозок зависит не только обороноспособность России и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, но и уровень социальной обеспеченности ее населения.
ВВЕДЕНИЕ
………………………………………………………..
3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ……………..
7
РАЗДЕЛ II.
ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА……………………………………….
18
РАЗДЕЛ III.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ В Г. БЕЛГОРОДЕ……………………………………….
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
……………………………………………………….
35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
ВВЕДЕНИЕ |
……………………………………………………….. |
3 |
РАЗДЕЛ I. |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ…………….. |
7 |
РАЗДЕЛ II. |
ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА………………………………………. |
18 |
РАЗДЕЛ III. |
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ В Г. БЕЛГОРОДЕ………………………………………. |
29 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
………………………………………………………. |
35 |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… |
37 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
………………………………………………………. |
42 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем и качество транспортных услуг во многом связаны с социально-экономическими процессами, происходящими во всех сферах общественной жизни страны. Однако и сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он мобилизует возможности отдаленных и слаборазвитых регионов, позволяет расширить масштабы производства, наладить связь между производством и потребителями. От эффективности перевозок зависит не только обороноспособность России и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, но и уровень социальной обеспеченности ее населения.
Транспортная система Российского государства состоит из подсистем, одной из которых является муниципальный транспорт, играющий особую роль в жизни общества. Конституция Российской Федерации создала прочную юридическую базу для реализации прав и свобод граждан, в том числе и для свободы передвижения, обеспечила поддержку беспрепятственного, по своему усмотрению, перемещения на любом виде транспорта в границах Российской Федерации вообще и на территориях муниципальных образований в частности. Сегодня миллионы людей пользуются услугами муниципальных перевозчиков, обеспечить бесперебойную работу которых призваны, прежде всего, местные органы власти.
Единый механизм реализации публичной власти в Российской Федерации предполагает комплексное взаимодействие всех государственных и муниципальных органов в решении транспортных проблем. Результативность этой деятельности во многом зависит от активного участия муниципалитетов в оптимизации перевозок пассажиров и грузов.
На основании изложенного возникает необходимость комплексного исследования правового регулирования муниципальной перевозочной деятельности, а также поиска эффективных форм управленческого и законодательного воздействия на транспортные отношения в муниципальных образованиях в целях их стабилизации и улучшения в современных условиях. Отмеченные обстоятельства свидетельствуют об актуальности диссертационного исследования и обуславливают выбор темы.
Анализ степени изученности выбранной темы.
Общетеоретической основой исследования являются работы таких ученых, как: Ю. Н. Мазикина и В.И. Пирогова1, А. С. Кусакина и И. В. Спирина2, А. Д. Рубец3. И. В. Спирина4, А. П. Васильева5. Вопросы деятельности органов местного самоуправления, связанные с транспортной сферой, становились объектом некоторых диссертационных исследований, среди которых следует выделить следующие: Михеева Т.Н. «Местное самоуправление и государственная власть в России: проблемы взаимоотношений и разграничение полномочий»; Кореневская С.Н. «Административно-правовое регулирование муниципального управления в социальной сфере»; Остапец О.Г. «Правовая организация управления транспортным комплексом Российской Федерации»6 и др.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью обеспечения эффективного управления муниципальным транспортным комплексом в г. Белгороде и недостатком теоретических разработок, позволяющих усовершенствовать систему управления этим комплексом в муниципальном образовании.
Объектом исследования является управление транспортным комплексом.
Предметом курсовой работы является организация управления муниципальным транспортным комплексом на примере г. Белгорода.
Целью курсовой работы является разработка предложений совершенствования управления муниципальным транспортным комплексом г. Белгороде.
В соответствии с заявленной целью, были поставлены следующие задачи:
Теоретико-методологическую основу работы составили, монографии таких авторов как И.В. Спирин, Л.А. Велихов, Л.Н. Чернышов.
В основу методологии исследования были положены формально-логический, формально-юридический, системный, структурно-функциональный, сравнительный, междисциплинарный метод познания.
Эмпирическую основу составили: федеральные законы, в частности, Федеральный закон Российской Федерации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; законы, положения и нормативные акты регионального и городского уровня,публикации отечественных авторов, интернет-ресурсы, а также Федеральные законы и нормативно-правовые акты г. Белгорода. 7
Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов основной части, заключения и списка источников и литературы.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ
Транспорт в России является государствообразующей отраслью, важнейшим фактором целостности, безопасности страны. Успешное развитие России, наряду с прочими условиями, требует хорошо развитой и организованной системы транспорта.
Транспорт – “кровеносная система экономики” страны, оказывающая влияние на размещение производительных сил. Транспорт связывает воедино все части страны, обеспечивая взаимодействие между экономическими районами и отраслями производства, и является необходимым условием и материальной основой территориального разделения труда. Значит, изучение транспортного комплекса России является актуальной темой в наше время, да и во все времена.
Транспорт в самом общем смысле – перемещение людей и грузов; одна из важнейших отраслей хозяйства, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов.
Транспортный комплекс – это обширный сектор экономики, обеспечивающий потребности в перевозках различными видами транспорта, влияющий на эффективность производства и качество жизни населения
Транспорт
образно называют «кровеносной
системой» хозяйства. С его помощью
осуществляется перемещение
Транспорт является обслуживающей отраслью национальной экономики и играет огромную роль в хозяйственном и социально-культурном строительстве. Его основной задачей является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий и организации транспортного хозяйства в целом зависит эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны.
Транспортный комплекс города включает в себя внутригородской пассажирский транспорт (автобус, трамвай, троллейбус), междугородный и пригородный пассажирский транспорт, грузовой транспорт, специализированный транспорт (перевозка хлеба, молока, бензина, вывоз бытовых отходов, медицинский транспорт и др.), транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и другие сервисные службы. В некоторых городах для внутригородских перевозок используется железнодорожный и водный транспорт, в крупнейших городах – метрополитены. Столь сложный комплекс требует муниципального регулирования и управления9.
Важную роль в жизни города играют объекты инфраструктуры транспорта: железнодорожные, автовокзалы, речные, морские порты, аэропорты10.
Весь транспорт муниципального образования можно разделить по назначению на три вида: пассажирский, грузовой и специализированный.
В свою очередь в зависимости от пользования транспортными средствами и их принадлежности пассажирский транспорт подразделяется на массовый - общего пользования, общественный - индивидуального пользования (такси, ведомственные автомобили и автобусы) и индивидуальный - личного пользования (личные автомобили).
Автобус наиболее распространенный вид транспорта. Автобус - безрельсовый уличный вид транспорта с автономным энергоснабжением, обладающий высокой маневренностью и не требующий сооружения специальных путевых устройств. Автобус обеспечивает возможность легкого изменения маршрутной сети в соответствии с колебаниями пассажиропотоков и организации маршрутов в новых районах жилой застройки.
К его преимуществам перед другими видами пассажирского транспорта можно отнести: относительно небольшие капитальные вложения в организацию движения, высокую эксплуатационную мобильность и возможность быстрого изменения трассы маршрута, большое разнообразие типов и видов как по вместимости, так и по стоимости.
Главные недостатки автобусного транспорта связаны со значительными эксплуатационными затратами, относительно небольшой вместимостью транспортных средств, загрязнением окружающей среды, высоким уровнем шума. Однако благодаря преимуществам автобусного транспорта перед другими видами он получил значительное распространение и является единственным видом транспорта в населенных пунктах со сравнительно небольшими пассажиропотоками11.
Троллейбус по эксплуатационным показателям почти не уступает автобусу, но требует больших капиталовложений в организацию движения. Главное преимущество - экономичный и экологически чистый вид городского транспорта. Трамвай имеет повышенную провозную способность, но сложное устройство подвижного пути, кроме того, трамвай как вид пассажирского транспорта отличается крайне низкой маневренностью. Для рельсового транспорта характерны очень высокие постоянные издержки, связанные со строительством путей, закупкой, ремонтом и обслуживанием подвижного состава, с созданием самих центров технического обслуживания12.
В крупнейших городах страны функционируют внеуличные виды пассажирского транспорта - метрополитен, вопросы функционирования которого относятся к федеральной компетенции.
Во внутригородских и пригородных перевозках пассажиров широко используют также железнодорожный и внутренний водный транспорт.
Перечисленные виды транспорта отличаются технико-экономическими и эксплуатационными показателями, которые определяют область их целесообразного применения. С экономической точки зрения одной из основных составляющих себестоимости перевозок и зависимости от вида транспорта являются затраты на топливо или электроэнергию. Поэтому там, где имеются близко расположенные источники электроэнергии, сфера эффективного использования электрического транспорта расширяется13.
Нормальное жизнеобеспечение современного муниципального образования невозможно без удобных и надежных транспортных связей. Наибольшее значение для жизнедеятельности муниципального образования при этом имеют массовые виды пассажирского транспорта, роль которых сводится к предоставлению удобств и снижению затрат времени на передвижение. Массовые виды пассажирского транспорта работают на заранее установленных маршрутах и имеют большую вместимость и высокую провозную способность.
Значительная часть имущественного транспортного комплекса современных городов, городских поселений, муниципальных районов находится в ведении муниципальных органов управления. Это порождает целый комплекс как прав, так и обязанностей этих органов, причем главной их обязанностью является обеспечение качественного пассажирского обслуживания на подведомственных территориях.
Организация и координация деятельности транспорта, как правило, относятся к компетенции органов местного самоуправления и при необходимости субсидируются из соответствующего бюджета.
При организации управления транспортным комплексом города должны учитываться его особенности (см. Приложение 1).