Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:43, курсовая работа
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем и качество транспортных услуг во многом связаны с социально-экономическими процессами, происходящими во всех сферах общественной жизни страны. Однако и сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он мобилизует возможности отдаленных и слаборазвитых регионов, позволяет расширить масштабы производства, наладить связь между производством и потребителями. От эффективности перевозок зависит не только обороноспособность России и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, но и уровень социальной обеспеченности ее населения.
ВВЕДЕНИЕ
………………………………………………………..
3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ……………..
7
РАЗДЕЛ II.
ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА……………………………………….
18
РАЗДЕЛ III.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ В Г. БЕЛГОРОДЕ……………………………………….
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
……………………………………………………….
35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...
Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. В основе таких расчетов лежит определение пассажиропотоков по всем видам передвижений в разные периоды дня, суток, сезона и года. Среднесуточные пассажиропотоки определяют общий характер и объем транспортной работы в городе. Пассажиропотоки в часы пик определяют характер массовых передвижений и служат основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и улично-дорожной сети города.
Распределение пассажиров по маршрутам определяется с помощью коэффициента неравномерности, характеризующего наполняемость подвижного состава по длине маршрута. Он представляет собой отношение произведения максимального числа пассажиров на длину перегона к общему объему работы транспорта на данном направлении. Этот коэффициент используется при расчете маршрутной системы города14.
Основными субъектами систем управления пассажирским и грузовым транспортом в современных условиях являются:
- органы государственной власти (Российская Федерация, ее субъекты), выступающие в качестве системных инвесторов развития и поддержания работоспособности транспорта;
- органы местного самоуправления (администрации, муниципалитеты) как генеральные заказчики транспортных услуг, регуляторы рынка их производства, проводимой тарифной и текущей субсидиарной политики;
- население муниципальных образований, выступающее в роли потребителей услуг и частично финансирующее их производство в форме оплаты проезда;
- лицензированные предприятия (компании) различных форм собственности, производящие транспортные услуги.
В администрациях большинства крупных городов есть структурные подразделения, ведающие вопросами городского транспорта. Предпочтительной является схема с единым структурным подразделением, ведающим вопросами транспорта и содержания городских дорог. Перспективна также схема с выделением в отдельную структуру (муниципальное учреждение) службы муниципального заказчика транспортных услуг. В этом случае за структурным подразделением администрации закрепляются вопросы нормативно-правового регулирования транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки льготных категорий пассажиров через систему муниципального заказа.
Служба заказчика распределяет объемы перевозок между муниципальными и частными перевозчиками, устанавливает графики движения, осуществляет диспетчерский контроль.
Муниципальное управление организацией пассажирских перевозок в городе призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев населения с минимальными потерями времени. Режим работы транспорта должен быть увязан с графиком работы крупных градообразующих предприятий15.
Пассажирский транспорт входит в предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку пассажиров, хранение, обслуживание и ремонт подвижного состава, а также снабжение необходимыми эксплуатационными, ремонтными материалами и запасными частями. В составе предприятия пассажирского транспорта выделяют следующие группы подразделений: основное производство (перевозка), вспомогательное (техническое обслуживание) и обеспечивающие службы (обеспечение ресурсами).
Каждое автотранспортное предприятие, занимающееся перевозками, имеет в своем составе пять основных служб: техническую (техническое обслуживание подвижного состава); эксплуатационную (управление перевозочным процессом); экономическую (планирование производственной деятельности); службу безопасности движения; кадровую службу.
Предприятия и организации пассажирского транспорта самостоятельно утверждают организационную структуру управления.
Органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями по финансированию муниципальных и частных транспортных предприятий и перевозчиков для компенсации перевозки льготных категорий пассажиров (при условии получения субвенций из федерального или регионального бюджета)16.
Для финансирования организаций пассажирского транспорта в основном используются следующие механизмы: оплата транспортных услуг в соответствии с выполненным расписанием; финансирование на основе выполненных объемов перевозок и качества оказанных услуг, в его основе лежит усредненная цена одного пассажиро-километра с действием поправочных коэффициентов в зависимости от типа подвижного состава. Согласно пп.4 п.1 ст.17 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями17.
Существуют функции органов местного самоуправления по управлению транспортным комплексом города (см. Приложение 2).
Транспорт выполняет несколько общественных функций, к важнейшим из которых относятся:
Основные задачи муниципального управления в сфере транспорта:
•
обеспечение надежного
•
модернизация систем
•
приведение муниципального
•
обеспечение безопасности
Критерии эффективности функционирования муниципального пассажирского транспорта могут быть разделены на критерии эффективности работы транспорта и критерии эффективности управления им (см. Приложение 3).
Используемые во взаимосвязи критерии эффективности работы и критерии эффективности управления способны достаточно емко характеризовать систему городского пассажирского транспорта как субъект и объект муниципального управления19.
Транспорт предъявляет соответствующие требования к дорожной сети города, ее пропускной способности, к качеству систематической работы сервисных организаций и служб. При этом потребность населения в транспортных перевозках в районах современных городов, особенно крупных, крайне неравномерна (спальные районы, центр города, районы размещения крупных предприятий, места массового отдыха горожан и т.д.). Все это обусловливает серьезные сложности в организации и осуществлении пассажирских перевозок.
В системе городского транспорта большинства российских городов накопилось много сложных проблем. Одна из них – проблема контроля оплаты за проезд. Для ее решения за рубежом устанавливают автоматические турникеты, в некоторых городах России стимулируют для этого покупку проездных билетов различного срока пользования и дальнейшее проведение денежно-вещевых лотерей по номерам купленных билетов.
Другая проблема – износ подвижного состава. В большинстве городов России муниципальный пассажирский транспорт изношен практически наполовину. Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных пассажирских предприятий не хватает для ремонта подвижного состава, поскольку большая их часть идет на компенсацию проезда льготных категорий населения. Повышение стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный транспорт работает «вхолостую».
Серьезной проблемой многих городов является дорожная сеть, ее пропускная способность. Необходимы путепроводные развязки, объездные дороги; в отдельных случаях необходимо расширять проезжую часть улиц, что крайне сложно. С учетом состояния дорожной сети должен производиться выбор типа подвижного состава транспорта.
Массовая автомобилизация вызвала необходимость создания большого комплекса сервисных служб, обеспечивающих работу транспорта. Серьезную проблему представляет организация стоянок индивидуального транспорта (паркингов) на территории города, строительство коллективных гаражей, в том числе многоэтажных, в центре города. В некоторых новых жилых домах первые этажи и подвалы проектируются как гаражи, что удобно жильцам. Другая проблема – автозаправочные станции и пункты, мойки, мастерские срочного ремонта и шиномонтажа. Они тоже должны размещаться по всей территории города.
Необходима увязка работы внутригородского и внешнего транспорта. Управление объектами внешнего транспорта (железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты и т. п.) осуществляется, как правило, государственными предприятиями или крупными акционерными компаниями. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить «стыковку» этих объектов с маршрутами внутригородского транспорта, сетью предприятий торговли и общественного питания, другими городскими службами20.
Таким образом, мы можем сделать вывод:
1) Муниципальное управление транспортным комплексом представляет собой деятельность органов местного самоуправления в области управления общественным транспортом на основе нормативного регулирования, а также конкурсного отбора перевозчиков и развития договорных отношений.
2) Основными элементами транспортного комплекса являются транспортные средства, подвижной состав, путевые устройства, система энергоснабжения и устройства для хранения и ремонта транспортных средств.
3) Различают железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные перевозки. В качестве перевозчиков выступают юридические лица: управления железных дорог, морские и речные пароходства, автотранспортные предприятия и т.д.
4) В целях совершенствования управления транспортным комплексом необходимо решить ряд проблем: проблема контроля оплаты за проезд, износ подвижного состава, серьезной проблемой многих городов является дорожная сеть, ее пропускная способность, массовая автомобилизация и др.
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА
Белгород расположен в южной части России на берегах реки Северский Донец, являющейся притоком Дона.
«Белгород – город добра и благополучия», – так называют город его жители, и именно таким он представляется всем гостям. Несомненно, Белгород занимает одно из первых мест в списке успешных регионов России, самых культурных и благополучных областей, наиболее экономически развитых субъектов нашей страны21.
Сейчас в Белгороде живёт почти 380 тысяч человек. Белгород – город с развитой инфраструктурой, научный, культурный, экономический и духовный центр. Город насчитывает 576 улиц, бульваров и проспектов, общей протяжённостью около 460 км. Также является крупным транспортным узлом России. Белгород неоднократно занимал почётное первое место по чистоте и благоустроенности среди городов России с населением от 100 до 500 тыс. человек.
В городе расположены: железнодорожный вокзал «Белгород», автовокзал «Белгород», действует внутригородское автобусное и троллейбусное сообщение, аэропорт, маршрутные такси.
По состоянию на 1 января 2013 г. сеть автомобильных дорог общего пользования насчитывает 7124,0 километров, в том числе с твердым покрытием 6577,4 километров. Плотность дорог на тысячу квадратных километров территории области составляет 262,6 километров. Асфальтобетонные, цементобетонные дороги, из щебня и гравия, обработанные вяжущими материалами составляют 7731,1 километра22.
Автомобильный транспорт, являясь важным элементом экономической инфраструктуры Белгородской области и наиболее массовым видом транспорта, осуществляет доставку грузов, обеспечивает перевозку пассажиров в городах и связывает населенные пункты области между собой, а также другими регионами России и ближнего зарубежья23.
Общественный транспорт в Белгороде – это муниципальные автобусы и троллейбусы, внутригородские и пригородные маршрутные такси.
В 2012 году перевозку пассажиров по маршрутной сети Белгородской агломерации, которая составляет 110 маршрутов, в том числе: 99 автобусных и 11 троллейбусных направлений, осуществляет транспортная компания: МУП «Городской пассажирский транспорт».
За прошедший год этими транспортными компаниями было перевезено 62,8 млн. пассажиров.
В перевозке пассажиров было задействовано 908 автобусов, в т.ч. большой вместимости (до 110 мест) – 90 ед., средней вместимости (до 45 мест) – 784 ед. вместимостью не менее 19 мест – 34 ед., а также 66 ед. троллейбусов.
Реализация проекта «Совершенствование организации пассажирских перевозок в Белгородской агломерации» в 2012 году позволила достигнуть следующих основных результатов:
1. Уменьшено количество Газелей на 419 ед., с 453 до 34 единиц;
2. Уменьшено количество подвижного состава на 187 единиц;
3. Оборудовано
894 ед. (92%) транспортных средств системой
спутниковой навигации ГЛОНАСС,
созданы три диспетчерские
4. Начали внедряться 15 электронно-информационных остановочных комплексов.
5. Водительский
состав транспортных