Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:43, курсовая работа
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем и качество транспортных услуг во многом связаны с социально-экономическими процессами, происходящими во всех сферах общественной жизни страны. Однако и сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он мобилизует возможности отдаленных и слаборазвитых регионов, позволяет расширить масштабы производства, наладить связь между производством и потребителями. От эффективности перевозок зависит не только обороноспособность России и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, но и уровень социальной обеспеченности ее населения.
ВВЕДЕНИЕ
………………………………………………………..
3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ……………..
7
РАЗДЕЛ II.
ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА……………………………………….
18
РАЗДЕЛ III.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ В Г. БЕЛГОРОДЕ……………………………………….
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
……………………………………………………….
35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...
Центральный автовокзал Белгорода занимает современное здание недалеко от аэропорта. Автобусы парка следуют по региональным, межобластным и международным маршрутам. Основные направления их движения – Харьковское, Курское, Старооскольское и Грайворонское, выполняются и транзитные рейсы24. Автовокзал имеет 15 посадочных платформ.
Воздушное сообщение успешно осуществляются через действующий аэропорт Белгород, что обеспечивает круглосуточную возможность приема воздушных судов различных типов, как Ту-154, Ил-76, Boeing 767, Boeing 737, Airbus A320, а также более низкие классы. Оборудован аэропорт светосигнальным оборудованием, современной системой посадки, располагает прочими необходимыми ресурсами. Международный аэропорт "Белгород" находится в северной части города и обслуживает рейсы в Москву, а также другие крупные населенные пункты России. Летом выполняются перелеты между Белгородом и популярными курортами. Количество обслуженных пассажиров за 2013 г. составило 132 тыс. человек.
Главный железнодорожный вокзал расположен в 2 км к востоку от центра Белгорода, рядом с водохранилищем на реке Северский Донец. На вокзале останавливаются все транзитные поезда, следующие из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов на черноморские курорты России и Украины, развито пригородное сообщение.
Автовокзал, аэропорт, ж/д вокзал ежедневная концентрация людей свыше 10 тысяч человек, поэтому как основные элементы городской инфраструктуры занимают особое место в рассмотрении данного вопроса. Ежедневно услугами белгородского автовокзала пользуются около 4 тысяч человек. Отсюда отправляются около 200 рейсов. Есть и международные направления. Билеты можно покупать только в кассах автовокзала. Для удобства пассажиров работает дополнительная касса на ж/д вокзале. Каждый билет, купленный в кассе, имеет страховку. В здании автовокзала расположены кассы междугороднего и межобластного сообщения, ж/д и авиа касса, диспетчерская, справочное бюро, зал ожидания, а также аптечный и продуктовые киоски25.
В Белгородской области работает одна из немногих в России линий пригородного троллейбусного сообщения протяжённостью 34 км, проходящая по Федеральной автодороге "Крым" и соединяющая административный центр области с посёлком Майский. Таким образом, троллейбусная система охватывает не только областной центр Белгород, но и посёлок Майский в Белгородском районе Белгородской области. Длина контактной сети троллейбусных линий Белгорода более 120 км.
В Белгороде хорошо развита сфера услуг такси. Для вас опытные водители и приемлемые цены на поездки по городу. Услуги: «трезвый водитель», доставка продуктов, цветов, лекарств, встреча на вокзалах.
Сегодня в сфере оказания транспортных услуг по перевозке пассажиров в Белгородской агломерации МУП «Городской пассажирский транспорт» является крупнейшим перевозчиком. Предприятие имеет собственный парк автобусов и троллейбусов, включающий в себя более 200 единиц техники, высококвалифицированный штат сотрудников, позволяющий осуществлять бесперебойную работу по выполнению муниципального заказа, собственную производственную базу, поддерживающую подвижной состав в должном техническом и санитарном состоянии. МУП «ГПТ» является надежным партнером с 1967 года. В текущем году предприятием обновлен подвижной состав – приобретено 105 единиц новых автобусов марки «Лиаз», «Нефаз» на компримированном топливе, 20 единиц троллейбусов марки «Витовт». Списочная численность работающих составляет более 600 человек, из них водители автобусов – более 200 человек, водители троллейбусов – более 90 человек. Маршрутная сеть предприятия состоит из 12 автобусных маршрутов и 9 троллейбусных маршрутов. Протяженность троллейбусной контактной сети составляет 273,2 км. В учебном пункте МУП осуществляется подготовка кадров по специальности водитель троллейбуса26.
Общее руководство транспортным комплексом в г. Белгороде осуществляет департамент городского хозяйства города Белгорода (далее Департамент) является структурным подразделением администрации г. Белгорода и непосредственно подчинен первому заместителю главы администрации города.
В состав департамента входят: жилищное управление, управление жилищно-коммунального хозяйства, отдел транспорта и развития транспортной сети, сектор организационно-аналитической работы.
Функции департамента:
- Организация работы по содержанию, реконструкции и ремонту городских автомобильных дорог.
- Разработка и реализация мероприятий по организации пассажирских перевозок в городе путем размещения муниципального заказа на услуги пассажирского транспорта.
- Организация работы городских комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения, по координации и контролю за работой пассажирского транспорта на городских и пригородных маршрутах и др.
Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами и иными, Белгородской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Белгорода.
Департамент в своей деятельности взаимодействует с отраслевыми структурами органов государственной власти, департаментом строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, со структурными подразделениями администрации г. Белгорода, предприятиями и другими организациями, расположенными на территории города по вопросам, входящим в компетенцию департамента.
Инфраструктура Белгорода не стоит на месте, а развивается с каждым годом по всем направлениям. Белгородские власти уже утвердили план мероприятий по развитию инфраструктуры в Белгородской области. Среди основных направлений власти выделили: транспортную инфраструктуру, социальную и коммунальную инфраструктуру27.
Совет депутатов города Белгорода утвердил концепцию «Комплексная схема развития городского транспорта» на 2009 – 2025 гг28.
Основными задачами концепции по совершенствованию транспортной системы города являются:
- развитие улично-дорожной сети города и транспортного обслуживания населения.
- разгрузка центральной части
города от транзитных
- организация
транспортных связей с
- улучшение
связей сложившихся районов
- увеличение
пропускной способности
- вывод
грузового транспорта из
Реализация концепции окажет также существенное влияние на достижение следующих целей:
- повышение экологической устойчивости города;
- увеличение экономического потенциала города;
- сохранение и укрепление здоровья жителей города;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности горожан29.
Концепция предполагает всемерное содействие экономическому росту муниципального образования и повышению благосостояния населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, а также превращение географических особенностей Белгорода в его конкурентное преимущество.
Концепция предполагает реализацию стратегических направлений:
1) развитие и
повышение эффективности
2) повышение доступности
транспортных услуг для
3) повышение
4) повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
5) улучшение инвестиционного
климата и развитие рыночных
отношений в транспортном
Транспортная политика и Концепция основываются на принципах:
- муниципальной
организации транспортной
- муниципалитет
рассматривает городской
- исключение неоправданного
вмешательства органов
- удовлетворение
транспортных потребностей не
должно вступать в
Белгородская область, особенно ее административный центр Белгород, отличается высокими достижениями во многих направлениях развития. Однако для того чтобы социальное развитие, экономика Белгорода в частности и области в целом были устойчивыми, необходимо иметь хорошо работающую транспортную систему.
Система общественного транспорта Белгорода и Белгородской агломерации далека от совершенства. Это наконец признали и белгородские чиновники, которые запланировали к 2020 году полностью перестроить всю работу пассажирского транспорта.
Губернатор Белгородской области Евгений Савченко в ходе очередного отчета перед Белгородской областной думой назвал состояние пассажирских перевозок «лицом муниципальной власти», и лицо это, как подчеркнул Савченко, пока «грязное и немытое». Вывод этот он сделал из многочисленных жалоб горожан. Тогда же Евгений Савченко заявил о капитальных вложениях в сферу пассажирских перевозок региона в 2013 году. При этом федеральные инвестиции глава региона оценил в 400 млн рублей, а общую сумму с учетом закупки автобусов и троллейбусов — в 1 млрд, подчеркнув при этом, что неплохо было бы и частным предпринимателям к процессу подключиться.
На сегодняшний день существуют проблемы, требующие грамотного решения.
1) Большой частью они касаются технического перевооружения. Ведь именно без решения данной ключевой задачи в транспортной системе Белгородской области сложно добиться значительного улучшения использования транспортных возможностей. К тому же, в таком случае могут наблюдаться негативные моменты в сфере обслуживания экономики и населения, а также в обеспечении полной безопасности перевозок и охраны окружающей среды. Поэтому необходимо тщательно проверить транспортные средства, использующиеся для перевозки грузов и пассажиров, на срок их безопасной эксплуатации. При необходимости их надо заменить новыми31.
2) Ежегодно возрастает число автомобилей. Так, в Белгороде за последние десять лет количество легковых автомобилей увеличилось почти в 1,5 раза и составило в 2013 году более 120 тыс. без учета иногороднего транспорта и машин граждан, зарегистрированных в других районах32.
Не решена экологическая проблема, порождаемая городским транспортом.
Обеспечение экологического благополучия – одно из важнейших направлений деятельности администрации города Белгорода. Еще одной проблемой, связанной с автомобильным транспортом есть его негативное воздействие на окружающую природную среду. Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы содержащимися в выхлопных газах оксидами азота. Также в настоящее время население города находится в условиях постоянного акустического дискомфорта от транспорта.
Так как наибольший выброс продуктов неполного сгорания бензина происходит при стоянке с невыключенным мотором, при трогании с места и форсировании работы мотора, что характерно для автопаркингов и открытых стоянок автотранспорта, то необходимы защитные мероприятия для быстро развивающегося данного сегмента транспортной системы.
3) Изучение зоны внутригородского и внешнего транспорта позволило сделать вывод, что градостроительная политика привела к тому, что через плотнозаселённые микрорайоны города пролегают крупные автомагистрали, жилые здания находятся рядом с проезжей частью без возможностей увеличения ширины магистралей. Всё это, в большинстве случаев, не только не соответствует современным нормативам транспортной инфраструктуры, но не обеспечивает достаточную пропускную способность, надёжную защиту населения, проживающего в непосредственной близости от крупных автомагистралей от выхлопных газов и шума.
4) Не хватает автобусов. Сегодня в пределах Белгородской агломерации действуют около 100 маршрутов общественного транспорта, из них 35 – в областном центре, 65 пригородных, а также 9 троллейбусных. В перевозках задействовано 727 автобусов, в том числе 116 – большой вместимости, и 78 троллейбусов. Но их всё равно недостаточно33.
Отладить работу общественного транспорта взялись специалисты ведущей градостроительной организации Белоруссии совместно с учёными Белгородского технологического университета. Согласно подсчётам специалистов, для решения проблемы количество городского транспорта к 2020 году нужно увеличить примерно вдвое.
5) Необходимо улучшить работу городского транспорта, создать единую диспетчерскую службу, чтобы точнее контролировать интервал движения и самих перевозчиков34.
6) Городская пассажирская транспортная система города значительно перенасыщена транспортными средствами малой вместимости, что приводит к
снижению экономической эффективности работы маршрутов. В результате,
увеличение количества транспортных средств по проспекту Б.Хмельницкого и ул. Щорса приводит к значительному снижению пропускной способности участков этих магистралей. В результате этого в этих местах наблюдается возникновение заторов транспортных средств, влекущих за собой увеличение объемов вредных выбросов в атмосферу, увеличение вероятности возникновения ДТП.