Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 06:31, курсовая работа
Целью моей работы является, изучение понятия народовластия как основы Конституционного строя РФ, особенности его реализации и анализ форм народовластия. Задачи:
Рассмотрение сущности и конституционных основ народовластия;
Определить формы народовластия;
Рассмотреть непосредственную (прямую) демократию и ее формы (институты);
Изучить представительную демократию;
Рассмотреть наиболее важные формы волеизъявления народа.
Введение
1.Народовластие:понятие, сущность
-Народовластие в научной литературе
-сущность народовластия
2.Основные виды народовластия
-непосредственная демократия
-представительная демократия
Заключение
Библиографический список
Министерство образования и науки РФ
Читинский институт (филиал)
федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Байкальский государственный университет
экономики и права»
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Народовластие как основа конституционного строя РФ
Курсовая работа по
Конституционному (государственному)
праву России
Борисова О.П
Гр.ЮР-12-3
Чита – 2013 г.
Оглавление
Введение
I. Народовластие: понятие, сущность
1.1 Народовластие в научной литературе
1.2 Сущность народовластия
II. Основные виды народовластия в РФ
2.1 Непосредственная демократия
2.2 Представительная демократия
Заключение
Библиографический список
Введение
На Руси народовластие зародилось раньше княжеского правления. Как свидетельствуют летописи, до установления княжеской власти народные собрания были "древним обыкновением в городах, доказывали участие граждан в правлении и могли давать им смелость, неизвестную в державах строго неограниченного единовластия". То есть, народ славянский, хотя и покорился князьям, но сохранил некоторые вольности и в делах и опасностях государственных сходился на общий совет.
В XX в. слово народовластие (демократия) стало, пожалуй, самым популярным. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Понятие демократии как народовластия является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, предполагающем построение категории исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность. Из-за своего ценностного содержания демократия является столь популярной .
Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть упорядочивает социальные отношения с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха и т.д.
Сущность власти заключается в
ее способности придавать
Основной целью осуществления народовластия в России является создание такого механизма власти, который может обеспечить нормальное функционирование в соответствии с волей многонационального народа органов представительной демократии, а также непосредственное принятие самим народом решений по важнейшим вопросам жизни государства и общества.
Конституция РФ, закрепив положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ, устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (п. 3 ст. 3 Конституции РФ). Данное положение включено в главу об основах конституционного строя Российской Федерации.
Демократия (греч. demokratia - власть народа) - форма политического строя, основанного на принципах народовластия, свободы и равенства. Демократия предполагает признание принципа подчинения меньшинства большинству, выборность основных органов государственной власти, ведущую роль представительных выборных органов власти в системе государственных учреждений, равноправие граждан, наличие широких политических и социальных прав и свобод и т.д. Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах: - непосредственно; - в представительных формах.
Целью моей работы является, изучение понятия народовластия как основы Конституционного строя РФ, особенности его реализации и анализ форм народовластия.
Задачи:
Объектом моего исследования являются общественные отношения, которые в той или иной степени затрагивают выбранную мной тему. В процессе написания работы были проанализированы такие источники как: Конституция РФ, декларация прав и свобод человека и гражданина, Федеральные законы и другие.
Методология исследования тесно связана с поставленными в курсовой работе целями и задачами. В основе методологии лежит совокупность общенаучных методов, а также принцип объективности и системности изучения предмета.
Использование в работе таких общенаучных
методов, как анализ и синтез, сравнение
и аналогия, позволило структурировать
суждения авторов с точки зрения
данной проблематики, и выявить общее
и различное в их взглядах; а
также сделать собственные
I. Народовластие: понятие, сущность
1.1 Народовластие в научной литературе
Демократия - одна из основных форм правления,
политической и социальной организации
общества, государства и власти,
развивающийся и
Так же как и демократия, понятие "народ" имеет множество определений. В словаре Ушакова народ - это "население, объединенное принадлежностью к одному государству; жители страны"2. У В. Даля народ имеет более обширную трактовку - "люд, народившийся на данном пространстве; люди вообще; жители страны, говорящие на одном языке; обыватели государства, страны, состоящие под одним управлением; чернь, простолюдье, низшие, податные сословия"…
Наиболее объективной
В отечественной научной
Это не означает, разумеется, что из поля
зрения отечественных исследователей
выпадают другие стороны и проявления
демократии. Рассматривая ее под разными
углами зрения и с позиций различных наук
— философии, социологии, истории, политологии
и др., — многие авторы, например, определяют
демократию как особый политический режим,
как некий атрибут государства, «характеризующийся
принадлежностью народу всей полноты
власти, реальной возможностью трудящихся
управлять обществом и государством через
созданные и контролируемые ими государственные
и общественные организации...»
У такого сложного, многостороннего и
нередко внутренне противоречивого явления
и понятия, как демократия, нет и не может
быть простого и к тому же «единственно
правильного» определения. Исходное же
определение демократии как народовластия
или формы государства не может в полной
мере удовлетворить ни теоретические
(интеллектуальные) потребности общества
или его отдельных представителей, ни
их практические запросы. Ибо представление
о демократии как о форме государства
является весьма односторонним, а представление
о ней как о народовластии — слишком общим,
непременно требующим определенной детализации
и «расшифровки».
В самом деле, можно ли ограничиться пониманием
и толкованием демократии как народовластия,
если одно из его слагаемых — «народ»
в условиях рабовладельческого строя
«исключал», согласно официальному о нем
представлению, из своего состава такую
огромную часть населения, как рабы? В
условиях феодального строя из него «исключались»
крепостные крестьяне. В современных же
условиях, в соответствии, например, с
широко распространенным в мире марксистским
пониманием «народа», из его состава исключаются
господствующие в обществе «эксплуататорские
группы и классы». Понятием «народ» при
таком подходе охватываются лишь те социальные
слои, группы и классы, «которые по своему
объективному положению способны участвовать
в решении задач прогрессивного развития
общества». Это главным образом трудящиеся
массы - «творец истории, ведущая сила
коренных общественных преобразований».
Аналогично дело обстоит и со второй составной
частью демократии как народовластия
— с «властью», которая в одних случаях
сводится главным образом только к государственному
феномену (государственная власть, законодательная,
исполнительная, судебная власть). В других
случаях — к более широкому, политическому
феномену (политическая власть в обществе).
А в иных случаях власть, а вместе с ней
и демократия ассоциируются со всем обществом,
со всей общественной, а точнее — общественно-политической,
властью.
Отсутствие единого или хотя бы достаточно
общего представления о демократии - ее
понятии, сущности и содержании — открывает
огромные возможности для произвольного
ее толкования и именования демократическими
всех тех государств, правящих режимов
и политических систем, которые по сути
никогда не были таковыми. Чтобы убедиться
в этом, достаточно сказать, что в современную
эпоху, именуемую эпохой демократии, не
было и нет такого государства или правящего
режима, которые не причисляли бы себя
к народным, демократическим, действующим
от имени всех своих граждан и в ᴎʜҭересах
всех.
Это говорит о многом, и прежде всего о
том, что во избежание злоупотребления
демократией и в целях ее более рационального
и эффективного использования, не имея
ее единого определения, весьма важным
является выработать о ней хотя бы общее
представление. Последнее может складываться
из выработанных веками и подтвержденных
самой жизнью признаков и черт демократии.
В их широком спектре необходимо выделить
прежде всего следующие.
1.Демократия всегда ассоциируется с народом,
его волей и ᴎʜҭересами - с народовластием.
Понятие народа, власти, а следовательно,
и демократии имеет преходящий, исторический
характер.
По мере развития общества, государства
и права меняются не только представления
о народе и власти, но и об ассоциирующейся
с ними демократии, а также о ее идеологах
и сторонниках — демократах.
Небезынтересно и весьма поучительно
было бы в этом плане сравнить современное
представление о демократии и демократах
или о тех, кто называет себя таковыми,
с первоначальным представлением о ней
и об этих людях.
2.Демократия в реальной жизни выступает
как сложное и многогранное явление, материализующееся
в самых различных сферах жизни и имеющее
поистине бесчисленные пути и способы
своего проявления.
Она отнюдь не сводится лишь к политической
сфере жизни общества или государства,
как это иногда трактуется в литературе,
а распространяется также и на другие
сферы — экономическую, социальную, культурную,
научную, идеологическую. В зависимости
от того, в каких сферах жизни общества
и деятельности государства проявляется
демократия, обычно говорят и о соответствующих
видах демократии. Например, если демократические
принципы, нормы и идеи реализуются в политической сфере
жизни общества и государства, то, несомненно,
в данном случае речь идет о политической
демократии. Когда же они проявляются
в сфере экономики, социальной сфере жизни
общества или же в области идеологии, то,
соответственно, имеется в виду экономическая,
социальная и «идеологическая» демократия.
В частности, по отношению к субъекту государственной
и общественной власти - народу демократия
выступает как максимальное проявление
его воли, устремлений и ᴎʜҭересов, а также
как их характеристика. Применительно
к непосредственным носителям этой власти
— государственным, партийным и общественным
органам и организациям демократия выступает
как их соответствующая форма или принцип
организации. По отношению к процессу
осуществления государственной и общественной
власти демократия проявляется как совокупность
соответствующих методов и способов властвования,
т. е. как соответствующий режим. Наконец,
по отношению к объекту проявления власти
— отдельным гражданам, юридическим лицам,
социальным слоям, группам, классам, ассоциациям
и организациям демократия выступает
в виде их соответствующего статуса, режима
их жизнедеятельности, широкого круга
конституционно закрепленных прав и свобод.
К сказанному следует добавить, что политический
и идеологический плюрализм, многопартийность,
признание принципа разделения властей,
решение вопросов большинством голосов,
выборность, сменяемость и подотчетность
государственных органов народу и многое
другое в таком же духе — это все также
есть не что иное, как пути и способы проявления
всего того, что именуется демократией.
3. Исходя из взаимосвязи и взаимодействия
различных сфер «приложения» и видов демократии,
а также различных путей, форм и способов
ее проявления, о демократии как явлении
в каждой отдельно взятой стране можно
говорить не как о случайном наборе демократических
проявлений, институтов и учреждений,
а как о некой их системе.
Составными частями или структурными
элементами такой системы, в зависимости
от аспекта исследования, а также от уровня
рассматриваемой системы, могут выступать,
например, отдельные разновидности демократии
— демократия внутрипартийная, государственная,
профсоюзная и т. д. Они проявляются как
первичные (по своему объему, содержанию,
месту в системе и социальному назначению)
элементы, непосредственно образующие
общую систему демократии и выступающие,
в свою очередь, по отношению к ней как
подсистемы.
Кроме выделения первичных элементов
общей системы демократии возможно также
выделение и ее вторичных элементов, которые
непосредственно образуют в результате
своей взаимосвязи и взаимодействия частные
системы (подсистемы) демократии. В качестве
такого рода вторичных элементов общей
системы демократии можно назвать, например,
на уровне рассмотрения форм внутренней
организации и внешнего проявления демократии,
различные демократические (партийные,
государственные и общественные) институты
и учреждения; на уровне содержания демократии
— соответственно ее различные принципы
(выборность, подотчетность, гласность,
сменяемость, коллективность руководства
и др.), традиции демократии, различные
социальные нормы, конституирующие демократические
институты и учреждения и содержащие в
себе демократические права и свободы
граждан. Используя аналогию с другими
социальными системами (и, в частности,
с политической системой, теория которой
считается достаточно разработанной),
в общей системе демократии можно выделить
в качестве самостоятельных элементов
также и взаимодействия субъектов демократии,
их общественно-политическую активность
и фактические отношения, возникающие
между ними в процессе реализации их прав
и свобод, при проведении в жизнь принципов
демократии.
4. В реальной действительности у разделяющих
различные, а тем более несовместимые
друг с другом ценности и интересы слоев
общества нет и не может быть общих для
всех идеалов демократии. У каждого из
них свои идеалы, свое представление о
гуманизме и справедливости в установлении
и осуществлении власти, о «подлинной»
демократии.
По-другому, было бы губительным для общества
и государства, именуемых демократическими,
если бы не было для всех хотя бы формального
равенства, если бы открыто доминировали
во время формирования государственных
органов и их деятельности люди, «имеющие
много имущества». Для поддержания единства
общества и государства не только принудительными,
но и поощрительными, идеологическими
мерами раньше, и особенно в современных
условиях, требуется хотя бы иллюзия равноправия
всех социальных слоев и классов, иллюзия
одинакового их доступа к создаваемому
всем обществом богатству и к рычагам
управления государством.
1.2 Сущность народовластия
Статья 3 Конституции РФ гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». И далее: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие – «демократия» в переводе с древнегреческого).
Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.
С юридической точки зрения
понятие «народ»
Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть – явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.
Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым, государственным аппаратом.4
Основой любого разговора о суверенитете
является категория «народный
Государственный суверенитет производен от народного суверенитета и является его логическим продолжением, служит тому, чтобы никакие внутренние и внешние силы не препятствовали выражению воли народа; тем самым государство становится защитником интересов народа, в том числе и на международной арене.
Суверенитет народа - это первоисточник
власти. Воля народа, выраженная в юридически
релевантных формах, является подлинным
и единственным базисом государства,
от нее исходит мандат на устройство
и любые изменения формы
Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в ст. 3. - Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".
Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
В условиях народовластия осуществление
власти конституируется, легитимируется
и контролируется народом, т.е. гражданами
государства, поскольку она выступает
в формах самоопределения и
II. Основные виды народовластия в РФ
2.1 Непосредственная демократия
Непосредственная демократия –
форма непосредственного
Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации", референдум - это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.
В референдуме Российской Федерации
имеет право участвовать каждый
гражданин РФ, достигший на день
референдума Российской Федерации
18 лет. В то же время не имеют право
участвовать в референдуме
Референдум Российской Федерации проводится по инициативе:
Информация о работе Народовластие как основа конституционного строя РФ