Народовластие как основа конституционного строя РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 06:31, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является, изучение понятия народовластия как основы Конституционного строя РФ, особенности его реализации и анализ форм народовластия. Задачи:
Рассмотрение сущности и конституционных основ народовластия;
Определить формы народовластия;
Рассмотреть непосредственную (прямую) демократию и ее формы (институты);
Изучить представительную демократию;
Рассмотреть наиболее важные формы волеизъявления народа.

Содержание работы

Введение
1.Народовластие:понятие, сущность
-Народовластие в научной литературе
-сущность народовластия
2.Основные виды народовластия
-непосредственная демократия
-представительная демократия
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая окончательный.docx

— 66.81 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Читинский институт (филиал)

федерального государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования

«Байкальский государственный  университет

экономики и права»

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Народовластие как основа конституционного строя РФ

Курсовая работа по

 Конституционному (государственному)

 праву России

 

 

 

 

 

 

 

                                        Научный руководитель: доцент

                                                                               кафедры ГПД ЧИ БГУЭП

Борисова  О.П

                                                      

                                                                                    Студент: Ходковая Дарья Владимировна 

Гр.ЮР-12-3

                                                                                     

 

 

 

 

Чита  – 2013 г.

Оглавление

Введение

I. Народовластие: понятие, сущность

1.1 Народовластие в научной литературе

1.2 Сущность народовластия

II. Основные виды народовластия в РФ

2.1 Непосредственная демократия

2.2 Представительная демократия

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На Руси народовластие зародилось раньше княжеского правления. Как свидетельствуют  летописи, до установления княжеской  власти народные собрания были "древним  обыкновением в городах, доказывали участие граждан в правлении  и могли давать им смелость, неизвестную  в державах строго неограниченного  единовластия". То есть, народ славянский, хотя и покорился князьям, но сохранил некоторые вольности и в делах  и опасностях государственных сходился на общий совет.

В XX в. слово народовластие (демократия) стало, пожалуй, самым популярным. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Понятие демократии как народовластия является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, предполагающем построение категории исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность. Из-за своего ценностного содержания демократия является столь популярной .

Общество как сложная система  взаимодействия индивидов, групп, организаций  нуждается в управлении, регуляции  и согласовании человеческих интересов  и действий. Власть упорядочивает  социальные отношения с помощью  различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха и т.д.

Сущность власти заключается в  ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность.

Основной целью осуществления  народовластия в России является создание такого механизма власти, который может обеспечить нормальное функционирование в соответствии с  волей многонационального народа органов представительной демократии, а также непосредственное принятие самим народом решений по важнейшим вопросам жизни государства и общества.

Конституция РФ, закрепив положение  о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ, устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и  свободные выборы» (п. 3 ст. 3 Конституции  РФ). Данное положение включено в  главу об основах конституционного строя Российской Федерации.

Демократия (греч. demokratia - власть народа) - форма политического строя, основанного  на принципах народовластия, свободы  и равенства. Демократия предполагает признание принципа подчинения меньшинства  большинству, выборность основных органов  государственной власти, ведущую  роль представительных выборных органов  власти в системе государственных  учреждений, равноправие граждан, наличие  широких политических и социальных прав и свобод и т.д.  Суверенная воля народа может быть выражена в  двух основных формах: - непосредственно; - в представительных формах.

Целью моей работы является, изучение понятия народовластия как основы Конституционного строя РФ, особенности его реализации и анализ форм народовластия.

Задачи:

    • Рассмотрение сущности и конституционных основ народовластия;
    • Определить формы народовластия;
    • Рассмотреть непосредственную (прямую) демократию и ее формы (институты);
    • Изучить представительную демократию;
    • Рассмотреть наиболее важные формы волеизъявления народа.

Объектом моего исследования являются общественные отношения, которые в той или иной степени затрагивают выбранную мной тему. В процессе написания работы были проанализированы такие источники как: Конституция РФ, декларация прав и свобод человека и гражданина, Федеральные законы и другие.

Методология исследования тесно связана с поставленными в курсовой работе целями и задачами. В основе методологии лежит совокупность общенаучных методов, а также принцип объективности и системности изучения предмета.

Использование в работе таких общенаучных  методов, как анализ и синтез, сравнение  и аналогия, позволило структурировать  суждения авторов с точки зрения данной проблематики, и выявить общее  и различное в их взглядах; а  также сделать собственные выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 I. Народовластие: понятие, сущность

1.1 Народовластие в  научной литературе

Демократия - одна из основных форм правления, политической и социальной организации  общества, государства и власти, развивающийся и прогрессирующий  в истории политический режим, обычно связанный с республиканской  формой государства. Демократия, демократизация и демократичность не одно и то же; демократизм - это характеристика режима, способов правления, применяемых  методов, образ политических отношений  и поведения власти. Поэтому демократическими, в принципе, могут быть не только республиканские, но и монархические  государства, особенно современные, в  которых монархия играет номинальную  роль. Отсюда и общее наименование демократии для государств разных политических форм правления, но со сходными режимами1.

Так же как и демократия, понятие "народ" имеет множество определений. В словаре Ушакова народ - это "население, объединенное принадлежностью  к одному государству; жители страны"2. У В. Даля народ имеет более обширную трактовку - "люд, народившийся на данном пространстве; люди вообще; жители страны, говорящие на одном языке; обыватели государства, страны, состоящие под одним управлением; чернь, простолюдье, низшие, податные сословия"…

Наиболее объективной представляется определение народа, данное в Политической энциклопедии: " народ - многозначный термин, которым обозначаются все  общности людей. В широком смысле народ - это всё население страны. В политологическом смысле народ - совокупность граждан, рассматриваемая через призму определенной системы власти и государственного устройства"…3

В отечественной научной литературе при рассмотрении понятия и содержания демократии авторы исходят, так же как  и в западных источниках, из традиционного представления о ней как о народовластии. Но в отличие от первых основной акцент при ее определении зачастую ставится не на правах и свободах граждан или на других ее атрибутах, таких как участие граждан в управлении делами общества и государства, а на особом характере формы государства. Демократия, говорится в связи с этим в Энциклопедическом словаре, — это есть не что иное, как «форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод». 
Это не означает, разумеется, что из поля зрения отечественных исследователей выпадают другие стороны и проявления демократии. Рассматривая ее под разными углами зрения и с позиций различных наук — философии, социологии, истории, политологии и др., — многие авторы, например, определяют демократию как особый политический режим, как некий атрибут государства, «характеризующийся принадлежностью народу всей полноты власти, реальной возможностью трудящихся управлять обществом и государством через созданные и контролируемые ими государственные и общественные организации...» 
У такого сложного, многостороннего и нередко внутренне противоречивого явления и понятия, как демократия, нет и не может быть простого и к тому же «единственно правильного» определения. Исходное же определение демократии как народовластия или формы государства не может в полной мере удовлетворить ни теоретические (интеллектуальные) потребности общества или его отдельных представителей, ни их практические запросы. Ибо представление о демократии как о форме государства является весьма односторонним, а представление о ней как о народовластии — слишком общим, непременно требующим определенной детализации и «расшифровки». 
В самом деле, можно ли ограничиться пониманием и толкованием демократии как народовластия, если одно из его слагаемых — «народ» в условиях рабовладельческого строя «исключал», согласно официальному о нем представлению, из своего состава такую огромную часть населения, как рабы? В условиях феодального строя из него «исключались» крепостные крестьяне. В современных же условиях, в соответствии, например, с широко распространенным в мире марксистским пониманием «народа», из его состава исключаются господствующие в обществе «эксплуататорские группы и классы». Понятием «народ» при таком подходе охватываются лишь те социальные слои, группы и классы, «которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества». Это главным образом трудящиеся массы - «творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований». 
Аналогично дело обстоит и со второй составной частью демократии как народовластия — с «властью», которая в одних случаях сводится главным образом только к государственному феномену (государственная власть, законодательная, исполнительная, судебная власть). В других случаях — к более широкому, политическому феномену (политическая власть в обществе). А в иных случаях власть, а вместе с ней и демократия ассоциируются со всем обществом, со всей общественной, а точнее — общественно-политической, властью. 
Отсутствие единого или хотя бы достаточно общего представления о демократии - ее понятии, сущности и содержании — открывает огромные возможности для произвольного ее толкования и именования демократическими всех тех государств, правящих режимов и политических систем, которые по сути никогда не были таковыми. Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что в современную эпоху, именуемую эпохой демократии, не было и нет такого государства или правящего режима, которые не причисляли бы себя к народным, демократическим, действующим от имени всех своих граждан и в ᴎʜҭересах всех. 
Это говорит о многом, и прежде всего о том, что во избежание злоупотребления демократией и в целях ее более рационального и эффективного использования, не имея ее единого определения, весьма важным является выработать о ней хотя бы общее представление. Последнее может складываться из выработанных веками и подтвержденных самой жизнью признаков и черт демократии. В их широком спектре необходимо выделить прежде всего следующие. 
1.Демократия всегда ассоциируется с народом, его волей и ᴎʜҭересами - с народовластием. Понятие народа, власти, а следовательно, и демократии имеет преходящий, исторический характер. 
По мере развития общества, государства и права меняются не только представления о народе и власти, но и об ассоциирующейся с ними демократии, а также о ее идеологах и сторонниках — демократах. 
Небезынтересно и весьма поучительно было бы в этом плане сравнить современное представление о демократии и демократах или о тех, кто называет себя таковыми, с первоначальным представлением о ней и об этих людях. 
2.Демократия в реальной жизни выступает как сложное и многогранное явление, материализующееся в самых различных сферах жизни и имеющее поистине бесчисленные пути и способы своего проявления. 
Она отнюдь не сводится лишь к политической сфере жизни общества или государства, как это иногда трактуется в литературе, а распространяется также и на другие сферы — экономическую, социальную, культурную, научную, идеологическую. В зависимости от того, в каких сферах жизни общества и деятельности государства проявляется демократия, обычно говорят и о соответствующих видах демократии. Например, если демократические принципы, нормы и идеи реализуются в политической сфере жизни общества и государства, то, несомненно, в данном случае речь идет о политической демократии. Когда же они проявляются в сфере экономики, социальной сфере жизни общества или же в области идеологии, то, соответственно, имеется в виду экономическая, социальная и «идеологическая» демократия. 
В частности, по отношению к субъекту государственной и общественной власти - народу демократия выступает как максимальное проявление его воли, устремлений и ᴎʜҭересов, а также как их характеристика. Применительно к непосредственным носителям этой власти — государственным, партийным и общественным органам и организациям демократия выступает как их соответствующая форма или принцип организации. По отношению к процессу осуществления государственной и общественной власти демократия проявляется как совокупность соответствующих методов и способов властвования, т. е. как соответствующий режим. Наконец, по отношению к объекту проявления власти — отдельным гражданам, юридическим лицам, социальным слоям, группам, классам, ассоциациям и организациям демократия выступает в виде их соответствующего статуса, режима их жизнедеятельности, широкого круга конституционно закрепленных прав и свобод. 
К сказанному следует добавить, что политический и идеологический плюрализм, многопартийность, признание принципа разделения властей, решение вопросов большинством голосов, выборность, сменяемость и подотчетность государственных органов народу и многое другое в таком же духе — это все также есть не что иное, как пути и способы проявления всего того, что именуется демократией. 
3. Исходя из взаимосвязи и взаимодействия различных сфер «приложения» и видов демократии, а также различных путей, форм и способов ее проявления, о демократии как явлении в каждой отдельно взятой стране можно говорить не как о случайном наборе демократических проявлений, институтов и учреждений, а как о некой их системе. 
Составными частями или структурными элементами такой системы, в зависимости от аспекта исследования, а также от уровня рассматриваемой системы, могут выступать, например, отдельные разновидности демократии — демократия внутрипартийная, государственная, профсоюзная и т. д. Они проявляются как первичные (по своему объему, содержанию, месту в системе и социальному назначению) элементы, непосредственно образующие общую систему демократии и выступающие, в свою очередь, по отношению к ней как подсистемы. 
Кроме выделения первичных элементов общей системы демократии возможно также выделение и ее вторичных элементов, которые непосредственно образуют в результате своей взаимосвязи и взаимодействия частные системы (подсистемы) демократии. В качестве такого рода вторичных элементов общей системы демократии можно назвать, например, на уровне рассмотрения форм внутренней организации и внешнего проявления демократии, различные демократические (партийные, государственные и общественные) институты и учреждения; на уровне содержания демократии — соответственно ее различные принципы (выборность, подотчетность, гласность, сменяемость, коллективность руководства и др.), традиции демократии, различные социальные нормы, конституирующие демократические институты и учреждения и содержащие в себе демократические права и свободы граждан. Используя аналогию с другими социальными системами (и, в частности, с политической системой, теория которой считается достаточно разработанной), в общей системе демократии можно выделить в качестве самостоятельных элементов также и взаимодействия субъектов демократии, их общественно-политическую активность и фактические отношения, возникающие между ними в процессе реализации их прав и свобод, при проведении в жизнь принципов демократии. 
4. В реальной действительности у разделяющих различные, а тем более несовместимые друг с другом ценности и интересы слоев общества нет и не может быть общих для всех идеалов демократии. У каждого из них свои идеалы, свое представление о гуманизме и справедливости в установлении и осуществлении власти, о «подлинной» демократии. 
По-другому, было бы губительным для общества и государства, именуемых демократическими, если бы не было для всех хотя бы формального равенства, если бы открыто доминировали во время формирования государственных органов и их деятельности люди, «имеющие много имущества». Для поддержания единства общества и государства не только принудительными, но и поощрительными, идеологическими мерами раньше, и особенно в современных условиях, требуется хотя бы иллюзия равноправия всех социальных слоев и классов, иллюзия одинакового их доступа к создаваемому всем обществом богатству и к рычагам управления государством. 

1.2 Сущность народовластия

Статья 3 Конституции РФ гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». И далее: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие – «демократия» в переводе с древнегреческого).

Каждая из двух категорий «народ»  и «власть», составляющих понятие  «народовластие», сложна и требует  специального рассмотрения.

 С юридической точки зрения  понятие «народ» отождествляется  с понятием «граждане» и определяется  как принадлежность данной, ассоциированной  в рамках единого государства  совокупности людей к соответствующему  государству. Народ образует физический  субстрат государства.

Власть есть возможность распоряжаться  или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть – явление социальное. Она возникает  вместе с возникновением общества и  существует во всяком обществе, поскольку  всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

Государственная власть не совпадает  непосредственно с населением и  осуществляется особым, государственным  аппаратом.4

Основой любого разговора о суверенитете является категория «народный суверенитет». Что это? Народный суверенитет - это  народовластие, принадлежность народу всей власти в обществе и государстве. Именно полновластие народа должно соединить  такие понятия, как суверенитет  и демократия. В конце концов, изначально демократия и означает власть народа, а суверенитет позволяет  придать этой власти такое качество, как верховенство - ничего нет и  не может быть выше власти народа.5

Государственный суверенитет производен от народного суверенитета и является его логическим продолжением, служит тому, чтобы никакие внутренние и  внешние силы не препятствовали выражению  воли народа; тем самым государство  становится защитником интересов народа, в том числе и на международной  арене.

Суверенитет народа - это первоисточник  власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным  и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной  власти. Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами  человека и гражданина. В этом его  гуманистическая сущность. Народ  никогда не бывает един в своих  целях, ибо различны интересы его  социальных групп, поэтому отличить реализацию суверенитета народа от эгоистических  устремлений к власти опытных  демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени. Отсюда исключительна важность правовой детализации принципа суверенитета народа, создание надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни.

Конституция РФ закрепляет прерогативу  многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это  означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. "Никто  не может присваивать власть в  Российской Федерации, - указывается  в ст. 3. - Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а  также свободное осуществление  народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными  интересами.

В условиях народовластия осуществление  власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает  в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых  могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства  и способ правления превращается таким образом в организационный  принцип обладания властью и  ее осуществления, определяющий, что  решение любых государственных  задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей  от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической  легитимации является базовым в  понимании демократии.

 

 

 

 

II. Основные виды народовластия в РФ

2.1 Непосредственная  демократия

Непосредственная демократия –  форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, – указывается в  Конституции Российской Федерации (ст. 3), – являются референдум и свободные  выборы». Иными формами проявления непосредственной демократии являются: собрания, митинги, пикеты, отзыв депутата; правотворческая инициатива; сход граждан; публичные слушания.

Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. "О референдуме  Российской Федерации", референдум - это всенародное голосование  граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

В референдуме Российской Федерации  имеет право участвовать каждый гражданин РФ, достигший на день референдума Российской Федерации 18 лет. В то же время не имеют право  участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными  или содержащиеся в местах лишения  свободы по приговору суда.[4]

Референдум Российской Федерации  проводится по инициативе:

  • не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме;
  • Конституционного Собрания в случае, когда оно выносит на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Народовластие как основа конституционного строя РФ