Народовластие как основа конституционного строя РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 06:31, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является, изучение понятия народовластия как основы Конституционного строя РФ, особенности его реализации и анализ форм народовластия. Задачи:
Рассмотрение сущности и конституционных основ народовластия;
Определить формы народовластия;
Рассмотреть непосредственную (прямую) демократию и ее формы (институты);
Изучить представительную демократию;
Рассмотреть наиболее важные формы волеизъявления народа.

Содержание работы

Введение
1.Народовластие:понятие, сущность
-Народовластие в научной литературе
-сущность народовластия
2.Основные виды народовластия
-непосредственная демократия
-представительная демократия
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая окончательный.docx

— 66.81 Кб (Скачать файл)

В течение 15 дней с момента принятия документов проводится проверка правильности их оформления и достоверности содержащихся в них сведений.

Отказ в принятии документов не является препятствием для повторной подачи документов при условии устранения нарушений, послуживших основанием для отказа. Проект муниципального правового акта подлежит рассмотрению органом городского в течение трех месяцев со дня его внесения, в порядке, установленном для рассмотрения проектов соответствующих муниципальных правовых актов.

Представителям инициативной группы граждан могут изложить свою позицию при рассмотрении проекта муниципального правового акта не позднее, чем за 7 дней до дня рассмотрения извещаются о дате, месте и времени рассмотрения по адресу, указанному представителями инициативной группы в качестве контактного.

По результатам рассмотрения проекта  муниципального правового акта органом  городского самоуправления или должностным  лицом городского самоуправления выносится  мотивированное решение, которое в  письменной форме доводится до сведения внесшей его инициативной группы граждан, а также не позднее чем  через 10 дней с момента его принятия должно быть опубликовано в средствах  массовой информации.8

Во Всеобщей декларации прав человека предусматривается, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций» (ч. 1 ст. 20). Содержанием свободы собраний охватывается право: а) собираться мирно без оружия; б) проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. В ст. 31 Конституции РФ закреплено право законно, публично участвовать в обсуждении вопросов, имеющих общественное значение, выражать поддержку или протест проводимой властью политике, публично оглашать собственную позицию по этим вопросам. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны гарантировать свободу собраний, иных публичных мероприятий. Российским действующим законодательством реализация данного права оговорена рядом условий: публичные мероприятия должны преследовать мирные цели, создавать препятствия нормальному функционированию организаций, осуществление публичных мероприятий не должно нарушать права и свободы других лиц, совершать действия, направленные против частной собственности, и др.9

Законодательство Российской Федерации  о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах  и нормах международного права, международных  договорах Российской Федерации  и  Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.10

- публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

- собрание - совместное присутствие  граждан в специально отведенном  или приспособленном для этого  месте для коллективного обсуждения  каких-либо общественно значимых  вопросов;

- митинг - массовое присутствие  граждан в определенном месте  для публичного выражения общественного  мнения по поводу актуальных  проблем преимущественно общественно-политического  характера;

- демонстрация - организованное публичное  выражение общественных настроений  группой граждан с использованием  во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств  наглядной агитации;

- шествие - массовое прохождение  граждан по заранее определенному  маршруту в целях привлечения  внимания к каким-либо проблемам;

- пикетирование - форма публичного  выражения мнений, осуществляемого  без передвижения и использования  звукоусиливающих технических средств  путем размещения у пикетируемого  объекта одного или более граждан,  использующих плакаты, транспаранты  и иные средства наглядной  агитации;

Организатором демонстраций, шествий  и пикетирования может быть один или несколько граждан РФ, достигших  возраста 18 лет; митингов и собраний – один или несколько граждан  РФ достигших 16 лет; политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Организаторами не могут быть граждане РФ: недееспособные или ограниченно  дееспособные; лица, содержащиеся в  местах лишения свободы по приговору  суда; общественные объединения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Организатор публичного мероприятия  обязан:

1) подать в орган исполнительной  власти субъекта Российской Федерации  или орган местного самоуправления  уведомление о проведении публичного мероприятия;

2) не позднее чем за три  дня до дня проведения публичного  мероприятия (за исключением собрания  и пикетирования, проводимого  одним участником) информировать  орган исполнительной власти  субъекта Российской Федерации  или орган местного самоуправления  в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об  изменении места и (или) времени  проведения публичного мероприятия,  указанных в уведомлении о  проведении публичного мероприятия;

3) обеспечивать соблюдение условий  проведения публичного мероприятия;

4) требовать от участников публичного  мероприятия соблюдения общественного  порядка и регламента проведения  публичного мероприятия. 

5) обеспечивать в пределах своей  компетенции общественный порядок  и безопасность граждан при  проведении публичного мероприятия;

6) приостанавливать публичное мероприятие  или прекращать его в случае  совершения его участниками противоправных  действий;

7) обеспечивать соблюдение нормы  предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения  публичного мероприятия;

8) обеспечивать сохранность зеленых  насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря  и другого имущества в месте  проведения публичного мероприятия;

9) довести до сведения участников  публичного мероприятия требование  уполномоченного представителя  органа исполнительной власти  субъекта Российской Федерации  или органа местного самоуправления  о приостановлении или прекращении  публичного мероприятия;

10) иметь отличительный знак  организатора публичного мероприятия.  Уполномоченное им лицо также  обязано иметь отличительный  знак.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним  участником) подается организатором  в письменной форме в орган  исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

Публичное мероприятие не может  начинаться ранее 7 часов и заканчиваться  позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Организатор публичного мероприятия  и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан.

В случае принятия решения о прекращении  публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации  или органа местного самоуправления: дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие; устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;

Если не выполняются указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия.11

 

2.2 Представительная  демократия

Представительная демократия –  осуществление народом власти через  выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь город, население, проживающее на той  или иной территории.

Выборное представительство –  важнейшее средство обеспечения  подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные  органы и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления включают в себя представительные органы, органы управления (местная администрация), а также различные органы территориального общественного самоуправления населения.

Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает в  качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ, согласно ст.80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные  собрания республик в составе  РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные  органы власти краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов. Основная особенность  этих органов состоит в том, что  они избираются непосредственно  народом и никаким другим способом формироваться не могут. В своей  совокупности они составляют систему  представительных органов государственной  власти РФ.

По действующей Конституции  Президент РФ как глава государства  напрямую не входит ни в одну из ветвей законодательной, исполнительной и  судебной власти.12

Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании.

Президент РФ является главой государства, но одновременно имеет политический мандат, вручаемый народом на всеобщих прямых выборах. Президент РФ, таким  образом, не только занимает пост главы  государства, но и является наиболее авторитетным (с правовой точки зрения) выразителем определенных политических интересов, даже не будучи партийным Президентом РФ. 13

Вступление Президента РФ в должность связано с актом принесения Президентом РФ присяги, текст которой определен в Конституции РФ. Важной характеристикой присяги является то, что она приносится народу. Присяга Президента РФ, как и всякая иная юридически закрепленная присяга, определяет те общие требования и ориентиры деятельности, которые неукоснительно должен соблюдать Президент РФ, в чем он дал клятву. Предусмотренные в ст. 93 Конституции РФ основания отрешения Президента РФ от должности связаны с нарушением присяги.

Практика показывает, что обязанность  Президента РФ гарантировать Конституцию  РФ, права и свободы человека и  гражданина воспринимается чрезвычайно  широко. Например, нередко граждане адресуют Президенту РФ свои жалобы, связанные  с несправедливыми, по их мнению, решениями  правоохранительных органов и даже судебными решениями. И при этом подчеркивают, что Президент РФ как  гарант Конституции РФ, прав человека обязан им помочь.

Президент РФ главенствует в государственной  системе. Речь идет не о его монархической  роли, не о праве принимать к  своему рассмотрению любой вопрос, подменяя законодательную, судебную, исполнительную ветви власти, а о роли обеспечителя условий, при которых все эти  институты власти способны выполнять  свое предназначение, а также о  роли верховного контролера, следящего, чтобы ни один институт власти не мог  посягнуть на прерогативы другого, не мог узурпировать власть в стране или присвоить чьи-либо властные полномочия.

У Президента РФ существует обязанность  по обеспечению условий, при которых  и осуществление, и охрана, и защита этих прав и свобод могут быть реальными, т.е. условий полноценного конституционного порядка.14

Конституционная формула «представляет  Российскую Федерацию внутри страны»  означает, что Президент РФ выступает  от имени всех федеральных властей  во взаимоотношениях прежде всего с  властными структурами субъектов  Федерации. Разумеется, представительская  роль Президента РФ не исчерпывается  взаимоотношениями с субъектами Федерации. Президент представляет Российскую Федерацию (уже в качестве суверенного государства) во взаимоотношениях со всевозможными структурами гражданского общества. Однако во всех случаях представительства  Президент РФ вправе использовать только те полномочия, которые установила для него Конституция Российской Федерации.

Президент РФ олицетворяет Российскую Федерацию как страну в международных  отношениях.

Однако, хотя Россия была учреждена  как федерация в 1918 г., ее высший представительный орган государственной власти до 1990 г. был однопалатным. Это объяснялось  тем, что РСФСР входила в состав другой Федерации - СССР, высший орган  которого сосредоточил в себе представительство  всех не только союзных республик, входящих в СССР, но и всех автономных республик, автономных областей, автономных  округов, входящих в состав всех союзных республик. Таким органом в СССР являлся  Совет национальностей Верховного Совета СССР. Только на основе Закона РСФСР «О внесении дополнений и изменений в Конституцию (Основной Закон) РСФСР» в 1989 г., которым, в частности, была учреждена новая система высших органов государственной власти в лице Съезда народных депутатов РСФСР и избираемого им Верховного Совета, впервые последний стал состоять из двух палат - Совета республики и Совета Национальностей.

Информация о работе Народовластие как основа конституционного строя РФ