Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 06:31, курсовая работа
Целью моей работы является, изучение понятия народовластия как основы Конституционного строя РФ, особенности его реализации и анализ форм народовластия. Задачи:
Рассмотрение сущности и конституционных основ народовластия;
Определить формы народовластия;
Рассмотреть непосредственную (прямую) демократию и ее формы (институты);
Изучить представительную демократию;
Рассмотреть наиболее важные формы волеизъявления народа.
Введение
1.Народовластие:понятие, сущность
-Народовластие в научной литературе
-сущность народовластия
2.Основные виды народовластия
-непосредственная демократия
-представительная демократия
Заключение
Библиографический список
Конституция 1993 г. не только сохранила двухпалатную структуру, но и внесла в нее значительные изменения.
Новые принципы двухпалатной структуры и ее отличия от двухпалатной структуры бывшего Верховного Совета состоят в следующем.
1) Палатам придано новое
2) Палаты заседают раздельно.
В Верховном Совете палаты
заседали и решали все вопросы,
3) Не предусмотрено наличие
4) За каждой из палат закреплен
самостоятельный перечень
5) В Конституции РФ нет особой статьи, закрепляющей компетенцию, вопросы ведения Федерального Собрания в целом (как это было применительно к Съезду народных депутатов и Верховному Совету).
6) Каждая из палат образует
отдельно свои комитеты и
7) Различны полномочия палат
и в сфере законотворчества. Федеральные
законы принимает
Порядок выборов депутатов
Представительным органом
Исторически двухпалатная система
построения парламентов (бикамерализм)
существовала для того, чтобы обеспечить
представительство различных
В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных государствах, когда верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам.
Однопалатные парламенты существуют примерно в половине государств Европы (Дания, Финляндия, Венгрия, Швеция). Во внутренней структуре парламентов (палат) следует выделить комитеты и комиссии (в них прорабатываются законопроекты, а потом решения выносятся на решение палаты).
Парламент (палата) - как единое целое - слишком громоздкий аппарат для эффективного обсуждения сложных проблем, если они не были предварительно подготовлены и рассмотрены более узким составом депутатов, профессионально знакомых с определенной сферой государственной деятельности.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах, в границах внутригородских территорий. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Именно населению, местному сообществу
в целом принадлежит право
самостоятельно решать вопросы, затрагивающие
интересы сообщества в целом. Граждане
обладают правом: избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления;
участвовать в референдуме; обращаться
лично, а также направлять индивидуальные
и коллективные обращения в органы
местного самоуправления; знакомиться
с документами и материалами
органов местного самоуправления, непосредственно
затрагивающими права и свободы
гражданина; участвовать в определении
структуры органов местного самоуправления;
выражать мнение по поводу изменения
границ территории местного самоуправления.
Все эти и другие права обеспечиваются
в том числе и системой местного
самоуправления, находят, в частности,
свое закрепление в уставах
Часть 2 ст. 130 Конституции РФ определяет пути осуществления местного самоуправления.
1) через прямое народное
2) через выборные органы;
3) через другие (невыборные) органы.
Однако организационные формы
сформированы бланкетно, а поэтому
в федеральных законах и
Каждый орган в пределах своей компетенции решает соответствующие вопросы местного значения самостоятельно. Органы местного самоуправления осуществляют функции публичной власти под свою ответственность.16
Экономическая основа местного самоуправления
- главная гарантия его самостоятельности.
Экономическую основу местного самоуправления
составляют находящееся в муниципальной
собственности имущество, средства
местных бюджетов, а также имущественные
права муниципальных
Государственные органы вправе наделить органы местного самоуправления государственными полномочиями, причем сделать это могут только представительные органы государства и только одним актом - законом. Передаются не функции государства, а полномочия по их исполнению и только отдельные.
Органы местного самоуправления в
соответствии с действующим
Заключение.
Глубочайший смысл заложен в самой конституционной формулировке: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». В этой конституционной норме заложен принцип российского народовластия — самый важный принцип демократического строя в России. В Конституции Российской Федерации фиксируется демократическая основа российской государственности и укрепляется понятие народовластия как конституционной основы взаимоотношений народа и государственной власти. В Российской Федерации признаны стандарты демократического международного сообщества, в частности такие акты международного права, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года. Указанные международные акты, а также российская Конституция исходят из понимания, что права и свободы человека возникают и существуют не по соизволению государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство.17 Согласно преамбуле Всеобщей декларации прав человека и Пактам о правах признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Государство опирается на позитивную регулирующую роль права и способствует реализации гражданами своих прав и свобод, берет на себя ответственность за выполнение важнейших функций (такие как выявлять частные, общественные интересы в публичные). При слабом гражданском обществе, пассивной позиции его граждан не справиться с современными проблемами дезорганизации, безответственности, коррупции, преступности, нравственного разложения общества. Высокая ответственность многонационального народа России за судьбу своей страны, общества и государства определяется не только понятием народовластия, но и понятием суверенитета народа. В Конституции само понятие «народовластие» дается в органической связи с понятием «суверенитет народа». Более того, только с народом связано употребление термина «источник власти». «Суверенитет» дословно означает «верховная власть». Им охватывается сразу три свойства государственной власти — ее единство, верховенство и действие в пределах определенной территории. Исходя из этих свойств суверенитет является признаком государства. Никакое иное территориально организованное сообщество людей суверенитетом обладать не может. Конституция Российской Федерации, раскрывая понятие народовластия, говорит о принадлежности суверенитета народу. Именно он — многонациональный народ — является источником всей государственной власти. 18
Библиографический список.
Нормативно-правовые акты
Научная литература
1 Алексеева Т. А. Демократия как идея и процесс // Вопросы философии, 1996.№6. с.21.
2 Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка
3 Политическая энциклопедия. Т.2. М.,1999. с.10.
4 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право РФ»М: «Юрист» 2001 С. 101.
5 Авакьян С. Точка отсчета - народ // Российская газета. – 2006. - №4209
6 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 243
7 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ // «Российская газета». - N 202. - 08.10.2003.
8 Постановление Череповецкой городской Думы «О Положении о правотворческой инициативе граждан в городе Череповце» от 25.10.2005 № 123 // «Голос Череповца».-29.11.2005.-№ 47
9 Червонюк В.И. Конституционное право России. Москва, 2004. С. 134
10 Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ // «Российская газета».- № 131.- 23.06.2004.
11 Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ // «Российская газета».- № 131.- 23.06.2004.
12 Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Кутафина О.Е. . М., 2003. С. 136
13 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. СПС «Гарант», 2003. С. 27
14 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. СПС «Гарант», 2003. С. 215
15 Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Кутафина О.Е. М., 2003. С. 140
16 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. СПС «Гарант», 2003. С. 327
17 Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / под ред. Иванченко А.В.. М.: «Либеральная миссия». – 2003 С.110
18 Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / под ред. Иванченко А.В.. М.: «Либеральная миссия». – 2003 С.110
Информация о работе Народовластие как основа конституционного строя РФ