Народовластие как основа конституционного строя РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 06:31, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является, изучение понятия народовластия как основы Конституционного строя РФ, особенности его реализации и анализ форм народовластия. Задачи:
Рассмотрение сущности и конституционных основ народовластия;
Определить формы народовластия;
Рассмотреть непосредственную (прямую) демократию и ее формы (институты);
Изучить представительную демократию;
Рассмотреть наиболее важные формы волеизъявления народа.

Содержание работы

Введение
1.Народовластие:понятие, сущность
-Народовластие в научной литературе
-сущность народовластия
2.Основные виды народовластия
-непосредственная демократия
-представительная демократия
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая окончательный.docx

— 66.81 Кб (Скачать файл)

Конституция 1993 г. не только сохранила  двухпалатную структуру, но и внесла в нее значительные изменения.

Новые принципы двухпалатной структуры  и ее отличия от двухпалатной структуры  бывшего Верховного Совета состоят  в следующем.

1) Палатам придано новое наименование. Палата представительства субъектов получила наименование - Совет Федерации.

2) Палаты заседают раздельно.  В Верховном Совете палаты  заседали и решали все вопросы,  как правило, совместно.

3) Не предусмотрено наличие Председателя  Федерального Собрания (такого рода  пост был присущ Верховному  Совету).

4) За каждой из палат закреплен  самостоятельный перечень вопросов  их ведения.

5) В Конституции РФ нет особой статьи, закрепляющей компетенцию, вопросы ведения Федерального Собрания в целом (как это было применительно к Съезду народных депутатов и Верховному Совету).

6) Каждая из палат образует  отдельно свои комитеты и комиссии. Ранее в Верховном Совете были  общие комитеты Верховного Совета. Палаты Федерального Собрания  могут образовывать совместные  временные комиссии для разрешения  разногласий палат по федеральным  законам.

7) Различны полномочия палат  и в сфере законотворчества. Федеральные  законы принимает Государственная  Дума РФ, а Совет Федерации РФ их одобряет.15

Порядок выборов депутатов Государственной  Думы определяется Конституцией РФ, Федеральным  законом от 20.12.2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральным законом от 12.06.02 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Представительным органом Федеральное  Собрание РФ является потому, что оно  представляет интересы всего многонационального народа России. Совет Федерации Федерального Собрания РФ является палатой, обеспечивающей представительство субъектов РФ в законодательном органе государства. Согласно Федеральному закону от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ.

Исторически двухпалатная система  построения парламентов (бикамерализм) существовала для того, чтобы обеспечить представительство различных слоев  общества. Верхняя палата была введена  для представительства аристократии в то время, как нижняя обеспечивала представительство широких слоев  населения, чем и объясняется  более демократичный характер ее деятельности.

В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в  федеративных государствах, когда верхняя  палата также обычно формируется  по политико-административным территориальным  единицам.

Однопалатные парламенты существуют примерно в половине государств Европы (Дания, Финляндия, Венгрия, Швеция). Во внутренней структуре парламентов (палат) следует выделить комитеты и комиссии (в них прорабатываются законопроекты, а потом решения выносятся на решение палаты).

Парламент (палата) - как единое целое - слишком громоздкий аппарат для  эффективного обсуждения сложных проблем, если они не были предварительно подготовлены и рассмотрены более узким  составом депутатов, профессионально  знакомых с определенной сферой государственной  деятельности.

В Федеральном законе «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах, в границах внутригородских территорий. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Именно населению, местному сообществу в целом принадлежит право  самостоятельно решать вопросы, затрагивающие  интересы сообщества в целом. Граждане обладают правом: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; участвовать в референдуме; обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; знакомиться  с документами и материалами  органов местного самоуправления, непосредственно  затрагивающими права и свободы  гражданина; участвовать в определении  структуры органов местного самоуправления; выражать мнение по поводу изменения  границ территории местного самоуправления. Все эти и другие права обеспечиваются в том числе и системой местного самоуправления, находят, в частности, свое закрепление в уставах муниципальных  образований.

Часть 2 ст. 130 Конституции РФ определяет пути осуществления местного самоуправления.

1) через прямое народное волеизъявление;

2) через выборные органы;

3) через другие (невыборные) органы.

Однако организационные формы  сформированы бланкетно, а поэтому  в федеральных законах и законах  субъектов Федерации могут быть названы и называются формы, не упомянутые в Конституции.

Каждый орган в пределах своей  компетенции решает соответствующие  вопросы местного значения самостоятельно. Органы местного самоуправления осуществляют функции публичной власти под  свою ответственность.16

Экономическая основа местного самоуправления - главная гарантия его самостоятельности. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной  собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные  права муниципальных образований. В Федеральном законе «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливаются принципиальные положения  о составе муниципального имущества.

Государственные органы вправе наделить органы местного самоуправления государственными полномочиями, причем сделать это  могут только представительные органы государства и только одним актом - законом. Передаются не функции государства, а полномочия по их исполнению и  только отдельные.

Органы местного самоуправления в  соответствии с действующим законодательством  участвуют в решении таких  вопросов, как гражданская оборона, ведение воинского учета, ведение  статистического учета, карантинное  дело, запись актов гражданского состояния  и т.д. Они наделяются некоторыми властными полномочиями в охране общественного порядка, в сфере  контроля за организациями разных форм собственности и др. По буквальному  смыслу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ государственными полномочиями наделяются именно органы местного самоуправления, а не система  в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Глубочайший смысл заложен в самой конституционной формулировке: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». В этой конституционной норме заложен принцип российского народовластия — самый важный принцип демократического строя в России. В Конституции Российской Федерации фиксируется демократическая основа российской государственности и укрепляется понятие народовластия как конституционной основы взаимоотношений народа и государственной власти. В Российской Федерации признаны стандарты демократического международного сообщества, в частности такие акты международного права, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года. Указанные международные акты, а также российская Конституция исходят из понимания, что права и свободы человека возникают и существуют не по соизволению государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство.17 Согласно преамбуле Всеобщей декларации прав человека и Пактам о правах признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Государство опирается на позитивную регулирующую роль права и способствует реализации гражданами своих прав и свобод, берет на себя ответственность за выполнение важнейших функций (такие как выявлять частные, общественные интересы в публичные). При слабом гражданском обществе, пассивной позиции его граждан не справиться с современными проблемами дезорганизации, безответственности, коррупции, преступности, нравственного разложения общества. Высокая ответственность многонационального народа России за судьбу своей страны, общества и государства определяется не только понятием народовластия, но и понятием суверенитета народа. В Конституции само понятие «народовластие» дается в органической связи с понятием «суверенитет народа». Более того, только с народом связано употребление термина «источник власти». «Суверенитет» дословно означает «верховная власть». Им охватывается сразу три свойства государственной власти — ее единство, верховенство и действие в пределах определенной территории. Исходя из этих свойств суверенитет является признаком государства. Никакое иное территориально организованное сообщество людей суверенитетом обладать не может. Конституция Российской Федерации, раскрывая понятие народовластия, говорит о принадлежности суверенитета народу. Именно он — многонациональный народ — является источником всей государственной власти. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Российская газета» № 7 - 21.01.2009.
  2. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 № 5-ФКЗ // «Российская газета».- 30.06.2004. - № 137-д.
  3. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003№ 19-ФЗ // «Российская газета».- 16.01.2003.-№ 6.
  4. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 № 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ».- 23.05.2005.- № 21, ст. 1919.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ // «Российская газета». - N 202. - 08.10.2003.
  6. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ // «Российская газета».- № 131.- 23.06.2004.
  7. Постановление Конституционного Суда № 17-П от 10.06. «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// «Российская газета» № 117.-24.06.2008.
  8. Постановление конституционного суда № 2-П от 12.04.1995 «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // «Российская газета», № 78. - 20.04.1995;  N 79. - 21.04.1995.

Научная литература

  1. Авакьян С. Точка отсчета - народ // Российская газета. – 2006. - №4209
  2. Борисов И. «Ведут ли уличные акции к прямому народовластию» // «Российская газета» - 2009. - №4854
  3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2002.
  4. Васина Д. Конституционное право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения «Право и жизнь». – 2009.-.№133
  5. Исраелян В. Место выборов в системе народовластия РФ // «Право и жизнь». – 2008.- №122
  6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право РФ»М: «Юрист» 2001
  7. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. СПС «Гарант», 2003. С. 215
  8. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Кутафина О.Е. . М., 2003
  9. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / под ред. Иванченко А.В.. М.: «Либеральная миссия». – 2003
  10. Фетисов К.  Особенности демократических основ современного Российского государства // «Право и жизнь». – 2009.-.№133
  11. Червонюк В.И. Конституционное право России. Москва, 2004. С. 93

 

1 Алексеева Т. А. Демократия как идея и процесс // Вопросы философии, 1996.№6. с.21.

2 Ушаков  Д.Н. Толковый словарь русского языка

3 Политическая энциклопедия. Т.2. М.,1999. с.10.

4 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право РФ»М: «Юрист» 2001 С. 101.

5 Авакьян С. Точка отсчета - народ // Российская газета. – 2006. - №4209

6 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 243

7 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ // «Российская газета». - N 202. - 08.10.2003.

8 Постановление Череповецкой городской Думы «О Положении о правотворческой инициативе граждан в городе Череповце» от 25.10.2005 № 123 // «Голос Череповца».-29.11.2005.-№ 47

9 Червонюк В.И. Конституционное право России. Москва, 2004. С. 134

10 Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ // «Российская газета».- № 131.- 23.06.2004.

11 Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ // «Российская газета».- № 131.- 23.06.2004.

12 Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Кутафина О.Е. . М., 2003. С. 136

13 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. СПС «Гарант», 2003. С. 27

14 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. СПС «Гарант», 2003. С. 215

15 Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Кутафина О.Е. М., 2003. С. 140

16 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. СПС «Гарант», 2003. С. 327

17 Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / под ред. Иванченко А.В.. М.: «Либеральная миссия». – 2003 С.110

18 Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / под ред. Иванченко А.В.. М.: «Либеральная миссия». – 2003 С.110


Информация о работе Народовластие как основа конституционного строя РФ