Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 06:31, курсовая работа
Целью моей работы является, изучение понятия народовластия как основы Конституционного строя РФ, особенности его реализации и анализ форм народовластия. Задачи:
Рассмотрение сущности и конституционных основ народовластия;
Определить формы народовластия;
Рассмотреть непосредственную (прямую) демократию и ее формы (институты);
Изучить представительную демократию;
Рассмотреть наиболее важные формы волеизъявления народа.
Введение
1.Народовластие:понятие, сущность
-Народовластие в научной литературе
-сущность народовластия
2.Основные виды народовластия
-непосредственная демократия
-представительная демократия
Заключение
Библиографический список
Только эти субъекты могут выдвинуть юридически значимое требование референдума.
Инициатива указанного количества
граждан реализуется в
Подготовку и проведение референдума
организуют комиссии по проведению референдума:
Центральная избирательная
На референдум Российской Федерации
в обязательном порядке выносится
вопрос о принятии новой Конституции
РФ, если Конституционное Собрание
принимает решение о вынесении
на всенародное голосование
На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.
Помимо всероссийских
Согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
- о досрочном прекращении или
продлении срока полномочий, приостановлении
осуществления полномочий
- о персональном составе
- об избрании депутатов и
должностных лиц, об
- о принятии или об изменении
соответствующего бюджета,
- о принятии чрезвычайных и
срочных мер по обеспечению
здоровья и безопасности
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Классификация референдумов осуществляется
по разным основаниям. В зависимости
от предмета референдума - выносимого
на него вопроса выделяются конституционный,
законодательный, международно-правовой
и административный референдумы. Предметом
конституционного референдума является
внесение изменений в конституцию
либо принятие нового проекта конституции.
Предметом законодательного референдума
является принятие законопроекта, внесение
изменений или отмена действующих
законов. Международно –правовой референдум
проводится для решения вопросов,
возникающих в
По характеру юридической силы
решения, принятого на референдуме,
различают консультативный и
императивный (обязательный) референдумы.
Консультативный референдум
проводится для выяснения мнения
населения по каким-либо вопросам, окончательное
решение по которым принимает
орган, инициирующий проведение референдума.
Решение, принятое на консультативном
референдуме, не имеет обязательной
силы. Решения императивного
Референдумы в зависимости от условий, необходимых для их проведения , делятся на обязательные и факультативные. Обязательный референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Например, в Японии поправки к Конституции могут быть приняты только на референдуме. Факультативные референдумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума, но предоставляет право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в своих правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.
По территориальной сфере
Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.
Главное в выборах - то, что они
являются формой осуществления гражданами
принадлежащей им власти. Наиболее
существенный признак выборов - прямое
волеизъявление граждан и выдвижение
ими из своей среды представителей
для осуществления
Для выборов как формы прямого
осуществления народовластия
Этому в полной мере соответствует
правило, согласно которому право на
участие в управлении государством,
прежде всего активное и пассивное
избирательное право, предоставляется
гражданам конкретного
Выборы государственных
Одна из форм непосредственной демократии это плебисцит. Плебисцит – голосование населения по какому-либо вопросу связанному с выражением доверия, либо недоверия государственному органу или должностному лицу, а также голосование по вопросу принадлежности той или иной территории государства осуществляемое населением данной территории.
Таким образом, из определения видим, что референдум отличается от плебисцита спецификой решаемых вопросов.
Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. К примеру, в Положении «О Положении о правотворческой инициативе граждан в городе Череповце» сказано, что Предметом правотворческой инициативы могут выступать: проект устава города; проекты решений городской Думы; проекты постановлений мэра города.
Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).6
В Положении «О Положении о правотворческой
инициативе граждан в городе Череповце»
говорится: в порядке правотворческой
инициативы могут быть внесены проекты
муниципальных правовых актов по
вопросам местного значения городского
округа, а также по вопросам осуществления
отдельных государственных
В соответствии со ст. 26 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Если нет нормативного правового акта муниципального образования, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.7
В Положении «О Положении о правотворческой инициативе граждан в городе Череповце» описана процедура реализации правотворческой инициативы граждан:
реализация правотворческой
Инициативная группа
В целях реализации правотворческой инициативы инициативная группа вносит в орган городского самоуправления или должностному лицу городского самоуправления, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта вносит документы: проект муниципального правового акта; пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия муниципального правового акта; протокол собрания (заседания), на котором было принято решение о создании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы и другие документы.
Информация о работе Народовластие как основа конституционного строя РФ