Народовластие как основа конституционного строя РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 06:31, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является, изучение понятия народовластия как основы Конституционного строя РФ, особенности его реализации и анализ форм народовластия. Задачи:
Рассмотрение сущности и конституционных основ народовластия;
Определить формы народовластия;
Рассмотреть непосредственную (прямую) демократию и ее формы (институты);
Изучить представительную демократию;
Рассмотреть наиболее важные формы волеизъявления народа.

Содержание работы

Введение
1.Народовластие:понятие, сущность
-Народовластие в научной литературе
-сущность народовластия
2.Основные виды народовластия
-непосредственная демократия
-представительная демократия
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая окончательный.docx

— 66.81 Кб (Скачать файл)

Только эти субъекты могут выдвинуть  юридически значимое требование референдума.

Инициатива указанного количества граждан реализуется в определенном порядке:

  • образуется инициативная группа для сбора подписей в поддержку такой инициативы;
  • эта группа указывает формулировку вопроса, выносимого на голосование, и собирает подписи граждан в количестве не менее двух миллионов (причем не более 10 процентов из этого числа должно приходится на один субъект федерации) в течение не более чем трех месяцев.
  • впоследствии подписанные листы, другие необходимые документы передаются в Центральную избирательную комиссию, которая направляет соответствующие документы со своим заключением Президенту Российской Федерации.
  • Президент Российской Федерации, после проверки и признания Конституционным Судом РФ соблюдения конституционных требований назначает референдум Российской Федерации.

Подготовку и проведение референдума  организуют комиссии по проведению референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и избирательные  комиссии субъектов РФ, действующие  в качестве соответствующих комиссий по проведению референдума, а также  территориальные (районные, городские  и другие) и участковые комиссии по проведению референдума

На референдум Российской Федерации  в обязательном порядке выносится  вопрос о принятии новой Конституции  РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении  на всенародное голосование проекта  новой Конституции России.

На референдум Российской Федерации  не могут выноситься вопросы:

  • об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией РФ;
  • о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государсственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Госудаственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  • об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
  • о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральых государственных органов;
  • об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотренно международным договором РФ;
  • о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  • отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются  и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе Российской Федерации), региональные и местные  референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д.

Согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации", на референдум субъекта Российской Федерации и  местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

- о досрочном прекращении или  продлении срока полномочий, приостановлении  осуществления полномочий органов  государственной власти субъекта  РФ, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных  выборов органов государственной  власти субъекта РФ, органов местного  самоуправления либо об отсрочке  указанных выборов;

- о персональном составе органов  государственной власти субъекта  РФ, органов местного самоуправления;

- об избрании депутатов и  должностных лиц, об утверждении,  о назначение на должность  и об освобождение от должности  должностных лиц, а также о  даче согласия на их назначение  на должность и освобождение  от должности;

- о принятии или об изменении  соответствующего бюджета, исполнении  и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

- о принятии чрезвычайных и  срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой  предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а  также в течение трех месяцев  после отмены военного или чрезвычайного  положения.

Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям. В зависимости  от предмета референдума - выносимого на него вопроса  выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы. Предметом  конституционного референдума является внесение изменений в конституцию  либо принятие нового проекта конституции. Предметом законодательного  референдума  является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих  законов. Международно –правовой  референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума  может быть вступление в международные  организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение  вопросов о международно-правовой судьбе территории. Административный  референдум проводится по вопросам, не связанным  с принятием, изменением или отменой  нормативно-правовых актов. Предметом  административного референдума  может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, прокладка дорог и т. п.). Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.

По характеру юридической силы решения,  принятого на референдуме, различают консультативный и  императивный (обязательный) референдумы. Консультативный    референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное  решение по которым принимает  орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном  референдуме, не имеет обязательной силы. Решения императивного референдума  обязательны для исполнения всеми  органами и лицами на территории, в  рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в  дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство Российской Федерации предусматривает проведение только императивного референдума.

Референдумы в зависимости от условий, необходимых для  их проведения , делятся на обязательные и факультативные. Обязательный референдум проводится в  связи с необходимостью, установленной  законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Например, в Японии поправки к Конституции могут быть приняты  только на референдуме. Факультативные референдумы проводятся только при  наличии инициативы определенных законом  субъектов. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума, но предоставляет  право субъектам Российской Федерации  и муниципальным образованиям в  своих правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению  на референдум.

По территориальной сфере референдумы  делятся на общегосударственные, региональные и местные. В общегосударственном    референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Региональные   референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации. Местные  референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством  предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

Под выборами понимается участие граждан  в осуществлении власти народа посредством  выделения из своей среды путем  голосования представителей для  выполнения в государственных органах  или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению  власти в соответствии с волей  и интересами граждан, выраженными  на выборах.

Главное в выборах - то, что они  являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Для выборов как формы прямого  осуществления народовластия важно, чтобы они были свободными. Это  предполагает:

  • проведение выборов в обстановке отсутствия какого-либо принуждения;
  • возможность выбора из нескольких кандидатур;
  • возможность как осуществлять свои избирательные права, так и не использовать их;
  • свободу голосования "за" или "против" предложенных кандидатур;
  • право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

Этому в полной мере соответствует  правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное  избирательное право, предоставляется  гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное  право - право не просто человека, а  гражданина.

Выборы государственных органов  и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

Одна из форм непосредственной демократии это плебисцит. Плебисцит – голосование  населения по какому-либо вопросу  связанному с выражением доверия, либо недоверия государственному органу или должностному лицу, а также  голосование по вопросу принадлежности той или иной территории государства  осуществляемое населением данной территории.

Таким образом, из определения видим, что референдум отличается от плебисцита спецификой решаемых вопросов.

Население в соответствии с уставом  муниципального образования имеет  право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. К примеру,  в Положении «О Положении о правотворческой инициативе граждан в городе Череповце» сказано, что Предметом правотворческой инициативы могут выступать: проект устава города; проекты решений городской Думы; проекты постановлений мэра города.

Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию  (обнародованию).6

В Положении «О Положении о правотворческой  инициативе граждан в городе Череповце» говорится: в порядке правотворческой  инициативы могут быть внесены проекты  муниципальных правовых актов по вопросам местного значения городского округа, а также по вопросам осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

В соответствии со ст. 26 ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается  нормативным правовым актом представительного  органа муниципального образования  и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Если нет нормативного правового акта муниципального образования, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Проект муниципального правового  акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления в  течение трех месяцев со дня его  внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность  изложения своей позиции при  рассмотрении указанного проекта.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта  муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой  инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.7

В Положении «О Положении о правотворческой инициативе граждан в городе Череповце» описана процедура реализации правотворческой инициативы граждан:

реализация правотворческой инициативы осуществляется инициативными группами граждан путем внесения в орган  городского самоуправления или должностному лицу городского самоуправления проектов муниципальных правовых актов. Формирование инициативной группы (не менее 300 человек) по реализации правотворческой осуществляется жителями города на основе их волеизъявления. Членом инициативной группы может быть совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации, являющийся жителем города и обладающий избирательным правом.

 Инициативная группа считается  созданной с момента принятия  решения о ее создании. Решение  оформляется протоколом заседания  инициативной группы и подписывается  всеми ее членами. Инициативная  группа может осуществлять сбор  подписей жителей города, обладающих  избирательным правом, в поддержку  правотворческой инициативы.

В целях реализации правотворческой  инициативы инициативная группа вносит в орган городского самоуправления или должностному лицу городского самоуправления, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта вносит документы: проект муниципального правового акта; пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия муниципального правового акта; протокол собрания (заседания), на котором было принято решение о создании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы и другие документы.

Информация о работе Народовластие как основа конституционного строя РФ