Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:35, курсовая работа
Целью работы является исследование нормы права.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Во-первых, раскрыть понятие, функции и структура нормы права;
Во-вторых, рассмотреть виды норм права.
Введение 4
Глава 1. Понятие, функции и структура нормы права 6
1.1. Понятие нормы права 6
1.2. Функции нормы права 11
1.3. Структура норм права 12
Глава 2. Виды норм права 23
2.1. Регулятивные и охранительные нормы права 23
2.2. Дозволяющие, обязывающие, запрещающие нормы права 26
2.3. Иные виды форм права 28
Заключение 37
Библиографический список 39
Нормативные правовые акты 39
Литература 42
Дисциплина: Теория Государства и Права
Курсовая работа
На тему: Норма права
Санкт-Петербург 2013
Содержание
Введение
С момента появления государств всегда были нормы права, которые были общим правилом поведения граждан.
Как и государство, право является важным и наиболее сложным общественным явлением.
Еще римские юристы исследуя право и его роль в жизни общества обратили внимание на то, что право не ограничивается одним каким-либо признаком или значением. По их мнению право справедливое и доброе, а также полезное для всех.
По мере того, как развивалось общество и государство, люди стали по другому воспринимать право. Это связано с тем, что изменилось и общество и само государство.
Актуальность исследования нормы права обусловлена тем, что в настоящее время в России происходит реформа всего законодательства, начавшаяся в 1993 году, когда была принята Конституция Российской Федерации1, когда Российская Федерация была провозглашена правовым государством. При этом эта реформа происходит в новых социальных политических условиях, поэтому иногда качество принимаемых законов низкая как с точки зрения их технико-юридической формы, так и правового содержания, возникают различные коллизии и пробелы в законодательстве.
Законодатель теперь обязан привести нормы права в соответствие с общепризнанными принципами и стандартами международного права, соответствующим Основному закону страны - Конституции Российской Федерации.
Целью работы является исследование нормы права.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Во-первых, раскрыть понятие, функции и структура нормы права;
Во-вторых, рассмотреть виды норм права.
Теоретическую основу работы составили труды таких авторов, как В.И. Власов, Г.Б. Власова, В.М. Корельский, В.Д. Перевалов и других.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и библиографического списка.
Норма права - это правило, которое установлено государством или правило, на которое государством дана санкция и которая обеспечена государственной защитой, является общеобязательным и кроме того является формально-определенным правилом общего характера, которое выступает всеобщим регулятором социальных взаимодействий.
По мнению В.В. Диаконова, правовая норма – это абстрактная модель правомерного поведения, которая устанавливает меру свободы участников общественных отношений2. Норма права указывает, что можно, нужно или нельзя делать когда наступают нормативно-определенные обстоятельства.
Признаки нормы права:
- обязательны для всех;
- формальные;
- определенные;
- общие;
- разрешенные государством;
- обеспеченные государством.
Нормы права обязательны для всех потому, что они распространяются не на поименно кого-то, а на всех участников общественных отношений. Они направлены не на определенную персону, а на всех. При этом норма права регулирует социальные взаимодействия не считаясь с волей или согласием участвующих в них лиц. Всё это приводит к тому, что создается единый правопорядок, одни и те же «правила игры» для всех членов общества.
Формальность нормы права выражается в том, что норма права документально закрепляется в законах, указах, постановлениях, судебных решениях, то есть в юридических документах, которые издаются в соответствии с особыми правотворческими процедурами, должны содержать необходимые реквизиты, подлежат обнародованию, то есть доводятся до сведения каждого.
Определенность нормы права в том, что она должна быть выражена четким юридическим языком, не допускающим разные толкования.
Общий характер правовой нормы в том, что она регулирует массовые, типичные взаимодействия, а не отдельные, уникальные, случайные ситуации.
Разрешенность государством нормы права обусловлена тем, что норму права формируют, санкционируют и устанавливают уполномоченные органы государственной власти. Это так называемая государственная монополия на правотворчество. В итоге, в норме права официально отражается государственная воля. При этом норма права должна реальной, способной отражать объективные закономерности и злободневные потребности общества. Создание нормы права должно быть обоснованным, экономически оправданным, в противном случае она просто не будет работать.
17 февраля 2011 года газета «Аргументы и факты» выбрал несколько законов и изучив их пришел к выводу, что эти законы не только не приносят пользы народу, но и вредят.
Подверглись к анализу следующие законы:
- Федеральный
закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении
и о повышении энергетической эффективности
и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации»3.
Этот закон принимался для того, чтобы
снизить потребление энергии госпредприятиями
на 15%, сэкономленные деньги отправить
на повышение зарплат работников. Заменить
лампы накаливания энергосберегающими.
А на практике получилось что энергосберегающие
лампы оказались в 2-3 раза дороже обычных
(притом что свет от них тусклый). Система
утилизации этих лампочек осталась непродуманной.
Установка счётчиков воды и тепла полностью
легла
на плечи граждан.
- Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена»4, который был призван снизить уровень коррупции в вузах, дать возможность детям из глубинки поступить в лучшие вузы страны, создать объективную систему оценки знаний. Но в итоге коррупция переместилась в школы. Успешную сдачу ЕГЭ неофициально оценили в 60 тыс. руб. в Москве, в 30 тыс. руб. в регионах. Вузы наводнили студенты, поступившие по липовым справкам. Некоторые тесты ЕГЭ, особенно по гуманитарным предметам, способны запутать даже учителей.
- Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»5, который призван для покупателей ограничить торговую наценку 25%, а для сельхозпроизводителей призван упростить доступ товара на прилавки. Для малоимущих призван начать регулировать цены на социально-значимые товары. Из задуманного получилось лишь небольшое улучшение отношений поставщиков и торговых сетей. Перечень социально значимых товаров утверждён, но остановить рост цен на них с помощью него оказалось невозможным (для этого товар за месяц должен подорожать в магазине на 30%, а если, к примеру, на 29,9%, то закон уже бессилен). Рост цен у посредников остался без контроля.
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»6, который должен был заменить советские ГОСТы под предлогом обеспечения россиян качественной и безопасной продукцией за счёт конкуренции среди производителей. На более десяти лет действия этого закона из задуманных 400 приняты всего несколько десятков технических регламентов. Громко обсуждаемый технических регламент на молоко и молочную продукцию не работает: молоко из порошка по-прежнему выдаётся за натуральное. Государственный контроль на пищевом рынке существует лишь на бумаге. О своих проверках (не чаще чем раз в три года) контролирующие органы должны предупреждать магазины за несколько дней (за это время весь некачественный товар можно спрятать).
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»7, призванный обеспечить всех сирот жильем. На сегодняшний день около 200 тыс. выпускников детдомов не обеспечены жильём. «Счастливчикам» зачастую предоставляется аварийное жильё. Регионы говорят, что на эти цели у них денег нет. А выделяемого из государственной казны не хватает.
И другие законы, которые не действуют, такие, как законы об обязательном медицинском страховании, об азартных играх, об алкоголе, пиве и курении табака8.
Нормы права должны быть обеспечены государством, потому они находятся под защитой государства. В этом их отличие от иных социальных норм. В случаях, когда нарушается норма права государство имеет право применить различные меры принуждения: штраф, арест, лишение свободы и т.д.
Таким образом, признаки нормы права похожи на признаки права в целом, потому что право и состоит из норм. Нормы права взаимодействуют и дополняют друг друга, чем образуют основу правовой системы государства.
Авторитетные распоряжения государства принято делить на два вида:
- нормы;
- индивидуальные правовые предписания.
Рассмотрим соотношение норм и индивидуальных правовых предписаний между собой:
Нормы права распространяются всегда раньше индивидуальных правовых предписаний. Индивидуальные правовые предписания издаются на основании действующего законодательства и для их исполнения. Индивидуальные правовые предписания призваны содействовать реализации нормы права, применить ее к отдельным лицам, ситуациям и обстоятельствам.
Индивидуальные правовые предписания адресованы к конкретным, индивидуально поименованным адресатам. А нормы права, в свою очередь, адресованы не к отдельному случаю, отношению или лицу, а к целой категории лиц, какому-либо виду однородных общественных отношений.
Индивидуальные правовые предписания действуют разово и прекращают действие таким однократным применением. Нормы права всегда используются многократно, действуют всегда непрерывно и не прекращают своего действия в случае каждой отдельной реализации.
Индивидуальные правовые предписания нужны для регулирования строго определенных случаев, разового применения в отношении определенных субъектов. В отличие от них норма права регулирует самые стандартные и типичные, повторяющиеся социальные взаимодействия.
Задачей нормы права является установление единого правопорядка, который общий для всех субъектов правоотношений условий. Назначение же индивидуальных правовых предписаний - в организации оперативного, повседневного государственного управления.
Норма права имеет следующие функции:
- Ориентационно-стимулирующая;
- Регулятивная;
- Охранительная.
Ориентационно-стимулирующая функция нормы права в том, что нормы права является юридическим критерием правомерного или неправомерного поведения. Согласовывая свои фактические действия с нормой права, участники общественных отношений могут осознать насколько законны их действия, в чем и проявляется ориентированность нормы права. Стимулирующая функция нормы права в том, что в любом государстве есть нормы, которые предусматривают меры поощрения, например, льготы, привилегии, гарантии и т.д., чем призывают субъектов к правомерной реализации своих прав, обязанностей и запретов, способствуют тем самым достижению общественно полезных результатов.
Регулятивная функция нормы права в том, что норма права призвана создавать, провести организацию и упорядочить общественные отношения. Нормативное закрепление тех или иных аспектов общественных отношений в норме права способствует реализации определенной политики, которую государство осуществляет на данном историческом этапе. Право способствует нормативной определенности, стабильности и устойчивости общественных отношений.
Охранительная функция нормы права в том, что норма прав устанавливает четкую границу индивидуального или коллективного усмотрения субъектов, за пределы которых они не имеют права выходить. К нарушителям норм права государством применяются меры принуждения такие, как профилактические, пресекательные, карательные, или правовосстановительные. Наличие правовых гарантий и средств защиты своих субъективных прав также приводит к реализации охранительной функции правовых норм.
Структура нормы права — это внутреннее строение нормы права, которое характеризуется единством и взаимосвязью составляющих ее элементов9.
Элементы нормы права:
- гипотеза;
- диспозиция;
- санкция.
Гипотеза – это наличие тех или иных обстоятельств, при возникновении которых норма права начинает действовать. Гипотеза призвана устанавливать условия действия нормы. На практике юридические запреты, дозволения и обязанности претворяются в жизнь не произвольно, а лишь тогда, когда наступают те или иные жизненные обстоятельства, из-за которых начинает действовать норма права. Гипотеза нормы права фиксирует юридические факты (действия, события, состояния), в результате чего приводится в действие и реализуется диспозиция нормы.
В зависимости от структуры гипотезы нормы права бывают:
- простая;
- сложная;
- альтернативная;
- абстрактная;
- казуистическая.
Простая гипотеза нормы права — это гипотеза, в которой указано только условие. Примером такой гипотезы является статья 155 Уголовного кодекса РФ10, которая рассматривает как преступление факт разглашения тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, которое совершает человек, обязанный хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо человек, который из корыстных или иных низменных побуждений совершает данное преступление. Это преступление является оконченным независимо от того, наступили ли какие - либо наступления общественно опасные последствия для усыновителей или для усыновленных. В данном случае достаточно одного условия – чтобы был в наличии сообщения кому бы то ни было об имевшем место усыновлении (удочерении).
Сложная гипотеза нормы права — это гипотеза, в которой указано одновременно две или несколько условий, с которыми данная норма связывает определенные правовые последствия. Примером сложной гипотезы нормы права является пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. (в редакции от 28 июля 2012 г.) «О несостоятельности (банкротстве)»11 арбитражным управляющим может быть только гражданин России и к которому предъявляются следующие требования: