Норма права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование нормы права.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Во-первых, раскрыть понятие, функции и структура нормы права;
Во-вторых, рассмотреть виды норм права.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Понятие, функции и структура нормы права 6
1.1. Понятие нормы права 6
1.2. Функции нормы права 11
1.3. Структура норм права 12
Глава 2. Виды норм права 23
2.1. Регулятивные и охранительные нормы права 23
2.2. Дозволяющие, обязывающие, запрещающие нормы права 26
2.3. Иные виды форм права 28
Заключение 37
Библиографический список 39
Нормативные правовые акты 39
Литература 42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ТГиП.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Охранительные нормы права  устанавливают меры юридической ответственности, а также специфические государственно-принудительные меры защиты субъективных прав (в целом  – санкций). Необходимость в обособлении и дифференциации государственно-принудительных мер вызвана различной степенью тяжести нарушений обязанностей, которые возложены регулятивными нормами права, спецификой задач, которые решаются  в правоохранительной сфере. Так, в нашем, российском праве единая общая обязанность -  не нарушать субъективные права. Однако нарушение этой обязанности может  быть различным не только по своему фактическому содержанию (присвоение, кража, грабеж и т.д.), но и по степени опасности этих незаконных действий для общества (преступление, административный проступок). Причинной выделения охранительных норм права является то, при установлении государственно-принудительных мер появилась необходимость учитывать различные особенности правонарушений (степень и форму вины правонарушителя, последствия деяния и другое), которые влияют на вид и величину санкции18.

Примером охранительной нормы права может быть статья 105 УК РФ (если один человек лишил другого жизни, то его могут посадить в тюрьму на срок от 6 до 15 лет).

Регулятивные нормы права в зависимости от характера субъективных прав и юридических обязанностей подразделяются на:

- обязывающие;

- запрещающие;

- управомочивающие.

Обязывающие регулятивные нормы права – нормы права, которые устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия. Примером обязывающей регулятивной нормы права является часть 1 статьи 614 ГК РФ, в которой сказано об обязанности арендатора вносить плату за то, что он пользуется имуществом;

Запрещающие регулятивные нормы права  – нормы права, которые  устанавливают обязанность лица воздерживаться от действий известного рода (запреты).  Примером запрещающей регулятивной нормы права является статья 11 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации», где сказано, что судья Конституционного Суда Российской Федерации не имеет права:

- быть членом или депутатом Совета Федерации;

- быть депутатом Государственной Думы;

- быть депутатом иных представительных органов;

- занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности;

- иметь частную практику;

- заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом это занятие не должно ему мешать выполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации;

- представлять интересы граждан и юридических лиц в судах, арбитражных судах или иных органах, кроме тех случаев, когда он является законным представителем;

-  покровительствовать  кому бы то ни было в получении прав и освобождении от обязанностей;

- принадлежать к политическим партиям и движениям и материально их поддерживать;

- участвовать в политических акциях;

- вести политическую пропаганду или агитацию;

- участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

- присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений

- заниматься вообще политической деятельностью;

- входить в руководящий состав любых общественных объединений;

- высказывать свое мнение по поводу дел Конституционного Суда Российской Федерации в СМИ и перед любой аудиторией;

Управомочивающие регулятивные нормы права  – нормы права, которые  устанавливают субъективные права с положительным содержанием, т.е. устанавливают права на совершение управомоченным тех или иных активных действий. Примером управомочивающей регулятивной нормы права является часть 3 статьи 148 Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в редакции от 12 ноября 2012  г.)19, которая устанавливает, что дети, которые находятся под опекой или же попечительством имеют право получить денежные средства на свое содержание, которыми распоряжаются их опекунами или попечителями.

 

 

    1. Дозволяющие, обязывающие, запрещающие нормы права

 

В дозволяющих нормах права есть дозволение, то есть предоставляют лицу обладать правом использовать, реализовывать различные предусмотренные правом возможности. Дозволяющие нормы права позволяют самому адресату определить, реализовать или нет предоставленное ему право в конкретной ситуации. В отличие от обязанностей и запретов субъективное право - это то, от чего субъект имеет право отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны государства. Поэтому принуждение к использованию субъективных прав личности запрещается, иначе право сразу превращается в обязанность, то есть становится противоположным.

Примером дозволяющей нормы права является статья 32 Конституции Российской Федерации, которая говорит о том, что граждане нашего государства обладают правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и  участвовать в референдуме.

Обязывающие нормы права обязывают совершить активные действия независимо от того, хочет этого или не хочет субъект правоотношения, не предоставляя ему никакого выбора. И в случае, если субъект правоотношения не исполнит обязанности в добровольном порядке, то к нему применяются различные меры государственного принуждения.

Примерами обязывающих норм являются статьи 43, 57, 116 Конституции Российской Федерации. В статье 43 Конституции Российской Федерации сказано, что основное общее образование в России для всех обязательно. При этом это должны обеспечить родители или лица, которые заменяют родителей. В статье 57 Конституции Российской Федерации сказано, что все должны платить налоги и сборы, которые установлены законом. В статье 116 Конституции Российской Федерации сказано, что когда избирается новый Глава государства – Президент Российской Федерации, то слагает свои полномочия Правительство Российской Федерации.

При этом, в подтексте анализируемых норм у других рождаются права: у детей - право на основное общее образование; у государства - право на получение налогов и сборов;  у Президента Российской Федерации – право то, чтобы Правительство Российской Федерации сложило свои полномочия. у государства - право на получение налогов от граждан. 

Запрещающие нормы права обязывают субъекта прав воздержаться от действий определенного рода под страхом применения санкций негативного характера. Они выражены в категорической форме и предусматривают такое поведение, которое запрещено государством. От субъекта правоотношения в данном случае требуется отказ от активных действий , т.е пассивное поведение.

 

    1. Иные виды форм права

 

Кроме трех вышеуказанных типов норм права, существуют и специализированные нормы права, к которым относятся:

- нормы - дефиниции;

- оперативные  нормы;

- нормы-принципы;

- нормы-рекомендации

- императивные  нормы;

- диспозитивные  нормы;

- нормы  материального и процессуального  права;

- общие, конкретные, специальные нормы права и другие.

По мнению Л.Н. Ушаковой, правовая дефиниция – это универсальный «строительный» материал системы права20. Как и нормы права дефиниции, нормы-дефиниции являются исходными, содержат определение какой-либо юридической категории.

Примером  нормы-дефиниции является часть 1 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2012 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»21, которая устанавливает, что власть органов местного самоуправления, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации по вопросам, которые не отнесены законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения, являются на самом деле государственной властью, которое передано органам местного самоуправления.

Оперативные нормы права – это те нормы права, которые определяют вступление в силу, пролонгацию, отмену, действие в пространстве и по кругу лиц норм права. Эти нормы права не являются основой для возникновения правоотношений и  поэтому носят дополнительный характер.  
Соответствие жизни, новым рыночным  реалиям -  это обязательное  условие для изменения законодательства, его совершенствования и изменения. У примеру Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, который внес в трудовое законодательство огромное количество изменений. В частности, статья 98 ТК РФ утратила силу, потому что она  устанавливала различные  условия для внутреннего и внешнего совместительства. По существовавшей статье 98 ТК РФ совместительство внутреннее не могло иметь места, так как разрешалось совместительство  исключительно  по другой специальности, профессии или должности. Получалось, что если  работник не владел двумя специальностями, то он не имел права на  внутреннее совместительство было закрыто. И конечно же эта норма соответствовала существующим экономическим условиям, в силу этого эта статья утратила силу. 

Нормы-принципы – это те нормы права, которые устанавливают правовые основы тех или иных отраслей, институтов, права в целом.

В основном нормы - принципы указывают основную направленность содержания законов и подзаконных нормативных правовых актов, способствуют формулировке  основополагающих  тезисов, задач, решение которых возможно административно-правовым  регулированием  конкретной сферы общественных отношений.

Например, статья 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в редакции от 28 июля 2012 г.) «О безопасности дорожного движения»22, которая закрепляет основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения или преамбула Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2012 г.) «О пожарной безопасности»23, в которой сказано одной из важнейших функций государства  является обеспечение пожарной безопасности.

Нормы-рекомендации  – это те нормы права, которые не обеспечены санкциями и являются своеобразными предложениями действовать более целесообразно с точки зрения государства образом. И хотя эти нормы права не имеют официально ненормативного характера, повсеместное, массовое и регулярное использование рекомендательных норм права придает им фактически нормативный характер.

Императивные нормы права – это те нормы права, которые выражаются в категорических предписаниях, действуют независимо от воли, желания или усмотрения субъектов права. Они запрещают самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от предписанного правила.

Диспозитивные нормы права – это те нормы права, которые действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не смогли установить те или иные условия своих взаимоотношений. Они дают право субъекту свободно выбрать или установить любой вариант своего поведения, иногда учитывая указанные в норме права условия и обстоятельства.

Нормы материального права решают правовые отношения такие как, юридический факт, правовой статус субъекта, их права и обязанности, принципы, структура правовых отраслей и институтов.

Нормы процессуального права указывают правовые формы разных видов деятельности, таких, как   процедура, порядок применения и действия норм права, срок, юрисдикция и применение правовых санкций.

Общие нормы права настраивают исходное начало, принципы, основную категорию для целой группы общественных отношений. Конкретные нормы права подвергают общие нормы детализации для того, чтобы применить. Специальные нормы права устанавливают исключения из общего правила для особых случаев.

В зависимости от предмета регулирования нормы права делятся на международные, конституционные, административные, уголовные, гражданские и другие.

В зависимости от территории нормы права делятся на

- федеральные;

- нормы  субъектов Российской Федерации;

- межтерриториальные  нормы;

- нормы  местного самоуправления;

- действующие  на определенных территориях.

Федеральные нормы права действуют по всей Российской Федерации, не исключая ни одного субъекта Российской Федерации, ни одного муниципального образования. Примерами федеральных норм являются нормы Конституции Российской Федерации, к примеру часть 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает доступ к государственной всем гражданам нашей страны. Далее, федеральными нормами права являются административно-правовые нормы, которые содержатся в федеральных законах. К ним также относятся нормы уголовного права, нормы о судах и прочее.

Нормы права субъектов Российской Федерации распространяются только в самом субъекте, их выпускают главы субъектов Российской Федерации (губернаторы, мэры и прочие). Примерами таких норм права являются их Конституции, Уставы, свои административные кодексы и прочее. К примеру,  Закон Ленинградской области от 7 ноября 2012 г. № 80-оз «О патентной системе налогообложения на территории Ленинградской области»24, который вступил в силу с 1 января 2013 года и устанавливает размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по разным видам предпринимательской деятельности, в отношении которых теперь применяется патентная система налогообложения.

Определены виды предпринимательской деятельности, размеры потенциально возможного к получению годового дохода в зависимости от:

- средней  численности наемных работников  за налоговый период (без привлечения  наемных работников, до 5 включительно, более 5 и до 15 включительно);

- количества  транспортных средств за налоговый  период (1 транспортное средство, от 2 до 10 включительно, 11 и более);

- общей  площади объектов (до 50 кв. м, от 51 до 100 кв. м, от 101 до 300 кв. м, от 301 до 500 кв. м, свыше 500 кв. м).

Межтерриториальные нормы права применяются для административно-правового регулирования отношений, которые охватывают несколько административно-территориальных образований или субъектов Российской Федерации или же если появились определенные обстоятельства, которые вынуждают выходить за пределы административно-территориального и федеративного устройства Российской Федерации.

Нормы права местного самоуправления – это нормы права, которые содержатся в правовых актах муниципальных органов, имеют административно-правовую направленность в случаях, когда они принимаются по вопросам, которые были делегированы муниципальным органам органами исполнительной власти, а также по вопросам, которые требуют совместного регулирования со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, такие нормы прав могут регулировать отношения, которые нуждаются в административно-правовой защите, к примеру, благоустройство территорий, охрана памятников истории и культуры, охрана природы и т.д.

Информация о работе Норма права