Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:35, курсовая работа
Целью работы является исследование нормы права.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Во-первых, раскрыть понятие, функции и структура нормы права;
Во-вторых, рассмотреть виды норм права.
Введение 4
Глава 1. Понятие, функции и структура нормы права 6
1.1. Понятие нормы права 6
1.2. Функции нормы права 11
1.3. Структура норм права 12
Глава 2. Виды норм права 23
2.1. Регулятивные и охранительные нормы права 23
2.2. Дозволяющие, обязывающие, запрещающие нормы права 26
2.3. Иные виды форм права 28
Заключение 37
Библиографический список 39
Нормативные правовые акты 39
Литература 42
Нормы права,
которые действуют на определенных территориях
принимаются как федеральными нормами
права, так и нормами права субъектов Российской
Федерации, муниципальными образованиями,
а также должностными лицами, которые
имеют право их принимать. Особенность
этих норм права в том, что они не связаны
с федеративным и административно-
Примером административно-правовой нормы, которая привязана к определенной территории является принятое более двадцати лет назад, но действующее и сегодня, постановление Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. № 48 «Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации»25.
Административно-правовые нормы права по объекту регулирования подразделяются на:
- общие;
- межотраслевые;
- отраслевые.
Общие административно-правовые нормы права регулируют наиболее важную сторону административно-правового регулирования и имеют широкое применение. Эти нормы права направлены на все случаи жизни и на все отрасли государственного управления. Примером административно-правовых норм права является Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
Межотраслевые административно-правовые нормы права касаются всех или нескольких отраслей государственного управления, при этом имеют специальный характер. К примеру, административно-правовые нормы права, которые имеются в природоохранном законодательстве, таможенном законодательстве, законодательстве о пожарной безопасности, законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Отраслевые административно-правовые нормы права касаются достаточно узких сфер, в том числе таких, которые нуждаются в специфическом государственном регулировании. К примеру, отраслевой административно-правовой нормой права является Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ (в редакции от 23 июля 2010 г.) «О государственном регулировании развития авиации»26, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»27 и другие.
Административно-правовые нормы права по действию по времени подразделяются на:
- срочные;
- бессрочные.
Срочными административно-правовыми нормами права являются нормы, у которых определен срок действия. К примеру, согласно постановления Губернатора Московской области от 21 марта 2003 г. № 66-ПГ «О временном ограничении движения транспортных средств в весенний период 2003 г. по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Московской области» было установлено временное ограничение движения транспортных средств с нагрузками, превышающими 6 т на ось, по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Московской области в связи со снижением несущей способности конструкций дорожной одежды и земляного полотна, которые были вызваны неблагоприятными погодными условиями зимнего периода 2002–2003 годов. Это норма принималась на срок до 15 мая 2003 г. В этом же постановлении был приведен список транспортных средств, которых не касалось данное ограничение, это - транспортные средства, осуществляющие перевозки молока, муки, хлебобулочных изделий, скоропортящихся продуктов питания со сроком хранения менее одного месяца, фуража, скота и т. д.
Срочными административно-правовыми нормами права являются нормы, принимаемые при режиме чрезвычайного положения.
Бессрочными административно-правовыми нормами права являются нормы, у которых не определен срок действия и они действуют до отмены компетентным органом. К ним относятся большинство административно-правовых норм права. При этом возможна ситуация, когда принятый вначале как бессрочный акт, он может превратиться в срочный акт. Такие ситуации возникают при внесении поправок в законодательство. К примеру, в момент принятия Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в нём был указан лицензируемым видом деятельность по разведению племенных животных (ст. 17), т.е. считалась, что так будет всегда, но в дальнейшем Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ в Закон о лицензировании были внесены поправки, которые предусмотрели, помимо прочего, отмену с 1 января 2006 г. лицензирования деятельности по разведению племенных животных. права. В прочем и сам закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ утратил силу в связи с тем, что был принят Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»28, который тоже не требует лицензирования деятельности по разведению племенных животных. В итоге изначально бессрочная норма права о необходимости лицензирования деятельности по разведению племенных животных стала срочной нормой.
Норма права - это правило, которое установлено государством или правило, на которое государством дана санкция и которая обеспечена государственной защитой, является общеобязательным и кроме того является формально-определенным правилом общего характера, которое выступает всеобщим регулятором социальных взаимодействий.
Норма права имеет следующие функции:
- Ориентационно-стимулирующая;
- Регулятивная;
- Охранительная.
Структура нормы права — это внутреннее строение нормы права, которое характеризуется единством и взаимосвязью составляющих ее элементов.
Элементы нормы права:
- гипотеза;
- диспозиция;
- санкция.
Гипотеза – это наличие тех или иных обстоятельств, при возникновении которых норма права начинает действовать.
Диспозиция нормы права указывает права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные варианты их поведения. В диспозиции раскрывается властный характер нормы права, который позволяет ей при условиях, предусмотренных гипотезой нормы права, регулировать поведение людей. Диспозиция нормы права - это главный элемент нормы права, ее сердцевина.
Санкция нормы права приводит к последствиям нарушения нормы права, указывает вид и меру ответственности для нарушителя ее предписаний нормы права.
Виды форм права – это различные группы норм права, которые отличаются предметом, методом, способом регулирования, объемом нормативности, структурой, отраслевой принадлежностью, механизмами действия и другими особенностями. Разнообразие норм права исходит из разнообразия поступков и действий людей, которые выступают участниками регулируемых отношений.
1 Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (в редакции от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета, 1993, 25 декабря; 2008, 31 декабря
2 Диаконов В.В. Теория государства и права. – М., 2004, с. 75.
3 Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711.
4 Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 9, ст. 859.
5 Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 2.
6 Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 52 (часть I), ст. 5140.
7 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 52, ст. 5880.
8 Почему наши законы не работают? // http://oko-planet.su/politik/
10 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в редакции от 3 декабря 2012 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954 ; 2012, № 50 (часть IV), ст. 6954.
11 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. (в редакции от 28 июля 2012 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190; 2012, № 31, ст. 4333.
12 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в редакции от 1 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52 (часть I) ст. 4921; 2012, № 49 ст. 6753.
13 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (часть I) ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 2012, 26 декабря.
14 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции от 3 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (часть I), ст. 3; 2012, (часть 5), № 50, ст. 6959.
15 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2012 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215.
16 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 (в редакции от 30 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; Российская газета, 2013, 11 января.
17 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447; Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 2012, 26 декабря.
18 Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. - Екатеринбург, 1996. С. 19.
19 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в редакции от 12 ноября 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1 ст. 16; 2012, № 47, ст. 6394.
20 Ушакова Л. Н. Дефиниция как нетипичное
правовое средство
законодательной техники: Автореферат
дисс…канд. юр. Наук – Тамбов, 2009, С. 6
21 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2012 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации,2003, № 40, ст. 3822.
22 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в редакции от 28 июля 2012 г.) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2012 г. № 31 ст. 4320.
23 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2012 г.) «О пожарной безопасности» // Российская газета, 1995, 5 января; 2013, 11 января.
24 Закон Ленинградской области от 7 ноября 2012 г. № 80-оз «О патентной системе налогообложения на территории Ленинградской области» (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 24 октября 2012 года) // Вести, 2012, 27 ноября.
25 Постановление Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. № 48 (в редакции от 26 апреля 1996 го) «Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации» // Собрание постановлений Правительства Российской Федерации, 1992, № 4, ст. 25.
26 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ (в редакции от 23 июля 2010 г.) «О государственном регулировании развития авиации» // Российская газета, 1998, 14 января; 2010, 26 июля.
27 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ (в редакции от 2 апреля 2012 г.) «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» // Российская газета, 1998, 4 августа; 2012, 6 апреля.