МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студента курса
Юридического факультета
Дисциплина: «Теория государства
и права»
ТЕМА:
«Нормативно-правовой
договор как источник права»
Руководитель-консультант
Защищена
Оценка
«______» _____________ 2013 г
« ________________________»
Москва 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На современном
этапе развития России, в рамках общего
процесса демократических преобразований,
происходит формирование новых общественно-экономических
отношений, закладывается основа гражданского
общества, правового государства, формируется
единое общефедеральное правовое пространство,
совершенствуется рыночное саморегулирование,
механизм реализации прав и свобод граждан,
принимаются меры к укреплению законности
и правопорядка.
Воплощение
в жизнь этих задач ставит вопрос об изменении
нормативной основы функционирования
общества.
Нормативная
система все в большей степени ориентируется
на стимулирование активного правомерного
поведения, повышение инициативы субъектов
в сфере правового регулирования общественных
отношений. Отсюда - возрастание удельного
веса договорных актов.
Тенденция
к повышению роли договора характерная
для всего современного права, стала проявляться
в последние годы во все возрастающем
объеме в современной России. Эта тенденция
в первую очередь связана с коренной перестройкой
экономической, юридической, и политической
систем российского государства.
Проблема
договорного правотворчества приобретает
особо важное значение как для общей теории
государства и права, так и всех отраслевых
юридических наук, требует принципиально
новых решений в силу трех главных причин.
Во-первых,
проводимая экономическая реформа ведет
к развитию коммерческой самостоятельности,
широкому применению экономических методов.
В условиях формирующейся рыночной экономики
начинают складываться новые хозяйственные
отношения, наилучшей формой правового
опосредования которых выступает договор.
Во-вторых,
реформа политической системы и последовательная
демократизация российского общества
меняют характер политических и межнациональных
отношений, отношений Федерации с ее субъектами,
другими образованиями; между гражданами
и государственными органами, между предприятиями
и трудовыми коллективами. Волеизъявление
сторон, воплощенное в договорной форме
взаимоотношений, приобретает здесь значение
нормообразующего фактора.
Наконец,
в-третьих, правовая реформа способствует
изменению функций права, раскрытию его
стимулирующего воздействия и более полному
отражению всего спектра общественных
интересов. Правовые акты теперь чаще
приобретают характер договорных. Совершенно
ясно, что как с теоретических, так и практических
позиций, договор уже очень давно перестал
быть чем-то вторичным, вспомогательным
среди воплощений права.
Предоставленные тезисы, в силу
своей значительности и определили предпочтение
темы курсового исследования.
Целью данной работы является
разбор нормативно-правового договора
как источника права.
В соответствии с назначенной
целью назначаются задачи:
- рассмотреть понятие
и виды источников права.
- предоставить понятие нормативно-правового
договора, изучив истолкование в нынешней
теории права, признаки;
- освоить вопрос отличия
нормативно-правового договора и других
источников права.
Отталкиваясь от назначенной
цели и задач, курсовая работа состоит
из введения, двух глав, соединяющих в
себе одиннадцать разделов, заключения,
списка использованных источников и литературы.
При написании работы применены
нормативно-правовые акты, специальная
и учебная литература.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
1.1 Понятие и сущность источников права
России
Слово "источник" используется
в устойчивом словосочетании "источник
права" и становится юридическим термином
или специальным именем понятия "источник
права", смысл и значение которого определяется
вложенным смыслом в понятие "право".
История правовых учений обнаруживает
различные научные подходы и направления,
но во множестве правовых теорий можно
выделить три основных точки зрения понимания
источников права.
Первая из них предполагает,
что источники права – это исходная идея,
сила, воля, основная норма и т.д., из которой
"проистекает" право.
Здесь вопрос об источниках
права в основном совпадает с вопросом
о сущности права и становится главным
во всей теории правопонимания.
В основе второй точки зрения
лежит понимание права в более узком значении:
право рассматривается как система ”действующего”
права. Как правило, эта часть теоретических
разработок имеет своим предметом проблемы
приобретения нормами права общеобязательного
характера.
Третья характерна для правовых
концепций, которые можно назвать переходными.
Их объединяет одна ярко выраженная черта
– попытка во всех возможных вариантах
совместить принципы позитивизма.
Подводя итог историческому
обзору источников права в контексте правовых
учений, можно сделать вывод о том, что
до начала XIX в. источники права не были
самостоятельным предметом исследования,
ведь они понимались лишь как часть учения
о праве и рассматривались как основа
понимания права.
В настоящее время в теории
государства и права до сих пор не существует
единого представления об источниках
права, а также существует проблема соотношения
понятий "источник права" и "форма
права". Считается, что термин "источник
права" первым в научный оборот ввел
римский историк Тит Ливий, который назвал
Законы XII таблиц источником всего публичного
и частного права. По мнению В.М. Баранова,
слово "источник" в этой фразе употреблено
в смысле корня, из которого выросло могучее
дерево римского права.1
Современный ученый Р.А. Ромашов
пишет, что в теории государства и права
источники права рассматриваются в трех
значениях. А именно:
1. В качестве источников
права выступают общественные
отношения, требующие регулятивно-охранительного
воздействия со стороны государства
и в силу этого обусловливающие
появление соответствующих правовых
институтов. Такие источники называются
материальными. К материальным источникам
следует отнести нуждающиеся
в правовом регулировании общественные
отношения в сфере экономики,
политики, социального обеспечения
и т.д.
2. Под источниками права
понимаются идеи, взгляды, теории, в
которых отражается сущность
социально-правового регулирования
и которые оказывают серьезное
влияние на правотворческую и
правоприменительную деятельность.
Такие источники называются идеальными.
К идеальным источникам права
следует отнести правосознание,
правовую доктрину, правовую культуру
и т.п.
3. Источниками права являются
сформулированные и принятые
в официальном порядке предписания
властного порядка, в которых
закрепляются общезначимые правила
поведения и которые обеспечиваются
системой государственных гарантий
и санкций. Такие источники называются
формально-юридическими источниками
права или формами права.2
Ряд ученых, особенно представители
отраслевых наук, выступают против различного
смыслового толкования понятия "источник
права". Так, М.В. Баглай и Б.Н. Габричидзе
- авторы одного из учебников по конституционному
праву - пишут: "Когда об источниках
права говорят как о форме правовых актов,
то обычно используют термин "источник
права в юридическом смысле". Таким
путем это понятие отграничивается от
понятия "источник права в материальном
смысле", под которым понимаются материальные
источники формирования права, т.е. условия
жизни людей и общества. Эта категория
была введена в юридическую науку марксистским
историческим материализмом для того,
чтобы подчеркнуть "неидеалистическую"
природу права, материалистический детерминизм
его развития. Никакого полезного, прикладного
значения для понимания конституционного
права она не представляет".3 Представитель науки уголовного
процесса Л.В. Яковлева считает, что источники
права не могут рассматриваться в материальном,
формальном и идеальном смыслах. Источники
права должны представлять собой единое
понятие, соответствующее сущности права.
В связи с этим подразделение единого
понятия "источник права" на понятия
в различных смыслах не имеет под собой
достаточных научных оснований.4
Таким образом, источники права
как в теории государства и права, так
и в отраслевых юридических науках чаще
всего понимаются в формально-юридическом
смысле, как внешнее выражение норм права.
1.2 Классификация источников
права России
Система источников права должна
обеспечивать свободный и быстрый доступ
к нормам права, а также наделять последние
особыми правовыми свойствами: пространственными
и временными пределами действия, юридической
силой, определением роли правовых норм
в механизме правового регулирования
(процессуальные нормы, правовые нормы
управления и т.д.).
На сегодняшний момент выделяются
две концепции, по которым идет развитие
и становление российской системы источников
права. Во-первых, это отлаживание связей
между имеющимися видами источников права
(законами, подзаконными актами, нормативно-правовыми
актами субъектов федерации). Во-вторых,
это увеличение источников права в связи
с невозможностью урегулирования общественных
отношений с использованием прежних форм
права.
Всего источников выделяют
пять:
Нормативный правовой акт
Нормативный договор
Правовая доктрина
Правовой обычай
Судебные решения
Подробно изучим лишь нормативный
договор, остальные вкратце сейчас рассмотрим.
1.3 Нормативный правовой
акт как источник права
Многообразие явлений и процессов,
проистекающих в обществе, порождает потребность
в документировании разных видов деятельности
и состояний. Нужна фиксация и общезначимое
удостоверение актов, событий и состояний.
Документ как письменная форма, удостоверяющая
определенную информацию, является наиболее
распространенным ее носителем. Это –
законы, обращения, постановления, аттестаты,
инструкции, письма, свидетельства, договоры,
сертификаты, лицензии и т.д. Правовые
акты занимают в массиве документов особое
место.
Нормативный правовой акт в
настоящее время является одним из наиболее
распространенных источников в российском
праве, но все-таки существует проблема
повышения его качества, что возможно
путем разработки новых моделей нормативных
правовых актов различных уровней.
Нормативный акт имеет ряд преимуществ
перед другими источниками права. Появление
первых нормативных правовых актов связано
с письменным закреплением правил регулирования,
признаваемых на протяжении длительного
периода времени большим количеством
участников (естественный, или обычный
путь формирования нормативного источника
права).
Нормативные правовые акты
в одном правовом пространстве должны
быть объединены в систему с четким соотношением,
не допускающем как внутренней, так и внешней
противоречивости и коллизий.
Нормативной правовой акт –
это источник права, из которого возникает
государственное регулирование как способ
выражения социального интереса субъектов
права, имеющий установленную форму, закрепляемый
посредством особого рода нормотворческих
процедур и предназначенный для реализации
данного интереса путем общеобязательности.
В отличие от других источников
права нормативно-правовой акт обладает
следующими характерными чертами:
1. Нормативно-правовой акт
создается в результате правотворческой
деятельности компетентных органов
государства или народным волеизъявлением
(референдумом). Правотворческая деятельность
представляет собой такую государственную
деятельность, которая заключается в издании
норм права, а также в совершенствовании
и отмене устаревших правовых норм.
2. В нормативно-правовых
актах содержатся только нормы
права, то есть правила общего
характера, обладающие государственной
обязательностью. Поэтому нормативно-правовые
акты необходимо отличать от
индивидуальных правовых актов,
ведь последние источником права не являются
3. От нормативно-правового
акта как источника права следует
отличать источники нашего знания
о праве. Мы черпаем сведения
о нормах права из различных
сборников законодательства, из произведений
профессиональных юристов, из исторических
правовых памятников. Все это источники
нашего познания правовых норм, а не источники
права.
4. Нормативно-правовой акт оформляется
в виде официального государственного
документа, который имеет обязательные
атрибуты: название акта (закон, указ, постановление);
наименование органа, принявшего акт (парламент,
президент, правительство, местный орган
власти).
5. В нормативных актах нормы
права группируются по определенным структурным
образованиям: разделам, главам, статьям
(например, в Гражданском кодексе: раздел
"Обязательное право", глава "Исполнение
обязательств", статья "Досрочное
исполнение обязательства").
Итак, нормативно-правовой акт
– это официальный акт правотворчества,
в котором содержатся нормы права.
Классификация нормативно-правовых
актов производится по различным основаниям:
по юридической силе; по содержанию; по
объему и характеру действия; субъектам,
их издающим.
По юридической силе все нормативно-правовые
акты подразделяются на законы и подзаконные
акты. Юридическая сила нормативно-правовых
актов является главным признаком их классификации.
Она определяет их значимость в общей
системе государственного нормативного
регулирования.
По характеру действия и объему
нормативно-правовые акты подразделяются:
– на акты общего действия,
охватывающие все отношения определенного
вида на данной территории;