Нормативно-правовой договор как источник права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития России, в рамках общего процесса демократических преобразований, происходит формирование новых общественно-экономических отношений, закладывается основа гражданского общества, правового государства, формируется единое общефедеральное правовое пространство, совершенствуется рыночное саморегулирование, механизм реализации прав и свобод граждан, принимаются меры к укреплению законности и правопорядка.
Воплощение в жизнь этих задач ставит вопрос об изменении нормативной основы функционирования общества.

Файлы: 1 файл

курсоваяя.docx

— 75.67 Кб (Скачать файл)
  • согласительный характер (договор - это в первую очередь соглашение сторон);
  • эквивалентный, в большинстве своем возмездный характер;
  • обеспеченность в законодательном порядке и взаимно обязательный характер; и др.
  • добровольный характер, означающий свободное волеизъявление сторон;

Наряду с этим нормативно-правовой договор имеет и свои собственные особые черты и признаки.

В их числе следует указать, во-первых нормативно-правовой договор содержит в себе правовые нормы - правила общего и обязательного характера.

Согласно сложившемуся в отечественной и зарубежной литературе представлению норма права - это предписание общего характера. В отличие от индивидуального правового предписания она рассчитана на множество отношений определенного вида.

Иными словами, общий характер нормы, содержащейся в правовом договоре или ином правовом акте, заключается в множественности ее применения и повторения, в распространении ее действия на неопределенный круг лиц. Что же касается обязательного характера правовой нормы, то согласно сложившемуся и многократно подтвержденному юридической практикой "позитивистскому" представлению он неизменно ассоциируется с государственным принуждением.

Во-вторых, в отличие от частно-правовых и индивидуальных договоров нормативно-правовой договор может содержать в себе не только нормы, но и принципы права.

Причем сочетание их может быть самым различным. Например, в таком как трудовой договор, где содержатся не только общие, исходные положения, но и закрепляются права и обязанности сторон, нормы права органически сочетаются с принципами права.

Также обстоит дело и со многими другими правовыми договорами, в частности, с соглашениями о делегировании полномочий, которые, могут заключаться между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.9

В-третьих, в соответствии со своей юридической природой и характером нормативно-правовой договор является, в отличие от других договорных актов, актом правотворчества.

Особенность нормативно-правового договора при этом заключается еще и в том, что он является не просто актом правотворчества, как любой иной нормативно-правовой акт, а актом, порождаемым особым видом договорного правотворчества, именуемого в специальной литературе "согласительным правотворчеством".

Договорное правотворчество, т.е. правотворчество, в основе которого лежит процесс, согласования,  приведения к общему знаменателю двух или более относительно самостоятельных, автономных воль, порождает и соответствующий характеру этого процесса договорной акт - нормативно-правовой договор, который содержит в себе, в свою очередь, соответствующие его договорной природе и характеру договорные принципы и нормы.

Расширение сферы применения правовых договоров, равно как и усиление процесса договорного правотворчества по мере развития любого общества и государства, несомненно, в целом, представляет собой прогрессивное явление. В теоретическом и практическом плане это означает известное ограничение государственной монополии в сфере национального правотворчества и включение в этот процесс ряда других, негосударственных субъектов.

В особенности это касается трудового права современной России, в процессе формирования и функционирования которого прежняя единая государственная воля, как свидетельствует трудовое законодательство, постепенно вытесняется процессом согласования нескольких относительно самостоятельных (по крайней мере, в формально-юридическом плане), автономных воль.

В-четвертых, отличительной особенностью нормативно-правовых договоров является их преимущественно публичный характер.

Свое проявление он находит в том, что:

а) сторонами данного договора выступают чаще всего публичные институты (государство в целом, его отдельные органы, межгосударственные образования, коммерческие фирмы и их филиалы, органы местного самоуправления, общественные объединения и др.).

б) в нормативно-правовом договоре, как правило, проявляется и закрепляется общая, публичная воля - воля его сторон, субъектов данного договора.

в) основной целью заключения правового договора является публичная цель, суть которой состоит в адекватном выражении и полном удовлетворении публичных интересов - интересов сторон.

Кроме публичной цели и интересов публично-правовой договор отличается от других договоров своим предметом, что в качестве последнего могут выступать "вопросы властвования, управления и саморегулирования, причем далеко не все, а лишь допускающие не общеправовую, а договорную форму правового регулирования".10

Договорная форма регулирования, несмотря на свою "публичность", не всегда может в силу своих относительно ограниченных возможностей "саморегуляции" заменить собой "общеправовую" форму регулирования общественных отношений. Следует признать, что далеко не каждый публичный договор обладает соответствующими признаками, позволяющими идентифицировать его как нормативно-правовой договор. Каждый нормативно-правовой договор обладает публичностью, но не каждый публичный договор отличается от других договорных актов правовой нормативностью.

Кроме названных особенностей нормативно-правовых договоров существуют и другие, свойственные только им, особые признаки и черты. Например возникновение данных договорных актов только на основе конституционных и обычных законов; наличие в их юридическом содержании, наряду с традиционными нормами и принципами, также многообразия иных норм, включая нормы-намерения, нормы-цели, нормы-предостережения, и др.; возможность в плане реализации "договорных" принципов и норм, содержащихся в нормативно-правовых договорах, издания подзаконных актов и заключения на их основе новых, частных договоров, или субдоговоров; и др.

Данные и иные, присущие только нормативно-правовым договорам, признаки и черты выделяют эти договоры среди иных типов, или разновидностей, договоров и позволяют провести грань между ними - нормативно-правовыми договорами, с одной стороны, и неправовыми публичными и частными договорами, с другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Отграничение  от других договорных актов  и классификация нормативно-правового  договора

На основе характерных для нормативно-правовых договоров признаков и черт проводится их ограничение от других договорных актов, их идентификация и их классификация.

Наиболее распространенной в рамках национального права является классификация нормативно-правовых договоров в зависимости от их отраслевой принадлежности. По этому критерию в пределах российской правовой системы различают конституционные нормативно-правовые договоры, административные, сложившиеся в рамках административного права нормативно-правовые договоры, и трудовые договоры, соглашения и коллективные договоры, возникшие на базе трудового права.

В качестве примеров конституционных нормативно-правовых договоров могут служить договоры, на основе которых возникают договорные федерации (Договор об образовании СССР 1922 г. и др.) или договорные конституционные федерации (США, Российская федерация и др.), договоры о компетенции в сфере местного самоуправления; и др.

Примерами нормативно-правовых договоров в сфере административного права, могут служить договоры между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти о временной передаче им осуществления части своих полномочий; договоры, заключаемые между органами исполнительной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления, с другой; и др.

Помимо классификации нормативно-правовых договоров по отраслевому принципу существуют и иные основания их подразделения на различные виды. В качестве критериев классификации при этом могут быть использованы временные параметры (срочные и бессрочные договоры); их целевые, функциональные, и содержательные особенности (учредительные договоры, договоры-соглашения о разграничении компетенции во внутрифедеральных отношениях и др.); особенности предмета их регулирования (договоры универсального характера - договоры по общим вопросам и договоры специального характера - договоры по определенным вопросам); и др.

Проведение классификации нормативно-правовых договоров по различным критериям, объединение их в различные группы по разным основаниям дают возможность глубже и разностороннее исследовать данную разновидность договорных актов, понять их институциональные и функциональные особенности, их юридическую силу и природу, место и роль нормативно-правовых договоров как источников права в системе других источников права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Функциональные  особенности нормативно-правового  договора

Говоря о функциональных особенностях нормативно-правовых договоров, следует заметить, что выявление функций договора позволяет раскрыть его реальное назначение, его сущность; "дает возможность полнее использовать потенциал договора, решать на этой основе сложные и масштабные задачи экономического и социального характера".11

Следует указать также на то, что, несмотря на природное признание важности функций договора, как и самого договора, исследованию, как в отечественной, так и в зарубежной литературе уделяется далеко не адекватное их экономической и социально-политической значимости внимание.

С функциональной точки зрения, нормативно-правовой договор рассматривается одновременно и как "источник права" и как акт "нормативного саморегулирования", и как средство правового регулирования", и, наконец, как "акт, запускающий правоотношения и порождающий нормативные и индивидуальные установления, т.е. как универсальный правовой акт".12

Что же касается конкретных функций - они неизменно ассоциируются с решением таких задач, как закрепление через "договорные" права и обязанности отношений сторон, касающихся предмета и содержания того или иного конкретного договора; обеспечение регулятивного характера этих отношений; создание определенности и стабильности в отношениях сторон, направленных на достижение содержащихся в договоре целей; формирование предпосылок для обеспечения взаимного контроля сторон за выполнением каждой из них, предусмотренных договором обязательств; создание необходимых условий и предпосылок для развития договорных отношений в будущем.

Разрешению каждой задачи и достижению каждой цели нормативно-правового договора соответствует и каждая соотносящаяся с ними "договорная" функция. Характер и содержание ее, кроме целей и назначения договора, обусловливаются также многими другими факторами - особенностями данного договорного акта, включая его юридическую силу и правовую природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Юридическая сила  и правовая природа нормативно-правового  договора

Успешное решение вопроса о юридической силе и правовой природе нормативно-правового договора означает одновременно нахождение адекватного ответа на вопрос, касающегося его формально-юридического и фактического характера, его места и роли в механизме правового регулирования, его сущности и содержания.

В качестве исходного положения при решении вопроса о юридической силе и правовой природе нормативно-правового договора следует рассматривать правообразующую волю сторон, соответствующие ей интересы и задачи, а также "правообразующую" юридическую цель.

При этом само собой разумеется, что воля должна быть "согласная", взаимно "познанная" и правильно понятая сторонами. Не будет правовым договором, пояснял автор, "соглашение нескольких семей о том, чтобы, с целью взаимного развлечения, устраивать поочередно вечера. Очевидно достижение юридической цели предполагает возможность содержания воли контрагентов, т.е. воли, направленной на установление, изменение или прекращение "юридических отношений".13

Само собой разумеется также, что" для действительности договора", направленного на установление, изменение или прекращение правоотношений, включая нормативно-правовой договор, требуется, как минимум, его соответствие существующему правопорядку.

Но достаточно ли названных условий для того, чтобы тот или иной договор можно было бы рассматривать как нормативно-правовой институт и, соответственно, характеризовать его как источник права? Достаточно ли для этого только правообразующей воли, т.е. стремления сторон к созданию нормосодержащего акта, именуемого правовым, или же - задач, интересов создания такого акта и юридической цели? Очевидно, нет.

Не всякая воля сторон и далеко не каждая "юридическая цель", которую преследуют контрагенты, сами по себе могут породить договор с нормативно-правовым содержанием. Для создания такого института, кроме правообразующих воли и цели необходима также правообразующая способность, т.е. способность выступать в качестве субъекта правотворческого процесса, быть субъектом правотворчества.

Для возникновения правообразующей способности у сторон - субъектов правотворческого процесса необходимы особые, вполне определенные социальные, экономические, а нередко - и политические условия.

А с точки зрения естественного права, для возникновения правообразующей способности у физического или юридического лица необходимо, так называемое, "соизволение" общества, проявляющегося в виде сложившихся обычаев, традиций, а с точки зрения позитивного права - предварительная или последующая санкция государства.

Поскольку современное российское общество и государство лишь теоретически тяготеют к естественному праву, а практически живут по канонам позитивного права, то и при решении вопроса об истоках правотворческой способности субъектов договорных отношений, а, соответственно, и при определении юридической силы и правовой природы нормативно-правовых договоров следует ориентироваться прежде всего на позитивное, а затем уже - на естественное право.

Информация о работе Нормативно-правовой договор как источник права