Нормативный договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Отнесение нормативного договора к источникам права объясняется главным образом объективно происходящей децентрализацией правого регулирования, которая присуща всем без исключения развитым правовым системам современности. В той или иной пропорции нормативный договор присутствует в каждой из таких правовых систем, и его значение в перспективе неизменно будет возрастать.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Нормативный договор: понятие и признаки………………………. 5
Классификация нормативных договоров в российском праве….... 15
Особенности отдельных видов нормативных договоров……….... 20
Нормативный договор в конституционном праве…………. 20
Нормативный договор в международном праве…………… 24
Нормативный договор в административном праве………… 26
Нормативный договор в трудовом праве…………………… 34
Заключение…………………………………………………………………. 35
Библиографический список……………………………………………….. 43

Файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 60.00 Кб (Скачать файл)

В-пятых, одним из признаков нормативного договора является публичный интерес, который свое конкретное проявление находит в том, что:

 а) сторонами нормативно-правового  договора выступает в основном  государство в целом или его  отдельные органы; б) в нем, как  правило, всегда проявляется и  закрепляется не частная, а общая, публичная воля – воля его  сторон, субъектов заключающих договор; в) основной целью заключения  нормативного договора является  публичная цель, суть которой  состоит в адекватном выражении  и удовлетворении публичных интересов  –урегулировании общественных отношений.

К числу отличительных особенностей нормативного договора следует отнести особую, строго формальную процедуру заключения нормативных договоров и специальный порядок рассмотрения споров (разрешения конфликтов), связанный с их исполнением.

Процедура заключения нормативного договора отличается от заключения индивидуального договора, а также нормативного правового акта. В самом общем виде сводится к следующему: исходя из публичных интересов (мотивов, волеизъявлений) субъекты (стороны) выдвигают условия – предложения по тем устанавливаемым правилам поведения. Эти изначальные односторонние обособленные волеизъявления становятся согласованными в рамках договора, т.е. стороны договариваются.

Согласование воль участников применительно к нормативному договору касается как их поведения, так и признания его правовой нормой. При формировании норм права договорным путем сначала, как правило, происходит согласование воль субъектов относительно самого правила поведения. Это происходит:

1) путем переговоров;

2) предоставление предложений и  замечаний.

На этом заканчивается процесс согласования содержания договорной нормы (текста), но не заканчивается процесс ее становления. Вторым моментом является согласование воль относительно признания правил поведения в качестве нормы права. В данном случае момент подписания нормативного договора сторонами будет не совпадать с моментом вступления в силу норм права, поскольку опубликование нормативного договора должно быть  обязательно, т.к. нормативный содержит нормы права и регулирует поведение не только субъектов договора, но и неопределенного круга лиц.

Таким образом, в результате заключения нормативного договора, с одной стороны, установление нормы права осуществляется совместно как минимум двумя субъектами правотворчества, с другой стороны, это обособленность, самостоятельность их нормоустановительных волеизъявлений, в результате согласования которых возникает норма права.

Таким образом, нормативному договору присущи следующие специфические признаки: 

1) представляет собой соглашение, основанное на добровольном согласовании  воль и волеизъявлений сторон;

2) устанавливает нормы права, следовательно, выделяется разновидность правовой  нормы – договорная норма, обладающая  специфической особенностью –  согласительной природой;

3) заключается двумя или более  субъектами права, обладающими правотворческими  полномочиями (например, органы государственной  власти Российской Федерации, органы  государственной власти субъектов  Федерации, органы местного самоуправления);

4) заключается в публичных целях  и публичных интересах – достижение  правового регулирования определенных  общественных отношений.

Следовательно, нормативный договор представляет собой формально определенное соглашение, возникшее при согласовании обособленных свободных воль и волеизъявлений равноправных субъектов права, обладающих правотворческими полномочиями, устанавливающее нормы права.

Ценность нормативного договора как источника права определяется тем, что это свободная форма права, основанная на добровольном принятии правовых норм сторонами, участвующими в правотворческой деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Классификация нормативных договоров в российском праве

Проблемы классификации объектов возникают при исследовании разнородных по своему составу множеств объектов. В философском понимании классификация – это разбиение множества (класса) объектов на подмножества (подклассы) по определенным признакам.

Для выделения однородной группы нормативных договоров должен быть использован общий критерий, являющейся наиболее существенным для данной группы нормативных договоров.

Нормативные договоры можно классифицировать по различным основаниям.

По действию в пространстве нормативные договоры подразделяются на межгосударственные (или международные) и внутригосударственные. Среди внутригосударственных нормативных договоров следует выделить общегосударственные, региональные (между субъектами Российской Федерации), внутрирегиональные (договоры между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями).

По времени (сроку действия) нормативные договоры бывают срочные и бессрочные. Срочными являются нормативные договоры, заключенные на определенный срок, например, коллективный договор, который может быть заключен на срок не более трех лет. Примером бессрочных договоров является договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании союзного государства от 08 декабря 1999 г.

В зависимости от субъектного состава, заключающего нормативный договор, (наличие двух или более субъектов, обладающих правотворческими функциями), можно выделить следующие виды нормативных договоров: двусторонний – нормативный договор, который заключен между двумя субъектами. Например, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, и многосторонний – в нормативном договоре участвует более двух субъектов, например, Федеративный договор 1992 г.

Нормативные договоры можно классифицировать с учетом совокупности критериев – их роли, содержания и целей, которые преследовали стороны при заключении договора:

1) Учредительные договоры. Учредительные  вопросы посвящаются, обычно, институциональным  вопросам – статусу государств, их объединений, взаимоотношениям  субъектов федерации, статусу государственных  органов и т.п. Например, договор  об образовании СССР от 30 декабря 1922 г.

2) Компетентно-разграничительные  соглашения. К компетентно-разграничительным  договорам во внутрифедеральных  отношениях относятся Федеративный  договор 1992 г., а также договоры  и соглашения о разграничении  предметов ведения и полномочий  между Российской Федерации и  субъектами Российской Федерации. Например, договор о разграничении  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  города федерального значения  Москвы от 16 июня 1998 г., соглашение  между Правительством Российской  Федерации и Администрацией Ростовской  области о разграничении предметов  ведения и полномочий в сфере  владения, пользования и распоряжения  недрами на территории Ростовской  области от 29 мая 1996 г. № 7.

3) Соглашение о делегировании  полномочий от одного органа  государственного власти другому  или от одного органа местного  самоуправления другому.

Например, часть 4 статьи 15 Федеральный закон № 131-ФЗ  от 06.10.2008 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

4) Договоры о дружбе и сотрудничестве.  Например, Договор от 1 июля 2007 г. «О дружбе и сотрудничестве между городом Москвой и Республикой Башкортастан».

5) Функционально-обеспечительные  соглашения – это соглашения  между Правительством Российской  Федерации или федеральным органом исполнительной власти, с одной стороны, и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с другой стороны, по экономическим, техническим, социально-культурным вопросам. Например, договор от 14 октября 1996 г. между Администрацией Санкт-Петербурга и Администрацией Псковской области «О сотрудничестве в экономической, научно-технической, культурной и социальных областях».

6) Договоры между государственными  и негосударственными структурами. Например, Отраслевое тарифное соглашение  в электроэнергетике Российской  Федерации на 2009 - 2011 годы, утвержденное  Общероссийским отраслевым объединением  работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский  Электропрофсоюз» 27 июня 2008 г., которое  заключено на федеральном уровне  социального партнерства между  полномочными представителями работников  и работодателей отрасли электроэнергетики  и регулирует социально-трудовые  отношения в сфере энергетики, устанавливает общие принципы  регулирования связанных с ними  экономических отношений, общие  условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам  отрасли.

Соглашение между Правительством Ставропольского края, Федерацией профсоюзов Ставропольского края и конгрессом деловых кругов Ставрополья на 2007-2009 годы от 25 декабря 2006 года.

7) Международные договоры, являющиеся  источниками международного права. Например, Конвенция об открытом  море (1958 г.), ратифицированная Указом  Верховного Совета СССР от 20.10.1960 г. (для СССР вступила в силу 30.09.1962); Конвенция о континентальном  шельфе (1958 г.), ратифицированная Указом  Президиума Верховного Совета  СССР от 20.10.1960 г. (для СССР вступила в силу 10.06.1964); Конвенции ООН по морскому праву от 1982 г., ратифицированная Россией в 1997 г.

8) Коллективные трудовые договоры. Например, коллективный трудовой  договор РАГС.

В зависимости от отраслей права можно выделить следующие виды нормативных договоров, а именно: конституционные, административные, трудовые, международные, финансовые. Эта классификация позволяет отразить отличия нормативных договоров друг от друга и их отраслевые особенности, и будет использована при рассмотрении отдельных видов нормативных договоров, существующих в российском праве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Особенности отдельных видов нормативных договоров

3.1. Нормативный договор в конституционном праве

В конституционном праве нормативный договор признается источником права. После принятия Конституции РФ 1993 г. (ч.3 ст.11, ч. 4 и 5 ст. 66, ч. 2 и 3 ст. 78, ч.1 ст. 85) договор используется для разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, заключаются соглашения о разграничении полномочий по отдельным предметам ведения, заключаемые в рамках внутрифедеральных договоров органами исполнительной власти федерального уровня и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вопрос об их правовой природе неизбежно вызывает проблему разграничения предметов двух отраслей права – конституционного и административного права. Однако нормы конституционного права являются основой правового регулирования договоров и соглашений о разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст.11 Конституции Российской Федерации разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации в области правового регулирования осуществляется как Конституцией, так и Федеративным договором.

Федеративный договор представляет собой совокупность трех договоров, подписанных 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» (за исключением Республики Татарстан и Чеченской Республики), «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» и «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации», и двух протоколов к первому и второму из перечисленных договоров. На сегодняшний день положения Федеративного договора, касающиеся разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, поглощены Конституцией, а остальные действуют в части, ей не противоречащей.

Информация о работе Нормативный договор