Нормативный договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Отнесение нормативного договора к источникам права объясняется главным образом объективно происходящей децентрализацией правого регулирования, которая присуща всем без исключения развитым правовым системам современности. В той или иной пропорции нормативный договор присутствует в каждой из таких правовых систем, и его значение в перспективе неизменно будет возрастать.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Нормативный договор: понятие и признаки………………………. 5
Классификация нормативных договоров в российском праве….... 15
Особенности отдельных видов нормативных договоров……….... 20
Нормативный договор в конституционном праве…………. 20
Нормативный договор в международном праве…………… 24
Нормативный договор в административном праве………… 26
Нормативный договор в трудовом праве…………………… 34
Заключение…………………………………………………………………. 35
Библиографический список……………………………………………….. 43

Файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 60.00 Кб (Скачать файл)

3.  Административные договоры  должны включать контрольно-надзорные  полномочия представителей исполнительных  органов, а также экономические  санкции в отношении коллективов  предприятий, вступающих в договорные  отношения.

4.  К административным договорам  могут относиться контракты органов  исполнительной власти (местной  администрации) с предприятиями  — поставщиками различных видов  продукции о предоставлении последним  налоговых льгот, преимуществ при  получении кредитов, особых бюджетных  ассигнований. Целью таких решений  является обеспечение поставки  в установленных размерах определенной  продукции и товаров (см., например, законодательство о поставках  продукции и товаров для государственных  нужд).

В будущем законе об административных договорах следовало бы предусмотреть положения, касающиеся концессий на добычу природных ресурсов; конкурсной продажи приватизированных предприятий, выпускающих жизненно важную продукцию либо осуществляющих бытовое обслуживание и торговлю товарами, представляющими повышенный общественный интерес; осуществления общественных работ; контрактов о поступлении на службу и ее прохождение в Вооруженных Силах, внутренних войсках, милиции, таможенной службе и т. д.

5.  Административными договорами  между органами исполнительной  власти и местной администрацией  о делегировании полномочий можно  считать лишь те, которые предусматривают  режим контроля (надзора) со стороны  делегирующего полномочия органа управления и устанавливают взаимную ответственность сторон в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения как органом, делегирующим соответствующие полномочия, так и органом, принимающим эти поручения к исполнению. В договоре могут устанавливаться экономические и иные санкции.

6.  Публичный (правовой) режим административного  договора должен предусматривать  следующие положения:

а) заключение административного договора со стороны органа исполнительной власти только в пределах его компетенции и таким должностным лицом, которое обладает специальными полномочиями: руководителем органа управления либо другим должностным лицом по специальной доверенности. Если стороной выступает коллегиальный орган управления, то после заключения договор должен быть утвержден компетентным руководящим органом;

б) при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по административному договору одним из участников договорных отношений орган исполнительной власти (местная администрация) вправе расторгнуть его в одностороннем порядке и применить к виновной стороне предусмотренные договором экономические и другие санкции;

в) орган исполнительной власти (местная администрация), заключающий административный договор, правомочен контролировать его исполнение, знакомиться со всеми документами, проверять деятельность администрации и трудового коллектива предприятия либо учреждения, вступившего в договорные отношения. Способы осуществления контрольных функций должны быть установлены в договоре;

г) при внезапном (непредусмотренном) возникновении соответствующих условий возможно одностороннее изменение договора органом управления (администрацией) в случае, если это не нарушает финансовых и других существенных условий договора. Все споры по этому вопросу должны разрешаться в административных судах, а в настоящее время — арбитражными судами либо судами общей юрисдикции;

д) обжалование субъектами административно-договорных отношений и опротестование прокурорами административных договоров и административного (публичного) правового режима их исполнения должно производиться в административных судах, а до их образования — в соответствующих арбитражных судах, а в части договоров — контрактов о службе в армии, милиции и т. д. — в федеральных судах общей юрисдикции.

7. Для заключения и исполнения  административных договоров целесообразно  использовать (разумеется, в конкретных  пределах) устанавливаемые гражданским  законодательством общие требования  договорного права. Речь может  идти о форме договора; случаях  его недействительности; сроках, устанавливаемых  в договоре; участниках договора  и их административно-правовом  статусе; исполнении договора; обеспечении  исполнения обязательств, определенных  в договоре; ответственности за  нарушение условий договора; его  изменение и расторжение.

8. Административно-правовые договоры  могут заключаться также и  в области действия социального  права. В Российской Федерации, очевидно, в ближайшем будущем будет  складываться такая новая отрасль, как социальное право. В связи  с этим предстоит реформирование  существующего в России права  социального обеспечения, а также  разработка новых правовых установлений.

 

 

    1. Нормативный договор в трудовом праве

В трудовом праве  различают два вида нормативных договоров:

  1. Коллективные договоры (акт, регулирующий трудовые отношения между работодателями и работниками), заключаемые в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях».
  2. Коллективные соглашения _ правовой акт, в котором содержатся обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии. Отрасли, территории.

Соответственно, выделяют:

  1. Генеральное соглашение (его участниками выступают общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские  объединения работодателей, Правительство РФ);
  2. Отраслевое соглашение, сторонами которого могут выступать совет отраслевого профсоюза, отраслевые объединения работодателей и Федеральная служба по труду и занятости;
  3. Специальное соглашение;
  4. Региональное соглашение;
  5. Профессионально тарифное соглашение;
  6. Территориальное соглашение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В российской правовой науке и практике доктрина нормативного договора пока еще не получила однозначного понимания и утверждения. За последнее десятилетие произошли изменения в этом вопросе. Середина и особенно конец XX века сопряжены со стремительным расширением сферы договорных отношений. Договор приобретает значение универсального регулятора. Договоры «входят» в ткань публичного права, позволяя согласовывать интересы, позиции и действия государств, властных структур, общественных организаций, наций и народностей, слоев общества. Согласованность приобретает смысл нарастающей доминанты в процессах интеграции в современном мире, которые охватили политическую, военную, экономическую,социально-культурную, научно-техническую, экологическую сферы.

В начале XXI в. бесспорное развитие получают начала самоорганизации и ассоциативности в обществе. Публичное право есть специфическое понимание природы права в сфере власти и социально-политических институтов и признания его роли в обеспечении общественных интересов. Есть предметы регулирования публичного права, которые относятся к его исключительной сфере, другая их часть является смежной с отраслями частного права. Здесь происходит сужение публично-правовой сферы, когда расширяется спектр самореализации различных субъектов указанных правоотношений. Многие понятия публичного права являются «сквозными» для многих отраслей права, К ним можно отнести нормативный договор. Как внутри государства, так и вовне острее и более масштабно осуществляется потребность в договорных методах регулирования, но без их «победы» над законом. Зависимость нормативных договоров от законов, безусловно, имеет место, но данный фактор следует учитывать наряду с примерами обратной зависимости. Думается, что позитивное право не следует отождествлять с законодательством, ибо первое шире хотя бы с точки зрения «источниковой» базы; юридические нормы содержатся во всех источниках права. Все источники призваны придать официальный характер нормативным установлениям и являются формой общепризнанной объективации последних. С этой точки зрения, характеристики норм, выраженных непосредственно в законодательстве (как системе нормативно-правовых актов), не будут отличаться от тех, которые получили иные формы внешнего выражения (правовые обычаи, прецеденты, нормативные договоры и т.д.). Поэтому придание нормативным договорам функций источника права представляется делом назревшим, вполне оправданным. В современных условиях развития правовой системы нормативный договор должен найти свое место среди источников права. Для отнесения тех или иных актов к источникам права, необходимо признание их в качестве таковых со стороны государства. Признание государством источника права выражается вовне в том, что реализация его связана с государственно-правовой охраной, а нарушение его влечет за собой соответствующие средства охраны со стороны государственных органов. Публичное право отличается своего рода материнской природой по отношению ко всем отраслям права и законодательства. Оно создает тот нормативно понятийный «костяк», который позволяет формировать национальную правовую систему. Публичное право влияет на устройство правовой системы, классификацию правовых актов и обеспечение верховенства законов, установление режимов правотворчества и правоприменения.

Универсальных норм права, регулирующих все вопросы, связанные с нормативными договорами в различных отраслях права и тем более в одном законодательном акте, пока не имеется, хотя необходимость в них весьма значительна. Лишь отдельные нормы либо ограниченные комплексы правовых норм регулируют частные виды нормативных договоров. Под углом зрения настоящей работы ее автору видятся следующие основные пути усовершенствования источников (форм) права в современной России:

 Во-первых, при  улучшении форм права надо  полнее учитывать юридические  традиции России, взять лучшее  из дореволюционной правовой  системы.

Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального федерального закона об основных формах права. Такие законы есть в Тверской области, Краснодарском и Ставропольском краях. Необходимо упорядочение правовой системы и поддержание ее в равновесии. Для этого важно установление строгой классификации правовых актов и соблюдение ее в процессе правотворчества. Источники, выстроенные по принципу иерархической соподчиненности, образуют систему источников права. Совершенно очевидно, что в федеральном законе нужно предусмотреть указанную соподчиненность, иерархию. В разделе «О правовых актах» должны быть урегулированы виды, перечень, порядок подготовки, принятия и реализации правовых актов. Целесообразно предусмотреть также юридические критерии выбора вида правового акта и его наименования, определить круг отношений, которые могут регулироваться только законом. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм нрава только к нормативно правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву. Таким образом, необходимо в форме законодательного признания правового значения, места и роли нормативного договора в системе действующего права осуществить государственное санкционирование, установление его в качестве источника права. Так будут законодательно закреплены новые «социальные роли» всех действующих форм права.

В-третьих, в данном законе в главе «Нормативные договоры» следует отразить следующие концептуальные положения:

 • признать  нормативный договор как нормативно  значимый способ регулирования  общественных отношений в разных  сферах государственной и общественной  жизни, сформулировав его понятие  с целью отграничения от других  правовых актов и договоров;

- определить «договорное поле», т.е. типологию вопросов, для регулирования которых используются договоры или, напротив, где использование договоров нежелательно;

• допустить договорное регулирование за пределами сферы собственно законодательного регулирования;

 • установить  классификацию нормативных договоров  и, соответственно, определить конкретные  виды и формы договоров;

- ввести процедуры  заключения договоров, их признания, исполнения; допустимо поставить  вопрос о целесообразности их  ратификации или иной формы  одобрения парламентами РФ и  ее субъектов (тем более, что в  отдельных субъектах РФ уже  начался этот процесс);

• закрепить различные виды ответственности (конституционную, административную, гражданско-правовую, посредством трудовых судов и т.д.) сообразно установленной классификации нормативных договоров за Ф нарушения при их заключении, выполнении.

• установить контроль развития договорных отношений путем разграничения, запрета тех из них, которые нежелательны и не соответствуют нормам Конституции РФ. То есть установить судебный контроль за законностью нормативных договоров.

В-четвертых. Качественные характеристики информационной среды, в которой происходит действие правовых норм, оказывают существенное влияние на результаты правового воздействия. Причем ключевую роль здесь играет уровень правовой информированности субъектов правоотношений: чем выше этот уровень, тем более благоприятные условия создаются для действия юридических средств. Низкий уровень правовой информирова1нюсти становится существенным препятствием для позитивной работы механизма правового регулирования. К сожалению, до сих пор нет единства в вопросе официального обнародования нормативных договоров. Последнее время внутрифедеральные договоры публикуются в «Российских вестях», но какие либо сроки опубликования не соблюдаются и не установлены законодательно. Если перед нами обычное соглашение индивидуального характера, то его обязательная публикация не требуется. Но внутрифедеральные договоры содержат не просто индивидуальные правила поведения, а нормы права и по юридической силе занимают место, сравнимое с федеральным законодательством. Необходимо дополнить Собрание законодательства Российской Федерации разделом «Нормативные договоры», где следовало бы публиковать нормативные договоры, заключенные высшими органами государственной власти Российской Федерации. Сроки опубликования должны быть нормативно установлены, включая момент вступления договора в юридическую силу. Неопубликованный нормативный договор не должен порождать правовых последствий. Аналогичные меры необходимо провести и в субъектах РФ. В-пятых, в указанном законе полезно нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действуют в его права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы. Реализация положений Все институты гражданского общества должны действовать в строгом соответствии с конституционными принципами. Например, соотношение между нормативным договором как источником действующего права и Конституцией РФ как ОСНОВНЫМ и главным нормативно-правовым актом РФ должно, как представляется, определяться следующим образом. С одной стороны, конституционное признание нормативного договора придает ему позитивно правовое значение в рамках системы действующего в РФ позитивного права, причем определяющее правовое значение. С другой стороны конституционное признание придает нормативному договору характер одного из приоритетных регуляторов в системе источников и норм всего действующего в РФ позитивного права, в которую входят и положения самой Конституции РФ. В-шестых, необходима унифицированная юридическая регламентация разноуровневых правотворческих процедур, что должно стать составной частью указанного федерального закона. Появление, существование и действие правовых актов нельзя понять без процесса их создания. Правотворчество служит начальным этапом развития правовых актов. Федеральный закон должен закреплять единую «технологию» разработки и оформления проектов законов и других правовых актов. Незначительные технико-юридические вопросы их составления могут решаться не законодательным порядком, а подзаконным нормотворчеством наподобие правил о порядке подготовки законов. «В обществе существует широкое многообразие законодательных ^ властей, и правотворчеством так или иначе занимаются все сегменты общества». Нормативно-правовые акты, - это лишь один из источников позитивного права, а принятие (установление) законов и подзаконных актов -лишь одна из форм правоустановления, один из видов (одно из направлений) правоустановительной деятельности. Во всех системах права романно германской правовой семьи, кроме нормативно-правовых актов, действуют и иные источники права, их правовое значение и содержание выражается и закрепляется в других формах правоустановительной деятельности. Понятие «правоустановление» включает в себя различные виды правоустановительной деятельности, которые отражают особенности процесса выражения и закрепления нормативно-правового характера и содержания разных источников " Винсент О. Смысл американского федерализма. М. 1993.действующего права - нормативно-правовых актов, судебного прецедента, нормативно-правового договора, обычного права, юридической доктрины и т.д. Разновидностью правотворчества является деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров. В законе должно занять и достойное место договорное нормотворчество, тем более что оно становится заметным, более всего, в общем объеме конституционного и административного правотворчества. Общий процесс формирования и развития правовых актов делится на несколько видов, причем классификация основана на реальной жизни, где виды правотворческой деятельности переплетаются и взаимодействуют, сливаясь в общий правообразующий поток. Взаимосвязь их иногда удачна, а иногда проявляется в негативном плане. Поэтому ® согласованность различных видов правотворчества, отраженная в законе, должна исключать противоречия и взаимное пересечение, нарушающие общие принципы правотворческой деятельности. Указанные законотворческие меры будут способствовать упрочению правовой базы нормативных договоров. Представленные в работе классификации источников права могут служить в известной степени основанием, фундаментом для установления иерархии ^ взаимодействия и взаимовлияния источников права. Приведенные выше классификации нормативных договоров дают четкое представление по данному вопросу и вооружают необходимыми знаниями. Они крайне необходимы в практическом плане, ибо позволяют упорядочить процесс правотворчества и правоприменения. Таким образом, несмотря на то, что тенденция расширения договорных методов регулирования проявляется в обществе весьма противоречиво, все же самоуправление приобретает свойство самоорганизованной публичной власти и самоосуществляемого управления, хозяйствования и иного ведения дел. Оно должно получить достойное признание и в теориях и в законодательстве. Нормативные договоры обычно носят комплексный характер, выступая одновременно в качестве источников нескольких отраслей права. А, следовательно, в результате исследования пришли к нуждаемости теории и практики, законодательства в формировании института договорного права, его законодательной базы.

Информация о работе Нормативный договор