Нормативный правовой акт как источник права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в общественной жизни субъекты права имеют дело с множеством актов и документов, различия между которыми зачастую почти не проводятся. Вследствие этого, возникают проблемы с выбором предметов их регулирования, определением юридической силы, использованием и правовой защитой. Устранить указанные трудности можно благодаря строгой характеристике правовых актов и их соотношения между собой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретический аспект понятия источники права ………………..….6
1.1. Понятие источники права…………………………………….…….6
1.2. Основные виды источников права………………………..………..10
Глава 2. Анализ нормативного правового акта как источника российского права................................................................................................................16
2.1. Историко-правовой анализ становления современной системы нормативных правовых актов в России…………………………………..….16
2.2. Признаки нормативного правового акта……………………….…20
2.3. Правовая природа нормативного правового акта…………….…26
Заключение……………………………………………………………….……..33
Список использованных источников и литературы……………….………..35

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом все перечисленные признаки отражают связь права с государством. Этим и определяется на практике правовой характер нормативных актов. Так, только государство либо уполномоченные им органы или организации могут осуществлять правотворчество и принимать нормативные правовые акты. Как исходящие от государства и выражающие волю всего либо части общества они являются общезначимыми и в силу этого обязательными для адресатов под угрозой применения государственного принуждения

 

2.3. Правовая природа нормативного правового акта

Обращаясь к правовой природе того или иного явления мы пытаемся определить его сущность и назначение в той системе элементов, которая является местом его реального действия и целевого положения. К проблемам исследования правовой природы и сущности права вообще, и его источников, в том числе и позитивного права, обращались прежде и обращаются в современной научной литературе многие исследователи.

Правовая природа нормативного акта как источника (формы) права прямо вытекает из природы самого социального явления – права вообще. Понятие права – справедливо подчеркивает М.И. Байтин - это исходный, ключевой вопрос в теории права. От его решения напрямую зависит понимание других правовых явлений – норма права, форма (источник) права, соотношение права и закона, система права и систематизация законодательства, законность и правопорядок, правонарушение и юридическая ответственность. Однако имеется и обратная связь, ведь именно в отдельных элементах выявляется, выкристаллизовывается сущность явления в целом25.

В той или иной мере выражением природы нормативного акта является его сущностное регулятивное назначение в системе правоотношений в структуре права, его коммуникативное значение и трансмиссионная функция, при которой воля определенного субъекта правотворчества вводится в жизнь всего общества, во все общественные отношения именно в виде определенных общеобязательных предписаний.

Именно посредством нормативного акта осуществляется необходимая правовая связь между теми абстрактными моделями поведенческих ориентиров - обязательных правил, принятых нормотворческим органом и конкретными субъектами права в их повседневном правовом бытии, в процессе реального возникновения, изменения и прекращения разного рода правоотношений.

Описываемая реальная связь обеспечивает организацию всего правового бытия общества в нормативно направленное, единообразно действующее функционирование и возникает она лишь тогда, когда нормотворческий акт по своим сущностным характеристикам соответствует такой организационной форме, которая может выступать реальным регулятором возникающих отношений в обществе.

Совершенно очевидно, что такие свойства присущи далеко не каждому юридическому документу, а лишь такому предписанию нормотворческого органа, которое наделено определенными признаками нормативности. Уместно отметить такие из них как стабильность, неоднократность действия, неперсонифицированность предписаний. По сути проявления их направлены на то, чтобы возникающие реально казусы, случаи аналогичного характера получали одинаковые способы разрешения в неопределенно длительный правоприменительный период в отношении всех участников таких отношений. Это означает, что такой юридический акт, предписание, которое действует неоднократно, в отношении неопределенного круга лиц и действует стабильно, на протяжении неопределенного периода времени обеспечивает связь органа власти, наделенного правотворческими полномочиями и установившего эти правила и исполнителя, участника правовых отношений.

Предписания нормативного правового акта обеспечивают с одной стороны - определенное поведение субъектов правоотношений, а с другой стороны - субъекты четко представляют себе весь объем своих прав и обязанностей, вытекающих из установленного для всех регулирования и определенно могут ориентироваться на последствия их поведения - соответствующего таким предписаниям или нарушающего их.

Очевидно, что это свойство коммуникативности является одним из основных элементов, характеризующих правовую природу нормативного акта. Однако в обществе, его правовой системе многие явления несут в себе связующие функции между различного рода субъектами и фактами.

Природа коммуникативности нормативного акта имеет такие особенности, которые присущи только ему и никаким явлениям более. Здесь необходимо упомянуть о таких особенностях его коммуникативности: информация абстрактного предписания нормотворческого органа выражает весьма определенную волю.

В классовом обществе, как мы знаем из классической теории права и государства, право выражает волю господствующего класса. В правовом демократическом государстве это воля всего народа, выступающего единственным носителем власти. Воля носителя власти выражается в принимаемых нормотворческими органами предписаниях.

Таким образом, связь выраженного в нормативном акте волеизъявления народа с общеобязательным же правоприменением таких актов в обществе, имеет форму замкнутого, цикличного процесса. Сам народ регулирует в своих собственных интересах все возникающие общественные отношения в форме стабильных, длительно действующих, четко зафиксированных предписаний нормативных актов. Конечно же это, идеальная, в большей мере теоретическая модель создания нормативного правового акта, к созданию которой нужно стремиться в правовой системе отечественной государственности.

Правовая природа нормативного акта как источника права с моей точки зрения, заключается в частности и в том, что это социально ценное, общественно необходимое коммуникативное средство между установлением регулирования всех возникающих правоотношений и их выполнением участниками общественных отношений в рамках одной правовой системы.

В то же время нормативный акт, являясь частью целостного явления права как общесоциального явления представляет собой его внешнее выражение. Думается, что это проявление нормативного акта в объективной реальности так же есть суть выражение его природы. Правовая природа нормативного акта как формально определенного источника права в этом аспекте проявляется именно в том, что это четко установленный письменный источник, конкретные требования, правила и нормы в нем имеют словесное, знаковое выражение, которое нельзя никоим образом игнорировать или абстрагироваться от его наличия.

Другая сторона проявления этого аспекта природы формально определенного акта - каждый нормативный акт является средоточением общеобязательных норм, и именно посредством их включения его официальный текст эти правила (нормы) получают свойства источника права.

В российской правовой системе, в сущности, единственным легитимным источником правая является нормативный акт. Такого мнения придерживаются многие исследователи в области теории права. Такого же мнения придерживается и автор настоящей статьи, поскольку нормативный акт представляет собой источник права, имеющий ряд неоспоримых преимуществ перед другими источниками. Так, нормативный акт как регулятор общественных отношений более оперативен и гибок в его приспособленности к быстроизменяющимся социальным процессам: он может быть оперативно принят законодателем при возникновении новых процессов и явлений в обществе и необходимости их регулировать, он может быть изменен и отменен, соответственно, когда в этом есть потребность.

Систематизированность нормативных актов как источника права выгодно выделяет его из числа других источников. Это свойство позволяет быстро и легко осуществлять поиск нужного документа для применения в правоприменительной деятельности компетентным органом, либо реализации самим субъектом права.

Кроме того, письменная форма нормативного акта позволяет четко фиксировать содержание правовых норм, вытекающих из них прав и обязанностей субъектов правоотношений, что предполагает обеспечение соблюдения принципа единообразия правоприменения, исключающего разноплановое и противоречивое толкование таких норм в аналогичных делах.

В связи с вышесказанным возникает вывод о наличии ещё одного несомненного преимущества нормативного акта перед иными источниками права: это свойство его универсальности.

Нормативный акт рассчитан на регулирование всех случаев возникновения определенного рода отношений, независимо от времени, места их возникновения, состава лиц, участвующих в них.

Нормативные акты принимаются государством, поддерживаются им и охраняются, соответственно именно нормативный акт является реальным регулятором, позволяющим обеспечивать принудительное поддержание определенного порядка поведения всех участников правоотношений. Правовой обычай в этом аспекте неэффективен.

Таким образом, преимущества нормативного акта как источника права неоспоримы, такой точки зрения придерживаются многие исследователи в области теории права, например Байтин М.И., Пучков О.А. и другие26.

Само понятие «нормативный акт» включает в себя исключительно широкий комплекс актов правотворчества, издаваемых органами законодательной, исполнительной, а нередко и судебной власти. Самое важное его отличие от иных юридических документов в том, что он обладает свойством нормативности, содержит в себе общеобязательные правила поведения – нормы права, принимаемые государством.

В самом общем виде нормативным актом можно назвать официальный документ, созданный компетентным органом государства, устанавливающий, изменяющий или отменяющий общеобязательные правовые нормы. В нормативном акте как объекте правовой действительности получают свое отражение функции государства, выраженные в деятельности государственных органов. Функции, направленные на создание правовых режимов деятельности субъектов права на территории всей страны, на введение и обеспечение единого правового порядка и формирование условий и гарантий стабильного развития экономической, политической и социальной сфер общественной жизни.

Для эффективного и позитивного действия в регулятивной системе общества нормативному акту необходимо быть экономически обоснованным, поскольку будучи необоснованными, финансово емкие законы могут повлечь опасный для всей системы дисбаланс материального характера, социальная ориентированность делает любой из нормативных актов общественно востребованным и отвечающим целям российской государственности (статья 7 Конституции Российской Федерации), политическая взвешенность при этом позволяет сохранить стабильность и бесконфликтность в сфере интересов различного рода идеологических образований общества. Именно эти аспекты, в частности, характеризуют содержание нормативного акта как регулятора общественных отношений27.

Любое нарушение в формировании указанных составляющих может стать причиной серьезных проблем государственного и общественного развития, повлечь нарушение прав участников правоотношений в огромном объеме и масштабе.

Думается, что для достижения целей соответствия каждого нормативного акта указанным требованиям, необходимо наличие механизма в системе правотворческой деятельности каждого органа, способного ещё на стадии разработки проекта нормативного акта провести детальный и квалифицированный анализ как реального положения вещей в сфере, нуждающейся в регулировании разрабатываемым актом, так и выявить наиболее существенные экономические, политические и социальные интересы, затрагиваемые им и проблемы, подлежащие решению в данном акте, представить наиболее эффективные пути их решения и обосновать необходимость именно такого варианта регулирования. При этом должен быть дан реальный прогноз действия такого акта в каждой из перечисленных сфер общественных отношений (экономической, политической и социальной).

Такой подход к законотворческой работе, несомненно должен способствовать повышению качества принимаемых нормативных актов. Причем каждый проект нормативного акта, как принимаемого органами представительной (законодательной) власти, так и проекты подзаконных актов, принимаемых органами исполнительной власти, должны проходить профессиональную всестороннюю оценку в процедуре их рассмотрения и принятия. Важно формирование комплексного подхода требований к процессу создания нормативного акта как источника права28.

В итоге можно сказать, что только при таких условиях полный комплекс бездефектных нормативных актов - бездефектных как по форме и формальным признакам, так и по содержанию и, самое основное, содержанию, соответствующему требованиям регламентарности и нормативности, может составлять добротную составляющую, основной источник права всей правовой системы страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, мы рассмотрели достаточно широкий круг проблем подготовки и реализации нормативных правовых актов как источников права, и в частности: исследовали формирование нормативного правового акта как источника права в историческом аспекте; раскрыли понятие и признаки нормативного правового акта среди других источников современного права; проанализировали правовую природу нормативного правового акта как источника российского права.

Нормативно-правовой акт занимает особое место среди иных источников права. Прежде всего он является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе. Кроме этого, он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права.

Информация о работе Нормативный правовой акт как источник права