Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:52, курсовая работа
Теория государства и права – это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной необходимостью вытекающих из господствующего в обществе способа производства. Предметом теории государства и права является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений. Темой моей курсовой работы является один из предметов, изучаемых теорией государства и права – нормотворчество.
1) Введение
2) Понятие и принципы нормотворчества
3) Виды нормотворчества
4) Основные Виды Нормотворчества В Рф
a) Местное Нормотворчество
Ведомственное Нормотворчество В Рф
b) Создание Иных Социальных Норм
c) И Их Взаимосвязь С Правом
5)Юридическая техника
6)Заключение
7)Список литературы
Академия права и управления
ФСИН России
Курсовая работа
на тему
“Нормотворчество”
Рядового внутренней службы
Курсанта 115 учебной группы
Сляднева И.К
План
1) Введение
2) Понятие и принципы нормотворчества
3) Виды нормотворчества
4) Основные Виды Нормотворчества В Рф
Ведомственное Нормотворчество В Рф
5)Юридическая техника
6)Заключение
7)Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Теория государства
и права – это система знаний
о государственно-правовых явлениях,
соответствующих своему понятию
и с естественной необходимостью
вытекающих из господствующего в
обществе способа производства. Предметом
теории государства и права является
изучение закономерностей возникновения,
развития и смены государственно-
Актуальность
темы моей работы состоит в том, что
процесс нормотворчества
Объектом исследования работы является изучение понятия «нормотворчество», его принципов и видов, исследование стадий законодательного процесса, рассмотрение действий нормативно – правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Понятие и принципы нормотворчества
Нормотворчество – это деятельность по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.
Нормотворческая деятельность,
так или иначе, связана с проявлением
государственной воли. Это положение
многократно доказано мировой историей.
Помимо того, что господствующие при
данных отношениях индивиды должны конституировать
свою силу в виде государства, они
обязаны придать своей воле, обусловленной
этими определенными
Государственные органы сами принимают,
создают нормы права, обязательные
для тех, кому они адресованы. Но
иногда право создается по уполномочию
органов государства
В процессе нормотворчества реализуются следующие функции: обновление законодательства, т.е. издание новых нормативно правовых актов; устранение (отмена) устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законодательства.
Смысл и значение нормотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения. Главная роль в определении времени принятия, содержания и формы правового решения должна принадлежать правовой науке, которая обладает для этого необходимым научно-познавательным инструментарием.
Она выражается в том, что все действия субъектов нормотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах и, прежде всего на Конституции. Разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов.
Законность нормотворчества
Этот принцип должен учитываться
на всех этапах подготовки юридических
актов от разработки концепции законопроекта,
выяснения потребности в
Требование научности к
Значительно повысило бы научный характер нормотворчества и планирование законодательной работы. Не может быть научно обоснованным и продуманным законодательный акт, решение, о принятии которого созрело скоропалительно, например, при утверждении повестки работы представительного органа.
Именно правоприменительная
Он проявляется в
Наиболее эффективно выявлять истинные стремления и волю народа позволяет всенародное голосование (референдум) – один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Именно в ходе референдума 12 декабря 1993г. была принята Конституция Российской Федерации.
Всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом.
В последнее время отечественный законодатель широко использует мировой нормотворческий опыт. Здесь достаточно указать на новый Гражданский кодекс Российской Федерации. В новом ГК появились институты права, заимствованные в своей сути из опыта более развитых в правовом отношении государств (институт доверительной собственности, институт банковской гарантии, институт морального ущерба и пр.).
В отдельные периоды развития того
или другого государства имели
место отступления от какого-либо
принципа, но они не могут поколебать
необходимость поиска утверждения
соответствующих начал
В юридической теории и практике иногда вопрос о стадиях процесса правотворчества заменяется вопросом о стадиях законотворчества. При этом рассмотрению подлежат лишь стадии принятия, изменения или отмены конституционных и текущих (обыкновенных) законов. В таком случае речь идет не о процессе правотворчества, а о процессе законотворчества, причем в узком смысле. В данной главе рассматривается правотворческий процесс, т. е процесс принятия, изменения или отмены различных нормативных актов в широком смысле, который включает в себя два этапа:
Данные этапы, в свою очередь, подразделяются на соответствующие стадии.
Подготовительный этап формирования права подразделяется на следующие стадии (доофициальные стадии):
Этап непосредственного создания правовых норм подразделяется на следующие стадии (официальные стадии):
Рассмотрим стадии подготовительного этапа формирования права.
Предварительные работы начинаются с появления соответствующей инициативы об изменении законодательства. Как правило, эта инициатива возникаете целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования, и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам. В России инициатива может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Инициатива внесения соответствующих изменений в законодательство может исходить и от Президента, Правительства РФ, постоянных комитетов Государственной Думы, отдельных депутатов, других органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы. Наконец, инициативу в подготовке законопроекта могут проявить субъекты Российской Федерации через их высшие органы государственной власти.
Инициатива внесения изменений в законодательство должна быть соответствующим образом оформлена и включена в план право- подготовительных работ.
После этого начинается процесс выявления общественной потребности в правовой регламентации соответствующей сферы общественных отношений. Для этого важно получить подробную информацию о действующем законодательстве в данной сфере. В связи с этим важно ответить на вопросы: принимались ли раньше акты по теме предлагаемого проекта; если принимались, то каковы их эффективность и недостатки, каким образом они будут связаны с разрабатываемым проектом; как предлагаемый акт впишется в действующее правовое регулирование; как решаются аналогичные проблемы в зарубежном законодательстве.
Для освещения этих вопросов
перед началом разработки проекта
нормативного акта целесообразно подготовить спра
При подготовительных работах важно также определить факторы, способствующие или, наоборот, препятствующие подготовке и принятию того или иного нормативного правового акта. Для этого нужно спрогнозировать позитивные и возможные негативные (побочные) последствия принятия и реализации нормативного правового акта.