Нормотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Теория государства и права – это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной необходимостью вытекающих из господствующего в обществе способа производства. Предметом теории государства и права является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений. Темой моей курсовой работы является один из предметов, изучаемых теорией государства и права – нормотворчество.

Содержание работы

1) Введение
2) Понятие и принципы нормотворчества
3) Виды нормотворчества
4) Основные Виды Нормотворчества В Рф
a) Местное Нормотворчество
Ведомственное Нормотворчество В Рф
b) Создание Иных Социальных Норм
c) И Их Взаимосвязь С Правом
5)Юридическая техника
6)Заключение
7)Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Нормотворчество.docx

— 72.77 Кб (Скачать файл)

Академия  права и управления

ФСИН  России

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 на  тему

“Нормотворчество”

 

 

 

 

 

Рядового внутренней службы

Курсанта 115 учебной  группы

Сляднева И.К

 

План

 

1) Введение

2) Понятие и  принципы нормотворчества

3) Виды нормотворчества

4) Основные Виды Нормотворчества  В  Рф

  1. Местное Нормотворчество

Ведомственное Нормотворчество В Рф

  1. Создание Иных Социальных Норм
  2. И Их Взаимосвязь С Правом

 

5)Юридическая техника

6)Заключение

7)Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Теория государства  и права – это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию  и с естественной необходимостью вытекающих из господствующего в  обществе способа производства. Предметом  теории государства и права является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений. Темой моей курсовой работы является один из предметов, изучаемых  теорией государства и права  – нормотворчество.

 

Актуальность  темы моей работы состоит в том, что  процесс нормотворчества является неотъемлемой частью существования  любого общества и государства в  целом. С того самого момента, когда  возникла  необходимость регулирования  отношений между государством и  обществом в целом и отдельно в каждом из этих элементов, и возникло нормотворчество. Содержание нормотворчества  складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности то, что называют правотворческим процессом. Сам  правотворческий процесс в силу его общественно-политического значения регулируется конституционными и другими  юридическими нормами. Процесс принятия нормативно правового акта проходит несколько стадий законодательного процесса, от законодательной стадии до обнародования. Нормативно – правовые акты действуют в свою очередь  во времени, в пространстве и по кругу  лиц, тем самым осуществляя свое предназначение.

 

Объектом исследования работы является изучение понятия «нормотворчество», его принципов и видов, исследование стадий законодательного процесса, рассмотрение действий нормативно – правовых актов  во времени, в пространстве и по кругу  лиц

 

Понятие и принципы нормотворчества

Нормотворчество – это деятельность по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.

Нормотворческая деятельность, так или иначе, связана с проявлением  государственной воли. Это положение  многократно доказано мировой историей. Помимо того, что господствующие при  данных отношениях индивиды должны конституировать  свою силу в виде государства, они  обязаны придать своей воле, обусловленной  этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной  воли, в виде закона.

Государственные органы сами принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы. Но иногда право создается по уполномочию  органов государства общественными  организациями (в отечественной  системе), непосредственно в результате прямого правотворчества народа (на вече в средневековом Новгороде) или суда (в англосаксонской правовой системе).

В процессе нормотворчества  реализуются следующие функции: обновление законодательства, т.е. издание  новых нормативно правовых актов; устранение (отмена) устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского  законодательства.

Смысл и значение нормотворчества  состоят в том, чтобы избрать  такой вариант регулирования, юридической  регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и  целям народа и законодателя, способствовал  прогрессу общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения. Главная роль в определении времени принятия, содержания и формы правового решения должна принадлежать правовой науке, которая обладает для этого необходимым научно-познавательным инструментарием.

Нормотворческий процесс основывается на определенных принципах – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность. Основными принципами нормотворчества в нашем государстве выступают следующие. Соблюдение принципов нормотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц.

 

  • Принцип законности.

Она выражается в том, что все  действия субъектов нормотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах и, прежде всего на Конституции. Разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов.

Законность нормотворчества проявляется  также в строгой иерархии принимаемых  нормативно-правовых актов: каждый вновь  принятый акт должен согласовываться  с ранее принятыми либо вносить  в них прямые изменения; акт нижестоящего нормотворчества органа. В неоправданной и незаконной деятельности некоторых субъектов Российской Федерации последнее требование соблюдается далеко не всегда.

  • Научный характер правотворчества.

Этот принцип должен учитываться  на всех этапах подготовки юридических  актов от разработки концепции законопроекта, выяснения потребности в правовом урегулировании каких-либо общественных взаимосвязей (например, через социологические  исследования, наблюдение и анализ) до определения способа и типа правового регулирования и выбора момента принятия нормативного акта (ошибки в этом вопросе чрезвычайно  опасны). Только в этом случае правовые нормы будут научно обоснованными, а потому эффективными.

Требование научности к нормотворчеству  особенно возрастает в наши дни, когда перспективы развития рыночных, национальных государственных, социально-бытовых отношений четко не определены и в правовом урегулировании их приходится идти на ощупь.

Значительно повысило бы научный характер нормотворчества и планирование законодательной работы. Не может  быть научно обоснованным и продуманным  законодательный акт, решение, о  принятии которого созрело скоропалительно, например, при утверждении повестки работы представительного органа.

  • Связь с правоприменительной практикой.

Именно правоприменительная практика дает возможность судить о качестве и эффективности принятых нормативно-правовых актов, информирует о необходимости  их изменения или отмены. Законодатель должен постоянно отслеживать процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.

 

  • Принцип демократизма.

Он проявляется в демократической  процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а так же в широком привлечении  граждан к нормотворческой деятельности. Парламент Российской Федерации, в  отличие от высшего правительственного органа бывшего Союза, стал постоянно  действующим законодательным органом. Иной стала так же процедура разработки и принятия законопроектов: она стала более обстоятельной и гласной.

Наиболее эффективно выявлять истинные стремления и волю народа позволяет  всенародное голосование (референдум) – один из способов придания нормативно-правовому  акту высшей юридической силы. Именно в ходе референдума 12 декабря 1993г. была принята Конституция Российской Федерации.

  • Принцип использования правового опыта

Всякий вновь разрабатываемый  нормативный акт должен опираться  на уже известный положительный  правовой опыт государств и цивилизации  в целом.

В последнее время отечественный  законодатель широко использует мировой  нормотворческий опыт. Здесь достаточно указать на новый Гражданский  кодекс Российской Федерации. В новом  ГК появились институты права, заимствованные в своей сути из опыта более  развитых в правовом отношении государств (институт доверительной собственности, институт банковской гарантии, институт морального ущерба и пр.).

В отдельные периоды развития того или другого государства имели  место отступления от какого-либо принципа, но они не могут поколебать необходимость поиска утверждения  соответствующих начал законодательной  деятельности.

В юридической теории и  практике иногда вопрос о стадиях  процесса правотворчества заменяется вопросом о стадиях законотворчества. При этом рассмотрению подлежат лишь стадии принятия, изменения или отмены конституционных и текущих (обыкновенных) законов. В таком случае речь идет не о процессе правотворчества, а о процессе законотворчества, причем в узком смысле. В данной главе рассматривается правотворческий процесс, т. е процесс принятия, изменения или отмены различных нормативных актов в широком смысле, который включает в себя два этапа:

  • подготовительный этап формирования права;
  • этап непосредственного создания правовых норм.

Данные этапы, в свою очередь, подразделяются на соответствующие  стадии.

Подготовительный этап формирования права подразделяется на следующие  стадии (доофициальные стадии):

  • предварительные работы, включающие в себя: инициативу внесения изменений в законодательство; включение соответствующих изменений в план правоподготовитсльных работ соответствующих субъектов правотворчества; выявление общественной потребности в правовой регламентации соответствующей сферы общественных отношений; принятие решения о подготовке проекта;
  • подготовка первоначального текста проекта;
  • предварительное обсуждение проекта;
  • доработка проекта акта и внесение его на рассмотрение правотворческого органа.

Этап непосредственного  создания правовых норм подразделяется на следующие стадии (официальные  стадии):

  • официальное рассмотрение и принятие проекта акта соответствующим органом с соблюдением необходимых процедур;
  • утверждение (подписание) акта;
  • опубликование акта и доведение его до адресата.

Рассмотрим стадии подготовительного  этапа формирования права.

Предварительные работы начинаются с появления соответствующей инициативы об изменении законодательства. Как правило, эта инициатива возникаете целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования, и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам. В России инициатива может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Инициатива внесения соответствующих изменений в законодательство может исходить и от Президента, Правительства РФ, постоянных комитетов Государственной Думы, отдельных депутатов, других органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы. Наконец, инициативу в подготовке законопроекта могут проявить субъекты Российской Федерации через их высшие органы государственной власти.

Инициатива внесения изменений  в законодательство должна быть соответствующим  образом оформлена и включена в план право- подготовительных работ.

После этого начинается процесс выявления общественной потребности в правовой регламентации соответствующей сферы общественных отношений. Для этого важно получить подробную информацию о действующем законодательстве в данной сфере. В связи с этим важно ответить на вопросы: принимались ли раньше акты по теме предлагаемого проекта; если принимались, то каковы их эффективность и недостатки, каким образом они будут связаны с разрабатываемым проектом; как предлагаемый акт впишется в действующее правовое регулирование; как решаются аналогичные проблемы в зарубежном законодательстве.

Для освещения этих вопросов перед началом разработки проекта  нормативного акта целесообразно подготовить справку о действующем регулировании по соответствующему вопросу. В данной справке должен быть вывод: можно ли ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или необходимо подготовить новый нормативный акт.

При подготовительных работах  важно также определить факторы, способствующие или, наоборот, препятствующие подготовке и принятию того или иного  нормативного правового акта. Для  этого нужно спрогнозировать  позитивные и возможные негативные (побочные) последствия принятия и  реализации нормативного правового  акта.

Информация о работе Нормотворчество