Нормотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Теория государства и права – это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной необходимостью вытекающих из господствующего в обществе способа производства. Предметом теории государства и права является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений. Темой моей курсовой работы является один из предметов, изучаемых теорией государства и права – нормотворчество.

Содержание работы

1) Введение
2) Понятие и принципы нормотворчества
3) Виды нормотворчества
4) Основные Виды Нормотворчества В Рф
a) Местное Нормотворчество
Ведомственное Нормотворчество В Рф
b) Создание Иных Социальных Норм
c) И Их Взаимосвязь С Правом
5)Юридическая техника
6)Заключение
7)Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Нормотворчество.docx

— 72.77 Кб (Скачать файл)

Из этого правила  вытекает другое – нормативный акт не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода, нежели те, которые регулируются данным актом. Например, нормативный акт, устанавливающий нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права. В нем могут содержаться лишь предписания об отмене или изменении норм, составляющих предмет регулирования данного акта.

В нормативном  акте должны быть решены все вопросы, относящиеся к регулированию  данных отношений. Нормативный акт, следовательно, не должен содержать  пробелов.

Акт должен содержать  такие решения вопросов, чтобы  регулирование было однотипным, единообразным. Таким примером могут служить  нормы Особенной части Уголовного кодекса РФ.

В нормативном  акте по возможности следует избегать исключений и отсылок.

Регулирование важных, принципиальных вопросов не должно заслоняться  вопросами второстепенными.

Этому обязана  способствовать определенная структура  нормативного акта, которая строится на логически последовательном изложении  акта, отражающем специфику регулируемых общественных отношений, преследует цель удобства пользования нормативным  актом.

Крупные нормативные  акты могут состоять из двух частей, не считая титула: вводной (или преамбулы) и постановляющей. В преамбуле  указываются причины, поводы, цели издания  нормативного акта. В постановляющей части излагаются нормы права. Постановляющая часть в конце акта может содержать  предписания, определяющие время и  порядок вступления нормативного акта силу, а также предписания, отменяющие действие других актов. Что же касается законов РФ, рассчитанных на длительный срок действия, то обычно порядок введения законов в действие, отмена других актов определяется особым постановлением.

В числе правил, относящихся к структуре нормативного акта, можно назвать следующие:

- нормы более  общего характера должны помещаться  в начале нормативного акта;

- однородные  нормы должны выделяться, излагаться  компактно, без разброса в разных  частях нормативного акта;

- в крупных  нормативных актах должны обособляться  в главы, разделы, части; каждая  глава, раздел, часть должны иметь  название. Например, УК РФ подразделен на Общую и Особенную части, 12 разделов, 34 главы.

Каждая глава  нормативного акта состоит из статей, которые в свою очередь могут  подразделяться на части (пункты, параграфы); нумерация статей должна быть сплошной, т.е. одна нумерация должна идти через  все разделы, части и главы. Нумерация  статей должна быть постоянной, стабильной. В случае внесения дополнений в нормативный  акт эти дополнения или вносятся в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей  главе, ей присваивается номер уже  существующей статьи, но с обозначением ее цифрой, которая ставится рядом  с номером статьи.

Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных  актов). Общее правило изложения  норм права состоит в том, что  их следует излагать кратко, четко  и определенно. За многословием может  потеряться основной смысл нормы. Многословие, расплывчатость могут дать повод  различному толкованию норм права, препятствовать их единообразному применению. Краткость и определенность формулирования достигаются с помощью различных приемов изложения норм права, использования специальных терминов, стандартных языковых оборотов.

Отсюда существуют следующие  требования к языку нормативных  актов:

  • формулировки норм права должны обладать определенной стандартностью, стереотипностью, грамматическим единообразием;
  • терминология нормативных актов должна быть единой. Для этого необходимо один и тот же термин, слово в нормативном акте употреблять в одном и том же значении; одно и то же понятие (явление, предмет) обозначать одним и тем же термином.

Для достижения точности и  определенности терминов, их единообразного понимания могут использоваться легальные дефиниции (дефинитивные нормы), в которых даётся определение  термина, его разъяснение, обязательное для адресатов нормативного акта. Это легальное определение может иногда существенно расходится с обыденным или даже научным определением. Формализация понятий привносит в правовое регулирование большую точность и определенность;

  • в нормативном акте должны использоваться общепризнанные в науке и практике термины. Терминологическое новаторство здесь неуместно, ибо может внести разнобой при токовании и применении норм права. Следовательно, терминология должна быть устойчивой. При специальных нормативных актов (в области санитарии, медицины, ветеринарии, техники безопасности и т.д.) могут использоваться специальные термины. Эти термины должны употребляться в общепризнанном значении для соответствующей отрасли знаний и сферы деятельности;
  • следует избегать употребления иностранных слов, неологизмов, архаизмов, метафорических выражений, афоризмов и т.п., нечетких, двусмысленных, многозначных выражений. Достоинством языка права являются четкость, краткость, определенность, стереотипность, единообразие, доступность для понимания.

Достижению указанных  свойств текстов нормативных  актов способствуют разные способы (приемы) изложения норм права. Они  отличаются по разным признакам.

Во-первых, по форме предложения, в котором выражена норма. Норма права может быть сформулирована в виде нормативного или повествовательного (утвердительного или отрицательного) предложения. С логико-языковой точки зрения норма есть высказывание о должном или возможном поведении её адресатов. В нормативном высказывании всегда наличествуют нормативные термины, “запрещено”, “обязан”, “имеет право” и т.п.

Во многих случаях норма  и формулируется в виде нормативного предложения с использованием указанных  и им подобных терминов. Например, “продавец  вправе”, “должник обязан”, “суд имеет  право”, “следователь обязан” и  т.п. Но довольно часто норма оформляется  в виде повествовательного предложения  без использования нормативных  терминов. Это имеет место, например, в случаях, когда описываемое  действие является одновременно и правом, и обязанностью субъектов. Например, ч. 1 ст. 59 АПК РФ изложена так “Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению”. Более точно это можно изложить с использованием нормативных терминов: “Арбитражный суд вправе и обязан оценивать доказательства” и т.д.

Во-вторых, по степени обобщенности, абстрактности изложения можно выделить абстрактный и казуистический способы изложения. Обобщенный способ изложения сводится к обобщению многих действий к одному., более общему, или абстрактному, понятию без детального описания, без детального перечисления обстоятельств. При казуистическом способе изложения обстоятельства детально (казуистически) перечисляются. Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки. С помощью первого способа достигается краткость, с помощью второго – точность, конкретность изложения.

В-третьих, по степени полноты изложения нормы выделяются прямой, ссылочный, бланкетный способы. При прямом способе все элементы, всё содержание нормы изложены в одной статье. При ссылочном способе вместо первой (гипотезы) или второй части (диспозиции, санкции) сформулирована отсылка к другой статье данного или другого, конкретно указанного, нормативного акта. Бланкетный способ (от франц. “бланк” – чистый, белый) состоит в том, что дается отсылка к определенному роду, виду каких-либо правил. Например, “нарушение правил пожарной безопасности” (ст. 219 УК РФ). Сами правила в этом случае многочисленны, могут изменяться, а бланкетная норма остаться неизменной. С помощью двух последних способов достигается краткость, законодательная экономия. К числу средств юридической техники следует отнести также фикции, презумпции, юридические конструкции.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, выяснив основные принципы и  этапы в теории права и в  современной России, в заключение работы можно подвести некоторые  итоги:

Процесс нормотворчества  может быть сведен к трем основным стадиям. Сначала выделяются отдельные  случаи, способы решения, одним словом - казусы, уже ставшие или только еще становящиеся типичными. Обобщение  типичного, превращение его в  традицию, передаваемую от поколения  к поколению, закрепляется в обычае. Завершает процесс закон - результат  нормотворческой (санкционирующей) деятельности государства. Казус - обычай - закон, - вот  путь, которым шла действительная история права.

Но, создав значительное количество правовых актов, необходимо и качественно  систематизировать, прежде всего, для  удобного их использования и для  эффективности нормотворческой  деятельности, это способствует ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.

Генеральной линией совершенствования  российского законодательства в  будущем следовало бы избрать  курс на постепенное осуществление  его дальнейшей кодификации и  обновления. К такой кодификации  следует стремиться уже сейчас, продолжая  обновлять и укрупняя наше законодательство, создавая крупные кодификационные "блоки", которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение  в качестве составных частей в  будущий кодификационный свод. Текущие  акты уместно составлять так, чтобы  их, по возможности не расчленяя  на части, можно было бы включать в  более крупные кодификационные  подразделения - в кодексы, единые тома свода. Кроме кодификации правотворческая  деятельность в нашей стране будет  направлена на принятие «специального» законодательства. Так, своего времени  ждут ряд специальных законов. Среди  них некоторые ученые выделяют необходимость  принятия специального закона «О Законах», который бы четко определил не только ряд важных понятий о правотворческой  деятельности, но и прекратил многочисленные споры.

Мы выяснили, что нормотворческой  деятельностью занимаются следующие  органы:

- высшие (на уровне федерации и ее субъектов) и местные органы государственной власти и управления;

- непосредственно сам народ, путем проведения референдума

- субъекты федерации;

- высшие судебные органы.

Нельзя не надеяться, что, не зависимо от того, кто отвечает за появление новых нормативно-правовых актов и в какой форме они  принимаются, все они будут отличаться отменным качеством, будут гарантировать  права и свободы граждан нашей  страны и неотступно следовать принципу гуманности и профессионализма.

Что же касается нормотворческой  деятельности судов, то акты судов, как  мы выяснили, так или иначе, восполняют пробелы в праве. И мы считаем, что на данном этапе развития Российского  нормотворчества, до тех пор, пока не будет полностью обновлено Российское законодательство и систематизированы  уже действующие законы, а также  устранены противоречия законодательства (в том числе противоречия федерального законодательства и законодательства субъектов).

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Лазарев В.В. Теория государства и права. – М.: Новый юрист, 2007г.
  2. Теория государства и права./ Под ред. Карельского В.М., Перевалова В.Д. – М.: Инфа - М-Норма, 2007г.
  3. Муромцев Г.И. О некоторых особенностях законотворческой техники и методологии её исследования в современной России // законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей: в 2-х т. / под ред. В.М. Баранова – Н. Новгород, 2008.
  4. Сырых В.М. Теория государства и права, М., “Былина”, 2008 года.
  5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2006.
  6. Черданцев А.Ф. Теория государства и права, М., “ЮРАЙТ”, 2007.
  7. Г.Н. Манов. Теория государства и права. Москва, 2008 г.

1 Лазарев В.В., Гранат Н.Л. Источники права / Общая теория права и государства. Под ред. В.В. Лазарева. М., 2007. С. 143-146

13   Котельникова Е.А., Семенцова И.А., Смоленский М.Б. Административное право.  - Ростов-на-Дону.: Феникс,       2002. С. 271

14  Пиголкин Л.С. Теория государства и права. Учебник, 1980. С. 153

15  Котельникова Е.А., Семенцова И.А., Смоленский М.Б. Административное право. - Ростов-на-Дону.:   Феникс,      2002.  С. 274

17  Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.1996. С. 322

18  Бабаев В.К.  Общая теория права. - Н-н. 1993. С. 188

19  Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.1996. С. 321-322

20  Бабаев В.К.  Общая теория права. - Н-н. 1993. С. 191- 192

21  Бабаев В.К. Общая теория права. - Н-н. 1993 С.1 192

Информация о работе Нормотворчество