Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:52, курсовая работа
Теория государства и права – это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной необходимостью вытекающих из господствующего в обществе способа производства. Предметом теории государства и права является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений. Темой моей курсовой работы является один из предметов, изучаемых теорией государства и права – нормотворчество.
1) Введение
2) Понятие и принципы нормотворчества
3) Виды нормотворчества
4) Основные Виды Нормотворчества В Рф
a) Местное Нормотворчество
Ведомственное Нормотворчество В Рф
b) Создание Иных Социальных Норм
c) И Их Взаимосвязь С Правом
5)Юридическая техника
6)Заключение
7)Список литературы
Этому обязана способствовать определенная структура нормативного акта, которая строится на логически последовательном изложении акта, отражающем специфику регулируемых общественных отношений, преследует цель удобства пользования нормативным актом.
Крупные нормативные акты могут состоять из двух частей, не считая титула: вводной (или преамбулы) и постановляющей. В преамбуле указываются причины, поводы, цели издания нормативного акта. В постановляющей части излагаются нормы права. Постановляющая часть в конце акта может содержать предписания, определяющие время и порядок вступления нормативного акта силу, а также предписания, отменяющие действие других актов. Что же касается законов РФ, рассчитанных на длительный срок действия, то обычно порядок введения законов в действие, отмена других актов определяется особым постановлением.
В числе правил,
относящихся к структуре
- нормы более
общего характера должны
- однородные
нормы должны выделяться, излагаться
компактно, без разброса в
- в крупных
нормативных актах должны
Каждая глава нормативного акта состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы); нумерация статей должна быть сплошной, т.е. одна нумерация должна идти через все разделы, части и главы. Нумерация статей должна быть постоянной, стабильной. В случае внесения дополнений в нормативный акт эти дополнения или вносятся в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей главе, ей присваивается номер уже существующей статьи, но с обозначением ее цифрой, которая ставится рядом с номером статьи.
Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов). Общее правило изложения норм права состоит в том, что их следует излагать кратко, четко и определенно. За многословием может потеряться основной смысл нормы. Многословие, расплывчатость могут дать повод различному толкованию норм права, препятствовать их единообразному применению. Краткость и определенность формулирования достигаются с помощью различных приемов изложения норм права, использования специальных терминов, стандартных языковых оборотов.
Отсюда существуют следующие требования к языку нормативных актов:
Для достижения точности и
определенности терминов, их единообразного
понимания могут использоваться
легальные дефиниции (дефинитивные
нормы), в которых даётся определение
термина, его разъяснение, обязательное
для адресатов нормативного акта.
Это легальное определение
Достижению указанных свойств текстов нормативных актов способствуют разные способы (приемы) изложения норм права. Они отличаются по разным признакам.
Во-первых, по форме предложения, в котором выражена норма. Норма права может быть сформулирована в виде нормативного или повествовательного (утвердительного или отрицательного) предложения. С логико-языковой точки зрения норма есть высказывание о должном или возможном поведении её адресатов. В нормативном высказывании всегда наличествуют нормативные термины, “запрещено”, “обязан”, “имеет право” и т.п.
Во многих случаях норма и формулируется в виде нормативного предложения с использованием указанных и им подобных терминов. Например, “продавец вправе”, “должник обязан”, “суд имеет право”, “следователь обязан” и т.п. Но довольно часто норма оформляется в виде повествовательного предложения без использования нормативных терминов. Это имеет место, например, в случаях, когда описываемое действие является одновременно и правом, и обязанностью субъектов. Например, ч. 1 ст. 59 АПК РФ изложена так “Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению”. Более точно это можно изложить с использованием нормативных терминов: “Арбитражный суд вправе и обязан оценивать доказательства” и т.д.
Во-вторых, по степени обобщенности, абстрактности изложения можно выделить абстрактный и казуистический способы изложения. Обобщенный способ изложения сводится к обобщению многих действий к одному., более общему, или абстрактному, понятию без детального описания, без детального перечисления обстоятельств. При казуистическом способе изложения обстоятельства детально (казуистически) перечисляются. Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки. С помощью первого способа достигается краткость, с помощью второго – точность, конкретность изложения.
В-третьих, по степени полноты изложения нормы выделяются прямой, ссылочный, бланкетный способы. При прямом способе все элементы, всё содержание нормы изложены в одной статье. При ссылочном способе вместо первой (гипотезы) или второй части (диспозиции, санкции) сформулирована отсылка к другой статье данного или другого, конкретно указанного, нормативного акта. Бланкетный способ (от франц. “бланк” – чистый, белый) состоит в том, что дается отсылка к определенному роду, виду каких-либо правил. Например, “нарушение правил пожарной безопасности” (ст. 219 УК РФ). Сами правила в этом случае многочисленны, могут изменяться, а бланкетная норма остаться неизменной. С помощью двух последних способов достигается краткость, законодательная экономия. К числу средств юридической техники следует отнести также фикции, презумпции, юридические конструкции.7
Заключение
Итак, выяснив основные принципы и этапы в теории права и в современной России, в заключение работы можно подвести некоторые итоги:
Процесс нормотворчества может быть сведен к трем основным стадиям. Сначала выделяются отдельные случаи, способы решения, одним словом - казусы, уже ставшие или только еще становящиеся типичными. Обобщение типичного, превращение его в традицию, передаваемую от поколения к поколению, закрепляется в обычае. Завершает процесс закон - результат нормотворческой (санкционирующей) деятельности государства. Казус - обычай - закон, - вот путь, которым шла действительная история права.
Но, создав значительное количество
правовых актов, необходимо и качественно
систематизировать, прежде всего, для
удобного их использования и для
эффективности нормотворческой
деятельности, это способствует ликвидации
пробелов, устарелостей и противоречий
в действующем
Генеральной линией совершенствования
российского законодательства в
будущем следовало бы избрать
курс на постепенное осуществление
его дальнейшей кодификации и
обновления. К такой кодификации
следует стремиться уже сейчас, продолжая
обновлять и укрупняя наше законодательство,
создавая крупные кодификационные
"блоки", которые не только бы отвечали
задачам текущего упорядочения законодательства,
но и были рассчитаны на включение
в качестве составных частей в
будущий кодификационный свод. Текущие
акты уместно составлять так, чтобы
их, по возможности не расчленяя
на части, можно было бы включать в
более крупные кодификационные
подразделения - в кодексы, единые тома
свода. Кроме кодификации
Мы выяснили, что нормотворческой деятельностью занимаются следующие органы:
- высшие (на уровне федерации и ее субъектов) и местные органы государственной власти и управления;
- непосредственно сам народ, путем проведения референдума
- субъекты федерации;
- высшие судебные органы.
Нельзя не надеяться, что,
не зависимо от того, кто отвечает за
появление новых нормативно-
Что же касается нормотворческой
деятельности судов, то акты судов, как
мы выяснили, так или иначе, восполняют
пробелы в праве. И мы считаем,
что на данном этапе развития Российского
нормотворчества, до тех пор, пока не
будет полностью обновлено
Список используемой литературы
1 Лазарев В.В., Гранат Н.Л. Источники права / Общая теория права и государства. Под ред. В.В. Лазарева. М., 2007. С. 143-146
13 Котельникова Е.А., Семенцова И.А., Смоленский М.Б. Административное право. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. С. 271
14 Пиголкин Л.С. Теория государства и права. Учебник, 1980. С. 153
15 Котельникова Е.А., Семенцова И.А., Смоленский М.Б. Административное право. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. С. 274
17 Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.1996. С. 322
18 Бабаев В.К. Общая теория права. - Н-н. 1993. С. 188
19 Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.1996. С. 321-322
20 Бабаев В.К. Общая теория права. - Н-н. 1993. С. 191- 192
21 Бабаев В.К. Общая теория права. - Н-н. 1993 С.1 192