Нормотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Теория государства и права – это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной необходимостью вытекающих из господствующего в обществе способа производства. Предметом теории государства и права является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений. Темой моей курсовой работы является один из предметов, изучаемых теорией государства и права – нормотворчество.

Содержание работы

1) Введение
2) Понятие и принципы нормотворчества
3) Виды нормотворчества
4) Основные Виды Нормотворчества В Рф
a) Местное Нормотворчество
Ведомственное Нормотворчество В Рф
b) Создание Иных Социальных Норм
c) И Их Взаимосвязь С Правом
5)Юридическая техника
6)Заключение
7)Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Нормотворчество.docx

— 72.77 Кб (Скачать файл)

     В Библии, Коране  и других источниках вместе  с собственно религиозными канонами  нашли выражение общечеловеческие  нормы. Такие общечеловеческие  нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В "Моисеевых  законах" установлена обязанность  трудиться в течении шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 году римско-католическая церковь опубликовала кодекс канонического права 19.

         Влияние права на религию   достаточно специфично. Конституция  РФ (ст. 14 ), федеральный закон " О свободе совести" гарантирует свободу совести и вероисповеданий, равноправие концессий возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В Российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. В принятой в России " Декларации прав и свобод человека и гражданина " говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной и атеистической деятельности, каждый в праве исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.

     Теперь рассмотрим соотношение права и обычаев:

     Социальные  действия, поведение людей в обществе  регулируются так же обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся  в общественной практике, вошедшее  в привычку, в результате многократного  применения, установившегося подхода  к оценке определенного образа  отношений, действий человека, коллектива  людей. Обычай представляет собой  привычную для членов общества, группы людей форму социальной  регуляции. 

     Общая схема  влияния права на обычаи таковы: прогрессивные обычаи стимулируются  правом, а те из них, которые  противоречат закону, квалифицируются  как правонарушения. Таковыми,  в частности,  уголовный  закон признает преступле – ния, связанные пережитками местных обычаев (ст. 231 - 235 УК РФ)

     Испытывая  на себе воздействие права,  обычаи в то же время оказывают  влияние на право, При определенных  условиях обычаи признаются в  качестве источников права. В  частности, гражданское право  признает обычаи делового оборота  - правило поведения, сложившееся  и широко применяемое в какой  - либо области предпринимательской  деятельности.

     Нормы права  и обычаи обладают рядом общих  признаков, присущих всем социальным  нормам: являются общими, обязательными  правилами поведения людей, указывая, какими должны или могут быть  человеческие поступки. Вместе с  тем обычаи и нормы права  отличаются друг от друга по  происхождению, по форме выражения,  по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением  человеческого общества, то нормы  права существуют в государственно-организационном   обществе; если обычаи не закрепляются  в социальных актах, а содержатся  в сознании людей, то нормы  права существуют в определенных  формах; если обычаи обеспечиваются  силой общественного мнения, то  нормы права могут реализовываться  и с учетом возможности государственного  принуждения.

     Важность обычаев  и их роль в жизни общества  выражается, прежде всего, в том,  что обычаи вместе с другими  неправовыми актами - регуляторами общественных отношений действуют как самостоятельные, причем весьма эффективные средства воздействия на поведение людей и на возникающие между ними отношения.

     Таким образом,  независимо от формы и содержания, а так же особенностей реализации  обычаев, независимо от того, как  они осуществляются сами по  себе или во взаимосвязи или  взаимодействии с правом, каждый  обычай выполняет в обществе  весьма значительную регулятивную  и воспитательную роль. Каждый  обычай при этом выступает  как неразрывная составная часть  единой системы обычаев, всех  социальных норм, существующих и  функционирующих в обществе на  том или ином этапе его развития.

     Далее проследим соотношение права и морали:

 Как форма общественного сознания, система отношений и норм, мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытно- общественном строе.

     Мораль имеет  внутренний и внешний аспекты.  Первый  выражает глубину осознания  индивидом своего собственного  Я, т. е. общественного долга,  ответственности, меру духовности. Второй аспект - конкретные формы  проявления указанных качеств.  Эти два аспекта тесно взаимосвязаны. "Каков человек внешне, то есть в своих действиях, таков он и внутренне " 20.

     Связь между  правом и моралью обусловлена  той ролью, которую мораль занимает  в системе нормативного регулирования.  Наряду с правом мораль доминирует  в этой системе. Нужно добавить, что, действуя зачастую в одних  и тех же сферах, мораль и  право остаются самостоятельными  суверенными нормативно-регулятивными  образованьями. 

     Единство же  права и морали выражается  в том, что они имеют следующие сходные черты:

     а)  право и мораль являются надстроечными категориями, обусловленными факторами и причинами, что делает их социально однотипными.

     б) право  и мораль имеют один и тот  же объект регулирования - существующие  общественные отношения.

    в) право и  мораль определяют границы должных  и возможных поступков субъектов,  служа средством гармонизации  личных и общественных потребностей.

    г)    право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей 21.

    Однако наряду  с рассмотренными общими чертами  право и мораль имеют и существенные различия, обладают спецификой. Отличительные особенности рассматриваемых явлений заключаются в следующем:

     1. Право и  мораль различаются, прежде всего,  по способам их установления.

     2. Право и  мораль различаются по методам  их обеспечения.

     3. Право и  мораль различаются по форме  выражения, фиксации. Если правовые  нормы закрепляются в специальных  юридических актах государства,  то нравственные нормы не имеют  подобных форм выражения. 22

     4. Право и  мораль различаются по характеру  и порядку ответственности за   их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, а при нарушении норм морали - выговор, замечание, исключение из общественной организации и т.п.).

     Необходимо  так же отметить, что право  и мораль постоянно оказывают  взаимное влияние друг на друга 23.

     Право и  мораль - не антиподы, а соперники,  они по - разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и взаимопереходы. На этой почве случаются и "лобовые столкновения", так как мораль требует от человека больше, чем право, судит строже. Таким образом, мыслимы ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль "запрещает" и, наоборот, закон "запрещает", а мораль "разрешает" 24.

     Теперь оценим соотношение права и  корпоративных норм:

     В целях  организации своей деятельности, успешного решения внутренних  задач общественные организации  создают корпоративные нормы,  являющиеся нормами общественных  организаций. Специфическая их  особенность состоит в том,  что их действие ограничено  пределами той или иной общественной  организации и вследствие этого,  носит локальный характер.

     Нормы общественных  организаций правового характера  могут содержаться в совместных  актах государственных органов  и общественных организаций, но  приобретают при этом в большей  степени значение правового акта, так как исходят в основном  от государства. 

     Из вышесказанного  можно сделать вывод, что корпоративные  нормы в значительной мере  схожи с правовыми. Положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.), федеральном законе " Об общественных объединениях " и других законодательных актах, определяют сферу действия корпоративных норм, их гарантируемость. В частности, закон предусматривает, что несоблюдение уставных норм либо осуществление объединением деятельности, противоречащей нормам устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации общественного объединения 25.

     Далее попробуем  соотнести право и социально-технические нормы:

     Наряду с  социальными  нормами в обществе  существуют и действуют социально-технические  нормы. По мнению профессора  М.Н. Марченко, закрепление технической,  технологической, экологической,  санитарно гигиенической нормы  в юридическом акте не изменяет  его природу, не делает техническую  норму социальной. Конечно, это  не отвергает социальную значимость  или, так сказать, " социальную  включенность " этой нормы 26.    

      Технические  нормы в своей сути определяют " наиболее рациональные методы, приемы, средства обращения с  естественными и искусственными  объектами, в том числе последовательность и содержание технологических норм " 27.

      Научно-технические,  технологические нормы, получившие  положительную социальную оценку, в определенном порядке закрепляются  в юридических актах и обретают  значение государственного стандарта.  Стандарт - это нормативная характеристика материала, его качества, утвержденная компетентным государствен -ным органом и выражается в юридическом акте. Техническое правило, облеченное в правовую форму, не теряя своего технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы, становятся технико-юридической нормой.

     Разумеется, технические  нормы не могут существовать  изолированно, в отрыве от социальных  норм.    

4. Юридическая  техника

В Российской Федерации сложившаяся  практика юридической техники обладает некоторыми особенностями, которые  автор попытается продемонстрировать в настоящей главе исследования.

Юридическая техника – это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета.

Различаются следующие виды юридической техники: законодательная (правотворческая) техника, техника систематизации нормативных актов, техника учета нормативных актов, техника индивидуальных актов. Целью юридической техники являются рационализирование юридической деятельности, достижение ясности, простоты, краткости, определенной стандартности, единообразия (унифицированности) юридических документов. Законодательная (нормотворческая) техника - это совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформления нормативных актов. Законодательная техника имеет две основные цели. Во-первых, рационально, адекватно урегулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в то время достаточно кратко, экономично, в определенной мере единообразно, стандартно. Многословие, расплывчатость формулировок, недостаточная четкость, пробельность снижают эффективность правового регулирования. Другая цель нормотворческой техники ориентирована на субъектов – адресатов нормативных актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно их прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами. Правила законодательной (нормотворческой) техники можно подразделять на три вида:

    1. Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов. Каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты, которые отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, придавали бы ему официальность.

Каждый нормативный акт  должен иметь название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и  т.д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его  содержание, предмет регулирования. Далее, нормативный акт должен содержать дату и место его принятия, а для более рационального учета нормативных актов и его номер. Такие реквизиты нормативного акта, как его название(по виду и содержанию), дата, орган и место принятия, взятые вместе, составляют так называемый титул нормативного акта. Обязательным реквизитом является подпись соответствующего должностного лица.6

2. Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта. Нормативный акт должен иметь определенный предмет регулирования и быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа. Отношения, составляющие предмет регулирования разных отраслей права, должны регулироваться особыми актами.

Информация о работе Нормотворчество