Нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование нормы права, определить ее понятие, структуру и виды.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть понятие нормы права
2. осветить важнейшие признаки правовой нормы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ НОРМ ПРАВА
1.1. Понятие и признаки норм права 4
1.2. Виды норм права 14
ГЛАВА II СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ
2.1. Понятие структуры правовой нормы 26
2.2. Гипотеза 29
2.3. Диспозиция 32
2.4. Санкция 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ НОРМЫ ПРАВА. I КУРС.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Особое место в правовой системе занимают запретительные нормы, то есть нормы, которые запрещают  совершать определенные действия (например, злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия)20. Прообразом таких норм до возникновения права были табу первобытного общества. К запретительным нормам относятся все нормы уголовного права, значительная часть норм административного права21. Содержатся такие нормы и в других отраслях права.

Например, в конституционном  праве России имеются нормы, которые  запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13 Конституции Российской Федерации).

В отличие от управомочивающих и обязывающих норм  запреты безусловны, так как право определяет не условия их реализации, а, наоборот, исключения, когда разрешается нарушение правового запрета (крайняя необходимость, необходимая оборона). В правовом статусе гражданина запрету соответствует не праводееспособность, а деликтоспособность (признанная законом способность нести ответственность за правонарушения, вменяемость). При нарушении запретов их санкции реализуются только через правоотношения; но сам запрет действует вне правоотношений; из него проистекает не  обязанность, а запрещенность.

В теории права и в  ряде отраслевых наук давно ведется  спор о том, означает ли установление правового запрета возложение на всех граждан юридической обязанности  не  совершать деяний того самого рода и вида, который описан соответствующей нормой. Попытка связать действие запретов с возникновением конкретных прав и обязанностей была сделана Н.Г. Александровым, который разработал концепцию «эвентуальных правоотношений», согласно которой обязанность воздержаться от совершения запрещенных действий устанавливается лишь на случай возникновения той ситуации, при которой может быть нарушен запрет22. Эта концепция не нашла поддержки; ее критики утверждали, что уголовный закон и другие запретительные нормы прямо возлагают на граждан и должностных лиц соответствующие обязанности23.

Существенно важно и  то, что для соблюдения большинства  запретов от многих людей не требуется  никаких специальных волевых  усилий. Большая часть членов общества соблюдает многие запреты, даже не зная об их существовании. Хотя многие запреты адресованы всем и каждому, по существу они обращены к тем лицам, которые склонны к совершению противоправных действий. Социальное назначение запретов в том и состоит, чтобы либо сдержать этих лиц угрозой наказания, либо, в случае нарушения запрета, подвергнуть наказанию или взысканию в пределах санкции нарушенной нормы.

Деление норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие предопределяет их формулировку в нормативных актах. Хотя многие нормы могут быть сформулированы любым способом, их содержание предопределяет изложение указанием только на право, на обязанность либо на запрет. Так права автора или собственника не могут быть определены только через обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения этих прав или, тем более только указанием на запрет нарушать эти права; для определения обязанностей служащего недостаточно указать лишь на право руководителей требовать исполнения этих обязанностей либо на запрещение служащему эти обязанности нарушать; наконец, запрет общественно опасных и вредных деяний не может быть определен только как право государственных органов, должностных лиц и граждан противодействовать этим деяниям, бороться с ними.

Классификация правовых норм проводится и в зависимости от характера актов, в которых содержатся нормы права. По этому основанию различают нормы права, которые содержаться в законах и подзаконных актах (постановлениях правительства, приказах министров и так далее). В свою очередь, нормы, содержащиеся в законах, подразделяются на нормы конституционных и нормы текущих (обычных) законов. Такая классификация, которая определяет место и роль каждой нормы в общей системе правовых норм и их иерархию, имеет огромное значение для поддержания принципа законности и конституционности.

Режим законности и конституционности  неизбежно предполагает не только строгое  и неуклонное соблюдение предписаний  правовых норм, но и строгое соответствие их самих друг другу. А именно: норм, содержащихся в подзаконных актах, нормам законов, норм текущих законов нормам конституционных законов.

Важное значение имеет  классификация правовых норм по времени  и месту их действия, а также  по кругу лиц, на которых распространяется действие норм права. От их правильного решения довольно часто зависит, какой закон – новый или старый – будет применяться к конкретным отношениям, как будут осуществляться его предписания. От этого нередко зависит, какие обязанности и права будут иметь стороны в правоотношениях, сроки их осуществления и многое другое24.

В зависимости от времени  действия нормы права подразделяются на:

-нормы постоянного действия, или обычные нормы, которые действуют до их отмены в установленном порядке;

-нормы временного действия, в  которых указывается срок, по истечению которого они теряют юридическую силу).

При исследовании действия нормы во времени важно различать два  обстоятельства: время, в течение  которого норма находится в силе (сроки ее календарного действия); пределы  ее действия во времени, то есть на какие  факты, отношения она распространяется25.

По месту действия нормы делятся на те, которые распространяются на всю территорию страны, и действующие  на части территории государства. В России эти нормы, действующие на всей территории Федерации, нормы, действующие на территории ее субъектов, нормы местного значения (в пределах определенной административно – территориальной единицы или региона).

Нормы права подразделяются по кругу лиц, на которых распространяется действие норм права, они подразделяются на:

-общие нормы права

-специальные нормы права.

Первые охватывают собой  всех лиц, проживающих на территории государства. Регулятивное воздействие вторых распространяется лишь на определенную категорию субъектов права, например на ветеранов, военнослужащих, пенсионеров.

Широко распространена в научной литературе классификация норм права в зависимости от характера составных элементов их структуры – гипотезы, диспозиции и санкции. 

В зависимости от особенностей гипотезы различают нормы определенные и относительно определенные.

Определенная гипотеза характеризуется четкостью и ясностью обстоятельств, которые необходимы для осуществления содержащихся в правовой норме предписаний.

Относительно определенная гипотеза не содержит в себе четких указаний на обстоятельства, при которых начинает действовать норма права. Она называет лишь общие условия действия нормы. Конкретные же обстоятельства в каждом конкретном случае определяются уполномоченным государственным органом – субъектом правоприменения.

По характеру и степени  определенности диспозиции правовые нормы классифицируются на абсолютно определенные, относительно определенные и бланкетные нормы.

Нормы с абсолютно  определенной диспозицией отличаются тем, что вполне определенно, исчерпывающе устанавливают права и обязанности  сторон – субъектов правоотношений. В качестве примера можно привести статью 393 часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающую, что «должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства».

Особенностью норм с  относительно определенной диспозицией  является то, что они, закрепляя права  и обязанности сторон, в то же время предоставляют им возможность  в рамках действующего права проявлять  свою собственную инициативу. Одним  из многочисленных примеров может служить статья 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускающая, наряду с установленными этим же законом способами защиты гражданских прав (статья 12), различные способы их самозащиты при условии, однако, что они «должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения».

Бланкетные нормы отличаются от других правовых норм тем, что они  устанавливают правила поведения  лишь в самой общей форме, никак  не конкретизируя их. Что же касается конкретизации этих правил, то она содержится в специальных нормативно-правовых актах, существующих отдельно от бланкетных норм. На них указывается в рассматриваемых нормах.

Примерами бланкетных норм могут служить нормы, предусматривающие  юридическую ответственность за нарушение Правил техники безопасности, Правил дорожного движения, всевозможных ГОСТов. В них закреплено лишь то, что за нарушение этих правил и ГОСТов наступает определенный вид ответственности, тогда как сами правила и ГОСТы излагаются в специальных актах.

В зависимости от характера  и степени определенности, предусмотренных в норме санкции, нормы права подразделяются на:

-нормы с абсолютно определенными санкциями;

-относительно определенными  санкциями;

-альтернативными санкциями;

-кумулятивными санкциями.

В нормах права с абсолютно определенными  санкциями содержатся точные указания на то, какие меры наказания должны быть применены к правонарушителям. Это могут быть меры уголовно-правового  воздействия (например, тюремное заключение), гражданско-правовые меры (неустойка, возмещение убытков и прочие), административно-правовые (например, административный штраф, административный арест). Общим для них являются точность и строгая определенность вида и меры наказания.

Нормы с относительно определенными  санкциями предполагают применение за допущенные правонарушения различных мер государственного воздействия с учетом тяжести  совершенного деяния, личности правонарушителя и других обстоятельств. Довольно типично для таких норм указание на минимальные и максимальные меры государственного воздействия (например, лишение свободы от одного года до трех лет) или указание на возможность применения одного из нескольких видов наказания (например, лишение свободы на определенный срок или же исправительные работы).

Альтернативные санкции  характеризуются тем, что предоставляют  государственным органам и должностным  лицам в процессе их правоприменительной  деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер  государственного принуждения. Выбор  той или иной меры в каждом случае обусловливается конкретными обстоятельствами, касающимися данного дела.

Особенностью норм с  кумулятивными санкциями является то, что они предлагают применение к правонарушителям наряду с основными  мерами наказания дополнительных мер.

В зависимости от содержания, целевого назначения и характера изложения26 нормы права подразделяются на:

1) нормы-принципы, закрепляющие  установочные по своей сути  положения, которые лежат в  основе организации и деятельности  государственных органов и других  субъектов права. К таковым относятся, например, нормы, содержащиеся  в Федеральных конституционных законах о Конституционном Суде или о Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, где закрепляются принципы независимости судей, подчинения их только закону и другие.

2) нормы-определения (дефиниции), которые могут как содержаться  в различных статьях того или  иного нормативного акта, так  и составлять отдельную статью.

3) нормы-цели, закрепляющие цели и задачи, на достижение которых должна  быть направлена деятельность, как государственных органов, так и всего государства. К такого рода нормам можно отнести, в частности, статью 7 Конституции Российской Федерации, указывающую на целевое направление деятельности Российской Федерации как социального государства; статья 40, предписывающая органам государственной власти и местного самоуправления поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище.

4) нормы-расчеты, содержащие  в себе количественные или  качественные показатели деятельности государственных органов или организаций. Типичным примером может служить закон о бюджете на тот или иной год. В нем содержатся статьи – показатели доходов и расходов, предельный размер дефицита бюджета и так далее.

Существуют и иные классификации норм права, которые не имеют принципиального значения.

Помимо общепринятой классификации норм права их можно  подразделить и по иному,  нетрадиционному  для юридической науки критерию. А именно – в зависимости от принадлежности тех или иных юридических  норм к публичному или частному праву.

Такое деление, обозначившееся еще в римском праве, более  всего связано с различием  норм, выражающих интересы отдельных  лиц и их объединений (сфера отношений  гражданского общества), и норм, регулирующих деятельность государства, его органов и должностных лиц (сфера отношений власти, управления, правосудия).

Публичное право, по определению  Ю.А. Тихомирова, есть своего рода функционально-структурная  подсистема права, выражающая государственные, межгосударственные и общественные отношения27. Однако мы не совсем согласны, так как в публичном праве субъектами правоотношения являются только государства, и основным институтом права является нормативный договор. Публичное право, поясняется в Юридическом энциклопедическом словаре, выступает как совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес господствующего класса, трактуемый как общегосударственный интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса индивидуального собственника28. Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное, административное, муниципальное, уголовное и другие. Нормы, составляющие содержание данных отраслей права, и являются нормами публичного права.

Информация о работе Нормы права